Статья опубликована в рамках: CCI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 28 ноября 2024 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ
THE PROBLEM OF PRESERVING THE CULTURAL IDENTITY OF THE MODERN RUSSIAN PROVINCE
Elena Galanova
master's student, Department of Sociology, Ethnography and Sociometry, Russian State Social University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются феномены провинции и провинциальной культуры, выделяются их характерные черты. Несмотря на существование определенных критериев, позволяющих отнести принадлежность культурных явлений к провинциальной категории, провинциальная культура не является статичной. Она подвержена влиянию внешних факторов, что может привести к как положительным, так и отрицательным последствиям.
ABSTRACT
The article examines the phenomena of the province and provincial culture, highlights their characteristic features. Despite the existence of certain criteria that make it possible to classify cultural phenomena as belonging to a provincial category, provincial culture is not static. It is subject to the influence of external factors, which can lead to both positive and negative consequences.
Ключевые слова: провинция, ойкумена, провинциальная культура, культурная идентичность, миграция, культурная память, ментальность.
Keywords: province, ecumene, provincial culture, cultural identity, migration, cultural memory, mentality.
Обращаясь к феномену провинции как предмету исследования в рамках социологической дисциплины, стоит отметить неоднозначность интерпретации данного термина. Несмотря на его исторически обусловленный образ, элементы которого укоренились в сознании населения преимущественно путём отражения в массовой культуре, унитарное определение в гуманитарном тезаурусе отсутствует. Для конкретизации интерпретирования и выделения провинции как значимого элемента для русской культуры предложено истолковать данный специфический феномен как «ойкумена русской провинции» [1, с. 127]. В данном толковании провинция представляет собой обособленную территорию, обладающая определёнными кодами и специфическими чертами, к которым относится провинциальная культура.
Специфическими особенностями провинциальной культуры, отличающими её от культуры мегаполисов, являются такие черты как: тесная связь природного и культурного пространств, многообразие связей с этническими традициями, включенность культуротворчества в повседневность провинциальной жизни, близость к земле, размеренный ритм жизни, непосредственная близость и частота контактов в сфере личного взаимодействия, консерватизм, традиционализм [3, с. 145]. Таким образом, существуя в ограниченных условиях ойкумены, провинциальная культура представляет собой локализированную форму бытия, которая обладает рядом уникальных признаков, но при этом является частью общенациональной культуры. Такая двойственная природа провинциальной культуры является фактором для влияния на неё сил извне, что влечет за собой определенные последствия. К позитивным последствиям можно отнести экономический рост провинции за счет производства сувенирной продукции, символизирующей главные культурные элементы, и их дальнейшее распространение за пределы ойкумены. В данном случае это повышает уровень информированности городского и столичного населения о чертах конкретной провинции, что увеличивает её туристический потенциал.
С другой стороны, самобытный образ провинции, отличный от городской жизни, и «открытые границы» провинциальной местности могут привести к массовой миграции городского населения, что приводит к культурной диффузии. Возникает риск формирования социальной напряжённости среди представителей разных культур. В таких условиях появляется такая тенденция как изменение культурной памяти провинции.
Чёткую интерпретацию культурной памяти, актуальную на сегодняшний день, дала Астрид Эрл в 2009 году. Под культурной памятью она понимала разнообразие элементов культуры, образ которых закрепился в массовом сознании, обозначив ценностные ориентиры и способы их воспроизведения в современном социокультурном контексте [5, с. 1-2]. Для изучения проблематики сохранения культурной идентичности провинции, в 2017 году в Липецке было проведено социологическое исследование на предмет выявления готовности жителей типичного российского города к культурной диффузии под влиянием миграционных процессов [2, с. 96]. Результаты проведённого анализа показали, что среди коренного провинциального населения существует тенденция недоверия к «чужой» культуре, которую привозят с собой мигранты: консервативность взглядов характеризуется замкнутым образом мышления, которое опосредовано ментальностью провинциального пространства. В данном контексте феномен ментальности состоит не только её соотношении с массовым и индивидуальным сознанием, но и с её представлением их глубинных элементов, таких как ценности и стереотипы.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что вопросы формирования, развития и сохранения региональной культурной идентичности в условиях современности являются актуальными для изучения в рамках, в том числе, социологической дисциплины. Стоит отметить, что сохранение культурной идентичности во многом зависит от разных поколений, представляющих ту или иную провинцию. Самоидентификация индивида в повседневной жизни региона – это естественный процесс органического внешнего происхождения, сопровождающийся растущим историческим самосознанием народа и его возвращением к духовным корням [4, с. 181]. Целью для нового поколения являются сохранение исторического опыта и преемственность традициям, которые представляют собой уникальную духовную систему. Для достижения данной цели необходима капитальная государственная программа, направленная на привлечение местного населения, а также населения городов и столицы, к созданию сообществ, чьей задачей будет являться поддержка и продвижение местных объектов культурного значения (памятники, храмы, музеи и т.д.).
Такая деятельность с привлечением молодого поколения создаёт не только условия для реализации индивидом самого себя через взаимодействие с культурными элементами провинциальной местности, в которой он живёт, но и даёт шанс провинциальной культуре не утратить своей уникальности в условиях преобладающей над ней культурной столичной жизни. В данном ключе поддержка культурной идентичности происходит через психологические ориентиры: участники движения чувствуют свою причастность к местному сообществу, что больше не будет восприниматься ими как нечто чужое.
При соблюдении данных условий, провинциальная культура и провинция в целом перестанут восприниматься в обществе как отсталый и несовершенный элемент, нуждающийся либо в искоренении, либо в приведении к унифицированному образу с культурой столицы.
Список литературы:
- Летина Н. Н. Культурные коды русской провинции [Электронный ресурс] // Человек. Культура. Образование. 2020. №4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-kody-russkoy-provintsii (дата обращения: 18.11.2024).
- Линченко А. А., Благинин В. С., Батищев Р. Ю. Культурная память населения российской провинции в ситуации миграционных вызовов (на примере г. Липецка) [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования Центральной России. 2018. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-pamyat-naseleniya-rossiyskoy-provintsii-v-situatsii-migratsionnyh-vyzovov-na-primere-g-lipetska (дата обращения: 18.11.2024).
- Мухамеджанова Н. М. Феномен провинции и провинциальной культуры в социокультурном измерении [Электронный ресурс] // Манускрипт. 2017. №7 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-provintsii-i-provintsialnoy-kultury-v-sotsiokulturnom-izmerenii (дата обращения: 18.11.2024).
- Романова Н. В. Формирование культурной идентичности территории российской провинции (на примере города Муром) [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. 2023. №4 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturnoy-identichnosti-territorii-rossiyskoy-provintsii-na-primere-goroda-murom (дата обращения: 25.11.2024).
- Erll A., Rigny A. Introduction: Cultural Memory and its Dynamics // Mediation, remediation, and the dynamics of cultural memory / edited by Astrid Erll, Ann Rigney. – Berlin, N.Y.: Walter de Gruyter, 2009.
дипломов
Оставить комментарий