Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2024 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Травкина А.М. НОСТАЛЬГИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНД: РОЛЬ РЕТРОСПЕКТИВНЫХ МЕДИАПРОЕКТОВ В СОЗДАНИИ ОЩУЩЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(199). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/21(199).pdf (дата обращения: 27.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НОСТАЛЬГИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНД: РОЛЬ РЕТРОСПЕКТИВНЫХ МЕДИАПРОЕКТОВ В СОЗДАНИИ ОЩУЩЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ

Травкина Арина Михайловна

студент, факультета креативных индустрий, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики",

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу ностальгии как культурного феномена в российском кинематографе, а также её роли в создании чувства стабильности и культурной идентичности среди зрителей. В условиях социальной и экономической нестабильности ностальгические медиапроекты, особенно адаптации русских сказок и советских мультфильмов, выполняют важную социальную функцию, способствуя укреплению патриотических настроений и психологическому комфорту аудитории. На основе анализа популярных фильмов, таких как «Чебурашка», «Последний богатырь» и «Финист. Первый богатырь», исследуются причины популярности ностальгии, её маркетинговая ценность и культурная значимость для российского общества. Выводы подчеркивают, что ностальгические проекты в кино не только обеспечивают эмоциональную связь с прошлым, но и укрепляют национальные ценности и межпоколенческое взаимодействие.

 

Ключевые слова: ностальгия, российский кинематограф, культурная идентичность, русские сказки, социальная стабильность, патриотизм, маркетинг, медиа.

 

Введение

В условиях современных экономических, политических и социальных кризисов культурное пространство России всё чаще обращается к ностальгии, которая выражается через адаптацию советских сказок и фильмов. Ностальгия, которая прежде считалась лишь индивидуальным чувством, становится важным механизмом общественной самоидентификации и социального комфорта. Спрос на ретро-образы особенно усилился на фоне ограничений, связанных с уходом зарубежных кинопроизводителей и снижением доступности зарубежного контента. Российская киноиндустрия, ориентируясь на знакомые образы и сюжеты, создает уникальные продукты, отвечающие на потребности аудитории в стабильности и безопасности. Актуальность исследования ностальгии как тренда заключается в её важной роли в современной культуре и значении для формирования культурного ландшафта.

Ностальгия как культурный феномен и её влияние на зрителя

Ностальгия в культуре служит своеобразным «якорем», связывающим разные поколения через общий опыт прошлого. Важность этого феномена усиливается в условиях неопределённости и глобальной нестабильности, когда общество ощущает потребность в привязанности к «проверенным» символам и идеалам. Обращение к знакомым сказочным и советским персонажам становится способом создания безопасного пространства, где зрители могут временно отвлечься от современной действительности.

Примером таких проектов стали фильмы «Чебурашка» и «Конек-Горбунок», которые апеллируют к образам, хорошо известным каждому с детства. «Чебурашка» собрал рекордные 7 миллиардов рублей, подтверждая успех стратегии обращения к знакомым символам. Секрет популярности таких фильмов заключается в создании у зрителей позитивного эмоционального отклика, основанного на воспоминаниях о детских годах, что не требует от них адаптации к новым историям и образам. С психологической точки зрения, ностальгия снижает уровень тревожности и усиливает чувство безопасности, ведь знакомые образы дают зрителю ощущение стабильности и принадлежности.

Причины популярности ностальгических медиапроектов

Тренд на ностальгию не только отражает потребность аудитории в эмоциональной связи с прошлым, но и поддерживается определенными социально-политическими и экономическими условиями. С одной стороны, уход иностранных кинокомпаний с российского рынка вызвал пробел в предложении кино, ориентированного на широкий круг зрителей, в частности на семейный просмотр. Эта ниша оказалась заполненной именно отечественными фильмами, основанными на сказочных сюжетах. Примером является трилогия «Последний богатырь», выпущенная российским отделением Disney и основанная на русских народных сказках, которая собрала миллиарды рублей, принеся индустрии значительный доход. Успех подобных фильмов свидетельствует о том, что зрители готовы поддерживать «своё», особенно если это вызывает ассоциации с национальной идентичностью и детскими воспоминаниями.

Другой причиной роста интереса к ностальгии является смена повестки на поддержание и укрепление культурного наследия в условиях ограниченного культурного обмена с Западом. Современные российские продюсеры видят в ностальгических проектах возможность не только коммерчески успешных релизов, но и способствование социальной сплочённости и патриотическому настрою. Как отмечает режиссёр фильма «По щучьему велению» Александр Войтинский, создание фильмов по сказкам стало результатом спроса на «вечные ценности» и отказа от «острых» тем, связанных с современными кризисами.

Социальная функция сказочных адаптаций как инструмента культурной идентичности

Современные сказочные адаптации в российском кино выполняют важную социальную функцию, создавая альтернативное пространство, где зрители могут отвлечься от сложностей реальной жизни. Проекты, такие как «Сказка о царе Салтане», «Финист. Первый богатырь» и «Баба-яга спасает Новый год», отражают не только наследие национальной культуры, но и стремление вернуть зрителю веру в добро и справедливость. Такие фильмы воспроизводят модели поведения, ориентированные на стойкость, доброту, готовность к самопожертвованию, что является важными аспектами национальной идентичности.

Сказки, в отличие от многих современных фильмов, позволяют обществу восстанавливать моральные ориентиры, отсылая к архетипам народных героев и их приключений. Как отмечает продюсер фильма «Баба-яга спасает мир» Сергей Сельянов, сказочные сюжеты интересны зрителям тем, что обращаются к образам, знакомым и детям, и взрослым. Для зрителей среднего возраста эти истории являются возможностью освежить в памяти любимые детские образы, а для молодёжи они предоставляют базовые представления о русских сказочных традициях, что объединяет поколение и даёт молодёжи культурные ориентиры, основанные на национальном наследии.

Маркетинговые аспекты ностальгии и ретроспективных медиа

Спрос на ностальгические сюжеты становится выгодной маркетинговой стратегией в условиях сокращения количества зарубежного контента на рынке. Использование образов, которые уже имеют широкую известность, значительно снижает маркетинговые риски и упрощает продвижение таких фильмов. Например, адаптация классического мультфильма «Бременские музыканты» привлекла внимание всех возрастных групп, обеспечив фильму успешный старт. Выбор знакомых героев гарантирует, что киноманы и семейные аудитории будут заинтересованы в просмотре фильмов, создавая таким образом положительный коммерческий эффект для продюсеров и дистрибьюторов.

Помимо «Бременских музыкантов», студии активно продвигают фильмы по народным сказкам, таким как «Домовенок Кузя» и «Волшебник Изумрудного города», апеллируя к темам детства и знакомым историям. Ориентир на узнаваемость и семейные ценности позволяет этим проектам укреплять культурную связь между поколениями и одновременно решать бизнес-задачи, так как фильмы имеют высокие шансы на сборы в прокате.

Сказочные проекты как средство побега от «жестокой» реальности

В условиях тревожного и нестабильного времени сказочные адаптации дают возможность зрителю временно «выйти» из реальности и вернуться в атмосферу детства, где добро всегда побеждает зло, а сказочные герои защищают справедливость и идеалы. В условиях сложной международной обстановки, нестабильной экономики и неопределённости многие зрители стремятся к кино, которое возвращает их в более «простые» времена и помогает справиться с тревогой за будущее.

Фильмы, такие как «Стальное сердце», где знакомый Илья Муромец предстает в новом образе, добавляют современности традиционным персонажам, создавая образы, близкие современной аудитории. В этих фильмах за счет историй о сказочных героях, зрители могут воображать, что существует мир, где сила и добро всегда побеждают зло. Эта концепция усиливает позитивное восприятие таких фильмов, поддерживая доверие зрителя к этим персонажам и создавая символическую «зону безопасности».

Заключение

Таким образом, ностальгия как тренд в российском кинематографе выполняет важные культурные, социальные и психологические функции. Она помогает зрителям ощутить стабильность, сформировать и сохранить чувство национальной идентичности, создавая связь между поколениями. Сказочные адаптации служат инструментом не только для привлечения аудитории, но и для укрепления моральных и культурных ценностей, что делает их важной составляющей национальной кинополитики в современных условиях. Российский кинематограф, развивая ностальгические сюжеты, не только поддерживает аудиторию в поиске эмоциональной безопасности, но и даёт основу для дальнейшего развития культурных и патриотических настроений общества.

 

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 320 с.
  2. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: Ээсти раамат, 1973. – 293 с.
  3. Пропп В. Я. Морфология сказки. – Л.: Издательство Академии наук СССР, 1928. – 160 с.
  4. Гречаная И. В. Феномен ностальгии в современной культуре: культурологический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Искусствоведение. 2016. № 3. С. 134–141.
  5. Иванов А. Ностальгия и национальная идентичность: русская культура и мифология. – М.: Высшая школа, 2015. – 284 с.
  6. Коршунов В. В. Возвращение к истокам: роль русских сказок в современном кинематографе // Искусство кино. 2023. № 2. С. 78–85.
  7. Назарова К. И. Социальные аспекты семейного кино: почему ностальгия важна в российском кинематографе // Кинематографические исследования. 2022. Т. 5. № 1. С. 45–59.
  8. Петров В. И. Русская сказка как культурный феномен: от фольклора до современного кино // Вопросы культурологии. 2021. № 12. С. 98–103.
  9. Сельянов С. В. Сказки и фольклор в российском кинематографе: актуальность ностальгии и культурная идентичность // Культура и искусство. 2020. Т. 12. № 3. С. 150–156.
  10. Хренов Н. А. Культурная идентичность и патриотизм: роль кино в формировании национального самосознания // Искусствоведение. 2019. № 8. С. 200–213.
  11. Сказочный бум в российской киноиндустрии. В чем его причины и что мы будем смотреть? URL: https://www.kinopoisk.ru/media/news/4009710/ (дата обращения: 09.11.2024).
  12. Сказочный бум в российской киноиндустрии: в чем причины интереса к сказкам и фольклору? URL: https://postnews.ru/a/29580 (дата обращения: 09.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий