Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 октября 2015 г.)
Наука: Медицина
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ ПАЦИЕНТОВ СО СТЕНОКАРДИЕЙ НАПРЯЖЕНИЯ И ИНФАРКТОМ МИОКАРДА
Рыжкова Дарья Александровна
Коноплянникова Светлана Викторовна
студенты 5 курса, ГБОУ ВПО Ивановская государственная
медицинская академия Минздравсоцразвития России,
РФ, г. Иваново
E-mail: daria.ryzhkova.93@mail.ru
Щапова Надежда Николаевна
научный руководитель, канд. мед. наук, ассистент кафедры факультетской терапии и профессиональных болезней, ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России,
РФ, г. Иваново
Несмотря на современные достижения в области лечения сердечно-сосудистых заболеваний, коронарные болезни являются наиболее частой причиной смертности населения в России.
Проблемы психоэмоционального состояния больных, страдающих стенокардией или перенесших инфаркт миокарда (ИМ), в настоящее время не теряют своего значения, а только возрастают [4]. В связи с этим в последние годы проявился интерес к изучению эмоциональных состояний и поведенческих паттернов пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Первоочередная цель успешного лечения больного с данной патологией в условиях современной медицины — это совокупность медикаментозной и психологической терапии [9].
Целью нашей работы было оценить психоэмоциональный статус пациентов со стенокардией напряжения (СН) и инфарктом миокарда (ИМ), и диагностировать сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к её лечению, врачам и медицинскому персоналу, родным и близким, окружающим, работе, одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).
Исследование проводилось на базе кардиологического отделения ОБУЗ «Ивановская ОКБ». Обследовано 40 больных, которые были разделены на 2 группы сравнения: I группа — 20 пациентов с ИМ, из которых 11 мужчин и 9 женщины со средним возрастом 53,6±1,4 лет; II группа — 20 пациентов со СН, из которых 13 мужчин и 7 женщин со средним возрастом 57,6±1,3 лет.
Было проведено анкетирование с помощью личностного опросника Бехтеревского института и госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS. Оценивались уровни тревоги и депрессии, и сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к её лечению, врачам и медицинскому персоналу, родным и близким, окружающим, работе, одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).
Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы Statistica 6.2. Для оценки межгрупповых различий применяли параметрический t-критерий Cтьюдента. Статистически значимыми считали отклонения при р<0,05.
В результате исследования выявлено, что психоэмоциональный статус I группы больных характеризовался клинически выраженными симптомами HADS-тревоги, что составило 75%, в то время как во II группе симптомы HADS-тревоги не выражены и субклинически выражены в одинаковом проценте, что составило 45% соответственно (р<0,05) (рисунок 1).
Рисунок 1. HADS- тревога в группах сравнения (*- различия показателей достоверны в группах сравнения, р<0,05)
При оценке симптомов HADS-депрессии в группах сравнения были выявлены аналогичные закономерности: преобладание клинически выраженных симптомов HADS-депрессии у группы больных с ИМ (75 %) и не выраженых и субклинически выраженных симптомов HADS-депрессии у больных со СН (40 % и 30 % соответственно, р<0,05) (рисунок 2).
Рисунок 2. HADS- депрессия в группах сравнения (*- различия показателей достоверны в группах сравнения, р<0,05)
Женщины с ИМ достоверно чаще испытывали клинически выраженную HADS-тревогу и HADS-депрессию по сравнению с мужчинами. У женщин данный показатель равен 68,8 % и 52,8 %, а у мужчин — 55 % и 47 % (р<0,05). Достоверных различий показателей тревоги и депрессии в зависимости от пола во II группе обследуемых не выявлено (рисунок 3).
Рисунок 3. Особенности психоэмоционального статуса в зависимости от пола больных с инфарктом миокарда (* — различия между мужчинами и женщинами достоверны, р<0,05)
По результатам личностного опросника Бехтеревского института в I группе обследуемых наиболее часто встречающимися явились тревожный и эйфорический типы свойства личности. Процент встречаемости выявленных типов свойств личностей составил 29 % и 24 % соответственно (р<0,05) (рисунок 4).
Рисунок 4. Типы свойства личности у группы больных ИМ (* — различия показателей достоверны у разных типов, р<0,05)
Данные типы личности имеют совершенно противоположные характеристики. Тревожный характеризуется наличием постоянного беспокойства и мнительности в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения.
Эйфорический тип свойства личности характеризуется необоснованно повышенным настроением, нередко наигранным; пренебрежением, легкомысленным отношением к болезни и лечению; присутствует надежда на то, что «само все обойдется» [3].
По данным исследования во II группе преобладающими типами личности являются анозогностический и эргопатический, процент которых составил 18 % и 19 % соответственно (р<0,05) (рисунок 5).
Рисунок 5. Типы свойства личности у группы больных СН (* — различия показателей достоверны у разных типов, р<0,05)
Анозогнозический тип свойства личности характеризуется активным отбрасыванием мысли о болезни, о возможных ее последствиях.
Эргопатический тип свойства личности характеризуется «Уходом от болезни в работу»; даже при высокой степени тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать [3].
Оценка типов свойств личностей показала, что одни больные, страдающие ИБС, переживают очень остро свое болезненное состояние и у них в связи с опасениями за свою жизнь и сознанием тяжести заболевания развивается тревожно состояние, а другие явно недооценивают своего состояния, относятся к своей болезни беспечно, а у некоторых отсутствует сознание болезни.
Данным литературы показывают, что эйфория при соматических заболеваниях — это состояние, обусловленное определенной степенью гипоксемии, тревога считается более благоприятным симптомом, указывающим на сохранившуюся в определенной степени реактивность. Там, где на смену повышенному настроению появляется тревожное состояние, удается часто констатировать улучшение соматического состояния [1].
Таким образом, оценка психоэмоционального статуса больных СН и ИМ показала, что данная патология характеризуется разнообразными нарушениями психоэмоциональной сферы, что существенно отражается на восприятии собственного заболевания. Наиболее выраженные психоэмоциональные расстройства наблюдаются у больных ИМ. Выявленные особенности требуют комплексного подхода к лечению пациентов кардиологических отделений с использованием препаратов для коррекции тревожно-депрессивных нарушений под руководством психотерапевта/психолога.
Список литературы:
- Атаманов А.А. Особенности тревожных синдромов при психосоматических заболеваниях: о правомочности понятия «психосоматическая тревога» / А.А. Атаманов // Социальная и клиническая психиатрия. — 2000. — № 4. — С. 16—20.
- Байкова И.А. Распространенность и клинические проявления депрессии среди пациентов общесоматической клиники / И.А. Байкова // Медицина. — 2006. — № 4. — С. 53.
- Белялов Ф.И. Психосоматические связи при заболеваниях внутренних органов. — Ч. III / Ф.И. Белялов // Клин. медицина. — 2007. — № 6. — С. 19—21.
- Вейн А.М. Стресс, депрессия и психосоматические заболевания / А.М. Вейн, О.В. Воробьев, Г.М. Дюкова. — М., 2004. — 62 с.
- Восьмилетнее изучение влияния депрессии на риск возникновения инфаркта миокарда в популяции мужчин 25—64 лет (эпидемиологическое исследование «MONICA») / А.В. Гафарова [и др.] // Терапевт. арх. — 2005. — № 9. — С. 60—64.
- Гарганеева Н.П. Новая стратегия многофакторной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов с тревожными и депрессивными расстройствами в условиях психосоциального стресса / Н.П. Гарганеева // РМЖ. — 2008. — № 25. — С. 1704—1711.
- Карпов Ю.А. Депрессивные расстройства в кардиологии / Ю. А. Карпов // Consilium medicum. — 2003. — Экстравып. — С. 11.
- Мазур Н.А. Острый коронарный синдром / Н.А. Мазур, О.В. Швец. — М., 2000. — 36 с.
- Чазов Е.И. Ишемическая болезнь сердца и возможности повышения эффективности ее лечения / Е.И. Чазов // Клин. исследования лекарственных средств России. — 2001. — № 1. — С. 2—4.
- Шальнова С.А. Артериальная гипертония и ишемическая болезнь сердца в реальной практике врача-кардиолога / С.А. Шальнова, А.Д. Деев, Ю.А. Карпов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2006. — № 2. — С. 73.
дипломов
Оставить комментарий