Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 28 октября 2014 г.)
Наука: Медицина
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ВЛИЯНИЕ МЕТИЛГЛИОКСАЛЯ НА ДИФФЕРЕНЦИРОВКУ МЕЗЕНХИМАЛЬНЫХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК ЖИРОВОЙ ТКАНИ IN VITRO
Мосунов Иван Николаевич
студент 6 курса, Медико-биологический факультет СибГМУ, РФ, г. Томск
Розенбаум Юлия Викторовна
студент 5 курса, Медико-биологический факультет СибГМУ, РФ, г. Томск
Агаб Алена Владимировна
студент 5 курса, Медико-биологический факультет СибГМУ, РФ, г. Томск
" target="_blank">
Иванов Владимир Владимирович
научный руководитель, канд. биол. наук, с.н.с. ЦНИЛ СибГМУ, РФ, г. Томск
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Сахарный диабет — нарушение обмена веществ, проявляющееся высокими уровнями глюкозы в крови, который может быть разделен на две главные группы [5, с. 8]. К первой группе (тип 1) относят развитие диабета, вызванное аутоиммунной реакцией, вследствие которой происходит разрушение β-клеток поджелудочной железы [13, с. 8]. Вторая группа — инсулиннезависимый сахарный диабет (тип 2, T2DM), проявляющийся резистентностью к действию инсулина [7, с. 8]. Сахарный диабет приводит ко многим осложнениям, в том числе и к ожирению. В свою очередь ожирение является предрасполагающим фактором развития ряда заболеваний [1, с. 7; 8, 11, 14, 15, с. 8; 21, с. 9].
Ожирение может развиваться несколькими путями: по типу гипертрофии (накопление в адипоцитах липидов) и гиперплазии (увеличение количества адипоцитов из клеток-предшественниц — мезенхимальных стволовых клеток (adMSC)) [4, с. 7]. В жировой ткани находится большое количество клеток-предшественниц, которые могут дифференцироваться в адипогенном, хондрогенном, миогенном и остеогенном направлении [12, с. 8].
При сахарном диабете и гиперлипидемии в крови повышается содержание свободных жирных кислот и метилглиоксаля (MG) [9, с. 8]. MG является высокоактивным метаболитом организма, образующийся в физиологических условиях как побочный продукт обмена глюкозы, перекисного окисления липидов, при метаболизме ацетона и ацетоацентона [20, с. 9]. В нормальных условиях он утилизируется посредством глиоксалазной, альдолазной систем и альдегиддегидрогеназой до пирувата, D-лактата или ацетола [16, с. 8]. MG является одной из причин образования конечных продуктов гликирования, которые приводят к ряду заболеваний [3, с. 7; 10, 16, с. 8; 18, 22, с. 9].
В виду этого можно предположить, что при сахарном диабете 2 типа при повышении уровня глюкозы в крови происходит увеличение содержания MG, что может стимулировать дифференцировку adMSC в адипоциты, что является одной из причин развития ожирения.
Зная механизм развития ожирения, можно прекратить/снизить дифференцировку adMSC в адипоциты, что приведет к снижению ожирения (в комплексе с препаратами, действующими на другие пути его развития), являющимся одним из факторов риска развития серьезных осложнений сахарного диабета, а значит и улучшению качества жизни.
Цель исследования:
Исследовать влияние разных концентраций метилглиоксаля на дифференцировку мезенхимальных стволовых клеток жировой ткани в адипоциты.
Задачи:
1. выделить adMSC из эпидедимальной жировой ткани крыс;
2. нарастить массу клеток adMSC;
3. исследовать влияние известных адипогенов (инсулин, дексаметазон, IBMX) на процесс дифференцировки изолированных adMSC;
4. изучить влияние различных концентраций метилглиоксаля на дифференцировку культуры adMSC в адипоциты.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Материал исследования
1.1. Характеристика исследуемого материала
Эксперимент проводился на линии мезенхимальных стволовых клеток, выделенных из эпидедимальной жировой ткани (adMSC) крыс самцов линии Wistar. После выделения клетки были рассеяны на культуральные планшеты и культивировались до объема, пригодного к проведению эксперимента.
1.2. Получение мезенхимальных стволовых клеток из эпидедимальной жировой ткани крысы
Для получения adMSC крысу умерщвляли при помощи CO2-асфиксии. Клетки выделяли в соответствии с протоколом, предложенным Shaini Jain и Hariom Yadav (2007) [6, с. 8].
1.3.Стимуляция адипогенеза adMSC
24-луночный планшет был разделен на 6 групп исследования по 4 лунки для каждой группы в 5 культуральных планшетах. Группа «контроль – » культивировалась без добавления стимуляторов адипогенеза. В группу «контроль + » в качестве стимуляторов были добавлены инсулин, дексаметазон и IBMX. Остальные 4 группы культивировались с разными концентрациями MG (250, 500, 750 и 1500 мкM соответственно). В каждую лунку вносили 1 мл культуральной среды, соответствующей группе исследования.
1.4.Подсчет клеток
Для определения количества полученных клеток проводили их подсчет в камере Горяева.
2. Методы исследования
2.1.Оценка изменения морфологии клеток
Анализ результатов исследования проводили методом микроскопии каждый день в течение всего времени эксперимента. Для этого в каждой лунке исследовали 2-3 поля зрения. Оценивали морфологические изменения клеток по сравнению с «нулевым» днем эксперимента и с группами контроля («контроль – » и «контроль + »).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате эксперимента было установлено, что через сутки после посева выращенных adMSC в 24-луночные планшеты клетки образуют субконфлюентный монослой и имеют одинаковую морфологическую структуру (рис. 1).
Рисунок 1. Микрофотографии монослоя adMSC до начала стимуляции адипогенеза (ув. 250 х)
Рисунок 2. Микрофотография монослоя adMSC через 7 суток после стимуляции адипогенеза (ув. 250 х)
Через 7 суток после начала эксперимента (рис. 2) становится видно, что самым сильным адипогенным эффектом обладают известный адипогенный «коктейль», содержащий инсулин, дексаметазон и IBMX. Схожий с ним эффект оказывает MG в дозе 750 мкM. В то же время для трансформированных клеток, инкубированных с MG в дозе 500 и 750 мкM, характерно отлипание от пластика, в то время как при стимуляции адипогенеза инсулином, дексаметазоном и IBMX наблюдается в основном диффузное накопление капель жира в клетках с сохранением способности к адгезии. Доза 1500 мкM MG оказалась токсичной для мезенхимальных стволовых клеток, выделенных из эпидедимальной жировой ткани крыс. При отсутствии стимуляции адипогенеза никаких изменений в структуре монослоя на протяжении всего эксперимента не наблюдалось, что свидетельствует об устойчивости изолированных из жировой ткани крыс adMSC к спонтанной дифференцировке.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Одним из осложнений T2DM является ожирение [1, с. 7; 8, 15, с. 8]. Это может быть связано с нарушением метаболизма свободных жирных кислот, концентрация которых резко возрастает при СД [1, с. 7]. При их метаболизме в клетках увеличивается содержание метилглиоксаля. Глиоксалазная система при таком уровне MG не будет успевать превращать его в лактат, в результате чего он будет накапливаться в организме [17, с. 8].
По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что MG может стимулировать дифференцировку adMSC крыс в адипоциты. Этот эффект сравним со стимуляцией при помощи известных адипогенов (инсулин, дексаметазон и IBMX). Наиболее высоким адипогенным эффектом обладает MG в концентрации 750 мкM, что, по данным некоторых исследователей, совпадает с уровнем MG, находящегося в крови пациентов с T2DM, страдающих ожирением.
Механизм адипогенного эффекта MG не известен. В то же время показано, что трасформация мезенхимальных стволовых клеток в адипоциты под действием инсулина, дексаметазона и IBMX осуществляется за счет увеличения внутриклеточного содержания цАМФ [19, с. 9]. Возможно, MG также способствует данному процессу через гликирование регуляторных белков [3, с. 7; 10, 16, с. 8; 22, с. 9], ферментов [2, с. 7], что модулирует их функциональную активность.
Обнаруженная нами способность MG вызывать адипогенез подтверждается тем, что повышение уровня глутатиона в клетках, являющегося важным компонентом в детоксикации MG глиоксалазной системой, препятствует адипогенезу.
ВЫВОДЫ
1. Использование протокола, предложенного Shaini Jain и Hariom Yadav (2007) [22], позволяет получить высокий выход мезенхимальных стволовых клеток из эпидедимальной жировой ткани крысы.
2. Стандартные адипогены (1 μM инсулин, 0,5 мM дексаметазон, 10 мг/мл IBMX) способствовали дифференцировке мезенхимальных стволовых клеток в адипоциты.
3. Метилглиоксаль в концентрациях 250—750 μM стимулирует дифференцировку мезенхимальных стволовых клеток по адипогенному пути.
4. С увеличением концентрации метилглиоксаля в культуральной среде увеличивается выраженность адипогенеза.
5. Высокая концентрация метилглиоксаля (1500 μM) оказывает цитотоксический эффект на мезенхимальные стволовые клетки.
Список литературы:
1.Балаболкин М.И., Чернышева Т.Е. Функциональное состояние симпатико-адреналовой системы на этапах формирования поздних осложнений сахарного диабета // Терапевтический архив. — 2003. — Т. 75. — № 10. — С. 11—16.
2.Ahmed N. Peptide mapping identifies hotspot site of modification in human serum albumin by methylglyoxal involved in ligand binding and esterase activity // J Biol Chem. — 2005. — № 280. — P. 5724—5732.
3.Cantero A.V. Methylglyoxal induces advanced glycation end product (AGEs) formation and dysfunction of PDGF receptor-beta: implications for diabetic atherosclerosis // FASEB J. — 2007. — № 21. — P. 3096—3106.
4.de Ferranti S. The perfect storm: obesity, adipocyte dysfunction, and metabolic consequences // Clinical Chemistry. — 2008. — № 54. — P. 945—955.
5.Giacco F. Oxidative stress and diabetic complications // Circ. Res. — 2010. — V. 107. — № 9. — P. 1058—1070.
6.Jain S., Yadav H. Preparation of Isolated Adipocytes/Pre-adipocytes from Rats // Protocol from the University of Lund, Version 860415. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.whitelabs.org/Lab_Protocols/Mammalian_Cell_culture_and_manipulations/adipocyte_isolation-Pat's_protocols.htm (дата обращения 5.11.2013).
7.Kahn S.E. The relative contributions of insulin resistance and beta-cell dysfunction to the pathophysiology of Type 2 diabetes // Diabetologia. — 2003. — V. 46. — № 1. — P. 3—19.
8.Kourembanas S. Hypoxia induces endothelin gene expression and secretion in cultured human endothelium // Clin. Invest. — 1991. — № 88. — P. 1054—1057.
9.Lapolla A. Glyoxal and methylglyoxal levels in diabetic patients: quantitative determination by a new GC/MS method // Clin Chem Lab Med. — 2003. — № 41. — P. 1166—1173.
10.Oya T. Methylglyoxal modification of protein. Chemical and immunochemical characterization of methylglyoxal-arginine adducts // J Biol Chem. — 1999. — № 274. — P. 18492—18502.
11.Pugliese G. Chronic kidney disease in type 2 diabetes: Lessons from the Renal Insufficiency And Cardiovascular Events (RIACE) Italian Multicentre Study // Nutr Metab Cardiovasc Dis. — 2014. — V. 24. — № 8. — P. 815—822.
12.Rahaman M.N. Stem cell-based composite tissue constructs for regenerative medicine // Biotechnol Bioeng. — 2005. — № 91. — P. 261—284.
13.Rains J.L. Oxidative stress, insulin signaling, and diabetes // Free Radic. Biol. Med. — 2011. — V. 50. — № 5. — P. 567—575.
14.Scanlon P.H. Epidemiological Issues in Diabetic Retinopathy // Middle East Afr J Ophthalmol. — 2013. — V. 20. — № 4. — P. 293—300.
15.Shen G.X. Oxidative stress and diabetic cardiovascular disorders: roles of mitochondria and NADPH oxidase // Can, J. Physiol. Pharmacol. — 2010. — V. 88. — № 3. — P. 241—248.
16.Thornalley P.J. Dicarbonyl intermediates in the Maillard reaction // Ann N.Y AcadSci. — 2005. — № 1043. — P. 111—117.
17.Thornalley PJ. Pharmacology of methylglyoxal: formation, modification of proteins and nucleic acids, and enzymatic detoxification — a role in pathogenesis and antiproliferative chemotherapy // General Pharmac. — 1996. — № 27. — P. 565—573.
18.Thornalley P.J. Quantitative screening of advanced glycationendproducts in cellular and extracellular proteins by tandem mass spectrometry // Biochem J. — 2003. — № 375. — P. 581—592.
19.Tung E.W. Induction of adipocyte differentiation by polybrominated diphenyl ethers (PBDEs) in 3T3-L1 cells // PLoS One. 2014. № 4. — e94583. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3983240/ (дата обращения 16.05.2014).
20.Wu L. Is methylglyoxal a causative factor for hypertension development? // Can J PhysiolPharmacol. — 2006. — № 84. — P. 129—139.
21.Yarandi S.S. Diabetic gastrointestinal motility disorders and the role of enteric nervous system: Current status and future directions // Neurogastroenterol Motil. — 2014. — V. 26. — № 5. — P. 611—624.
22.Yim H.S. Free radicals generated during the glycation reaction of amino acids by methylglyoxal. A model study of protein-cross-linked free radicals // J Biol Chem. — 1995. — № 270. — P. 28228—28233.
отправлен участнику
Оставить комментарий