Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 10 мая 2016 г.)

Наука: Науки о Земле

Секция: География

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Султангузина А.А. СОКРАЩЕНИЕ ПАХОТНЫХ ЗЕМЕЛЬ В РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://sibac.info/archive/nature/5(40).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОКРАЩЕНИЕ ПАХОТНЫХ ЗЕМЕЛЬ В РОССИИ

Султангузина Анара Алдияровна

студент 4 курса, кафедра географии и МПГД ОГПУ, г. Оренбург

Катков Михаил Борисович

научный руководитель,

старший преподаватель ОГПУ, г. Оренбург

На протяжении всей истории аграрной деятельности человечества в мире происходило постоянное увеличение площади сельскохозяйственных земель. Конечно, это не исключало их временного сокращения в некоторых регионах в результате войн, общественных катаклизмов, климатических изменений и др.

Во второй половине XX столетия в целом по миру продолжался рост площади сельскохозяйственных и пахотных земель. Об этом говорят проанализированные нами данные FAO по 190 странам с 1961 по 2003 г. [4]. Однако скорость этого процесса стала существенно замедляться. Так, если в период 1961-1994 гг. сельскохозяйственные земли прирастали на 14,4 млн га в год, то в 1995-2003 гг. темпы прироста сократились в десять раз до 1,4 млн га в год. Для пашен таким переломным моментом можно считать 1985 г.: до этого они расширялись со скоростью 4,5 млн га/год, а потом лишь на 0,9 млн га/год.

И очевидно, что это замедление не связано с тем, что все пригодные для сельскохозяйственной эксплуатации территории уже введены в оборот. Так, современная площадь земель под пашней и многолетними насаждениями составляет около 1,55 млрд га. В то же время по разным оценкам [1, 2] площадь пригодной для обработки земли составляет 2-4 млрд га, так что резервы для глобального роста пока еще есть.

По характеру сокращения площади сельскохозяйственных земель в этой группе можно выделить несколько типов стран.

1-й тип - самый распространенный, характеризуется сокращением площади сельскохозяйственных земель в связи с интенсификацией сельского хозяйства на фоне роста объемов сельскохозяйственной продукции. В качестве показателей интенсивности хозяйства мы выбрали урожайность зерновых для земледелия (в ц/га) и удойность молока для животноводства (в кг/гол. в год).

Самым ярким представителем этого типа стран являются США, где уже с начала 1960-х гг. шло устойчивое уменьшение площади сельскохозяйственных угодий. При этом площади пахотных земель вначале увеличивались, однако при достижении урожайности зерновых уровня 40 ц/га к концу 1970-х гг. их рост практически прекратился, а начиная с 43 ц/га в начале 1980-х гг. они стали сокращаться.  К 2003 г. площадь пашен упала почти на 8 % от максимального уровня [4]. В тоже время рост урожайности с лихвой компенсировал сжатие угодий: за анализируемый период совокупный урожай зерновых вырос практически в два раза.

Ко этому типу динамики сельскохозяйственных земель относятся страны, расположенные в основном в Западной Европе и Северной Америке, однако там есть представители и других континентов - Австралия, Чили, Индия и др.. Зависимость динамики угодий от роста урожайности/удойности в одних странах этой группы может быть очень похожей на американскую, как, например, в Австрии, или носить более сложный характер, как, напри­мер, в Финляндии, но общая закономерность - снижение площади по мере интенсификации хозяйства при росте объемов производства наблюдается у всех. На долю стран 2-го типа приходится 109,8 млн га выведенных из оборота угодий или 50,0 % от общемирового значения. Сокращение площади сельскохо­зяйственных земель в этих странах имеет долговременный характер: в 15 из них оно началось еще в 1960-х годах, в трех - в 1970-х и только в четырех в конце 1980-х-начале 1990-х.

Третий тип представляет собой некоторую модификацию предыдущего типа динамики. Он также характеризуется сокращением площади сельскохозяйственных земель в связи с интенсификацией сельского хозяйства на фоне роста объемов сельскохозяйственной продукции, однако отличается от второго типа тем, что в этих странах в последние годы происходит некоторое расширение эксплуатируемых угодий. Всего две страны принадлежат к этой группе - Новая Зеландия и Уругвай. В них до второй половины 1990-х гг. динамика сельскохозяйственных земель шла по американскому сценарию - при достижении определенного уровня интенсивности хозяйства начиналось их сокращение. Однако во второй половине 1990-х годов это сжатие сменилось расширением: в Новой Зеландии за счет роста пастбищ, в Уругвае – пашен [4].

Причины такого роста площадей сельскохозяйственных угодий в этих странах могут быть самыми разными, но мы полагаем, что главной является расширение их экспортных возможностей.

Японский тип является, наоборот, «импортной» модификацией 1-го типа. Он так-же характеризуется сокращением площади сельскохозяйственных земель в связи с интенсификацией хозяйства, однако отличается тем, что при этом происходит уменьшение производства сельскохозяйственной продукции. Две страны все же могут быть отнесены к этому типу - Япония и Южная Корея. У них так происходит падение площади пахотных земель, которые вносят основной вклад в сокращение сельскохозяйственных угодий. В Японии с 1961 по 2002 г. площадь пашен сократилась на 22 % [4] при увеличении урожайности более чем в 1,5 раза, однако при этом произошло заметное уменьшение производства зерновых. Аналогичным образом происходит сокращение аграрных земель и в Южной Корее.

Ориентация Японии и Южной Кореи на импорт сельскохозяйственной продукции хорошо известна. Так, в Японии уменьшение площади сельскохозяйственных земель на 27% сопровождается трехкратным увеличением импорта сельскохозяйственной продукции. В Южной Корее на­блюдается аналогичная картина.

К этому же типу динамики относятся также два карликовых государства - Сингапур и Мальта, а также Реюньон, которые в сумме за исследуемый период вывели из оборота около 36 тыс. га земель [4].

Существует еще один тип динамики площади сельскохозяйственных земель, в котором интенсификация аграрной деятельности также играет важную роль. Это венгерский тип - сокращение площади сельскохозяйственных земель в результате интенсификации аграрного производства с ростом производства продукции, при последующем резком падении эксплуатируемых угодий, урожайности и объемов производства в результате глубокого экономического кризиса. Наиболее яркий пример такого типа динамики демонстрирует Венгрия. До 1991 г. динамика сельскохозяйственных земель в этой стране шла по первому типу, однако потом она резко «сломалась» из-за охватившего эту страну глубокого системного кризиса: рухнули не только площади угодий, но и урожайность, удойность и сборы продукции.

Различные социальные, экономические и политические катаклизмы могут стать ведущими факторами сжатия сельскохозяйственных угодий, что уже бывало не раз в истории человечества. В последние десятилетия ярким примером такого развития событий является наша страна.

Российский тип динамики аграрных угодий - рост площади сельскохозяйственных земель, сменяющийся их резким сжатием в результате социально-экономического кризиса, сопровождающимся падением урожайности и уменьшением производства сельскохозяйственной продукции. Наиболее ярко такой тип динамики характерен для просторов бывшего СССР, где до 1986 г. происходило расширение пахотных и кормовых угодий, а затем началось их катастрофическое сокращение (рис.1).

 

Рис. 1. Динамика суммарной площади сельскохозяйственных

 угодий в странах российского типа динамики [5]

 

В целом по России до 1985 г. шло увеличение площади пахотных земель и постепенный, хотя и прерываемый отдельными периодами спадов, рост урожайности зерновых с 10 до 15-17 ц/га. С 1986 г. пашни стали медленно сокращаться при продолжающемся увеличении урожайности, а с 1991 г. началось их быстрое сжатие, сопровождающееся значительным снижением урожайности. С начала 2000-х гг. она стала расти, однако уменьшение площади пашен не остановилось. Производство зерна имело схожую динамику : «колебательный» рост вплоть до 1991 г., (с периодом глубокого сокращения в первой половине 1980-х годов, который не показан на графике ради его упрощения), затем резкое падение и некоторый рост начиная примерно с 2001 г.

Максимальное сокращение посевных площадей отмечается в периферийных районах экстремального земледелия – в Мурманской, Астраханской, Магаданской областях, но не эти регионы определяют продовольственную безопасность страны. Впечатляют потери пашни в южных степных регионах (табл. 1)

 

Таблица 1

Сокращение посевных площадей за 1990 – 2005 гг. [5]

Регион РФ

Тыс. га

% от РФ

Саратовская область

1932

4.8

Оренбургская область

1708

4.2

Волгоградская область

1629

4.1

Курганская область

1356

3.4

Республика Башкортостан

1258

3.1

Читинская область

  1258

3.1

Алтайский край

1161

2.9

 

К российскому типу динамики относятся почти все страны бывшего СССР, а также Румыния и Куба. На их долю приходится почти 72 млн га выведенных из оборота сельскохозяйственных земель, что составляет 32,7 % от общемирового значения.

Таким образом, само по себе сокращение аграрных угодий не является чем-то характерным только для  России, ее трагедией. Многие страны давно идут по этому пути, компенсируя сокращение эксплуатируемых земель интенсификаций производства, что намечается и у нас. Во многих районах России уменьшение площади сельскохозяйственных земель является практически вековым трендом, обусловленным территориально и демографически, с которыми, что называется, не поспоришь. Необходимо научиться регулировать этот процесс, управлять им и эффективно использовать те новые старые экосистемы, которые формируются на выводимых из оборота угодьях.

 

Список литературы:

  1. Аксенова Л.А. Сдвиги в географии мирового сельского хозяйства // География мирового развития. Вып. 1. М.: ИГ РАН, 2009. С. 373-393.
  2. Горчаков Я.В., Дурманов Д.Н. Мировое органическое земледелие XXI века. М.: изд-во РУДН, 2002. - 386 с.
  3. Почвенный покров и земельные ресурсы Российской Федерации. М.: Почвенный институт им. В.В. Докучаева РАСХН, 2001. - 400 с.
  4. ФАОСТАТ, продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://faostat.fao.org/site/367/Default.aspx (дата обращения 18.04.2016)
  5. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник - 2007 г. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:  http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/Main.htm (дата обращения 22.04.2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.