Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 ноября 2012 г.)
Наука: Науки о Земле
Секция: География
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Косетова Феризат Канатбековна
cтудент 4 курса, кафедра «Эколого-химических и географических дисциплин» СГПИ, Казахстан, г. Семей
E-mail: feri_1991@mail.ru
Бурулько Валентина Павловна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры «Эколого-химических и географических дисциплин» СГПИ, Казахстан, г. Семей
Республика Казахстан и Российская Федерация на протяжении долгих времен имели общую историю, схожие пути экономического, политического, социального и демографического развития. Россия давно объявила постсоветское пространство своим внешнеполитическим приоритетом, причем на роль главного стратегического партнера был выбран Казахстан. Причин к тому немало. Среди них — геополитическая и геоэкономическая взаимодополняемость, протяженная общая граница, сходство политических систем и культур. И самое главное, — Россия и Казахстан, вместе взятые, представляют собой экономическое большое пространство — примерно 70 % потенциала бывшего СССР.
Исходя из вышеперечисленных сходств, можно сказать, что демографическое состояние в двух странах не только среди молодежи, но и среди остальных возрастных групп имеют свои общие черты.
Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. Однако в государственной статистике и в государственных программах имеются расхождения в определении данной возрастной группы. Так по Закону РК «О государственной молодежной политике» от 7 июля 2004 года определяется, что «молодежь — это граждане Республики Казахстан в возрасте от четырнадцати до двадцати девяти лет», а по Закону РФ «О государственной молодежной политике» от 14 апреля 2008 года молодежь — это граждане Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до тридцати лет. Разница не столь большая, но в государственной статистике Казахстана, начиная с 2001 года, изменился возрастной порог отнесения населения к молодежи: до 2001 года возрастной порог отнесения к молодежи был 16—29 лет, а с 2001 года 15—24 лет, согласно рекомендации Международной Организации Труда (МОТ) и определением, принятым Международными Конференциями Статистиков Труда (МКСТ). Четкое определение молодежи и нахождение общего определения молодежи является не простой задачей. Возраст является полезным, но недостаточным указанием, характеризующим переход от молодости к взрослой жизни. Европейские специалисты рассматривают, как ключевые вехи на пути к взрослой жизни следующие критерии: возрастное ограничение пособий на детей, завершение обязательного школьного образования, возраст голосования и минимальный возраст для того, что бы баллотироваться на выборах. На данный возрастной период приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. По этим причинам, при сборе статистических данных (в целом по миру) для социально-демографической оценки положения молодежи, европейские специалисты ориентированы в основном на население в возрасте от 15 до 29 лет.
Выводы о социально-демографическом положении молодежи в странах мира выстраиваются на следующих показателях: образование, занятость, социальная включенность, активная гражданственность, образ жизни и здоровье. С опорой на данные показатели ниже проведен сравнительный анализ социально-демографического положения молодежи в Республике Казахстан и Российской Федерации.
В целом в странах СНГ, включая Российскую Федерацию и Республику Казахстан, за последнее десятилетие произошли серьезные демографические перемены, которые привели к тому, что одним странам придется столкнуться в будущем с быстро стареющим населением, а в других происходит сокращение относительного показателя числа иждивенцев.
На одном конце шкалы находятся Армения, Грузия, Россия, которые имеют отрицательные темпы естественного прироста населения и стоят перед лицом проблем, связанных с быстрым старением населения. На другом — Азербайджан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, где дети составляют большую долю населения, коэффициенты рождаемости все еще превышают уровни естественного воспроизводства населения и где в предстоящие несколько лет большие контингенты молодых людей пополнят группы населения трудоспособного возраста, что создаст значительную нагрузку в отношении предложения на рынке труда (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Распределение населения стран СНГ и мира по основным возрастным группам в 2010 году, %
Источник: http://demoscope.ru/weekly/2009/0381/barom06.php
В то время как перед странами Центральной Азии стоит проблема сохраняющегося большого спроса на государственные расходы, в связи с необходимостью обеспечить медицинское обслуживание и образование для больших контингентов детей, Российская Федерация и другие страны со схожими демографическими характеристиками в будущем столкнутся с сокращением численности групп населения трудоспособного возраста, которые обеспечивают производство доходов и налоговые поступления.
В частности, в РФ доля молодежи в возрасте 14—30 лет в общей численности населения на начало 2008 года составило 26,8 % (38 048 949 человек), что меньше в сравнении с данными 2002 года — 27,2 % (39 449 349 человек) [4].
Общая численность молодежи в возрасте 15—24 лет на 1 января 2009 года в Казахстане составляла около 3.029 тыс. человек. Таким образом, в структуре современного казахстанского общества возрастная категория молодых граждан занимает 19,2 % от общей численности населения республики. При этом за последнее десятилетие вплоть до 2008 года наблюдалась тенденция роста удельного веса молодежи в структуре населения. Такая динамика в численности молодежи указывает на возрастание роли казахстанской молодежи в системе социальных отношений в стране и занимаемый ею особенный статус социальной группы.
Вторым показателем социально–демографического положения является уровень образованности. Охват средним образованием в целом по странам СНГ остался высоким и в период экономических реформ, в 2002 г. коэффициент охвата детей базовым образованием в странах региона колебался от 90 до 100 %. В 2006/07 учебном году коэффициент охвата средним образованием составил в РФ — 106,1, а в Казахстане — 105,7. Это означает, что после окончания основной средней ступени школы (9 класса) часть учащихся не продолжает обучения. Из общего числа выпускников, получающих свидетельство об окончании средней школы, в РК 56 % молодежи продолжают обучение в системе высшего образования и 12,5 % в системе послесреднего, технического и профессионального образования, а в РФ доля населения с образованием выше полного среднего составляет 42 % (41 % юношей против 43 % девушек) [1].
Однако для отдельных социальных групп: дети из бедных и малообеспеченных семей, сельской и женской молодежи, бездомных и безнадзорных детей, детей беженцев и мигрантов. По оценкам экспертов, в этих группах растет уровень безграмотности среди детей, что, к сожаленью, не находит, не находит своего отражения в официальной статистике [3].
После получения образования возникает вопрос занятости. Уровень занятости молодежи определяется целым рядом специфических факторов, характерных, в первую очередь, именно для возрастной группы 15—24 года. К числу таких факторов относится, во-первых, участие в различных формах обучения, поскольку уже в возрастной группе 25—29 лет охват населения образованием резко сокращается по сравнению с более младшими возрастами. Во-вторых, на показатели молодежного рынка труда влияют и факторы, специфичные для отдельных полов: для мужчин — служба в Вооруженных Силах по призыву, для женщин — рождение детей, поскольку коэффициент рождаемости у женщин достигает максимума в возрастной группе 20—24 года. Наконец, именно для молодежи в возрасте 15—24 года характерны максимальные показатели миграционной активности, что существенно влияет на региональные характеристики рынка труда, что особенно важно в контексте данной работы [2].
В странах СНГ пик значений уровня безработицы так же приходится на молодые возраста. Но при этом не существует однозначной тенденции сокращения уровня безработицы в зависимости от возраста. Главное отличие России и Казахстана от оставшихся стран СНГ в том, что эта тенденция присутствует.
Самые высокие значения рассматриваемого уровня оказались в России, где в 2004 г. каждый третий экономически активный молодой человек в возрасте до 20 лет не имел работы.
В Казахстане же в 2008 году экономическая активность молодежи составила 46,9 % от численности молодежи в возрасте 15—24 лет. Причем, экономическая активность молодежи в возрастной группе 15 лет сократилась до 8,9 %, 16—19 лет — до 24,9 % и в возрастной группе 20—24 года до 69,5 %. Это связанно с тем, что молодые люди предпочитают в этом возрасте продолжать свое образование, а не предлагать свои услуги на рынке труда.
По данным Агентства РК по статистике основная причина неактивности молодежи в возрастных группах – обучение в учебных заведениях (Таблица 1). В 2001—2008 гг. наблюдается рост численности молодежи Казахстана, обучающейся на дневной форме обучения. Так в возрастной группе 16—19 лет доля учащихся в экономически неактивной молодежи увеличилась с 91,8 % в 2001 г. до 97,4 % в 2008 г. Среди 20—24 лет с 54,5 % в 2001 г. до 81,14 % в 2008 году. Это и обусловило рост уровня пассивности в указанных возрастных группах. Отдельно надо отметить, что на селе в возрастной группе населения 20—24 лет доля экономически неактивной молодежи по причине ведения домашнего хозяйства составляет до 11,7 %.
Таблица 1.
Причины экономической неактивности молодежи по возрастным группам в 2008 году
Возрастная группа |
Экономически неактивное население, чел |
В т. ч. по причинам экономической неактивности, в процентах |
|||
Учеба (дневная форма) |
ведение домашнего хозяйства |
по состоянию здоровья нетрудоспособность в связи с инвалидностью) |
Другая причина |
||
всего |
|||||
15 лет |
156838 |
98.87 |
- |
0.49 |
0.64 |
16—19 лет |
882149 |
97.42 |
0.70 |
0.64 |
1.24 |
20—24 лет |
437336 |
81.14 |
6.53 |
3.40 |
8.94 |
город |
|||||
15 лет |
76490 |
98.82 |
- |
0.51 |
0.67 |
16—19 лет |
486185 |
99.00 |
0.29 |
0.37 |
0.35 |
20—24 лет |
307791 |
85.87 |
4.34 |
2.47 |
7.33 |
село |
|||||
15 лет |
80348 |
98.92 |
- |
0.57 |
0.61 |
16—19 лет |
395964 |
95.47 |
1.21 |
0.97 |
2.35 |
20—24 лет |
129545 |
69.90 |
11.74 |
5.61 |
12.76 |
Здоровье молодого населения является одним из важнейших факторов социально–демографического развития каждой страны. Среди стран СНГ наиболее высокие коэффициенты смертности от неестественных причин в возрастной группе 15—19 лет отмечается в РФ (82,2) и Казахстане (69,5) (таблица 2).
Таблица 2.
Коэффициент смертности в возрастной группе 15—19 лет от неестественных причин (на 100,000 человек соответствующей группы населения)
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Беларусь |
65,7 |
55,5 |
61,3 |
58,4 |
52,9 |
52,2 |
53,0 |
53,6 |
Молдова |
43,9 |
39,1 |
41,9 |
35,3 |
29,8 |
40,8 |
35,8 |
37,3 |
Российская Федерация |
101,9 |
107,5 |
100,4 |
95,5 |
92,2 |
89,2 |
85,8 |
82,2 |
Украина |
57,4 |
61,8 |
59,1 |
54,6 |
54,3 |
48,3 |
52,4 |
50,9 |
Армения |
26,1 |
21,4 |
18,3 |
22,8 |
12,9 |
18,5 |
21,3 |
17,5 |
Азербайджан |
26,0 |
19,2 |
18,4 |
16,1 |
15,0 |
15,2 |
20,2 |
20,8 |
Грузия |
18,4 |
11,9 |
14,2 |
21,2 |
12,2 |
11,9 |
10,1 |
11,9 |
Казахстан |
70,6 |
80,0 |
69,7 |
65,2 |
66,1 |
69,0 |
70,1 |
69,5 |
Кыргызстан |
33,2 |
31,5 |
30,3 |
31,3 |
34,5 |
27,7 |
27,5 |
23,9 |
Таджикистан |
18,4 |
17,7 |
15,8 |
15,8 |
16,2 |
15,3 |
11,2 |
- |
Туркменистан |
37,8 |
34,6 |
30,5 |
39,5 |
31,6 |
38,5 |
36,9 |
39,2 |
Узбекистан |
26,4 |
27,0 |
26,5 |
24,1 |
20,5 |
19,0 |
18,9 |
17,9 |
Особенно тревожно выглядит ситуация с самоубийством в данной возрастной группе. Число детей, прервавших собственную жизнь в Казахстане (21,4), а затем в России (19) значительно превышает цифры других стран Содружества (Диаграмма 2).
В России сохраняется высокий уровень заболеваемости, на 30—40 % превышающий средние европейские показатели. Среди молодежи наблюдается значительное количество заболеваний туберкулезом, психических расстройств, разного рода инфекционных болезней, случаев СПИД, гепатита, онкологических больных. Количество сердечно-сосудистых заболеваний на 40—50 % превосходит аналогичные показатели Европы и Америки. По результатам комплексных медицинских осмотров детей и подростков России (2000 г.) только 15 % детей и подростков оказались признаны здоровыми. Аналогичная картина прослеживается и в Казахстане.
Диаграмма 2. Коэффициент смертности среди населения в возрасте 15—19 лет в результате самоубийства (на 100,000 человек соответствующей группы населения)
Источник: http://www.unicef-irc.org/publications
Таким образом, сравнительный анализ социально-демографического положения молодежи в Республике Казахстан и Российской Федерации показывает, что положение молодежи во многом обусловлено экономической ситуацией в этих странах и имеют свою специфику.
Подавляющее большинство молодежи в рассматриваемых странах имеет доступ к начальному и среднему образованию, за исключением детей проживающих в регионах со сложной экономической ситуацией.
Но общей проблемой молодежи, как Казахстана, так и России является безработица, несоответствие квалификации и специальностей требованиям рынка труда, доступ большей частью к временной и низкоквалифицированной работе.
Список литературы:
1.Государственная программа молодежной политики на 2010—2014 годы.
2.Положение молодежи в России. Аналитический доклад — М., Издательский комплекс «Машмир», 2005, 168 стр.
3.Социальный мониторинг «Инноченти», 2004 год, ЮНИСЕФ, с 85
4.World Population Prospects: The 2008 Revision, Highlights. — New York, 2009. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2008/WPP2008_Highlights_rev.pdf
дипломов
Оставить комментарий