Статья опубликована в рамках: CXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 мая 2024 г.)
Наука: Физика
Секция: Астрономия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОБСТВЕННАЯ НИЗКОЧАСТОТНАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ ВНЕГАЛАКТИЧЕСКИХ РАДИОИСТОЧНИКОВ В0821+394 И В1812+412 ПО НАБЛЮДЕНИЯМ НА РАДИОТЕЛЕСКОПЕ БСА ФИАН
Низкочастотная переменность — это изменение плотности потока внегалактических радиоисточников на низких частотах (метровый диапазон длин волн) на временных масштабах от месяцев до десятилетий.
Низкочастотная переменность была обнаружена Ханстедом в 1972 году на частоте 408 МГц на примере 4 радиоисточников [1]. По мнению ученого, поведение радиоисточников на низких частотах должно было быть похоже на поведение источников на высоких частотах, но между ними были значительные отличия. В тот момент в мире доминировала теория адиабатически расширяющегося источника. Для адиабатически расширяющихся источников степень переменности зависит от частоты, и чем ниже частота, тем ниже степень переменности. Новые наблюдения противоречили этой теории, так как наблюдалось изменение плотностей потока источников в 1,5 раза.
Позже, в 1976 году Коттон заинтересовался результатом исследований Ханстеда и взял для своей выборки еще несколько источников [2], где попытался выяснить взаимосвязь между низкочастотной и высокочастотной переменностью, но взаимосвязи обнаружено не было. Было сделано предположение о эволюции радиоисточников, но подтверждение этой теории Коттон не нашел.
Следом еще целый ряд ученых обратили внимание на низкочастотную переменность и были предприняты более масштабные исследования, а также накапливалась статистика по этому явлению. В 1981 году были взяты 579 радиоисточников и изучены на предмет низкочастотной переменности [3]. Из них только 12 с большой вероятностью демонстрировали изменение плотности потока на низких частотах.
В течении 80-х годов продолжились наблюдения, в ходе которых накапливалась статистика по переменности на низких частотах. Явление, о котором в своей работе писал Ханстед, подтверждалось и продолжались поиски модели, объясняющей существование низкочастотной переменности.
В конце концов, ученые пришли к выводу, что низкочастотная переменность может быть связана с внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы были связаны с синхротронным излучением радиоисточника и выглядит как модель облака, расширяющегося с релятивистской скоростью, а внешние - с межзвездными мерцаниями. Радиоисточник может иметь и собственную переменность, и переменность, связанную с межзвездными мерцаниями и этим можно объяснить противоречивость результатов при попытках анализа результатов в рамках одной модели.
Если причины переменности лежат внутри источника, то должна присутствовать компактная компонента, плотность потока которой меняется в течение месяцев или даже лет. Эта компонента должна проявляться не только на низких (метровом диапазоне), но и на высоких (дециметровом и сантиметровом диапазонах) частотах. Стандартная модель адиабатически расширяющегося источника указывает на то, что чем ниже частота наблюдений, тем меньше должно быть изменчивого потока. Сравнение коррелированной переменности источников на высоких и низких частотах часто показывает отсутствие связи между изменчивостью на разных частотах.
Данные для изучения собственной переменности двух внегалактических компактных радиоисточников были получены с помощью радиотелескопа БСА ФИАН. Радиотелескоп БСА был построен в 1974 году и был создан для изучения радиоизлучения космических объектов в метровом диапазоне волн. БСА обладал высокой чувствительностью и с его помощью можно было наблюдать множество разных видов радиоисточников. С 2006 года наблюдения на БСА проводились в режиме мониторинга. А в 2012 году радиотелескоп был модернизирован, в результате увеличилась его чувствительность, было увеличено число лучей диаграмм направленность до 96, сигналы с этих диаграмм поступают на приемники излучения со всех этих направлений. Суть модернизации была в создании новой многолучевой системы для увеличения чувствительности и возможности изучения большего количества объектов. Были добавлены матрицы Батлера, заменены малошумящие усилители, а также проложены новые кабельные системы. Также, на радиотелескопе сейчас есть две независимые системы для исследования — БСА1 и БСА2. Мониторинговые наблюдения ведутся в 6 и 32-частотном режиме при частоте опроса 100 и 12,5 мс.
Радиоисточник В0821+394 был включен для исследования в список источников MOJAVE. На сайте для этого источника http://www.physics.purdue.edu/astro/MOJAVE/sample.html приведены 8 карт. Наблюдения проводились на частоте 15 ГГц с угловым разрешением 1 мс дуги с 1995 по 2013 гг. На всех картах основной вклад в плотность потока вносит компонент, располагающийся на юго-востоке. Пиковая плотность потока в сессиях меняется в 2 раза и, как правило, превышает 1 Ян. Размер этого компонента составляет примерно 1–2 мс. Общий размер источника не превышает 5 мс. Наблюдения на частоте 5 ГГц с близким угловым разрешением также показывают сходную картину.
По данным наблюдений B1812+412, проведенных с использованием РСДБ на частоте 5 ГГц и с угловым разрешением порядка миллисекунды, источник содержит три компонента. Основной поток энергии (более 80%) поступает из западного компонента с угловыми размерами 0.4 × 0.3 мс. Общая протяженность составляет около 10 мс. Плотность потока от всех компонентов на дату наблюдений (11 июня 1993 г.) оценивалась в 0.33 Ян.
Методика обработки наблюдений приведена в ранее опубликованной статье С.А.Тюльбашева [4]. Краткая выжимка этого метода состоит в следующем:
1) Первоначально на мониторинговых данных присутствует много помех, и для дальнейшей обработки их необходимо удалить.
2) После первоначальной обработки, необходимо выровнять усиление, и для этого используется калибровочная ступенька (сигнал известной температуры).
3) Получается оценка интенсивности калибровочного и исследуемого источника в единицах температур (кривая блеска).
4) Из кривой блеска удаляются короткие по длительности выбросы с помощью трехточечного медианного фильтра.
5) Усредняются интенсивности на полугодовом интервале.
6) Предполагается, что плотность потока калибровочных источников не изменяется. То есть видимые отклонения кривых блеска связаны с состоянием антенны. Относительные интенсивности исследуемых источников делятся на относительные интенсивности калибровочных источников и, тем самым получается окончательная кривая блеска;
7) Используется известные значения плотности потока калибровочных источников, их надо перевести в интенсивности на кривых блеска с условных единиц интенсивности в Янские.
Благодаря этому методу получаются кривые блеска двух источников - J0824+394 и J1814+412.
Рисунок 1 Кривые блеска радиоисточников В0821+394 и В1812+412. Левая вертикальная ось отображает интенсивность в долях от единицы. На нижней горизонтальной оси отмечено время в формате день, месяц, год, с шагом по времени в полгода
Автокорреляционная функция (АКФ) позволяет оценить характерные масштабы переменности. Для расчета автокорреляции используется коэффициент корреляции Пирсона. Автокорреляционный метод основан на анализе корреляций между значениями переменной в разных точках времени или пространства. Он позволяет выявить наличие регулярных паттернов, таких как сезонные колебания или цикличность, во временных или пространственных данных.
На рис.2 мы представляем АКФ для источников В0821+394 и В1812+412. АКФ показывают характерные временные масштабы около 2 лет. Оценка яркостной температуры 1013К согласно формуле:
Tb = 5,44 × K,
где Sc- плотность потока компактного1012 К в 10 раз.
Рисунок 2. Автокорреляционные функции источников J0824+394 и J1814+412
Несмотря на то, что в последние годы появились публикации, в которых авторы рассматривают возможность превышения комптоновских температур на 1-2 порядка, нам кажется, что для источников B0821+394 и В1812+412 внутренняя переменность маловероятно, т.к. оба источника разрешены в РСДБ наблюдениях.
Выражаю благодарность научному руководителю Тюльбашеву С.А. за представленные материалы, а также Субаеву И.А. и Тюльбашевой Г.Э. за предоставленые программы обработки наблюдений.
Список литературы:
- R. W. Hunstead, Astrophys. Lett. 12, 193 (1972).
- W. D. Cotton, Astrophys. J. Supp. 32, 467 (1976).
- C. Fanti, R. Fanti, A. Ficarra, F. Mantovani, L. Padrielli, K. W. Weiler, and B. C. Siegmann, Astron. and Astrophys. Supp. 45, 61 (1981).
- Tyul'bashev, S.~A., Golysheva, P.~Y., Tyul'bashev, V.~S., et al.\ 2019, Astronomy Reports, 63, 920
дипломов
Оставить комментарий