Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лепехова М.С. СКВЕР ПАМЯТИ ГЕРОЕВ В СМОЛЕНСКЕ КАК ОДИН ИЗ ИЗВЕСТНЕЙШИХ МЕМОРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ ГОРОДА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf (дата обращения: 26.01.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СКВЕР  ПАМЯТИ  ГЕРОЕВ  В  СМОЛЕНСКЕ  КАК  ОДИН  ИЗ  ИЗВЕСТНЕЙШИХ  МЕМОРИАЛЬНЫХ  ПАРКОВ  ГОРОДА

Лепехова  Маргарита  Сергеевна

студент  3  курса  естественно-географического  факультета  СмолГУ, 
РФ,  г.  Смоленск

E-mail:  mlepekhova@mail.ru

Дрягина  Вера  Борисовна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  СмолГУ, 
РФ,  г.  Смоленск

 

Мемориальные  парки  –  это  особый  вид  специализированных  парков  как  объектов  ландшафтной  архитектуры,  предна­значенных  для  организации  как  массовых,  так  и  индивидуальных  захоронений,  а  также  ус­тановления  памятников  или  каких-либо  иных  знаков  памяти,  связанных  с  жизнью  знаменитых  людей  либо  с  великими  историческими  событиями.  Мемориальные  парки  имеют  большое  идеологическое  значение:  в  них  проводится  воспитательная  работа,  организуются  торжественные  мероприятия.  Мемориальные  парки,  как  и  любые  другие  объекты  ландшафтной  архитектуры,  могут  быть  объектами  кратковременного  отдыха.

История  создания  мемориальных  парков  берёт  начало  от  времен  Древней  Греции,  где  славу  героям  воспевали  в  мемориальных  рощах  –  героонах.  Герооны  служили  местом  захоронения,  оформлялись  памятниками,  скульптурами  и  архитектурными  сооружениями,  посвящёнными  герою  [4].

В  настоящее  время  мемориальные  парки  как  объекты  ландшафтной  архитектуры  по  своему  значению  и  масштабу  подразделяются  следующим  образом:

  • монументальные  крупные  ансамбли,  в  том  числе  мемориальные  кладбища;
  • мемориальные  элементы  или  памятные  знаки;
  • памятные  комплексы  широкого  урбанистического  характера;
  • камерные  ансамбли;
  • гражданские  кладбища,  парки  памяти  [3].

Монументальные  ансамбли  посвящены  знаменательным  историческим  событиям.  Первые  мемориальные  парки  заложены  в  России  Петром  I:  Петергоф  и  Стрельна  –  в  честь  победы  над  шведами  в  Северной  войне  и  открытия  выхода  в  Балтийское  море.  Идея  воспеть  русские  морские  победы  в  Петергофе  выражается  в  связи  ансамбля  с  морем,  в  большом  использовании  воды  в  фонтанах,  каскадах  и  бассейнах,  в  тематической  скульптуре:  главный  фонтан  Петергофа  –  Самсон,  разрывающий  пасть  льву:  лев  связан  со  Швецией,  так  как  по  сей  день  символ  именно  этого  животного  присутствует  на  гербе  страны.

Памятные  знаки  несут  информацию  исторической  достоверности,  которые  в  зависимости  от  местоположения  и  поставленной  задачи  могут  быть  по-разному  акцентированы  с  использованием  растительных  форм:  цветник,  вазоны  с  цветами,  лианами,  кустарником  или  деревом.

Для  памятных  комплексов  урбанистического  характера  существенное  значение  имеет  правильная  архитектурно-планировочная  организация  территории,  непосредственно  прилегающей  к  мемориалу.  В  связи  с  этим  композиции  мемориала  и  окружающего  пространства  должны  быть  взаимосвязаны.  Неприемлемыми  для  рассмотрения  в  условиях  большой  отдалённости  считаются  мелкие  архитектурные  детали  или,  напротив,  крупные  детали  с  близких  видовых  точек.

К  камерным  мемориальным  ансамблям  относятся  памятные  места,  связанные  с  местом  рождения,  жизни,  деятельности  выдающихся  людей,  или  места  исторических  событий:  усадьбы  писателей,  художников,  учёных,  артистов.  Так,  известнейшими  национальными  реликвиями  нашей  страны  являются  музеи-усадьбы  –  Ясная  поляна,  Пушкинский  заповедник  и  многие  другие,  –  сохранность  которых  зависит  от  структуры  и  характера  экономики  прилегающего  района,  транспортной  доступности  и  природоохранных  мероприятий.

Парк  памяти  представляет  собой  специально  выделенную  территорию,  обладающую  благоприятными  для  захоронения  естественными  условиями,  транспортными  связями  и  индивидуальной  художественной  характеристикой  в  зависимости  от  природных  условий  и  традиций.

По  принципу  размещения  объектов  мемориальные  парки  подразделя­ются  на:

  • историко-документальные;
  • градостроительные;
  • совмещенного  типа  [3].

Основными  зонами  мемориального  парка  являются  входная  и  экспозиционная.  Проектирование  экспозиционной  зоны  предполагает  организацию  маршрутов  в  соответствии  с  составом  элементов  композиции  и  особенностями  их  восприятия.  Основные  элементы  располагают  ближе  к  входной  зоне,  они  должны  доминировать  в  ландшафте.  Остальные  элементы  принято  располагать  по  заданному  плану,  учитывая  особенности  восприятия.  Элементы,  используемые  для  массовых  мероприятий  (ритуальных,  литературных  чтений,  митингов),  размещаются  компактно,  чтобы  создать  условия  для  пребывания  больших  масс  народа.  За  пределами  основной  экспозиции  возможны  более  свободные  архитектурные  элементы,  не  нарушающие  характера  основной  зоны.  Во  входной  зоне  целесообразно  размещать  крупногабаритные  элементы-символы.  Здесь  также  обеспечиваются  условия  для  научно-практической,  кино  –  лекционной,  библиотечной  работы  [2].

В  основу  ландшафтной  организации  современных  мемориальных  комплексов  положены  принципы  художественного  формирования  пространства.  Разумная  ориентация  мемориалов,  изучение  их  связи  с  окружающей  средой,  изучение  природных  форм  и  их  потенциальных  возможностей  помогают  формировать  будущие  садово-парковые  ансамбли  мемориальных  комплексов  [3].

Смоленск  –  город,  открывающий  путь  в  столицу  нашей  страны  с  запада.  И,  как  известно  из  истории,  неоднократно  защищал  от  захватчиков  подходы  к  Москве.  Поэтому  неудивительно,  что  в  Смоленске  большое  количество  мемориальных  парков,  мемориальных  кладбищ  и  многочисленных  памятных  знаков.  Одним  из  таких  мемориальных  парков  является  сквер  Памяти  героев,  располагающийся  в  самом  центре  города  вдоль  крепостной  стены.

Облагораживание  пустыря  началось  к  100-летию  Отечественной  войны  1812  года.  6  августа  1912  был  заложен  сквер,  а  10  сентября  1913  открыт  знаменитый  «Памятник  с  орлами»  (автор  Н.С.Шуцман).  Со  временем  в  сквере  появился  бронзовый  бюст  М.И.  Кутузова,  а  на  крепостной  стене  –  19  чугунных  мемориальных  досок,  повествующих  о  подвигах  солдат  [1].

После  освобождения  Смоленска  от  немецко-фашистских  захватчиков.  У  крепостной  стены  начались  захоронения  погибших  воинов,  особо  отличившихся  в  обороне  Смоленска.  Первым  здесь  был  похоронен  полковник  гвардии  В.П.  Столяров.  После  завершения  Смоленской  наступательной  операции  и  полного  освобождения  области  от  захватчиков  было  принято  решение  о  захоронении  павших  в  боях  командиров  и  политработников  в  Смоленске  у  крепостной  стены.  Всего  у  крепостной  стены  захоронен  41  человек.  В  различные  времена  сквер  носил  разные  названия.  После  революции  1917  его  называли  Кутузовским  садом;  с  1968  –  сквер  Героев  отечественных  войн;  ныне  сквер  Памяти  героев.

К  25-летию  освобождения  Смоленска  (1968  г.)  было  принято  решение  о  реконструкции  сквера  Героев  отечественных  войн.  Вдоль  крепостной  стены  были  установлены  39  гранитных  плит  чёрного  цвета,  над  которыми  установили  мемориальные  доски  с  указанием  звания,  фамилии,  имени,  отчества,  даты  рождения  и  смерти.  Под  руководством  архитектора  Д.П.  Коваленко  был  сооружён  комплекс  Вечного  огня,  который  в  настоящее  время  располагается  в  центре  сквера  напротив  захоронений.  Зажёг  вечный  огонь  в  1968  году  Герой  Советского  Союза  смолянин  М.А.  Егоров,  водрузивший  Знамя  Победы  над  рейхстагом.  В  1972–1973  гг.  сквер  расширили  и  открыли  проход  в  него  со  стороны  ул.  Дзержинского.  Бюст  Кутузову  переместили  на  новое  место,  напротив  которого  в  1987  году  установили  бюсты  полководцев  Отечественной  войны  1812  года:  М.Б.  Барклая-де-Толли,  П.И.  Багратиона,  Д.С.  Дохтурова,  Д.П.  Неверовского  и  Н.Н.  Раевского  [1].

Если  рассматривать  сквер  Памяти  героев  в  Смоленске  как  объект  ландшафтной  архитектуры,  можно  отметить  следующее.  Сквер  имеет  регулярную  планировку,  при  этом,  он  как  бы  разделён  на  2  зоны,  одна  из  которых  связана  с  героями  Отечественной  войны  1812  года,  а  другая  –  с  героями  Великой  Отечественной  войны.  Древесная  растительность  представлена  видами  родов  ель,  липа,  ясень.  В  весенний  период  памятные  надгробия  у  крепостной  стены  украшены  алыми  тюльпанами,  в  летний  –  тюльпаны  заменяют  однолетниками  алой  окраски,  чаще  это  бегония  всегдацветущая.  Дорожки  ровные,  так  как  брусчатка  была  уложена  сравнительно  недавно:  в  2000  году.

На  примере  сквера  Памяти  героев  в  Смоленске  мы  убедились,  что  мемориальные  парки  и  скверы  имеют  свои  отличительные  черты  по  сравнению  с  другими  объектами  ландшафтной  архитектуры.  А  именно  отличительными  чертами  являются:  регулярная  планировка;  устройство  парка  или  сквера  в  исторически  значимом  месте  города  (в  случае  сквера  Памяти  героев  –  расположение  у  крепостной  стены  в  центре  города);  наличие  памятных  элементов  в  виде  мемориальных  плит,  бюстов,  памятников;  а  также  мемориальные  скверы  и  парки  нередко  являются  местом  захоронения  выдающихся  воинов.

Таким  образом,  мемориальный  сквер  Памяти  героев  в  Смоленске  занимает  особое  место  по  своему  историческому  и  социальному  значению,  являясь  одновременно  местом  для  научно  –  просветительской  деятельности  и  проведения  культурно  –  массовых  мероприятий.  А  расположение  в  центре  города  у  крепостной  стены  и  удобные  подходы  к  скверу  с  нескольких  сторон  обеспечивают  большой  поток  посетителей  –  жителей  города  и  туристов.

 

Список  литературы:

  1. Бортаковский  Т.В.  –  Сквер  Памяти  героев  –  Смоленск:  Маджента,  2005.  –  с.  160.
  2. Сокольская  О.Б.,  Теодоронский  В.С.,  Вергунов  А.П.  –  Ландшафтная  архитектура.  Специализированные  объекты  –  М.:  Академия,  2007.  –  с.  224.
  3. Теодоронский  В.С.,  Боговая  И.О.  –  Объекты  ландшафтной  архитектуры:  Учебное  пособие  для  студентов  спец.  260500.  –  М.:  МГУЛ,  2003.  –  с.  300.
  4. Юсупов  Э.С.  –  Словарь  терминов  архитектуры  –  Ленинградская  галерея  –  1994  –  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://slovari.bibliofond.ru/architect_word/Героон/  (дата  обращения  15.11.2015).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом