Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2016 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема формирования личности и ее нравственного самосознания волновала общество всегда, поскольку нравственное самосознание определяет уровень развития личности в целом.
Цель исследования: теоретическое обоснование сущности и структурных компонентов профессионально-нравственного самосознания и саморазвития как условия роста профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
В научных исследованиях накоплен теоретический фундамент, связанный с более широким понятием «самосознание личности». Проблема самосознания личности представлена в трудах отечественных философов и психологов. Российский философ А.Г. Спиркин рассматривает самосознание как осознание и оценку человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостную оценку самого себя и своего места в жизни [12, c. 149].
Отечественные и зарубежные психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Р. Бернс, А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) внесли существенный вклад в раскрытие этого феномена. Л.И. Божович определяет самосознание как «способность направлять сознание на свои психические познавательные процессы, включая и сложный мир своих переживаний» [2, c. 144], что в результате вызывает у человека стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.
Самосознание личности проявляется в различных видах деятельности, прежде всего в профессиональной деятельности. Проблема профессионального самосознания представлена в той или иной мере в теоретических работах психологов и педагогов Б.Г. Ананьева, В.А. Демина, Ю.Н. Кулюткина, Н.С. Пряжникова и др.
С точки зрения психолога Б.Г. Ананьева профессиональное самосознание, как и сознание педагога, является его внутренним миром, в котором формируются нравственные ценности, притязания, самооценка, инновационные идеи, все то, что входит в культуру оценочной деятельности педагога [1].
Профессиональное самосознание человека связано с его нравственными составляющими. По мнению ученых, нравственное самосознание личности относится к нравственному сознанию и представляет его особую форму, предметом которой является оно само, а также человек как ее носитель.
Наиболее точное определение нравственного самосознания личности представил философ А.Г. Спиркин. По его мнению, нравственное самосознание – это интегральное личностное образование, которое проявляется в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, на основе соотнесения их с нравственными требованиями и ценностями общества [12]. Психолог С.Г. Якобсон считает, что в основе морально-нравственной регуляции находится нравственное самосознание личности, представляющее собой индивидуально-психологическое образование[15].
Нравственное самосознание личности представляет сложную систему, в структуре которой выделяются обыденный и теоретический уровни. Обыденный уровень базируется на обычаях и традициях, принятых в социуме, а теоретический уровень основывается на нравственных понятиях (ценности, смыслы, идеалы, ориентации).
Нравственное самосознание личности связано с нравственным сознанием. В научной литературе исследователи акцентируют внимание на философско-этическом, психологическом и педагогическом уровнях анализа проблемы нравственного сознания личности.
Как отмечает О.К. Позднякова, ученые на этих уровнях представляют различные аспекты данной проблемы. На философско-этическом уровне изучается связь между нравственным сознанием и моральным бытием, аргументируется своеобразие отражения бытия моральным сознанием человека, выясняются пути и механизмы их движения друг к другу, и раскрывается структура нравственного сознания человека.
На психологическом уровне по ее мнению выделяются характерные черты нравственного сознания человека, исследуются механизмы, которые способствуют усвоению нравственных требований, раскрываются функции и структура сознания личности, исследуются структура отношений человека к миру, к людям и к самому себе и механизмы их развития.
Педагогический уровень автор связывает с тем, что осуществляется педагогическая интерпретация содержания структурных компонентов нравственного сознания педагога, определяются содержание, принципы, методы его формирования [11].
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова нравственное сознание педагога трактуется как особая форма нормативно-оценочного отражения нравственных отношений педагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности [6].
Поскольку педагогическая профессия нравственна по своей природе, то мы определяем профессионально-нравственное самосознание педагога как осознание себя носителем нравственности, создателем нравственных норм в профессии, осознанием возможности принимать ответственные решения и совершать нравственный выбор в профессиональной деятельности [7].
Нравственное самосознание педагога – это осознание себя как личности и собственных роли и значения в сфере образования, в отношениях между людьми, а также в общественной и духовно-нравственной деятельности [4].
Доктор педагогических наук, профессор, Н.М. Борытко констатирует: нравственное самосознание педагога дошкольного образования - это значимый фактор нравственного самоопределения, с его помощью происходит развитие личностного смысла профессионально-нравственной деятельности воспитателя, происходит становление его нравственной позиции [3].
В характеристике структурных компонентов профессионально-нравственного самосознания педагога важно учитывать точку зрения ученых на структуру нравственного самосознания личности.
По мнению профессора, доктора философии Д.С. Шимановского, в структуре нравственного самосознания можно выделить нравственные убеждения и убежденность (собственное отношение к ним), совесть, как ее основу, моральные представления (нормы, принципы, идеалы личности), обусловливающие ее поступки. Сущность совести автор видит в нравственных убеждениях, представляющих собой целесообразный источник нравственной деятельности личности. Эти убеждения позволяют личности сознательно совершать поступки, с разумным пониманием необходимости и обоснованности определенного поведения и деятельности [14, c. 64-84].
Доктор психологических наук А.А. Хвостов утверждает, что в структуру нравственного самосознания входят: моральные ценности, принципы, концепции долга и справедливости, представления о нравственных качествах личности. Ученый считает, что данные компоненты играют немаловажную роль в решении моральных конфликтов, отношении к нормам поведения, а также к нормам вежливости и тактичности [13, c. 41].
Э.Н. Ольшевская в структуре нравственного самосознания выделяет три компонента:
1. когнитивный компонент, предполагающий соединение в единое целое нравственных знаний, представлений, понятий, суждений, принципов, степень осознаваемых личностью собственных моральных качеств;
2. эмоциональный компонент, представляющий собой эмоционально-ценностное отношение к нормам морали, отношение к себе, моральную самооценку, эмоциональную оценку межличностных отношений;
3. поведенческий компонент, определяющий уровень личностной ответственности за собственное поведение и отражающий готовность к определенному образу действий [10].
Современные психологи И.Е. Волчек и Н.В. Светлова в рамках рассмотрения проблемы нравственного сознания, провели анализ работ ученых, который позволил выделить следующие компоненты нравственного сознания: нравственные знания, понятия, убеждения, идеалы, знание нравственных норм и законов, нравственные чувства, нравственные потребности и ценности, нравственные качества личности, нравственное поведение и его мотивация, нравственное самосознание [5, с. 10].
Теоретический анализ структуры профессионально-нравственного самосознания педагога показал, что его структура идентична структуре самосознания личности и являет собой сочетание взаимодополняющих трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой.
В профессиональном становлении педагогов дошкольного образования решающая роль отводится нравственному самосознанию как основному условию творческой реализации человеком своих собственных целей и ценностей.
В настоящее время в нравственной сфере возрождаются ориентации на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности человека. Чтобы соответствовать социальным и социально-педагогическим условиям современной жизни, педагог должен совершенствоваться и самореализовываться в профессионально-нравственной деятельности.
Сформированность профессионально-нравственного самосознания современного воспитателя, является основой для реализации личностно-ориентированной парадигмы в образовательной практике. Педагог дошкольного образования должен быть включен в профессионально-нравственные отношения, которые связаны с обновляющейся практикой образования и культурой профессиональной деятельности.
Мы считаем, что профессионально-нравственное самосознание оформляется в процессе саморазвития педагога. Профессионально-нравственное саморазвитие - это непрерывный, целенаправленный и осознанный процесс работы педагога над собой с целью возрастания уровня профессионально-нравственного самосознания и поведения. Личностный рост предполагает повышение педагогической компетентности, формирование внутренней успешности, готовность к совершенствованию способностей, что в итоге ведет к развитию мотивационно-потребностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер [8].
Личностное развитие реализуется в условиях социализации индивида и его воспитания. Впоследствии развитие личности зависит от самого субъекта и его стремления к саморазвитию, осуществлению личностного смысла [8].
Процесс развития педагога и воспитанника, по утверждению доктора психологических наук Л.М. Митиной должен идти одновременно, только у педагога этот процесс начинается гораздо раньше, при этом он должен обладать знаниями о психологических закономерностях и условиях развития личности, прежде всего своей собственной. Поведение педагога, основанное на реализации своего и детского духовно-нравственного потенциала формирует нравственное самосознание ребенка [9].
Итак, профессионально-нравственное развитие и саморазвитие является важным психологическим условием роста профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования. У педагога должны быть сформированы устойчивые моральные принципы и убеждения, гибкость мышления и отзывчивость в отношениях, развиты навыки общения, умение установить и поддержать доброжелательный контакт с собеседником.
Профессионально-нравственное самосознание педагога дошкольного образования проходит сложный и длительный путь своего развития. Данная проблема, несмотря на свою важность, недостаточно освещена в литературе. Имеются отдельные исследования, затрагивающие эту проблему. В качестве некоторых рекомендаций в решении рассматриваемой проблемы можно выделить следующее - воспитателю необходимо:
1. развивать способность осознавать собственное профессионально-нравственное «Я» (профессионально-нравственные ценности, потребности, мотивы, интересы, чувства, переживания);
2. анализировать образ самого себя в различных ситуациях профессионально-нравственной деятельности и поведения (этому могут способствовать практикумы, тренинги профессионально-нравственного и личностного роста);
3. включаться в ситуации осознания, оценки и регуляции своих профессиональных действий, морального облика в соответствии с нравственными требованиями профессионального стандарта педагога и профессионально-нравственными ценностями;
4. развивать рефлексивные умения и овладевать технологиями профессионально-нравственного саморазвития.
Список литературы:
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. — 236 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара, 2008. – 544 с.
- Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград.: Перемена, 2001. - 181 с.
- Васянович Г.П. Педагогическая этика : учеб. пособие. Киев.: Академвидав, 2011. – 254 с.
- Волчек И.Е. Проблема нравственного сознания в современной психологии / И.Е. Волчек, Н.В. Светлова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2011. — №1. — С. 3-12.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
- Маркова В.В. Формирование нравственной позиции будущего педагога // Психолого-педагогические особенности формирования личностных качеств учителя в образовательном пространстве вуза: Материалы научно-практической конференции. /Отв. ред. Л.С. Подымова. Курск.: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2005. - С. 176-179.
- Маркова В.В. Формирование потребности в профессионально-нравственном самосовершенствовании педагога // Педагогическое образование и наука. – 2004. – № 4. – С. 53-59.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. – 287 с.
- Ольшевская Э.Н. Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента // Ярославский педагогический вестник : журнал. — 2009. — № 3. — С. 148-151.
- Позднякова О.К. Нравственное сознание учителя: этический аспект / О.К. Позднякова. М.: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж.: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 160 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание: монография / А.Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. – 303 с.
- Хвостов А.А., Иванова А.А. Психология морального самосознания личности. Краснодар.: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2001. - 130 с.
- Шимановский Д.С. Моральное самосознание. Киев.: Вища шк, 1986. - 141с.
- Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. – С. 320-337.
отправлен участнику
Оставить комментарий