Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2016 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Макарова Е.Ю. ОБРАЗ САТАНЫ В РАССКАЗЕ МАРКА ТВЕНА «ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(39). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(39).pdf (дата обращения: 21.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ САТАНЫ В РАССКАЗЕ МАРКА ТВЕНА «ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ»

Макарова Екатерина Юрьевна

студент 3 курса факультета РГФ, г. Краснодар

Научный руководитель Гончаров Юрий Васильевич

кандидат филол. наук, г. Краснодар

В основу незаконченного рассказа Марка Твена «Таинственный незнакомец» положены размышления уже зрелого писателя о сущности человека. Несмотря на сравнительно небольшой объем, произведение наполнено глубоким философским смыслом.

Рупором авторских идей выступает Сатана, ниспровергатель общепринятой морали, высмеивающий людские пороки.

По мнению Алексея Матвеевича Зверева, Стана говорит устами автора и высказывает всю нелестную правду о человеческой природе и о принятых социальных отношениях. Так в повесть входит тема подлинно философская, сопряженная с критериями этической истины и сущностных ценностей бытия [2].

Вот как Сатана описан при первом появлении: «Пришелец был хорош собой и нарядно одет, во всем новом. Лицо его внушало доверие, голос был приятен. Он держался непринужденно, с удивительной простотой и изяществом и был совсем не похож на застенчивых и неуклюжих молодых людей из нашей деревни» [4, c.9].

Незнакомец сразу привлек внимание мальчиков, ведь он разительно отличался от всех их знакомых. Таинственная аура, окружающая его, непонятным образам воздействовала на всех, с кем общался Сатана. Даже просто находясь в его присутствии, мальчиков захлестывали непередаваемые эмоции.

Поначалу юных друзей испугали магические фокусы, проделанные незнакомцем. Но вскоре любопытство возобладало над страхом, и они были готовы пойти на что угодно, лишь бы снова встретить этого таинственного человека.

По мнению Марка Твена, при встрече с чем-то настолько необычным, человека охватывает не только трепет ужаса, но ещё и странное ликование, интерес. Так и мальчиков охватило приятное изумление с головы до пят. И «вы не в силах оторвать изумленного взгляда, губы у вас сохнут, дыхание прерывается, но вы не променяете это свое ощущение, ни на что другое на свете» [4, c.14].

Когда же ребята узнали, что с ними разговаривает Сатана, у них «захватило дух и сердце закололо в груди». История падения ангела захвалила их с головой [4, c.13].

Манера повествования незнакомца казалась им чрезвычайно привлекательной, «роковая музыка» голоса Сатаны зачаровывала мальчиков, они невольно забыли обо всем, даже об убийстве маленьких, беззащитных человечков, совершенном у них на глазах с необычайным равнодушием. Они внимали его речам и были исполнены любви к нему, стали его рабами.

Сатана, изображенный Марком Твеном, не ограничен в своих возможностях и не подвластен условия человеческого существования [4, c.20]. По его словам, плоть его призрачна, как призрачно и платье. Он есть дух. Это подтвердила сцена в рассказе, когда отец Питер, не замечая его, прошел сквозь тело Сатаны.

Крайне интересно для нас сравнение человека и паука, приведенное центральным персонажем рассказа. Человек для Сатаны то же, что и паук для слона. Слон не проявляет к пауку никакого интереса. Его не беспокоит вопрос, счастлив ли тот, богат, беден и так далее, эти интересы для слона не существуют. Нельзя сказать, что слон имеет что-то против паука, он его вообще различает с трудом. Так и Сатана не проявляет интереса к человеку, он не вредит ему, но и не помогает. Человек его просто мало интересует.

Стоит также отметить, что наличие нравственного чувства у человека Сатана считает главным недостатком человека. По мнению же главного героя, этим следует гордиться. Но Сатана это мнение опровергает, произнося, что «на свете не было бы зла, если бы не появился человек с его нравственным чувством», ведь оно возвышает человека над бессловесными тварями и дает надежду на будущее спасение, что есть ложь [4, c.28]. По мнению А.М.Зверева в этих размышлениях проявляются характерные черты твеновского Сатаны [2].

В рассказе Сатана выступает искусителем не одного героя. Кошелек, набитый золотыми монетами является ловушкой для отца Питера, самого положительного героя рассказа. Он посчитал, что это рука провидения неожиданно послала ему богатство, и взял себе 200 дукатов, за что был наказан.

Сделку с дьяволом совершила и старуха Урсула, взяв домой котёнка, который магическим образом приносил доход. Она осознавала, что дело нечисто и из религиозного страха боялась признаться Маргарет. Ведь эта чистая и непорочная девушка непременно позвала бы священника освятить кошку, и доходам, очевидно, пришел бы конец.

Для старухи Урсулы это было настоящее испытание, которое она не смогла пройти. Она была вне себя от гордости и тщеславия, ведь теперь она обзавелась постоянным доходом и могла нанять человека, который бы ей прислуживал. Но старуха была наказана за свой опрометчивый и неразумный поступок. Люди не верили, что их дом находится под покровительством провидения и усматривали во всем колдовские чары.

Кульминацией истории с кошкой, приносящей счастье в дом, стал званный ужин на сорок человек, устроенный Маргарет и Урсулой. Астролог и отец Адольф взяли дом под наблюдение и установили, что в течение недели, в дом не вносили никакой еды. И, тем не менее, ужин был готов, и гости могли отведать свежие заготовки. Астролога поразило, что не было ни призраков, ни заклинаний, ни громовых ударов, но он не сомневался, что столкнулся с колдовством [4, c.55]. По его мнению, это было колдовство необыкновенной силы и только одному ему было суждено раскрыть эту тайну. Но по воле Сатаны он был отправлен на луну, а жизнь закончил на костре. Когда же отец Адольф попытался заклясть ведьм, он был поражен немотой.

Своей мрачностью поражает читателя описание природы в «Таинственном незнакомце». В некоторых местах присутствуют черты готической литературы. Яркими примерами являются предложения: «грозовая туча спустилась над замком, блеснула крохотная молния, грянул гром, задрожала земля, пронзительно засвистел ветер, зашумела буря, полил дождь…» [4, c.18] или  «туча становилась всё чернее и чернее почти уже скрыла от нас замок. Молнии, сверкая одна за другой, ударили в кровлю замка, и он запылал. Свирепые, красные языки пламени пробились сквозь темную тучу, и народ с воплями побежал прочь из замка» [4, c.19].

Исключительно под раскаты грома и сверкание молний мог вести свой рассказ старик Брандт, к которому любили сбегаться мальчики. Рассказывать же он любил о привидениях или других ужасах. На своем веку он повстречал немало волшебников, так, например, однажды, заблудившись в горах в страшную бурю, он наблюдал в самую полночь при вспышке молний, как Дикий Охотник, яростно трубя в рог, промчался по небу, «а за ним по разорванным тучам неслась его призрачная свора» [4, c.8].

Старик видел и вампиров, и инкубов, но ни те, ни другие не вызывали у него страх. По его мнению, не стоит пугаться сверхъестественного. Призраки не могут причинить никакого вреда, ведь они всего лишь одинокие создания, ищущие утешения и поддержки. Спустившись вскоре в темное подземелье замка, мальчики сами смогли в этом убедиться. Еле видимый призрак пронесся мимо них, абсолютно бесшумно и не причинив никакого вреда.

В мире Марка Твена существуют, однако, не только «злые» силы, но и добрые – ангелы. Сатана тоже называет себя ангелом, но положительным ли персонажем он является? Вопрос о сущности добра и зла является одной из центральных тем произведения.

Марку Твену не удалось окончить рассказ. Но даже в таком варианте «Таинственный незнакомец» поражает читателя мистической атмосферой и глубоким философским смыслом.

 

Список литературы:

  1. Зверев, А. М. Мир Марка Твена Очерк жизни и творчества / А. М. Зверев, В. Сергеев - М.: Дет. лит., -1985. - 175 c.
  2. Зверев А.М. Твен Марк. Э 44, Таинственный незнакомец. - М.: Политиздат, 1989. 
  3. Мендельсон М.О. Реализм марка Твена, М., 2005. - 348 с.
  4. Твен Марк. Э 44, Таинственный незнакомец. - М.: Политиздат, 1989. - 416 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий