Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2015 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дивеева А.А. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЭП-ТЕКСТА В ЛИНГВИСТИКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(34). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  РЭП-ТЕКСТА  В  ЛИНГВИСТИКЕ

Дивеева  Алина  Альбертовна

студент  кафедры  отечественной  филологии  и  прикладных  коммуникаций  Череповецкого  государственного  ун-та, 
РФ,  г.  Череповец

Е-mailalina-diveeva@yandex.ru

Грудева  Елена  Валерьевна

научный  руководитель,  д-р  филол.  наук,  профессор,  заведующая  кафедрой  отечественной  филологии  и  прикладных  коммуникаций 
Череповецкого  государственного  университета, 
РФ,  г.  Череповец

 

Рэп-культура  является  современной  молодёжной  субкультурой.  В  исследовании  М.  Вершинина  и  Е.  Макаровой,  которое  посвящено  истории  появления  рэпа  и  особенностям  этого  течения  [8],  зарождение  рэпа  в  СССР  связывается  с  записью  магнитного  альбома  «Рэп»  в  1984  г.  в  городе  Куйбышеве  (ныне  г.  Самара)  ди-джеем  студенческой  дискотеки  «Канон»  Александром  Астровым  совместно  с  местной  группой  «Час  Пик».  Наиболее  широкое  распространение  «русский  рэп»  получил  только  в  начале  1990-х  гг.  в  связи  с  появлением  такого  исполнителя,  как  Богдан  Титомир,  и  таких  групп,  как  «Мальчишник»,  «MD&C  Павлов»,  “Bad  Balance”,  «Каста»,  «Легальный  бизнес»,  «Многоточие».  В  1999  году  глобальное  возрождение  брейк-данса  способствовало  его  повторному  оживлению  и  в  России.

Тем  не  менее,  рэп-культура  остаётся  молодым  явлением  по  сравнению,  например,  с  русским  роком.

Журналист  Денис  Бояринов  писал,  что  «из  маргинального  жанра,  в  жизнеспособности  которого  в  неритмичной  стране  сомневались  до  последнего,  рэп  на  русском  превратился  в  приличную  нишу  музыкального  бизнеса»  [6].  Журналист  Алексей  Володин  и  музыкальный  критик  Артемий  Троицкий  высказывали  мнение,  что  современное  положение  русского  рэпа  аналогично  тому,  которое  занимал  русский  рок  в  1980-х  годах  [7;  9].

Именно  сейчас,  в  первой  трети  XXI  в.,  произошёл  «расцвет»  русского  рэпа.  Доктор  филологических  наук  Т.В.  Шмелёва  в  одном  из  своих  интервью  характеризует  русский  рэп  следующим  образом:  «Из  подражательных  экзотических  занятий  одиночек-энтузиастов  в  силу  творческой  природы  этой  культуры  русский  рэп  приобрел  свои  оригинальные  отличия.  Он  стал  новой  формой  проявления  молодежного  максимализма  и  самоутверждения,  протеста  против  несправедливостей  жизни,  поиска  внутренней  опоры  в  условиях  распада  советской  идеологии  и  быстро  меняющейся  окружающей  действительности.  По  сути  русский  рэп  —  это  резонанс  с  социальными  потрясениями  в  обществе.  В  противовес  ему  американский  рэп  остался  выразителем  гангстерского  и  потребительского  начал»  [13].  Её  ученик  развивает  эту  идею:  «Сегодня  рэперы  говорят:  не  надо  зацикливаться  на  том,  откуда  это  пришло.  Русский  рэп  —  это  другое,  у  него  иное  предназначение.  Если  американскому  рэперу  важно  доказать,  что  его  район  круче  других,  то  наши  ребята,  изливая  душу,  стремятся  что-то  важное  донести  до  слушателей  <…>  По-моему,  русский  рэп  —  это  прежде  всего  не  одежда,  не  музыка  и  не  танцы,  а  поэзия»  [там  же].

Данное  музыкальное  направление  стало  не  просто  калькой  с  западных  образцов.  На  это  есть  ряд  причин:  во-первых,  огромное  количество  исполнителей,  во-вторых,  широта  аудитории,  которая  слушает  рэп  и  которой  знакомо  это  направление  не  понаслышке.  Рэп  ориентирован,  прежде  всего,  на  молодежь,  ведь  большинство  его  участников  —  школьники  и  студенты.  В-третьих,  разделение  рэпа  условно  на  «столичный»  (Москва,  Санкт-Петербург)  и  «провинциальный».  В-четвёртых,  и  что  самое  важное,  это  сами  темы  песен,  которые  ориентированы  именно  на  русскую  языковую  личность,  на  то,  что  будет  ей  не  только  интересно,  но  и  близко.  Отчасти  по  этой  причине  происходит  смешение  рэпа  с  другими  музыкальными  направлениями,  с  такими,  как  поп,  рок,  а  также  появление  «коммерческого  рэпа»,  который,  как  пишут  Михаил  Вершинин  и  Евгения  Макарова,  появился  в  нашей  стране  в  Москве  и  Петербурге  (Тимати,  «Лигалайз»,  «Банд'Эрос»,  Бьянка).  Авторы  этого  же  исследования  далее  пишут:  «Для  некоторых,  кто  хочет  услышать  «шокирующий»  «грязный  рэп»,  создаются  группы  подобного  стиля  рэпа  —  Кровосток.  Для  почитателей  т.  н.  интеллектуального  рэпа  другие  менее  «попсовые  группы»  —  «2H  Company»,  «Трэш-Шапито»,  «Кач».  Для  молодежи,  которая  увлекалась  «шансоном»,  шоу-бизнесом,  создаются  молодые  группы  из  Ростова-на-Дону.  Такие  команды,  как  «Каста»,  «Крестная  семья»  и  «Ю.Г.»,  рассказывают  о  том,  что  происходит  вокруг  них:  о  нищете,  о  криминале,  о  драках,  о  любви  и  о  надеждах  нового  поколения.  Есть  такие  компании,  которые  ищут  в  Интернете  «новых  звезд»  рэпа  и  исполнителей.  Последние  удачные  находки  позволили  широкой  массе  молодежи  познакомиться  со  St1m,  Noize  MC,  рэпершей  Mad-A»  [8].  Всё  это  лишь  свидетельствует  о  разнообразии  рэп-культуры.

В  «Большом  толковом  словаре»  под  редакцией  С.А.  Кузнецова  приводится  два  толкования  лексемы  «рэп»:  1.  Декламация,  речитативное  исполнение  стихов  под  ритмическую  музыку.  2.  Танец  под  такую  музыку.  Слово  «рэп»  произошло  от  английского  “rap”  —  слегка  ударять  [5,  с.  1137].  “To  rap”  означает  «говорить»,  «разговаривать».  В  «Толковом  словаре»  Т.Ф.  Ефремовой  рэперы  —  это  «представители  молодежи,  увлекающиеся  рэпом  (обычно  носящие  штаны-трубы,  балахоны,  толстовки,  длинные  футболки,  рубашки  навыпуск  и  кроссовки  с  развязанными  шнурками)».  В  словаре  зафиксировано  также  прилагательное  «рэперский»:  1.  Соотносится  с  существительным  рэперы,  связанный  с  ним;  2.  Свойственный  рэперам,  характерный  для  них  [12].  Рэперами  называют  сегодня  и  тех,  кто  просто  слушает  тексты,  относящиеся  к  данному  направлению  музыки.

Для  рэп-текста  важным  оказывается  не  только  читка  под  бит,  способ  озвучивания  текста  —  речитатив,  ритмико-интонационная  организация  (ритм  слов,  подбор  рифм,  интонаций,  принцип  аллитерации),  но  сам  смысл  текста  в  рэпе  имеет  решающее  значение.  Рэп  изначально  формировался  как  субкультура  протеста,  поэтому  текст  принимал  лозунговые  формы.  Условно  это  можно  назвать  мелодекламацией.  При  умелом  подборе  звуков  в  рэпе  достигается  эффект  мелодичности  простого  произнесения  (начитывания)  текстов.

Творчество  первых  российских  рэперов  не  носило  социально-политического  характера:  сначала  был  популярен  «позитивный»  рэп  (Богдан  Титомир),  позже  —  тема  межполовых  взаимоотношений  («Мальчишник»).  Также  актуальной  была  тема  наркотиков  («Дельфин»).  Социально-политическая  тематика  реализовалась  в  творчестве  группы  «Каста»  [8].

Сегодня  рэпу  присущи  все  указанные  выше  темы,  особо  актуальными  являются  тема  любви,  города,  избранности,  исключительности  рэпа,  творчества.  Другие  темы  оказываются  чаще  всего  сквозными:  тема  красоты,  дружбы,  лжи,  предательства  и  некоторые  другие.  В  творчестве  некоторых  исполнителей  на  основе  личной  ситуации  отражаются  проблемы  современного  общества,  его  ценностей  (Noize  MC,  Log  Dog,  Смоки  Мо  и  др.)

Рэперы  называют  свои  поэтические  произведения  текстами  (с  ударением  на  предпоследнем  слоге).  Для  данной  культуры  характерен  и  особый  язык  (сленгизмы,  жаргонизмы,  вульгаризмы,  нецензурная  лексика,  смешение  лексики  разных  стилей  и  др.).

Исследователь  В.К.  Андреев  считает  рэп  разновидностью  современной  поэзии.  В  подтверждение  этому  он  цитирует  Т.В.  Шмелёву:  «Здесь  текст  воспринимается  исключительно  как  поэтический,  культивируется  высокий  уровень  качества  текста  и  языкового  мастерства,  в  том  числе  произносительного,  где  важны  скорость  и  звучание;  ценятся  неожиданные  рифмы,  оригинальные  языковые  находки.  Внимание  к  собственно  языковой  стороне  поэтического  творчества  позволяет  сделать  заключение  о  лингвоцентричности  русского  рэпа,  и  это  представляется  его  национальной  спецификой»  [Цит.  по:  2,  с.  93].  И  далее  автор  пишет:  «По  наблюдениям  исследователей,  рэп  в  России  стал  новой  формой  языкового  существования,  в  которой  активность,  креативность  выступает  как  культурообразующий  момент»  [там  же].

В.К.  Андреев  является  автором  ряда  публикаций,  посвящённых  рэп-тексту.  В  одной  из  них  рассматривается  содержание  концепта  «родной  город  (Псков)»  в  способах  вербализации  в  субкультурных  текстах,  куда  собственно  причисляются  и  рэп-тексты  [1].  В  другой  работе  анализируются  продуктивные  способы  номинации  и  формирования  лексикона  хип-хоперов  [3].

Рэп-тексту  в  лингвистическом  аспекте  посвящены  также  работы  Е.С.  Гриценко,  Л.Г.  Дуняшевой,  где  рассматриваются  лингвокультурные  и  социолингвистические  особенности  рэпа,  а  также  языковые  особенности  на  материале  афроамериканского  и  российского  рэпа  [10];  диссертационное  исследование  Л.Г.  Дуняшевой,  где  рассматривается  гендерный  аспект  афроамериканского  песенного  дискурса  [11].  В  работе  А.А.  Колесникова  с  практической  точки  зрения  освещается  вопрос  о  причинах  и  особенностях  использования  прецедентных  имён  как  частного  случая  интертекстуальности  в  текстах  песен  рэп-дискурса  [15].  В  исследовании  М.А.  Тульновой  сопоставляется  рэп-культура  и  фильмы-сказки  в  рамках  художественного  дискурса  [17].  Работа  Ф.Я.  Хабибуллиной  и  И.Г.  Ивановой  посвящена  французскому  рэпу  и  процессам  обогащения  лексики  [18].  Изучению  рэп-текстов  посвящен  ряд  диссертаций:  в  диссертации  Т.П.  Кожелупенко  исследуется  сленг  в  рэп-текстах  американских  и  русских  исполнителей  [14];  в  работе  А.В.  Богданова  изучается  афроамериканский  рэп-дискурс  [4].  Рэп-тексту  посвящены  отдельные  части  в  диссертациях  О.В.  Шевченко,  где  рэп  рассматривается  среди  других  направлений  (рок,  поп)  [19];  М.Ю.  Титоренко,  где  уделяется  внимание  сленгу  подростка,  соответственно  появляется  отдельная  глава,  посвященная  сленгу  представителей  хип-хоп-культуры  [16].  Интересно,  что  эта  работа  выполнена  на  основе  фреймого  подхода.

Несмотря  на  то,  что  достаточно  часто  возникают  споры  о  том,  является  ли  рэп  признаком  культурного  регресса,  о  его  художественной  или  всё-таки  непоэтической  природе,  тексты  данной  субкультуры  представляют  интерес  в  качестве  объекта  лингвистического  изучения.  Во-первых,  потому  что  это  одно  из  самых  популярных  музыкальных  направлений  среди  молодёжи,  во-вторых,  тексты  данной  субкультуры  отражают  фрагменты  картины  мира  русской  языковой  личности.  В-третьих,  русский  рэп-текст  изучен  современными  исследователями  довольно  фрагментарно.  Чаще  всего  он  рассматривается  на  уровне  использования  сленгизмов,  языковой  игры,  тематического  своеобразия  [20],  семантических  полей,  организующих  определённые  культурные  концепты.  Но  изучение  рэп-текста  также  заслуживает  внимания  в  аспекте  его  текстопорождения,  так  как  в  его  создании  особую  роль  играет  подбор  слов  и  их  созвучие,  ритм,  рифма.  В  связи  с  этим  интересно  изучить  то,  как  происходит  внутри  текста  «сцепление»  слов,  иначе  говоря,  как  выстраиваются  ассоциативные  ряды,  как  при  помощи  механизма  паронимической  аттракции  текст  становится  связным  и  цельным.  Вероятно,  именно  благодаря  внутритекстовым  ассоциативным  связям  рэп-текст  достигает  своей  образности.

Подтверждением  того,  что  рэп-текст  представляет  собой  явление  особого  рода,  может  послужить  высказывание  Т.В.  Шмелёвой:  «У  рэперов  нет  воспитанного  нашей  культурой  разделения  на  «низкое»  и  «высокое».  В  рэперских  текстах  только  что  сказал  о  жулье  и  тут  же  —  о  предназначении  человека.  Это  невозможно  в  культуре  XIX  или  даже  XX  века.  Специалисты  до  сих  пор  говорят  об  элитарной,  средней  и  низкой  культурах.  Но  тем  самым  рассекается  не  только  язык,  но  и  темы,  мотивы,  способы  осмысления  действительности.  А  рэп  это  все  объединяет!  В  этом  особенность  и  притягательность  русского  рэпа»  [13].

 

Список  литературы:

  1. Андреев  В.К.  Город  в  номинациях  и  текстах  (на  материале  молодежных  субкультур  г.  Пскова)  //  Вестник  Орловского  государственного  университета.  —  2012.  —  №  2  (22).  —  С.  125—128. 
  2. Андреев  В.К.  Лингвистические  параметры  типологизации  современных  молодежных  субкультур  //  Вестник  Волгоградского  государственного  университета.  Серия  «Языкознание».  —  2011.  —  №  1(13).  —  С.  92—98. 
  3. Андреев  В.К.  Номинационная  деятельность  как  лингвокреативная  составляющая  современной  молодёжной  культуры  хип-хоп  //  Известия  вузов.  Серия  «Гуманитарные  науки».  —  2011.  —  №  2  (4).  —  С.  261—265. 
  4. Богданов  А.В.  Лингвокультурные  характеристики  афроамериканского  рэп-дискурса:  автореф.  дис.  …  канд.  филол.  наук:  10.02.19  /  Богданов  Антон  Валерьевич.  Москва,  2007.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dissercat.com/content/lingvokulturnye-kharakteristiki-afroamerikanskogo-rep-diskursa  (дата  обращения  20.07.2015).
  5. Большой  толковый  словарь  русского  языка  /  Сост.  и  гл.  ред.  С.А.  Кузнецов.  СПб.  1998. 
  6. Бояринов  Д.  Детская  комната.  OpenSpace.Ru:  Электронное  средство  массовой  информации  [Электронный  ресурс]:  29.03.2012.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://os.colta.ru/music_modern/events/details/35492/  (дата  обращения  20.07.2015).
  7. Быков  Д.  Артемий  Троицкий:  Владимира  Путина  можно  победить  во  втором  туре  выборов  президента-2012  [Электронный  ресурс]:  Собеседник.  2012.  №  4.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://sobesednik.ru/showbiz/artemii-troitskii-nazval-svadbu-ally-pugachevoi-i-maksima-galkina-bezumiem  (дата  обращения  22.07.2015).
  8. Вершинин  М.,  Макарова  Е.  Современные  молодёжные  субкультуры:  рэперы.  «ПСИ-ФАКТОР»:  информационный  ресурсный  центр  по  научной  и  практической  психологии  [Электронный  ресурс]:  2007.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://psyfactor.org/rap.htm  (дата  обращения  06.07.2015).
  9. Володин  А.  Вспоминаем  и  молимся.  Газета.ru:  Электронное  средство  массовой  информации  [Электронный  ресурс]:  27.03.2012.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gazeta.ru/culture/2012/03/27/a_4107917.shtml  (дата  обращения  15.07.2015).
  10. Гриценко  Е.С.,  Дуняшева  Л.Г.  Языковые  особенности  рэпа  в  аспекте  глобализации  //  Политическая  лингвистика.  —  2013.  —  №  2  (44).  —  С.  141—147. 
  11. Дуняшева  Л.Г.  Лингвокультурные  особенности  конструирования  гендера  в  афроамериканском  песенном  дискурсе:  Автореф.  дис.  …  канд.  филол.  наук:  10.02.04  [Электронный  ресурс]  /  Дуняшева  Лилия  Гаффаровна.  Нижний  Новгород,  2012.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://cheloveknauka.com/lingvokulturnye-osobennosti-konstruirovaniya-gendera-v-afroamerikanskom-pesennom-diskurse#ixzz3e8l0FXCZ  (дата  обращения  22.07.2015).
  12. Ефремова  Т.Ф.  Современный  толковый  словарь  русского  языка  [Электронный  ресурс]:  Толковый  словарь  Ефремовой.  2000.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/  (дата  обращения  08.07.2015).
  13. Исаков  В.  Рэп  —  словесная  игра.  [Электронный  ресурс]:  Новгородские  ведомости.  20.12.2008.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://novved.ru/kultura/21660-rep-slovesnaya-igra.html  (дата  обращения  19.07.2015).
  14. Кожелупенко  Т.П.  Сленг  как  средство  субкультурного  кодирования  в  современных  американских  и  русских  рэп-текстах:  автореф.  дис.  …  канд.  филол.  наук:  10.02.20  [Электронный  ресурс]  /  Кожелупенко  Татьяна  Павловна.  Санкт-Петербург,  2009.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dissercat.com/content/sleng-kak-sredstvo-subkulturnogo-kodirovaniya-v-sovremennykh-amerikanskikh-i-russkikh-rep-te  (дата  обращения  19.07.2015).
  15. Колесников  А.А.  Особенности  использования  прецедентных  имён  в  рэп-дискурсе  //  Московский  государственный  областной  университет.  —  2014.  —  №  5.  —  С.  66—71. 
  16. Титоренко  М.Ю.  Сленг  как  составляющая  языковой  личности  подростка:  Автореф.  дис.  …  канд.  филол.  наук:  10.02.19  [Электронный  ресурс]  /  Титоренко  Максим  Юрьевич.  Москва,  2003.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://cheloveknauka.com/sleng-kak-sostavlyayuschaya-yazykovoy-lichnosti-podrostka  (дата  обращения  19.07.2015).
  17. Тульнова  М.А.  О  способах  локализации  текстов  глобальной  культуры  //  Известия  Волгоградского  государственного  педагогического  университета.  —  2013.  —  №  1  (76).  —  С.  4—7. 
  18. Хабибуллина  Ф.Я.,  Иванова  И.Г.  Тексты  песен  рэп  как  отражение  основных  способов  обогащения  лексики  французского  языка  //  Альманах  современной  науки  и  образования.  Тамбов,  —  2014.  —  №  4  (83).  —  С.  172—175. 
  19. Шевченко  О.В.  Лингвосемиотика  молодежного  песенного  дискурса:  Автореф.  дис.  …  канд.  филол.  наук:  10.02.04  [Электронный  ресурс]  /  Шевченко  Ольга  Валентиновна.  Волгоград,  2009.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dissercat.com/content/lingvosemiotika-molodezhnogo-pesennogo-diskursa  (дата  обращения:  20.07.2015).
  20. Щенникова  Е.В.  Тематическое  своеобразие  текстов  песен  субкультуры  рэперов  //  Материалы  Международного  молодежного  научного  форума  «ЛОМОНОСОВ-2012»  /  Отв.  ред.  А.И.  Андреев,  А.В.  Андриянов,  Е.А.  Антипов,  К.К.  Андреев,  М.В.  Чистякова.  [Электронный  ресурс]  М,  2012.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2012/structure_27_1901.htm.  (дата  обращения  22.07.2015).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий