Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Евдокимова А.А. РОЛЬ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5—6 КЛАССОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33). URL: http://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения: 07.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

РОЛЬ  АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ  ЗАДАНИЙ  В  ФОРМИРОВАНИИ  НАВЫКОВ  ОБРАЗНОГО  МЫШЛЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ  5—6  КЛАССОВ

Евдокимова  Анна  Анатольевна

студент  3  курса,  кафедра  изобразительного  искусства,  черчения  и  дизайна,  КГУ  им.  Ш.  Уалиханова,  Республика  Казахстан,  г.  Кокшетау

Е-mail:  evdokimonchik@mail.ru

Лузина  Ольга  Ивановна

научный  руководитель,  кафедра  изобразительного  искусства,  черчения  и  дизайна,  академический  доцент,  КГУ  им.  Ш.  Уалиханова,  Республика  Казахстан,  г.  Кокшетау

 

 

Процесс  рисования  естественен  для  каждого  человека.  Рисование  помогает  осмыслить  и  привести  к  гармоничному  состоянию  свой  внутренний  мир,  осознать,  познать  и  проанализировать  явления  окружающей  действительности.  В  детстве  подавляющее  большинство  детей  с  увлечением  занимаются  изобразительным  творчеством  —  задатки  графика,  живописца  или  скульптора  есть  у  каждого.  Детские  рисунки  обладают  свежестью  восприятия  мира,  оригинальной,  неожиданной  образностью.  Образное  мышление,  как  часть  творческого  мышления  и  восприятия  действительности  присуще  детскому  творчеству.

Но  со  временем  интерес  к  изобразительному  искусству  по  многим  причинам  у  большинства  ослабевает  и  к  12—13  годам  —  возрасту  пубертатного  гормонального  взрыва,  практически  сходит  на  нет.  Причины  угасания  интереса  к  изобразительной  деятельности  могут  быть  самыми  различными,  объективными  и  субъективными,  результат  один  —  в  5—6  классах  средней  школы,  в  период  наиболее  интенсивного  изучения  основ  изобразительной  грамоты,  свежесть  образов  становится  редкостью  в  ученических  работах,  даже  в  заданиях,  где  требуется  проявить  фантазию,  преобладает  копирование.  Одной  из  возможных  причин  копирования  в  работах  учащихся  можно  назвать  страх  неудачи,  неуверенность  в  собственных  творческих  силах.  Отсюда  стремление  использовать  образцы  и  готовые  рисунки.  Ведь  срисовать  намного  проще,  чем  придумать,  тем  более,  что  для  срисовывания  выбираются,  как  правило,  широко  известные,  знакомые  большинству  образы. 

Однако  копирование  не  способствует  формированию  столь  важных  навыков  творческого  мышления,  напротив,  гасит  их.  Стимулирование  образного  мышления  учащихся,  перевод  от  копирующего  и  репродуктивного  уровней  к  эвристическому  и  творческому  становится  одной  из  проблем  развивающего  обучения  на  уроках  изобразительного  искусства.  Решение  этой  проблемы  для  учителя  очень  важно,  так  как  современное  обучение  должно  быть  направлено  в  первую  очередь  на  развитие  личности  учащихся.  Формирование  у  учащихся  навыков  образного  мышления  в  процессе  освоения  основ  изобразительной  грамоты,  различных  живописных  и  графических  техник  требует  использования  на  уроках  новых  современных  личностно-ориентированных  методов.  Одним  из  таких  методов  является  Арт-терапия.

  Арт-терапия  (от  англ.  art,  искусство)  —  направление  в  психотерапии  и  психологической  коррекции,  основанное  на  искусстве  и  творчестве.  Одной  из  целей  арт-терапии  является  не  обучение  человека  рисованию,  а  возможность  дать  выход  творческой  энергии.  В  то  же  время,  можно  выделить  очень  важную  особенность  арт-терапии  —  оказание  помощи  человеку  в  управлении  своими  эмоциями  и  психологическим  состоянием.  Посредством  приобщения  к  творческой  деятельности,  дети  учатся  справляться  с  психологическими  проблемами,  вызывающими  у  них  запредельные  эмоции  (которые  зачастую  они  не  могут  вербализовать),  справляться  с  такими  негативными  состояниями,  как  тревожность,  страхи,  депрессия,  агрессивность  и  многими  другими  психологическими  проблемами,  присущими  учащимся  в  подростковом  школьном  возрасте.  Арт-терапевтические  задания  становятся  для  них  одним  из  доступных  и  приятных  способов  снятия  эмоционального  напряжения  [2]. 

При  выполнении  арт-терапевтических  заданий  учащимся  предоставляется  возможность  свободно  выражать  чувства,  в  том  числе  агрессивные,  в  безопасной,  социально  допустимой  форме.  Живопись,  графика,  лепка  являются  способами  разрядки  внутреннего  напряжения,  так  часто  возникающего  у  современных  детей  и  подростков,  помогают  развивать  и  усиливать  внимание  к  своим  чувствам,  вести  внутренний  диалог  для  осознания  своих  проблем.  Для  учителя  арт-терапевтические  задания  могут  оказать  помощь  в  налаживании  контакта  с  классом  в  целом,  с  отдельными  учениками,  помогают  лучше  узнать  своих  учеников  [1]. 

Но  Арт-терапия  на  уроках  изобразительного  искусства  помогает  не  только  в  решении  психологических  проблем  учащихся.  Многие  арт-терапевтические  задания  направлены  на  развитие  у  учащихся  наблюдательности  (способности  к  внимательному,  вдумчивому  рассмотрению),  внимания  к  предметным  характеристикам,  деталям  и  их  взаимосвязям,  воображения  (обращаясь  к  личному  эмоциональному  опыту  ребенка,  привлекая  ассоциативный  материал  в  смежных  видах  искусства),  сенсорных  способностей  (чувства  ритма,  линии,  формы,  пространства,  фактуры,  цвета).  Снятие  внутреннего  напряжения  и  страхов  помогает  высвобождать  творческую  энергию  учащихся  и  тем  самым  способствует  закреплению  навыков  творческого  и  образного  мышления.

В  процессе  проведения  педагогического  эксперимента  были  выявлены  возможности  арт-терапевтических  заданий  в  формировании  навыков  образного  мышления  учащихся  5—6  классов.  Учащиеся  ознакомились  с  различными  техниками  печати  —  монотипией,  акватипией  и  кляксографией.  Эти  техники  были  выбраны  по  следующим  характеристикам  —  относительная  простота  исполнения,  доступность  материалов  и  возможность  доработки,  творческого  поиска  образов,  «спрятанных»  в  красочных  изображениях,  спонтанность  данных  техник,  что  позволяет  уйти  от  шаблонности  и  копирования.

Монотипия  (от  древнегреческого  слова  «моно»  —  один,  и  «типос»  —  отпечаток»)  —  это  графическая  техника,  основанная  на  получении  оттисков  с  плоской  формы.  Монотипия  позволяет  создать  лишь  один  типографский  оттиск  и  сочетает  в  себе  элементы  живописи  и  эстампа.  Художник,  работающий  в  этой  технике,  наносит  краски  на  гладкую  поверхность,  затем  к  ней  прижимают  лист  бумаги.  Полученный  оттиск  и  называется  монотипией  [3].  Впервые  эту  технику  применил  в  XVII  столетии  итальянский  художник  Джованни  Кастильоне.  Потом  на  долгое  время  монотипия  была  забыта.  И  только  в  самом  начале  XX  в.  ее  заново  «открыла»  российская  художница  Елизавета  Кругликова.  В  качестве  основы  применяется  стекло,  оргалит,  но  подходит  любая  глянцевая  водонепроницаемая  поверхность.  Краски  —  водные,  гуашь,  акварель,  акрил.  Лучшей  бумагой  для  монотипии  с  глянцевой  поверхности  является  мелованная,  на  которой  краска  ложится  красивыми  разводами.  Но  подойдет  и  любая  другая  бумага,  белая  или  тонированная.

Акватипия  —  разновидность  монотипии,  для  печати  которой  используются  разведенные  разбавителем  масляные  краски.  Способ  печатания  оттисков  —  с  поверхности  воды.  Краска  наливается  на  поверхность  воды,  и  сразу,  пока  она  не  осела  на  дно,  на  воду  накладывается  лист  бумаги.  Цветовые  разводы  акватипии  невероятно  тонкие  и  изысканные.

Кляксография  —  техника,  в  которой  применяется  раздувание  краски  —  акварели,  гуаши,  туши,  через  трубочку  (коктейльную  соломинку,  пустой  стержень  от  шариковой  ручки  и  др.).  Получаются  интересные  раздувы,  часто  напоминающие  стебли  растений,  стволы  кустарников  или  деревьев.  Все  эти  практики  активно  применяются  в  арт-терапии.  Другой  вариант  кляксографии  —  произвольное  наложение  красок  на  одну  сторону  листа  бумаги,  которая  сгибается  пополам.  На  другой  стороне  листа  получается  симметричный  оттиск  наложенных  красочных  пятен  [3].

Для  развития  образного  мышления  учащихся  5—6  классов  были  разработаны  задания  с  применением  описанных  техник.  Основная  цель  заданий:  стимулирование  творческой  активности  и  способностей  творческого  мышления  учащихся  путем  выполнения  заданий  в  техниках,  отличающихся  скоростью  исполнения  и  выразительностью.  Предполагалось,  что  быстрое  и  эффектное  выполнение  работы,  должно  привести  к  радости  творчества  и  удовольствию  от  результата,  помочь  задействовать  ассоциативно-образное  мышление,  зрительную  память,  воображение,  художественную  фантазию.  Задачи  заданий:  активизировать  познавательную  активность  учащихся  посредством  включения  их  в  практическую  работу.  Создать  условия  для  развития  полноценного  восприятия  окружающего  мира  через  подключения  всех  сенсорных  каналов,  для  формирования  исследовательских  действий,  развития  эмоционально-эстетического  отношения  к  исследуемым  явлениям. 

Более  узкие  задачи  использования  выбранных  техник  направлены  на  закрепление  навыков  владения  художественными  материалами,  приемами  работы  красками,  организованности  и  аккуратности  в  работе.

Задание  1.  Кляксография.  Формат  А4  глянцевой  бумаги  сложить  пополам  что  бы  получились  два  симметричных  прямоугольника.  На  одной  из  сторон  накладываем  живописные  пятна  акварельной  или  гуашевой  краской,  согнуть  лист  для  того  что  бы  на  второй  стороне  получился  отпечаток.  Развернуть  лист  бумаги,  найти  образ  и  прорисовать  его  детали  гелевой  ручкой,  фломастерами  или  цветными  карандашами.

Был  использован  и  другой  способ  выполнения  кляксографии  —  раздувание  на  поверхности  листа  капель  краски  через  трубочку  (стеклянную  или  пустой  стержень  от  шариковой  ручки).  В  результате  раздувания  капель  получаются  формы,  напоминающие  деревья,  кустарники,  другие  растения.  Учащиеся  в  хаотичном  порядке  капали  кляксы  на  лист  бумаги,  затем  при  помощи  трубочки  раздували  краску,  чтобы  получались  изображения  ветвей  деревьев.

Задание  2.  Монотипия.  На  лист  оргстекла  нанести  пятна  гуашевой  или  акварельной  краской.  Приложить  к  краске  лист  бумаги,  чтобы  получился  отпечаток.  Поднять  лист  легким  движением  на  себя.  Сделать  несколько  оттисков  с  разными  поворотами  бумаги  —  снимать  бумагу  с  уголка,  параллельно,  прокручивая  ее  немного  по  оси.  Рассмотреть  получившиеся  оттиски,  найти  изображения  и  дорисовать  детали. 

После  объяснения  и  демонстрации  техники,  учащиеся  самостоятельно  наносили  на  стекло  пятна  акварельной  краски,  прикладывали  листы  бумаги  к  стеклу  и  делали  оттиски.  На  полученном  изображении  находили  образ  и  дорисовывали  рисунок.  После  завершения  работы  над  творческим  процессом  учащимся  предоставлялась  возможность  защитить  свою  работу,  ребята  по  желанию  выходили  к  доске  и  рассказывали,  что  они  увидели  в  полученном  оттиске.

Задание  2.  Акватипия.  Техника  токсична,  поэтому  необходимо  строгое  соблюдение  техники  безопасности  —  в  школьном  кабинете  обязательно  наличие  вытяжки.  Если  вытяжки  нет  —  лучше  перенести  освоение  акватипии  на  внеурочное  время,  провести  занятие  в  теплое  время  гола  на  открытом  воздухе,  например,  в  школьном  дворе.  Для  того,  чтобы  получить  изображение  в  технике  акватипии,  необходимо  в  емкость  с  водой  накапать  масляную  краску  (не  более  4-х  цветов),  жидко  разведенную  разбавителем  и  хаотично  размешать  капли,  тем  самым  получая  смешение  цветов  и  интересные  разводы  краски,  импровизируя  на  тему  свободного  пятна,  что  развивает  воображение. 

После  того,  как  понравится  расположение  красок,  нужно  быстро  сделать  отпечаток  —  наложить  на  мгновенье  на  воду  лист  бумаги  и  перенести  полученный  рисунок  на  бумагу.  Оставить  лист  на  пару  минут  на  горизонтальной  плоскости,  для  того  что  бы  рисунок  немного  подсох.  После  полного  высыхания  листа,  необходимо  рассмотреть  его,  найти  образы  и  доработать  их  фломастерами,  карандашами,  ручками.

На  уроке  проводилась  индивидуальная  и  коллективная  работа  с  учениками.  Сначала  ученики  наблюдали  за  работой  учителя.  Затем  начали  работать  самостоятельно.  У  каждого  учащегося  на  столе  располагалось  все  необходимые  принадлежности  для  создания  акватипии  —  поддон  с  водой,  баночки  с  красками,  кисти,  тряпочки  и  подготовленные  листы  формата  А5.  Учащиеся  разбрызгивали  краски  по  воде  и  получали  оттиски.  Главная  задача  была  –  найти  на  полученных  оттисках  образы.

Положительный  эмоциональный  фон  уроков,  атмосфера  творчества,  чудо  появления  изображения  «здесь  и  сейчас»  —  все  это  позволило  снять  у  учащихся  напряжение  и  страхи  неудач.  Если  в  начале  уроков,  посвященных  техникам  монотипий,  в  классе  были  ученики,  которые  демонстрировали  нежелание  выполнять  задания,  в  результате  вовлечения  всех  учеников  в  активную  результативную  деятельность,  заинтересованность  учащихся  возросла.  При  выполнении  заданий  на  последующих  уроках  изобразительного  искусства  активность  учащихся  сохранилась,  желание  копировать  образцы  снизилось,  у  многих  учеников  появилось  желание  попробовать  свои  силы  в  творчестве.

Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  применение  арт-терапевтических  заданий  на  уроках  изобразительного  искусства  в  школе  способствует  формированию  навыков  образного  мышления.  При  помощи  арт-терапевтических  заданий  по  использованию  печатных  техник,  педагог  может  активизировать  интерес  учащихся  к  уроку,  так  как  подобные  задания  не  только  зрелищны,  интересны  в  исполнении,  но  также  результативны  —  каждый  раз  на  новом  листе  получается  новое  изображение,  яркое,  выразительное  и  неожиданное.  Поиск  образов  на  оттисках  превращается  в  захватывающую  игру,  в  которой  даже  есть  некое  соревновательное  начало  —  кто  больше  увидит.  Эти  простые  на  первый  взгляд  задания  мотивирует  учащихся  к  саморазвитию,  самопознанию,  самосовершенствованию,  что  важно  не  только  на  уроках  изобразительного  искусства. 

 

Список  литературы:

  1. Арт-терапия.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://duhovniypoisk.com/psychology/art_terapiya.php  (дата  обращения  16.06.2015). 
  2. Использование  арт-терапии  в  работе  с  детьми.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://art-psychology.ru/  (дата  обращения  10.04.2015).
  3. Творческий  клуб  Тигель.  МАСТЕР-КЛАСС  «Монотипия»  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  — URL:http://www.tigelclub.ru/index.php?id=204;  tigelclub.ru  (дата  обращения  12.05.2015).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.