Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АВТОРИТАРНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юдин Сергей Владимирович
студент Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск
E-mail: Kenata7@gmail.com
Шуб Мария Львовна
научный руководитель, канд. культурологии, доц. Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск
Интерес к авторитаризму как социокультурному феномену среди исследовательского сообщества, особенно актуален в последние время. По данным неправительственной организации, которая занимается исследованиями состояния политических и гражданских свобод в мире «Freedom House» произошло резкое падение уровня демократии во всем мире, связанное с экономическими и социальными проблемами. В 2012 г. РФ была внесена в список авторитарных режимов [3].
Не секрет, что европейская и американская пресса также интерпретирует современный российский режим как авторитарный или даже тоталитарный, а Путина показывает, как второго Сталина.
Нам представляется очень интересным не столько анализировать авторитаризм как политическую систему, сколько рассмотреть его как феномен культуры и даже уже — как феномен русской культуры. Известно, что именно в России исторически сложилось особое отношение к власти, не столько даже уважительное (как в Америке, например), сколько скорее подобострастное. Широко известны такие устойчивые выражения, как «царь-батюшка», «режим сильной руки» и т. д.
И мы решили выяснить, насколько авторитаризм связан с ментальностью русского человека, с особенностями исторического развития российского государства и каков его ценностный статус сегодня.
В общем смысле под авторитаризмом мы понимаем антидемократическую и антиправовую концепцию, реализуемую на различных уровнях социальной и политической структуры (семья, государство и т. д.).
В контексте нашей работы, мы рассмотрим основные подходы к осмыслению авторитаризма:
В рамках философского подхода авторитаризм рассматривается, как социально-политическая система («режим сильной руки»), с теоретический позиций раскрывается роль государя, эффективные методы управления и этический момент в отношениях между властью (сюзереном) и народом. Одному из представителей этого подхода, Платону принадлежит Известное выражение «из демократии рождается тирания», а другому — Т. Гоббсу — «только сильная (деспотичная) власть способна обуздать анархию необузданной свободы» [2].
В рамках психологического подхода, рассматриваются характеристики авторитарной личности (группы), склонность того или иного психотипа к авторитарным проявлениям.
На сегодняшний день одним из наиболее распространённых является социологический подход. Разработка исследований авторитаризма в социологическом контексте исходит из реального положения дел, уровня авторитарности в обществе, поддержки той или иной социальной стратой деспотического режима, готовности общества к проявлению механизмов подавления.
Политологический подход рассматривает внешние проявления авторитаризма, анализирует его как политический режим, с различными механизмами управления, свойственные авторитарным режимам.
Нас же интересует, как мы уже сказали, подход культурологический — в отличие от вышеописанных подходов, в культурологии особое внимание уделяется социокультурным особенностям авторитаризма, историко-ментальная предрасположенность той или иной культуры к авторитарным формам.
Анализируя разного рода источники, мы пришли к выводу о том, что не у всех народов есть потенция к демократической организации политической системы, некоторым свойственно именно авторитарное или околоавторитарное мышление, которое является значительно более гармоничным, привычным и адекватной для данных народов (культур). На наш взгляд Россия относится именно к такой категории государств. Мы рассмотрели ряд факторов, который, на наш взгляд, и обусловили такую ситуацию.
Географический:
В силу интенсивной колонизации и огромных размеров страны, у России не было выбора, кроме как усиливать централизацию власти, для сохранения территорий требовалось ужесточение мер для эффективного управления, налогообложения, обеспечения безопасности постоянно расширяющихся границ.
Политический:
На всем протяжении исторического пути, Россия являлась и является многонациональной и многоконфессиональной страной, что не могло не отразиться и на политической культуре народа. Долгие столетия единственным объединяющем элементом народов, входящих с состав России, была власть в лице государства. Государь олицетворялся для народа как «Отец нации», любая инициатива народа воспринималась как бунт, против устоев власти, в следствие этого вырабатывалась пассивная модель поведение в политической культуре [6]. Социокультурный фактор.
Существует точка зрения, что религия и политической культура тесно взаимосвязаны. Мы должны отметить, что фактор православия имеет вполне авторитарные формы, поскольку православие пришло в нашу страну из Византии, где тип политической системы можно обозначить как «деспотию», и где церковь была подчинена государству и являлась своего рода инструментом для подавления свободной личности, поскольку является консервативной и подверженной мифологизацией власти [8].
Ментальный фактор:
Поскольку в работе обосновывается необходимость культурологического анализа феномена авторитаризма, видится необходимым выделить ключевые черты и характеристики российской ментальности, способствующие его развитию: экстернальность, фаталистичность, коллективизм, пассивность, консерватизм, стремление избегать ответственности за свою судьбу, а также наличие в национальном характере враждебности, ненависти, предрассудков [7]. Н.А. Бердяев утверждал, что «деспотический характер русского государства объясняется специфичностью русской ментальности — необходимостью насильственного, идущего от власти, сверху, оформления, неограниченной русской равнины и такого же неограниченного противоречивого русского характера» [1].
Что касается современной России, то и сегодня, на наш взгляд, стремление к авторитарному политическому устройству сохраняется. Симптомами этого можно считать законопроекты, которые принимаются в нашем государстве, такие как закон об НКО, увеличении сроков президентства, закон о персональных данных (одобренный В.В. Путиным) [4], который запрещает хранить персональные данные за рубежом, о собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и т. д.
В СМИ вновь декларируется внешний враг в лице «Запада», в частности США, в связи с этим разворачивается антизападная пропаганда, направленная на дискредитацию западных демократических ценностей, также происходит выявление «предателей», достаточно упомянуть телепроект «13 друзей хунты» и постоянное упоминание «пятой колонны», которая зачастую имеет либерально-демократическую направленность. По данным Левада-центра, отвечая на вопрос «Как вы считаете, России сейчас действительно угрожают многочисленные внешние и внутренние враги — или эти разговоры о врагах ведутся для того, чтобы запугать население и сделать его послушной марионеткой в руках у власти? Утвердительно отвечают 63 % респондентов [5].
Мы должны отметить и ограничение свободы СМИ. По данным “Worldwide Press Freedom Index” (ежегодного исследования и сопровождающего его рейтинга о состоянии свободы прессы в странах мира, который выпускается международной неправительственной организацией «Репортеры без границ», Россия находится на 146 месте, что также позволяет нам говорить об авторитарных тенденциях в современном российском обществе [8].
На наш взгляд рассмотренные позиции, в полной мере позволяют нам говорить об авторитарных тенденциях в российском обществе, который обусловлены различными факторами.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL http://www.vehi.net/berdyaev/istoki/. (дата обращения 01.04.2015).
- Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL http://www.e-reading.link/bookbyauthor.php?author=4769 (дата обращения 23.11.2015).
- О состоянии свободы в мире» (Freedom in the World 2015). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL https://freedomhouse.org/report/freedom-world/freedom-world-2015#.VRcJhPysWSo. (дата обращения 29.03.2015).
- Пресс-выпуск: Владимир Путин: доверие, оценки, отношение [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL http://www.levada.ru/27-03-2015/vladimir-putin-doverie-otsenki-otnoshenie. (дата обращения 29.03.2015).
- Пресс-выпуск: Граждане, государство и власть [Электронный ресурс] — режим доступа. — URL http://www.levada.ru/26-03-2015/grazhdane-gosudarstvo-i-vlast. (дата обращения 29.03.2015).
- Пайпс Р. Россия при старом режиме. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL http://www.lib.ru/HISTORY/PAJPS/oldrussia.txt. (дата обращения 30.03.2015).
- Pew Research Center. Russians Return to Religion, But Not to Church. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL http://www.pewresearch.org/ (дата обращения 29.03.2015).
- Worldwide Press Freedom Index [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL https://rsf.org/index2014/ru-index2014.php. (дата обращения 29.03.2015).
дипломов
Оставить комментарий