Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2015 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ США, ОТРАЖЕННЫЕ В ПРАВОВОМ ДИСКУРСЕ ТЕРРОРИЗМА
Александрова Мария Владимировна
студент 4 курса, кафедра региональных исследований ФИЯР МГУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Е-mail: alexanderova.maria@gmail.com
Шевырдяева Лилия Николаевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, ФИЯР МГУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Культурные аспекты страны являются отражением социально-исторического опыта ее граждан. Поэтому они проявляются не только в достижениях в области искусства, но и воплощаются в законах их деятельности, то есть в формировании правовых документов. Это, в том числе, обозначение рамок преступных явлений в законодательной базе. Первым шагом становится составление адекватного определения [1, с. 32]. Процесс толкования и правовой интерпретации явлений действительности проходит у каждой страны по-своему, в зависимости как от политических, так и социокультурных характеристик государства. Поэтому правовой дискурс предоставляет ценный материал для выявления культурных особенностей страны.
Терроризм получает все большее распространение в современном мире. Его относят к самым опасным и труднопрогнозируемым явлениям современности, приобретающим все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. По данным Госдепартамента США, только в 2013 году произошло в общей сложности 9707 террористических атак по всему миру, в результате чего более 17 800 человек погибли, и более 32 500 были ранены [2]. Однако толкование этого явления до сих пор носит неоднозначный характер как в общем употреблении, так и в правовом дискурсе. Законодательное определение терроризма должно соответствовать современным представлениям странового сообщества, предоставлять достаточные полномочия федеральным организациям, при этом устанавливая и определенные ограничения на сферу применения понятия.
Для Соединенных Штатов Америки проблема терроризма стала особенно актуальной в начале 70-х годов. В 1972 году на мюнхенской олимпиаде члены палестинской террористической организации «Чёрный сентябрь» убили 11 представителей израильской олимпийской сборной. С того момента каждый американский президент сталкивается с необходимостью координации усилий федеральных структур (Государственный департамент, Министерство юстиций, Министерство обороны и ЦРУ) в борьбе с явлением. Наряду с многообразием структурных преобразований, проводятся внесения изменений в законодательные документы, определяющие терроризм. К их числу относятся отдельные законы и акты: о борьбе с международным терроризмом 1984 года (the 1984 Act To Combat International Terrorism), о правосудии для жертв терроризма 1998 года (Justice for Victims of Terrorism Act). Последние существенные изменения в понятие «терроризм» внес Акт "О сплочении и укреплении Америки путем обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму" 2001 года (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001), более известный как «Патриотический акт» (USA PATRIOT Act). Закон был принят после трагических событий 11 сентября 2001 года. Он значительно расширил полномочия правительства и полиции по надзору за гражданами, в частности, дал ФБР широкие права по подслушиванию и электронной слежке [11].
Положения этого и других актов включены в единый консолидированный свод права — Уголовный Кодекс Соединённых Штатов Америки. Титул 18 этого документа (преступления и уголовная процедура) содержит специальную главу (Chapter 113В), посвященную различным вопросам, связанным с терроризмом, — юрисдикции, соучастию, финансовым сделкам с террористическими организациями и др. [6, с. 2—6; 11].
Анализ перечисленных выше документов показал, что «терроризм» в Америке распадается на два отдельных понятия: «международный» и «внутренний». Оба имеют общую основу — это акты, нарушающие законы США или какого-либо штата [14, (5) А]. То есть, с первой строчки вводится понятие «закон». В Соединенных Штатах любая преступная деятельность определяется таким образом. Именно факт нарушения этого закона характеризует теракт. Лишь после обозначения этой характеристики американское право переходит непосредственно к перечислению критериев. «Только законы <…> страны, <…> должны определить действие как уголовное или незаконное» [7, с. 331]. Из этого можно заключить, насколько важна в США роль закона. Отсылка к нему предает определению особый вес, убедительность. По мнению американских граждан, «уважение закона определяет цивилизованный мир» [8], а потому «в Соединенных Штатах каждый в каком-то смысле лично заинтересован в том, чтобы все исполняли законы» [4, с. 190].
Необходимым для признания правонарушения «терроризмом» является выполнение двух условий: его направленность на запугивание или принуждение гражданского населения; его направленность на влияние или воздействие на правительство. При этом в пункте втором террористические методы называют «способами оказания давления на государственный аппарат». Это массовые уничтожения, убийства или похищения людей [14, § 18 (5) В]. Также существует понятие «федеральное террористическое преступление» [14, § 18 2332b (g) (5)]. Если в предыдущих видах терроризма фигурировало гражданское население, то эта категория преступлений относится исключительно к правительству и госслужащим. Интересно, что именно этот пункт был значительно расширен после 9/11, и теперь включает в себя весьма широкий спектр правонарушений. Таким образом, целью теракта в США всегда является оказание влияния на государство, в комбинации с обществом или без него. Терроризм в американской трактовке «носит глубоко политический характер [13, c. 365]». Таким образом, любой террористический акт, совершенный на территории США, обязан иметь под собой политические цели.
Это иллюстрирует следующий культурный аспект американского общества. Одним из фундаментальных принципов устройства США является «правительство народа, управляемое народом и для народа» [9], поэтому можно предположить, что в сознании американцев эти категории неделимы, и они могут восприниматься как целое. Правительства должны служить народу, а политические деятели и чиновники являются лишь слугами народа [3]. Поэтому правительство как определенное число государственных деятелей может быть выделено в отдельную категорию, как представители одной профессии, но правительство от гражданского населения отделено быть не может.
Возвращаясь к понятиям внутреннего и внешнего терроризма, разница между ними сводится к соотношению затронутых территорий внутри и вне страны, а также к тому, совершен ли акт или была лишь угроза его совершения. Понятие международного терроризма оказывается шире внутреннего, включая в себя «акты насилия» — использование, потенциальное использование или угроза использования физической силы, направленной против человека или чужой собственности» [14, § 16 A]. Кроме того, международный терроризм по определению более жестокий (violent). Внутренний терроризм этим прилагательным не характеризуется. Уголовный Кодекс США отдельно характеризует терроризм на основе территориального охвата (раздел об актах терроризма, совершаемых с пересечением государственных границ), статуса жертв (раздел о федеральном террористическом преступлении), использованного оружия и полученных ресурсов (раздел о финансировании терроризма) [14, § 18 2332b].
Акты терроризма, совершаемые с пересечением государственных границ – это особый раздел преступлений, который включает в себя действия, совершенные строго на территории США с целью препятствования нормального функционирования международных связей. Определение включает причинение ущерба разной степени лицам или недвижимому либо движимому имуществу. При этом «пересечение государственных границ» предполагает наличие сопутствующих преступлений, которые были совершены за пределами США [14, § 18 2332b (g) (1)]. Другим важным моментом является то, что данная статья распространяется как на преступника, действовавшего на территории США, так и на «всех руководителей и сообщников» [14, § 18 2332b (b) (1) (F) (2)]. Пункт предоставляет США полномочия рассматривать теракт не как единичное явление, произошедшее на территории страны или за ее пределами (как это делает внутренний и международный терроризм), а как совокупность всех действий, совершенных в процессе приготовления теракта, превращая деятельность, совершенную за пределами США и теоретически не имеющей к ней прямого отношения, в сферу ее ведения. Страна перешла от «реакционных методов» борьбы с терроризмом к «упреждающим стратегиям борьбы с международным терроризмом» [13, c. 366—367].
Терроризм в законодательстве США классифицируется по способу причинения ущерба: использование взрывчатых веществ и орудий массового поражения, финансирование или участие в организации терактов. Каждая из этих статей имеет общий раздел, «юрисдикция» [14, § 18 2332а, 2332f, 2339а, 2339с, всюду (а) (2) (b)]. Он повторяется полностью, и включает в себя условия, при которых США оставляет за собой право на уголовное преследование. практически любой теракт может быть включенным в ее сферу ведения. Даже в случае, если преступление было совершено гражданином другой страны за пределами США, но, на взгляд обвинителя, ставило целью оказать влияние на правительство — страна обеспечила себе возможность его расследования. Ограничения при этом незначительные, и полностью зависят от того, как сама Америка будет трактовать обстоятельства.
Таким образом США демонстрируют свою важную роль на мировой арене в отношении международного терроризма. По мнению исследователей, отсутствие единого международного определения терроризма создает угрозу того, что могущественные страны будут брать на себя роль «блюстителей международного порядка» [12, c. 370]. Это и сделали США после событий 11 сентября 2001 года [12, c. 365—378]. Америка фактически приравнивает свое федеральное законодательство к международному, устанавливая заведомо расширенные границы своего интереса и влияния.
Соединенные Штаты берут на себя роль мирового лидера в борьбе с терроризмом [15], что определяется еще одним культурным аспектом американского общества. Демократия и права человека являются фундаментальными принципами США, и с увеличением значимости страны в мире расширялись границы территорий, на которых она планировала их распространять [16]. Американская культура на современном этапе закрепляет за собой роль флагмана мировой демократии, что отражено как в государственных документах (Стратегия национальной безопасности) [5, с. 4, 19, 23, 24, 26, 27], так и в сознании обычных американцев. Они активно принимают участие в таких международных программах, как Корпус мира, направляющих добровольцев в бедствующие или менее развитые (по мнению США) страны для оказания помощи. В рамки этой помощи входят распространение американских ценностей и законов для повышения уровня жизни [10].
Рассмотрев терроризм в правовом дискурсе США, можно выделить следующие наиболее заметные социально-культурные аспекты, которые он отражает. Это, прежде всего, уважение к понятию «закон» и понимание того, что он соответствует личным интересам каждого гражданина, а потому необходим к исполнению. Отсутствие, с правовой точки зрения, понятия «общества» отдельно от правительства указывает на тесную связь между ними, на то, что правительство воспринимается как неотъемлемая часть народа. Взгляд на США как на мирового лидера, задающего тенденции функционирования международной демократии и международного права, является частью культурного облика страны, и мотивирует обычных американцев путешествовать в другие страны с целью их развития посредством распространения собственных ценностей и взглядов.
Список литературы:
- Королев А.А., Террор и терроризм в психологическом и идеологическом измерении: история и современность, Научная монография, М.: Московский гуманитарный университет, 2008. — 50 c.
- Национальный консорциум по изучению терроризма и ответов на терроризм: Приложение к статистической информации [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.state.gov/j/ct/rls/crt/2013/224831.htm (дата обращения: 18.04.2015).
- Стивенсон Дуглас К., Америка: народ и страна. Пер. с англ. М.: ППП (Проза. Поэзия. Публицистика), 1993, — 192 с.
- Токвиль Алексис де. Демократия в Америке: Пер. с франц./ Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М.: Прогресс, 1992. —554 с.
- 2015 National Security Strategy
- Beutel A.J., Breach of Law, Breach of Security: A Muslim American Analysis of US Counterterrorism Policies, “Perils of Empire: Islamophobia, Religious Extremism and the New Imperialism”, The Department of Government and Politics, University of Maryland Press, 2007. — 23 c.
- Gibbs J.P., Conceptualization of Terrorism. // Washington: American Sociological Review. 1989. № 3(54).
- Hoffman I.: Respect for the law [Электронный ресурс]: 2004. URL: www.ivanhoffman.com/respect.html (дата обращения: 31.05.2015).
- Lincoln A., The Gettysburg Address [Электронный ресурс]: The Library of Congress, 1863. — Режим доступа. — URL: http://www.americaslibrary.gov/jb/civil/jb_civil_gettysbg_1.html (дата обращения: 14.04.2015).
- Peace Corps [Электронный ресурс]: October 2014. — Режим доступа. — URL: http://www.peacecorps.gov/ (дата обращения: 31.05.2015).
- Resnick, Brian, A Brief History of Terrorism in the United States [Электронный ресурс]: National Journal, April 2013. — Режим доступа. — URL: http://www.nationaljournal.com/nationalsecurity/a-brief-history-of-terrorism-in-the-united-states-20130416 (дата обращения: 20.02.2015).
- Sorel J.-M., Some Questions About the Definition of Terrorism and the Fight Against Its Financing. // European Journal of International Law. — 2003. — № 2(14). — C. 365—378.
- Tiefenbrun S., А semiotic approach to a legal definition of terrorism. // ILSA Journal of International & Comparative Law. — 2003. — № 9. — C. 357—389.
- United States Code
- US Department of State, National Strategy for Counterterrorism 2011
- World Public Opinion, US Role in the World [Электронный ресурс]: 2007. — Режим доступа. — URL: http://www.americans-world.org/digest/overview/us_role/democracy.cfm (дата обращения: 31.05.2015).
дипломов
Оставить комментарий