Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК МЕРА ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Мартынова Юлия Александровна
Мичурин Александр Андреевич
студенты 2 курса, 223 группа Института юстиции ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
E-mail:
Чмыхало Елена Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Института юстиции ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
В условиях современного общества все большую актуальность приобретают вопросы защиты и охраны земли. Земля может пониматься в нескольких аспектах, однако только земля как природный ресурс выступает в качестве объекта земельных правоотношений. При этом важными правовыми характеристиками являются целевое назначение и разрешенное использование земли. Целевое назначение — это установленный законодательством порядок и условия использования земельного участка для конкретных целей в соответствии с категорией земель. Разрешенное использование — это порядок и условия использования земельных участков с учетом целевого назначения и установленных ограничений, обременений.
В целях соблюдения порядка и условий использования земельных участков в соответствии с их назначением была разработана система мер по охране земель. Земля охраняется как важнейший компонент окружающей среды и средство производства в сельском и лесном хозяйстве, признается ее приоритет в таком качестве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде [3].
Действующее российское законодательство предписывает уполномоченным на то органам разработку федеральных, региональных и местных программ по охране земель, которые должны включать в себя перечень обязательных мероприятий с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий при использовании земель. Учитывая цели использования земельных участков и соблюдая их разрешенное и рациональное использование, собственники земельных участков, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечивать плодородие почв, защищать земли от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, и воздействия других негативных факторов, в результате которого происходит деградация земель, рекультивировать нарушенные земли, и совершать иные действия, предусмотренные земельным законодательством [4].
Таким образом, установленная законодательно система охраны земель направлена прежде всего на физическое сохранение земли в рамках правовых характеристик. На наш взгляд, соблюдение мероприятий по охране земель тождественно проведению мероприятий по сохранению и обеспечению целевого назначения и разрешенного использования земель.
Обеспечение проведения таких мероприятий или несовершения действий, результатом которых стали нарушение целевого назначения или разрешенного использования, соблюдается с помощью различных мер, в т. ч. — привлечения к юридической ответственности. Представляется, что к указанным действиям можно применить общую терминологию — ненадлежащее использование земельного участка.
Ответственность за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием земельного участка, может иметь различный характер, но в настоящей работе хотелось бы обратить внимание на гражданско-правовую ответственность. Ряд авторов называет этот вид также имущественной или материальной ответственностью [2]. Гражданско-правовой характер ответственности находит свое отражение в том, что основания для наложения ответственности содержатся именно в гражданском законодательстве.
Полагаем, что среди мер гражданско-правовой ответственности неоднозначной правовой категорией выступает прекращение права на земельный участок.
Противоречия видятся в том, что с одной стороны — это мера охраны земель в случае несоблюдения правил надлежащего использования земли, с другой — может выступать как нарушение прав обладателя земли.
Правовое регулирование прекращения права на земельный участок как меры охраны земель осуществляется с помощью норм Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ряда норм региональных законов.
Представляется, что в случае прекращения права на землю как формы ответственности за земельное правонарушение происходит принудительное изъятие земельного участка. В качестве оснований изъятия выступает юридический факт правонарушения — использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в иных целях; использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, повлекшее существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки [1]. Полагаем, что перечень оснований исчерпывающим не является, поскольку с развитием производства и прогрессом технологий использования земли могут быть предусмотрены и иные составы.
Из анализа норм гражданского законодательства, можно заключить, что ответственность за ненадлежащее использование земли применяется не только к собственникам земельных участков, но и к лицам, собственниками не являющимся — например, арендаторам [5]. В связи с этим дискуссионным представляется вопрос о порядке прекращения права на земельные участки, и процедуре их изъятия. Так, ГК РФ определяет порядок изъятия земельного участка в случае его ненадлежащего использования у собственника, однако для категории несобственников такого порядка не предусматривая; законодатель здесь использует применение отсылки к нормам земельного законодательства. При обращении к ст. 54 ЗК РФ можно сделать вывод о наиболее полном регулировании порядка и процедуры прекращения земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земли. Таким образом, порядок прекращения прав на земельный участок у несобственников получил более подробную правовую регламентацию по сравнению с наиболее встречающимся правом собственности, что является, на наш взгляд, частным случаем пробела в праве.
На это было обращено внимание Е.Ю. Чмыхало: «В связи с тем, что существует пробел в правовом регулировании данных отношений, нормы ГК РФ, предусматривающие прекращение права собственности на земельные участки при ненадлежащем их использовании, не применяются, а, следовательно, совершенно обоснованно в Основах государственной политики использования земельного фонда в Российской Федерации на 2012—2020 годы обозначено такое направление государственной политики в данной сфере, как совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием…» [6].
Также дискуссионным представляется вопрос о трактовке понятия «рациональное использования земли». Представляется, что для привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде прекращения прав на земельный участок в законодательстве должны быть четко определены критерии, согласно которым рассматривается совершение правонарушения субъектом по ненадлежащему использованию участков. В настоящее время в законодательстве такие критерии отсутствуют, в связи с чем рациональное использование земельных участков трактуется достаточно широко, что «размывает» границы ответственности и ведет к появлению противоречивой судебной практики.
Таким образом, нечеткое определение составов правонарушений и пробелы в правовом регулировании правоотношений по прекращению прав на земельный участок как меры охраны земель становятся источником неоднозначного толкования правовых норм, формирования неоднозначной правоприменительной практики, и, как следствие, — снижения действенности рассматриваемого института.
Представляется, что для устранения рассмотренных в статье проблем и повышения эффективности применения прекращения прав на земельный участок как меры охраны земель необходимо четкое правовое регулирование указанного института. Так, например, на наш взгляд, необходимо выработать единообразный подход к порядку изъятия земельных участков как для собственников, так и для несобственников, и закрепить такой порядок в ГК РФ, как акте, регулирующем гражданско-правовую ответственность за правонарушения в области ненадлежащего использования земельных участков, а также разработать критерии для конкретизации оснований привлечения к такой ответственности.
Список литературы:
- Галиновская Е.А. Институт юридической ответственности как составляющая земельного правопорядка // Журнал российского права. — 2014. — № 1. — С. 41—48.
- Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник. М., Юрист, 1998, — с. 357.
- Ст. 12. Земельный кодекс Российской Федерации // Собр. Законодательства РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2014. № 30, ч. I, ст. 4225.
- Ст. 13. Земельный кодекс Российской Федерации // Собр. Законодательства РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2014. № 30, ч. I, ст. 4225.
- Ст. 285, 286. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2014. № 19, ст. 2304.
- Чмыхало Е.Ю. принудительное изъятие земельных участков при ненадлежащем их использовании: проблемы правового регулирования и правоприменения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — № 6(101). — С. 243.
отправлен участнику
Оставить комментарий