Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2015 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Волкова К.С. СТАРООБРЯДЦЫ В СЕРПУХОВЕ: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭТИКА И ПРАКТИКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СТАРООБРЯДЦЫ  В  СЕРПУХОВЕ:  ХОЗЯЙСТВЕННАЯ  ЭТИКА  И  ПРАКТИКА

Волкова  Ксения  Сергеевна

студент  1  курса,  кафедра  «Экономические  и  гуманитарные  науки»,  филиал  МГУПИ  в  г.  Серпухове,  РФ,  г.  Серпухов

E-mailkseniya.volkova.2012@list.ru

Марченко  Наталья  Геннадьевна

научный  руководитель,  канд.  ф.  наук,  доцент  МГУПИ,  РФ,  г.  Москва

 

Данная  статья  посвящена  серпуховским  старообрядцам,  управлявших  мануфактурным  производством.  Она  актуальна  в  наше  время  по  причине  развивающейся  промышленности.  Целью  статьи  является  ознакомление  с  историей  староверов  и  принципом  их  хозяйствования.

Для  начала  немного  истории.  Старообрядцы  —  совокупность  религиозных  течений  и  верований  в  русле  русской  православной  церкви,  появившиеся  после  церковной  реформы  (1650-х—1660-х  годах),  принятой  патриархом  Никоном  и  царём  Алексеем  Михайловичем,  целью  которой  была  стандартизация  богослужебного  чина  Русской  Церкви  с  греческой  Церковью.  Старообрядцы  отвергали  их  реорганизацию  (исправление  богослужебных  книг,  обрядов,  изменения  церковных  узаконений,  преданий),  расценивая  их  как  антихристовы,  что  и  послужило  причиной  церковного  раскола.

Проводя  реформу,  Никон  преследовал  не  только  изменение  внешних  признаков  богослужения,  но  и  личные  цели.  Церковные  нововведения  Патриарха  Никона,  ведущие  за  собой  возникновение  старообрядческого  раскола,  часто  рассматриваются  как  основная  его  деятельность.  Опираясь  на  дружбу  и  царскую  власть,  Никон  приступил  к  церковным  преобразованиям  решительно  и  смело.  Во-первых,  через  реформу  Патриарх  служил  царю,  желающему  стать  всемирным  православным  государем,  таким  образом,  и  началось  возвышение  Никона.  Во-вторых,  при  помощи  церковных  изменений  Никон  хотел  укрепить  свое  положение,  чтобы  также  стать  всемирным  Патриархом.  Он  начал  исправлять  церковь  и  церковные  обряды:  было  введено  троеперстное  крестное  знамение,  имя  «Исус»  переделали  на  «Иисус»,  в  новых  книгах  было  введено  обхождение  против  солнца.  Позже  последовали  и  другие  изменения.  Никониане  назвали  свою  церковь  единственно  православной,  потому  что  пользовались  государственной  властью,  а  несогласным  с  ними  дали  прозвище  «раскольники».  Конкуренты  Никона  остались  верны  древним  церковным  традициям,  ни  в  чем,  не  изменив  той  православной  церкви,  что  пришла  с  крещением  Руси.  Подчеркивая,  древность  своей  веры  и  ее  отличие  от  новой  они  назвали  себя  православными  староверами  или  старообрядцами.

Главным  среди  старообрядцев  был  священнослужитель  Аввакум  —  противник  церковной  реформы  Патриарха  Никона  XVII  века,  духовный  писатель.  После  осуждения  на  церковном  соборе  (1666—1667  гг.).  Аввакум  был  сослан  в  Пустозёрск,  где  14  лет  он  просидел  на  хлебе  и  воде  в  земляной  тюрьме,  продолжая  свою  проповедь,  рассылая  грамоты  и  послания.  Наконец,  пришло  его  резкое  письмо  к  царю  Фёдору  Алексеевичу,  в  котором  он  критиковал  царя  Алексея  Михайловича.  Оно  решило  участь  и  его,  и  его  товарищей:  все  они  были  сожжены  в  срубе.  После  казни  Аввакума,  староверы  остались  без  покровителя  и  были  подвержены  гонению  со  стороны  светской  власти.

Несколько  ветвей  старообрядчества  возникло  в  результате  раскола.  Поповцы  —  приемлющие  все  таинства  Православного  христианства  и  признают  необходимость  священников  при  богослужениях  и  обрядах.  В  настоящее  время  поповцы  делятся  на  две  основные  группы:  Русская  православная  старообрядческая  церковь  и  Русская  древлеправославная  церковь.  Беспоповство  —  оставшиеся  без  священников  и  церковных  таинств.  Именуются  как  «древлеправославные  христиане  иже  священства  не  приемлющие».  Первое  время  они  искали  спасения  от  преследований  в  заброшенных  местах  на  берегах  Белого  моря,  и  поэтому  были  объединены  в  Древлеправославную  поморскую  церковь.  Многовековые  гонения  со  стороны  новой  религии  и  властей  выработали  у  староверов  особый,  стойкий  характер.  Доказывая  свою  правоту,  они  целыми  семьями  шли  в  огонь,  подвергая  себя  самосожжению.  В  1862  году  произошел  первый  случай  массового  самосожжения  (около  50  человек).  В  царствование  Петра  I  указом  1716  года  староверам  разрешили  жить  в  селениях  и  городах,  при  платеже  двойной  подати,  староверы  не  могли  занимать  общественные  должности  или  быть  свидетелями  в  суде  против  православных.  Им  запретили  носить  традиционную  русскую  одежду,  для  них  ввели  налог  за  ношение  бород.  Позже  Екатерина  II  издала  манифест,  которым  призывала  старообрядцев  вернуться  в  Россию  и  обещала  им  спокойную  жизнь.  Они  радостно  откликнулись  на  этот  призыв  и  большими  массами  устремились  на  Родину.  Правительство  отвело  им  место  жительства  в  пределах  Иргиза.  Но  был  издан  указ  о  сборе  с  купцов-старообрядцев  двойной  подати.  Наверно,  из-за  обязанности  платить  лишние  налоги  у  староверов  появилась  привычка  к  упорному  труду.  Некоторые  из  них  стали  успешными  фабрикантами,  купцами,  промышленниками,  меценатaми.

Так,  в  Серпуховском  историко-художественном  музее,  московcкой  области,  хранится  обширная  история  семьи  старообрядцев-фабрикантов  —  Мaрaевых.

Со  второй  половины  XIX  века  в  Серпухове  стала  известна  фамилия  Мараевых.  Четыре  брата  —  Фрол,  Василий,  Константин  и  Родион  —  были  крепостными  крестьянaми  графини  М.В.  Орловой-Давыдовой,  но  занимались  они  отхожими  промыслами.  К  тому  времени,  когда  в  1839  году  братья  были  отпущены  в  вольные  хлебопашцы,  у  них  имелись  немалые  капиталы  и  своя  мануфактура,  но  при  этом  братья  Мараевы  оставались  причисленными  к  крестьянскому  cоcловию.  Только  один  из  них,  37-летний  Василий  Aфанаcиевич,  получил  «мирской  приговор  на  увольнение  в  серпуховское  купечество».

Василий  Афанасиевич  Мараев  поселился  в  Серпухове.  Там  и  устроился  на  фабрику  к  московским  купцам-старообрядцам  Федору  и  Григорию  Ереминым  в  деревне  Заборье.  В  связи  с  этим  он  перешел  в  старообрядческое  беспоповское  старопоморское  общество.

Мараевы  перешли  в  старообрядчество  и  вместе  с  этим  изменился  стиль  их  жизни.  Проявилось  это  в  ответственности  перед  подчиненными,  выражавшейся  в  заботе  о  людях  не  только  на  производстве,  но  и  в  быту.

Фабрика  московских  купцов  Ереминых  существовала  с  1827  года  и  выпускала  миткaль,  который  пользовался  большим  спросом  у  санкт-петербургских  купцов  Дерябиных.  В  том  же  году,  она  именовалась  как  ручная  ткaцкaя  фaбрикa,  а  в  1843  году  производство  уже  имело  300  станов,  416  рабочих  и  приносило  30  тысяч  рублей  серебром  годового  дохода.  С  каждым  годом  мануфактурное  производство  росло,  а  доходы  увеличивались.  В  1869  году  Мараев  купил  дом  в  Москве.  В  тот  же  год  сын  Василия  Афанасьевича  —  Мефодий  Мараев,  женился  на  Анне  Васильевне  Волковой,  купеческой  дочери  Василия  Волкова.

Умер  Василий  Афанасиевич  Мараев  в  1881  году.  В  скором  времени  скончался  и  Мефодий  Мараев.  У  овдовевшей  в  37  лет  Анны  Васильевны  на  руках  осталось  восемь  детей,  мануфактурное  дело  и  молочная  ферма.  При  вступлении  в  права  наследницы  ей  пришлось  отстаивать  имущественные  права  в  долгой  судебной  тяжбе  по  иску  двоюродного  брата  Мефодия  Васильевича  купца  Ф.Ф.  Мараева,  который  оспаривал  незаконный  брак  старообрядцев,  опираясь  на  то,  что  официально  они  не  обвенчались.  Таким  образом,  он  надеялся  получить  наследство  своего  умершего  родственника.

Судебное  разбирательство  продолжалось  около  10  лет  и  окончилось  только  в  1893  году  Сенат,  отклонил  притязания  Ф.Ф.  Мараева.  В  этих  нелегких  условиях  Анна  Васильевна  проявила  уникальную  силу  характера,  стойкость  и  деловитость.  В  1884  году  она  стала  серпуховской  купчихой  первой  гильдии,  ее  дело  процветало,  а  ситцы  пользовались  большим  спросом  на  российском  рынке,  особенно  в  среднеазиатском  регионе.  Благодаря  её  стараниям  открывались  новые  производственные  помещения.

В  1895—1896  годах  А.В.  Мараева  строит,  по  проекту  известного  архитектора  Р.И.  Клейна,  прекрасный  особняк  на  фабричной  улице  рядом  со  своими  фабриками  в  Заборье.  Сейчас  это  Серпуховский  историко-художественный  музей  (улица  Чехова,  д.  83),  в  котором  основным  экспонированием  является  собрание  полотен  западноевропейской  живописи,  приобретенное  Анной  Васильевной  в  1896  году  у  московского  коллекционера  Ю.В.  Мерлина  —  известного  московского  антиквара  и  чиновника.

А.В.  Мараева  хорошо  знала  Библию  и  благодаря  этому  она  свободно  ориентировалась  в  текстах,  что  помогало  ей  как  в  управлении  мануфактурным  производством,  так  и  в  общении  с  людьми.  В  результате  ее  упорной  работы  в  Данках  на  ситценабивной  фабрике  уже  работало  200  мужчин  и  40  женщин,  на  бумаготкацком  производстве  в  Заборье  —  311  мужчин  и  529  женщин.  К  1914  году  на  бумаготкацкой  фабрике  количество  мужчин  возросло  до  221  человека,  женщин  —  до  113.  На  фабриках  в  Заборье  и  Данках  никогда  не  возникало  ни  конфликтов,  ни  забастовок,  ни  иных  беспорядков.  Все  работники  были  дружной  семьей.

В  1915  году  Анна  Васильевна  за  свой  счет  открыла  лазарет  для  раненых,  в  котором  её  дочери  Анна  и  Ольга  вместе  с  ее  внучками  Уфимцевыми  работали  сёстрами  милосердия.  Им  приходилось  выезжать  на  фронт  с  военно-санитарным  поездом,  находившимся  под  покровительством  императрицы  Александры  Фёдоровны.  Советские  власти  национализировали  коллекцию  Мараевой  и  все  ее  имущество.  Наталья  Троцкая,  заведующая  отделом  по  делам  музеев,  охране  памятников  искусства  и  старины  народного  комиссариата  просвещения,  отправила  телеграммы  жилищному  и  учебному  советам  Серпухова,  потребовав  задержать  реквизицию  дома  Мараевых  «ввиду  огромной  художественной  ценности  хранящихся  в  нем  коллекций».

Особняк  Мараевых,  в  октябре  1918  года,  стал  местом,  откуда  осуществлялось  руководство  фронтами  и  армиями.  Полевой  штаб  Реввоенсовета  и  Ставка  Главного  командования  Красной  Армии  были  размещены  в  доме  известных  фабрикантов.  Так  же  было  выделено  помещение  для  Главкома  Иоакима  Вацетиса,  с  которым  Мараевы  хорошо  ладили.  В  июле  1919  г.  в  Серпухов  переехал  штаб  Южного  фронта,  а  Ставку  перевели  в  Москву.  В  бывшем  кабинете  хозяйки  на  втором  этаже,  жил  член  Реввоенсовета  Иосиф  Сталин  до  декабря  1919  года.  Осенью  того  же  года,  по  семейному  преданию,  дочь  Мараевой  Анна  просила  Сталина  защитить  их  от  своеволия  местных  чиновников.  К  сожалению,  Мараева  с  домочадцами  была  выселена  из  своего  жилища  в  1920  году,  где  осталось  ценное  художественное  собрание. 

23  августа  1928  года  в  Серпухове  на  похороны  Анны  Васильевны  Мараевой  пришли  все  работники  и  служащие  фабрик.  Они  пронесли  ее  гроб  через  весь  город.  Похоронена  известная  меценатка  на  Преображенском  кладбище  в  Москве.

 

Список  литературы:

  1. Бахревский  В.А.  Аввакум.  М.:  Астрель,  2010.
  2. Зеньковский  С.А.  Русское  старообрядчество.  В  2-х  томах.  М.:  Квадрига,  2009.  —  688  с.
  3. Лобачев  С.В.  Патриарх  Никон.  СПб.:  Искусство-СПБ.,  2003.  —  87  с.
  4. Миловидов  В.Ф.  Современное  старообрядчество  М.:  Мысль,  1979.  —  129  с.
  5. Тюрин  С.  Мараевы:  старообрядцы-фабриканты.  ТПП-Информ,  2013.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.