Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЧЕТЫРЕХМЕРНЫЕ МАТРИЦЫ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Вербовская Ольга Юрьевна
студент 6 курса, кафедра психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта
E -mail: angel8999@mail.ru
Усатенко Оксана Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, докторант Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта
Человек, как и любая часть мира, есть феномен, явление реальности, как она есть, но несравненно проще прорваться к этой реальности изнутри, нежели извне, что, собственно, невозможно. Поэтому трансперсональный опыт может рассматриваться как форма постижения, проникающая изнутри человеческого существа, с поверхностного уровня сознания вплоть до глубочайшего «Я-бытия», тождественного «Я-бытию» реальности, как она есть. Это есть также недвойственное постижение природы всех феноменов, поскольку они суть феномены того же «Я-бытия» и соответственно доступны в акте предельного самопознания. Существует ряд чисел Фибоначчи и спираль чисел (процесса), вписанная в квадраты, в соответствии с этим рядом [1]. Многие ученые говорят о наличии четырехмерной матрицы для описания жизненных циклов. Я попробую увязать два этих факта, чтобы показать уровни развития личности и сознания с другой точки зрения.
Все четырехмерные матрицы (рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4) объединены одной общей тенденцией: в них показано развитие определенного процесса, который движется от простого к сложному; необратимое изменение, как закономерный процесс, показанный на первых трех малых квадратах. При переходе в четвертый квадрат (событие, существо) процесс «умирает» — это и есть четырехмерная матрица, или при достаточном накопленном количестве этот процесс переходит на другой качественный уровень в другую четырехмерную матрицу более глубокого уровня; Четвертый квадрат матрицы — переход из смерти в возрождение.
Рисунок 1. Эволюционная четырехмерная матрица
Рисунок 2. Четырехмерная матрица (квадрат) — смена времен года
Рисунок 3. Четырехмерная матрица возрастных периодов
Рисунок 4. Квадрат социального развития общества
На рисунке 5 (а, б) показана спираль Фибоначчи, которая начинается с внутреннего квадрата (0—1) и продолжается далее 0,1,1,2,3,5... Наблюдается не просто смена каких-либо периодов, а движение (развитие и нарастание процесса).
Рисунок 5. Спираль чисел Фибоначчи
Таким образом, напрашивается вывод о том, что события человеческой жизни, психики и сознании, не просто чередующиеся, а качественно-новые на новых уровнях развития и подходы изучения этих процессов и событий должны так же отличаться своей новизной.
Итак, если провести параллели, то жизнь человеческая в четырехмерной матричной модели начинается с проявления на физический уровень, что соответствует точке (0) — место начала спирали, и входит в квадрат 1 — детский возраст. С детского возраста личность становится осознающий — это еще одна единица в ряду чисел Фибоначчи – юность. Квадрат 2 — взрослость личности. И в четвертом квадрате (3) — старость. Но, как мы видим из рисунка спирали, но не видим в квадрате, движение не заканчивается в третьем и четвертом квадратах (как и не заканчивается жизнь, она просто переходит на другие уровни). И длина отрезка в пятом квадрате спирали равна сумме двух предыдущих чисел (3+2) — это период жизни человека после экзистенциального кризиса, если он заканчивается не смертью, а продолжается возрождением.
Рисунок 6. Кристалл личности
Это хорошо видно не сверху, а со стороны, смотря на схему «Кристалла Личности» (рис. 6). Спираль Жизни движется дальше, но и одновременно начинается опять из нулевой точки для рождения в Духе. Нижняя спираль — это жизнь в реальном мире, верхняя спираль — это развитие самости и трансперсональный опыт. Проще говоря, нулевой уровень для человека — это зачатие и девятимесячное непроявленное для окружающих состояние внутри мамы (рис. 7). Поэтому, закономерно, что после рождения, как проекция предыдущего состояния по С. Грофу [3], начинают действовать 4 перинатальные матрицы (рис. 8).
Рисунок 7. Зачатие (плод)
Рисунок 8. Рождение-смерть
Следует предположить, что духовное рождение (одухотворенная душа) включает периодичность цикла и в зрелом теле начинаются те же процессы, что и в пост перинатальном периоде, только уже не для младенца, а для взрослого человека. Это период информационного взрыва — период идей — четвертый квадрат четырехмерной матрицы и переход в первый квадрат другой четырехмерной матрицы. В итоге получаем периодичность малого в большом. Эти рассмотренные циклические процессы дают нам новую четырехмерную матрицу (рис. 9), где в первом квадрате обычная человеческая жизнь заканчивается смертью. Ели получился переход сознания в Самость, то получился и переход во вторую матрицу и все начинается заново на другом качественном уровне. Здесь частота и насыщенность жизни увеличиваются и Самость может перейти в Сверх-Я третьего квадрата (рис. 9).
Ели первый квадрат — материя (материальный уровень), второй квадрат будет олицетворять информационный уровень (Идеи) — духовные Младенцы («будьте как Дети»), тогда третий уровень (квадрат) уровень мыслеформ, когда у человека появляется способность свою мысль превращать в форму (пример материализации вещей сатьи Саи-Бабы) — это Юность богоСыновства. Тогда переход на четвертый уровень — Зрелость Бога — уровень Иисуса Христа — духоматериальный уровень «Я-Бытия». Самый глубинный причинный уровень, когда возможна трансформа плоти, т. е. воскресение — безболезненный переход из материальной формы в духовную (форма — Импульс).
На схеме «Кристалла» не проявленная жизнь (перинатальный период духовные трансперсональные переходы, измененные состояния сознания) видна как отсутствие связующей границы между частями формы. В то время, как жизнь человеческая продолжается на Земле, сознание может находиться на любом из уровней, и, только первый уровень может быть изучен с помощью диалектической парадигмы. Другие уровни (могут восприниматься как пограничные состояния) должны быть изучены качественно другими методами.
Внешние проявления трансперсонального опыта в работе психолога
Уровень 1, квадраты 1,2,3 (рис. 8) — человек, вписывающийся в принятые общественные и медицинские нормы. Квадрат 4 описан у К. Юнга [7] как божественное безумие: человек уходит от мира, сознание переходит в Самость. Коллективное и личное бессознательное воспринимаются как реальность жизни. По аналогии перинатального периода, в случае духовного рождения — дух человеческий в короткий период времени проходит все уровни духоматерии, которые в следующие годы жизни почувствовать сложно.
Рисунок 8. Рождение-смерть
Рисунок 9. «Вторая» жизнь
На рисунке 9 показан второй уровень или «вторая» жизнь человека, квадрат 1 (это четвертый квадрат рисунка 8) — обновленный человек («не от мира сего») пытается «ужиться» с обычными людьми. Квадраты 2 и 3 — человек начинает «пользоваться» приобретенными способностями бессознательного мира. Идеи выливаются на бумагу. Квадрат 4 — переход (появляется непреодолимое желание повторить свой трансцендентный опыт).
Уровень 3 и 4 описаны мной только исходя из закономерности переходов и наличия в мире людей со сверх-возможностями.
Если человек (психолог) сам переживал в себе такой опыт, то, даже поверхностного взгляда на собеседника бывает достаточно, чтобы определить, на каком уровне находится его сознание. А более тщательный анализ поможет подобрать индивидуальную методику. Более глубокая проработка трансперсональных переживаний позволяет воспользоваться своим положительным опытом и помочь человеку. В настоящее время, на стыке двух парадигм и глобального кризиса во всех сферах жизнедеятельности очень важно каждому осознать себя, свою истинную природу и найти себе силы выйти их кризисных процессов в себе самом и путем внутреннего опыта перейти на качественно новый уровень. Для этого существует масса возможностей, а приобретенный опыт открывает колоссальные для человека (психолога) возможности.
Каждый человек имеет свою индивидуальную программу развития и не всегда психологические методы могут помочь — есть в трансцендентном переходе моменты божественного безумия [7], это моменты ухода в свои глубинные уровни от суеты мира и постижение личностного бога.
Какие главные моменты мне хотелось бы выделить из сказанного? Что приобретает человек от перехода из одного уровня в другой? И как это влияет на работу психолога?
Вся путаница кризисных и переходных периодов происходит именно из-за наличия в сознании «вещей» с разных уровней матриц, с первого простейшего уровня, второго и следующих глубинных уровней. Одни люди доказывают одно — и это правильно с их уровня, другие могут говорить об этом же процессе абсолютно противоположное и тоже будут правы, исходя из другой системы знаний о мироустройстве. Третьи, вообще, будут видеть целостно, и иметь свой взгляд, исходя из мнения первых и вторых… Теперь напрашивается очевидное — духовное рождение (просветление, четвертый квадрат жизни, надсоциальный уровень, «новая весна») дает целостный взгляд на мир и происходящие процессы.
В современной литературе не раз писалось о том, какое качество жизни обретает человек начиная проживать «вторую» жизнь — пять состояний жизни описаны как:
1. Спокойствие (внутренне человек не входит в противоречие с миром и бессознательным, отсутствует страх).
2. Ладность (от приобретенного спокойствия рождается состояние, что все хорошо и с миром, и с собой, что все закономерно и даже кризисы).
3. Бытийственность (простота момента, быть «здесь и сейчас», не планировать завтрашний день, т. к. итак, все хорошо).
4. Любовь к Богу, к себе и миру, полное принятие происходящего.
5. Ощущение Присутствия (трансцендентная связь с Высшим).
А теперь переведу эти положения для работы психолога:
1. Психолог этого состояния всегда спокоен и, что самое главное, в жизни и работе отсутствуют переносы. Так как вся прошлая жизнь обнулилась, закрылись все гештальты, человек может оценивать происходящие процессы целостно. Чувствуя внутри себя то, что происходит в собеседнике (клиенте) возникают не переносы, а контр переносы и отсутствует внутренняя защита. И, как следствие, более правильная глубинная оценка происходящего.
2. Из-за восприятия событий как закономерностей, психолог быстро может оценить уровень человека, который пришел на прием и сориентироваться в правильном выборе индивидуальной методики.
3. Инновационные психотехники и технологии предполагают наличие такого состояния, когда сознание психолога одновременно может находиться на различных уровнях и для трансовых состояний время работы значительно сокращается, благодаря использованию внутреннего трансперсонального и экзистенциального опыта, ключевых слов, темпа речи и тембра голоса. Внешняя простота восприятия и внутренний опыт дают качественно — другую оценку происходящему моменту, работ по прикладному искусству и проработку проективных методик. Они оцениваются не с поверхностного, а с причинного уровня, что дает более точную оценку и анализ.
4. Любовь к Мирозданию включает не только целостное восприятие мира, но и правильное применение принципа «не навреди». Интуиция подсказывает психологу, нарушается или нет Высший Промысел относительно данного человека, можно или нельзя вмешиваться в его жизнь, и, только исходя из этого, можно начинать практику или отказать в ней (т. к. есть моменты, когда человек без посторонней помощи должен прийти к осознанию «момента»).
5. Человек (клиент) воспринимается психологом как высшая, но еще не проявленная Сущность «Я-бытия», воспринимается как бог и общение происходит на равных.
Выводы. Трансперсональные состояния сознания и ИСС, переход на другой уровень жизни, дают огромные и неопровержимые преимущества практикующему психологу. Дают возможность целостно и полнее оценивать поведение людей и процессы, происходящие повсюду в мире.
Список литературы:
1.Аракелян Г. Математика и история золотого сечения. М.: Логос, 2014. — 404 с.
2.Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. В 6 т. Т.М.: Педагогика, 1982. — 589 с.
3.Гроф С. За пределами мозга М.: Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. — 500 с.
4.Ковалев С.В. Введение в нейротрансформинг или руководство по эффективности и счастливости. Изд-во: Твои книги, 2013. — 224 с.
5.Козлов В.В., Майков В.А. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. М.: Изд-во Института психиатрии, 2007. — 424 с.
6.Уилбер К. Интегральная психология М. Изд-во АСТ, 2004. — 412 с.
7.Юнг К.Г. Красная книга. Изд-во Живое Человеч. Наследие, 2003. — 209 с.
дипломов
Оставить комментарий