Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Котлова О.В. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ НА ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf (дата обращения: 25.08.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВЛИЯНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ТИПА  ЛИЧНОСТИ  НА  ПОЭТИЧЕСКОЕ  ТВОРЧЕСТВО

Котлова  Ольга  Владимировна

студент  6  курса  специальность  «Практическая  психология»  Институт  Педагогики,  психологии  и  инклюзивного  образования  Гуманитарно-педагогическая  академия  (филиал)  ФГАОУВО  «КФУ  им.  В.И.  Вернадского»,  РФ,  г.  Ялта

E-mailNice.kotlova@mail.ru

Григорьев  Георгий  Павлович

научный  руководитель,  д-р  мед.  наук,  профессор  Институт  Педагогики,  психологии  и  инклюзивного  образования  Гуманитарно-педагогическая  академия  (филиал)  ФГАОУВО  «КФУ  им.  В.И.  Вернадского»,  РФ,  г.  Ялта

 

Актуальность  темы  определяется  значимостью  взаимодействия  индивидуальных  особенностей  и  потенциала  человека.  В  последнее  время  человечество  все  больше  начинает  интересоваться  чтением  литературы,  и  все  меньше  зацикливает  свое  внимание  на  современные  гаджеты.  Более  того  модным  стало  не  только  увлекаться  чтением  литературы,  но  и  написанием  собственных  произведений.  Таким  образом  у  ученых  остро  встал  вопрос  о  изучении  типов  личности  творческих  людей  и  влияниии  этих  типов  на  продукты  творчества  человека.  Этим  вопросом  занимались  такие  ученые  как  К.Г.  Юнг,  З.  Фрейд,  М.  Арнаудов,  Н.А.  Бердяева  и  многие  другие  зарубежные  и  отечественные  ученые. 

Цель:  изучение  взаимодействия  типа  личности  человека  с  продуктами  его  творчества.

Исходя  из  теории  К.Г.  Юнга,  у  любого  человека  есть  не  только  его  персона,  эго,  тень  и  другие  компоненты  психического,  но  присутствуют  так  же  и  индивидуальные  характеристики.  Не  смотря  на  это,  существует  ряд  измеряемых  величин  с  определенным  размером,  которые  могут  комбинироваться  и  в  следствии  образуют  типы  личности.  Юнг  вывел  два  общих  типа,  которые  он  назвал  интровертным  и  экстравертным,  а  так  же  специальные  типы,  оригинальность  которых  получается  в  результате  того,  что  человек  приспособляется  или  ориентируется  при  помощи  ощущения,  чувства  и  мышления.

Представление  об  интроверсии  и  экстраверсии,  и  четырех  функциях  позволило  Юнгу  выстроить  систему  восьми  психологических  типов,  четыре  их  которых  являются  экстравертными,  остальные  четыре  являются  интровертными  [4].

По  мнению  Юнга,  такая  классификация  поможет  в  понимании  и  принятии  индивидуальных  путей  развития  личности  и  способов  мировоззрения.

Юнг  выделяет  рациональные  и  иррациональные  функциональные  типы.  К  рациональным  относятся  мышление  и  чувство.  Общим  признаком  этих  двух  типов  является  то,  что  они  подчиняются  разумному  суждению,  то  есть  они,  связаны  с  оценками  и  суждениями.  То  есть  мышление  оценивает  вещи  через  познание,  в  терминах  истинности  и  ложности,  а  чувство  через  эмоции,  в  терминах  привлекательности  и  непривлекательности.  В  качестве  установок,  которые  определяют  поведение  человека,  эти  две  функции  в  каждый  данный  момент  времени  исключают  друг  друга.  В  результате  чего,  некоторые  люди,  когда  принимают  решения  основываются  не  на  разуме,  а  на  своих  чувствах.

Из  опыта  можно  увидеть,  что  в  каждом  отдельном  человеке  господствует  одна  из  функций.  Она  играет  важную  роль  в  процессе  адаптации  и  придает  определенную  направленность  и  качество  осознанной  установке  человека.

Так  же  Юнгом  были  разработаны  критерии  развития  функций  человека,  которые  включают  в  себя  относительно  здоровую  психическую  субстанцию  и  возраст  человека.

По  словам  Юнга,  не  все  люди  могут  до  конца  осознать,  к  какому  именно  функциональному  типу  они  относятся,  это  легко  можно  определить  исходя  из  ее  устойчивости,  силы  и  постоянства  [4].

Исходя  из  работ  З.  Фрейда,  фантазия  и  творчество  могут  награждаться  функцией  сублимирования.  Это  понимание  причин  возникновения  искусства  накладывает  отпечаток  и  на  психоаналитическую  концепцию,  художественного  творчества,  и  на  конкретный  анализ  отдельных  произведений  искусства  [3].

Фрейд  рассматривает  искусство,  как  заурядный  способ  примерения  реальности  и  удовольствия  способом  вытеснения  из  человеческого  сознания  социально  неприемлемых  импульсов.  И  не  редко  искусство  выступает  в  качестве  определенной  терапии  психики  творца.  В  процессе  написания  произведения  это  происходит  с  помощью  творческого  самоочищения  и  растворения  влечений  в  социально  приемлемой  деятельности.

Обращая  внимание  на  проблемы  искусства,  Фрейд  стремился  раскрыть  сущность  поэтического  творчества,  прежде  всего  потому,  что  он  считал,  что  истоки  данного  творчества  берут  начало  еще  в  детстве.  Поэт,  так  же  как  и  ребенок  может  создать  свой  собственный  несуществующий  мир,  который  может  очень  сильно  отличаться  от  рамок  обыденных  представлений  обычного  человека.  Поэт,  так  же  как  и  ребенок  может  перестраивать  существующий  мир  так,  как  ему  нравится.  У  поэта,  как  и  у  ребенка  все  это  происходит  в  процессе  деятельности.  Исходя  их  этого,  можно  предположить,  что  поэт  не  только  создает  свой  собственный  придуманный  мир,  но  и  нередко  верит  в  его  существование,  а  возможно  и  живет  в  нем.  Стимулами  создания  поэтического  творчество  часто  выступают  или  честолюбивые  желания  или  эротические  влечения.  Именно  эти  влечения,  по  Фрейду,  и  составляют  скрытое  содержание  тех  самых  поэтических  произведений  [3].

«Биографический  психоанализ»  показывает,  что  множество  выдающихся  произведений  были  созданы  в  тот  период,  когда  их  авторы  либо  были  в  чем-то  разочарованы,  либо  потеряли  свою  любовь,  или  не  имели  возможности  встретиться  с  объектом  обожания.  Вся  скопившаяся  в  них  энергия  находила  свое  отражение  именно  в  творчестве.  Очень  часто  в  произведениях  наша  фантазия  дорисовывает  то,  чего  не  хватает  автору  в  данный  момент  в  реальной  жизни.  Можно  привести  пример  с  Пушкиным,  когда  он  был  задержан  карантином  в  Болдине  и  не  мог  выбраться  на  свадьбу  с  Натали,  то  написал  большое  количество  произведений  за  достаточно  короткий  промежуток  времени.  Это  может  свидетельствовать  о  том,  что  все  же  сублимация  присутствует  в  процессе  создания  произведений  искусства,  в  особенности  поэтического  искусства  [2].

Юнг  говорил,  что  тайна  творческого  начала,  так  же  как  и  тайна  свободы  воли,  есть  проблема  трансцендентная,  которую  психология  может  описать,  но  не  разрешить.  Равным  образом  и  творческая  личность  —  это  загадка,  к  которой  можно,  правда,  приискивать  отгадку  при  посредстве  множества  разных  способов,  но  не  всегда  безуспешно.  И  все  же  новейшая  психология  время  от  времени  билась  над  проблемой  художника  и  его  творчества»  [3].

Каждый  творчески  одаренный  человек-это  некоторая  двойственность,  или  синтез,  парадоксальных  свойств.  С  одной  стороны  он  представляет  собой  нечто  человечески  личное,  а  с  другой  —  это  внеличностный  творческий  процесс.

Искусство  дано  художнику,  как  инстинкт,  который  захватывает  человека  и  делает  его  своим  оружием.  То,  что  сначала  оказывается  в  нем  субъектом  воли  не  есть  человек,  как  индивид,  а  есть  его  творение.  В  Качестве  индивида  он  может  иметь  свои  желания,  определенные  прихоти  или  же  личные  цели,  но  в  качестве  художника  он  является  носителем  бессознательно  действующей  души  всего  человечества.

То  есть  можно  сказать,  что  наличие  типов,  как  определенных  психологических  характеристик  не  может  вызывать  сомнений,  подтверждение  этому  можно  найти  у  разных  исследователей,  которые  занимаются  этой  проблемой.  Существование  психологических  типов  доказано  в  результате  многочисленных  исследований.

Анализ  современного  состояния  проблемы  психологических  типов  показывает,  что  стабильные  механизмы  (рациональности  и  иррациональности)  объективно  существуют.  Они  отмечаются  практически  всеми  психологами,  занимающимися  проблемами  личности. 

Но,  до  сих  пор,  большинство  ученых  не  осознали  тот  факт,  что  каждый  человек  представляет  собой  не  случайный  набор  психологических  черт  и  особенностей,  а  достаточно  фиксированные  и  заданные  «целостности»,  которые  содержат  в  себе  все  свойства  конкретного  психологического  типа  [1].

 

Список  литературы:

  1. Нагибина  Н.Л  Психологические  типы  личности:  влияние  на  музыкальную  деятельность  и  обучение  музыке  /  Н.Л.  Нагибина,  М.  «Кнорус»,  2002.  —  208  с. 
  2. Романин  А.Н.  Основы  психотерапии  /  А.Н.  Романин,  М.  «Кнорус»,  2006  —  174  с.
  3. Фрейд  З.  О  добывании  огня  /  Зигмунд  Фрейд;  пер.  с  нем.  Р.Ф.  Додельцева,  М.Н.  Попова.  СПб.:  Азбука:  Азбука-Аттикус,  2012.  —  224  с.
  4. Юнг  К.Г.  Психологические  типы  /  под  ред.  В.  Зеленского;  пер.  С.  Лорие.  СПб.  Азбука,  2001.
  5. Шарп  Дарэл.  Типы  личности.  Юнговская  типологическая  модель  /  пер.  В.  Зеленского.  Азбука-классика,  2008.  —  288  с.  

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий