Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2015 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сластён И.С., Данилова А.С. ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗУЧЕНИЕ  КРЕАТИВНОСТИ  ВО  ВЗРОСЛОМ  ВОЗРАСТЕ

Сластён  Ирина  Сергеевна

студент  4  курса,  факультет  психологии,  кафедра  общей  и  клинической  психологии,  Белгородский  национальный  исследовательский  университет

(НИУ  «БелГУ»),  РФ,  г.  Белгород

Данилова  Анастасия  Сергеевна

студент  4  курса,  факультет  психологии,  кафедра  общей  и  клинической  психологии,  Белгородский  национальный  исследовательский  университет  (НИУ  «БелГУ»),  РФ,  г.  Белгород

E -mailirina.slasten@yandex.ru

E -mailAnastasia_danilova94@mail.ru

 

Согласно  А.  Маслоу,  креативность  —  это  творческая  направленность,  врожденно  свойственная  всем,  но  теряемая  большинством  под  воздействием  среды  [3].  Возможно,  поэтому  креативность  чаще  изучается  у  детей  и  подростков,  но  для  взрослых  людей  данная  способность  не  менее  важна,  так  как  способна  разнообразить  трудовую  деятельность  и  способствовать  личностному  росту.

Мы  решили  выявить  уровень  креативности  у  взрослых  людей.  Выборку  составили  40  человек  от  30  до  60  лет  (cредняя  взрослость  (зрелость)  [7]. 

Креативность  от  английского  «create»,  означает  создавать,  творить.

Идея  креативностии  её  развития  очень  интересна  и  в  тоже  время  крайне  сложна.  Разработкой  данного  понятия  занимались  и  российские  и  зарубежные  ученые.  Было  создано  большое  количество  определений  (более  60).  Например  в  словаре  Ю.Л.  Неймера,  креативность  понимается,  как  способность  порождать  необычные  идеи,  отклоняться  от  традиционных  схем  мышления,  быстро  решать  проблемные  ситуации  [4].

Валлах  характеризует  креативность  как  способность  порождать  оригинальные  идеи  в  условиях  постановки  новых  проблем  [2].

Дж.П.  Гилфорд  рассматривает  креативность  как  способность  отказываться  от  стереотипных  способов  мышления  [2].

Э.  Фромм  определяет  креативность  как  —  способность  удивляться  и  познавать  умение  находить  решение  в  нестандартных  ситуациях,  это  нацеленность  на  открытие  нового  и  способность  к  глубокому  осознанию  своего  опыта  [6].

Ф.  Баррон  и  Д.  Харрингтон,  подводя  итоги  исследований  в  области  креативности  с  1970  по  1980  г.,  сделали  следующие  обобщения  того,  что  известно  о  креативности:

1.  Креативность  это  способность  адаптивно  реагировать  на  необходимость  в  новых  подходах  и  новых  продуктах.  Данная  способность  позволяет  также  осознавать  новое  в  бытии,  хотя  сам  процесс  может  носить  как  сознательный,  так  и  бессознательный  характер.

2.  Создание  нового  творческого  продукта  во  многом  зависит  от  личности  творца  и  силы  его  внутренней  мотивации.

3.  Специфическими  свойствами  креативного  процесса,  продукта  и  личности  являются  их  оригинальность,  состоятельность,  валидность,  адекватность  задаче  и  еще  одно  свойство,  которое  может  быть  названо  пригодностью  эстетической,  экологической,  оптимальной  формой,  правильной  и  оригинальной  на  данный  момент.

4.  Креативные  продукты  могут  быть  очень  различны  по  природе:  новое  решение  проблемы  в  математике,  открытие  химического  процесса,  создание  музыки,  картины  или  поэмы,  новой  философской  или  религиозной  системы,  инновация  в  юриспруденции,  свежее  решение  социальных  проблем  и  др.  [5].

Креативность,  один  из  интереснейших  феноменов,  для  изучения  которого  были  разработаны  различные  тесты  и  опросники,  которые  могут  адресоваться  как  самому  испытуемому,  так  и  окружающим  его  людям,  а  также  об  уровне  креативности  можно  судить  по  анализ  продуктов  творчества.  Большой  популярностью  пользуются  тесты  П.  Торренса,  которые  отражают  сложность  творческого  акта  в  различных  сферах  деятельности:  словесной,  изобразительной,  звуковой,  двигательной,  и  оценивают  креативность  в  таких  показателях  как  беглость,  гибкость,  оригинальность  и  разработанность  идей.  Среди  отечественных  ученых  проблемой  креативности,  как  у  детей,  так  и  у  взрослых  людей  занимается  Н.Ф.  Вишнякова.

Н.Ф.  Вишнякова  считает,  креативность  является  не  столько  разнообразием  имеющихся  знаний  как  социально  закрепленных  стереотипов,  выраженных  в  правилах  и  законах,  сколько  восприимчивостью,  чувствительностью  к  проблемам,  открытостью  к  новым  идеям  и  склонностью  разрушать  или  менять  стереотипы  с  целью  создания  нового,  получением  нетривиальных,  неожиданных  и  необыкновенных  решений  жизненных  проблем.

По  её  мнению  креативность  выступает  условием  творческого  саморазвития  личности,  является  существенным  резервом  ее  самоактуализации.  Она  считает,  что  креативность  как  ценностно-личностная  творческая  категория,  выступающая  неотъемлемой  стороной  человеческой  духовности  и  условием  творческого  саморазвития  личности,  является  существенным  резервом  самоактуализации  [1].

Для  изучения  уровня  креативности  у  взрослых  людей  мы  использовали  тест  «Креативность»  Н.Ф  Вишняковой,  который  имеет  цель  выявить  уровень  творческих  склонностей  и  построение  психологического  креативного  профиля  рефлексируя  креативный  компонент  образа  «Я-реальный»  и  представление  об  образе  «Я-идеальный»  позволяет  определить  креативный  резерв  и  творческий  потенциал.

По  результатам  проведения  психологической  диагностики  были  полученные  следующие  данные.  Взятый  нами  показал,  что  95  %  взрослых  людей,  принявших  участие  в  исследовании,  имеют  высокий  уровень  креативных  качеств,  5  %  средний  и  не  было  выявленного  ни  одного  человека  имеющего  низкий  уровень  креативности  (рис.  1).  Получается,  что  95  %  людей,  составивших  выборку,  в  большей  степени  характеризуются  открытостью  к  новым  идеям,  восприимчивостью  к  проблемам  и  способностью  оригинально  решить  их.

 

Рисунок  1.  Распределение  по  уровню  креативности  обследованных  взрослых  людей

 

Возможно,  большой  процент  взрослых  людей  с  высоким  уровнем  креативности  в  нашей  выборке,  объясняется  тем,  что  их  жизнь  и/или  трудовая  деятельность  предполагает  проявление  креативных  способностей,  развитых  в  более  молодые  годы.  Следует  заметить,  что  развитие  отдельных  способностей,  которые  связаны  с  повседневной  жизнью  человека  средней  взрослости,  продолжается  в  течение  всего  данного  возрастного  периода.

Проведенный  тест  «Креативность»  включает  8  индексов:

1.  Творческое  мышление  как  интеллектуальный  процесс  создания  нового.

2.  Любознательность  —  внутренняя  заинтересованность  в  получении  новой  информации  с  целью  удовлетворения  познавательной  потребности.

3.  Оригинальность  —  это  способность  генерировать  новые,  нестандартные,  неординарные  идеи,  отличающиеся  от  известных  или  очевидных. 

4.  Воображение  —  способность  человека  к  построению  новых  образов  путем  переработки  психических  компонентов,  приобретенных  в  прошлом  опыте

5.  Интуиция  —  способность  непосредственного  познания  истины  без  обоснования  с  помощью  доказательства,  например,  на  основе  догадки  или  «внутреннего  голоса».

6.  Эмоциональность,  эмпатия  —  свойства  отражающие  качество  и  динамику  чувств  и  эмоций. 

7.  Чувство  юмора  —  способность  человека  относиться  к  происходящему  с  легкостью,  делать  юмористические  комментарии  либо  вести  себя  смешно  в  каких-то  ситуациях.

8.  Творческое  отношение  к  профессии  —  умение  импровизировать  и  открытость  личности  к  новому  в  деятельности  [1].

При  анализе  результатов  были  получены  следующие  данные  (табл.  1).

Таблица  1.

Показатели  креативности  во  взрослом  возрасте

Креативные  склонности

Уровень  креативных  склонностей

Низкий

Средний

Высокий

творческое  мышление

25  %

60  %

15  %

любознательность

15  %

77,5  %

7,5  %

оригинальность

22,5  %

65  %

12,5  %

воображение

12,5  %

75  %

12,5  %

интуиция

0  %

77,5  %

22,5  %

эмоциональность,  эмпатия

5  %

55  %

15  %

чувство  юмора

12,5  %

65  %

22,5  %

творческое  отношение  к  профессии

15  %

62,5  %

22,5  %

 

Из  представленных  данных  видно,  что  25  %  людей  оценили,  что  творческое  мышление  у  них  находится  на  низком  уровне,  зато  никто  не  считает,  что  их  интуиция  плохо  развита.

По  всем  показалям  больше  половины  процентов  взрослых,  вошедших  в  выборку,  имеют  средний  уровень  проявления  представленных  креативных  индексов.

Высокий  процент  проявления  оказался  у  таких  способностей  как  интуиция,  чувство  юмора  и  творческое  отношение  к  профессии,  меньше  всего  для  взрослых  людей  харпактерно  проявления  любознательности.

Психологический  профиль  креативности  по  средним  балльным  показателям  «Я-реальный»  и  «Я-идеальный»  показал,  что,  во-первых,  наблюдается  рассогласование  в  образах  «Я-реальный»  и  «Я-идеальный»,  а  во-вторых  нет  явной  тенденции  какой-либо  группы  процессов  (сознательной,  подсознательной,  сознательно-подсознательной),  что  может  говорить  о  непредсказуемости  творческого  процесса  у  взрослых  людей.  Больше  всего  рассогласование  между  «Я-реальным»  и  «Я-идеальным»  наблюдается  у  показателей:  любознательность  (0,8),  оригинальность  (0,9),  творческое  отношение  к  профессии  (1,5).  Так  же,  результаты  показали,  что  в  идеале,  люди,  вошедшие  в  выборку,  хотели  быть  менее  эмоциональными  и  эмпативными,  а  также  с  меньшим  проявлением  интуиции,  чем  есть  в  настоящее  время.  Таким  образом,  можно  сказать,  что  взрослые  люди  хотят  больше  проявлять  творчества  в  собственной  работе,  быть  более  оригинальными  и  любознательными  и  менее  интуитивными  и  эмоциональными.  Также,  различие  показателей  «Я-реальный»  и  «Я-идеальный»  говорит  о  том,  что  людям  не  безразлично  их  будущее,  есть  желание  иметь  изменения  и  развитие  в  самом  себе  и  только  5  %  выборки  ответило,  что  их  «Я-реальный»  совпадает  с  «Я-идеальным».

Таким  образом  мы  получили,  что  большая  часть  выборки  (95  %)  имею  высокий  уровень  креативности,  т.  е.  получается,  что  взрослые  люди  характеризуются  открытостью  к  новым  идеям,  восприимчивостью  к  проблемам  и  способностью  оригинально  решить  их.

Результаты,  полученные  в  ходе  данной  работы,  можно  использовать  в  различных  организациях  для  улучшения  качества  и  продуктивности  выполняемой  работы,  а  так  же  будут  интересны  психологам  интересующимися  вопросами  взрослости.

 

Список  литературы:

1.Вишнякова  Н.Ф.  Креативная  психопедагогика.  Психология  творческого  обучения.  Мн.:  Поли  Биг,  1995.  —  240  с.

2.Ильин  Е.П.  Психология  творчества,  креативности,  одарённости.  СПб.:  Питер,  2011.  —  448  с.

3.Маслоу  А.  Мотивация  и  личность.  СПб.:Питер,  2003.  —  325  с.

4.Неймер  Ю.  Л.  Психологический  словарь.  Ростов  н/Д.:  Феникс,  2003.  —  637  с.

5.Торшина  К.А.  Современные  исследования  проблемы  креативности  в  зарубежной  психологии  //  Вопросы  психологии.  —  1997.  —  №  4.  —  С.  123—132.

6.Фромм  Э.  Душа  человека.  М.:  Республика,  1992.  —  430  с.

7.Шаповаленко  И.В.  Возрастная  психология.  М.:Гардарики,  2005.  —  349  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий