Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ
Агаян Виолетта Арсеновна
студент 3 курса, каф. «УПД» ИСОиП (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты
E-mail: violletta94@mail.ru
Кириленко Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент каф. «УПД», ИСОиП (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты
Гражданская дееспособность определяется ГК РФ как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако при некоторых психических заболеваниях гражданин может нуждаться в опеке и даже в медицинских услугах стационарных учреждений, поэтому такого гражданина необходимо признать недееспособным в судебном порядке. Кто может признать недееспособным больного и какие доказательства нужны для этого? И как защитить больного от действий недобросовестных родственников?
В соответствии с п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не понимает значения своих действий или не руководит ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Согласно п. 2 ст. 281 ГПК РФ заявителями в суде для признания гражданина недееспособным могут быть:
· члены его семьи, близкие родственники (к близким родственникам закон относит только родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания;
· орган опеки и попечительства;
· медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь;
· стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Указанный перечень лиц и органов является исчерпывающим. Однако на практике граждане неправомерно признаются недееспособными и по заявлениям иных лиц.
Так, по гражданским делам № 2-343/08 и 2-989/08, рассмотренным Липецким районным судом Липецкой области, заявителем являлся ОГУ «Введенский геронтологический центр», который не являлся специальным учреждением/организацией для лиц, имеющих психические расстройства. Тот же суд рассмотрел дело по заявлению администрации с. п. Добровский. По этим делам граждане незаконно были признаны недееспособными.
Как верно отмечается в справке по результатам обобщения практики рассмотрения дел о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства, в изложенных выше случаях судам следовало на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ отказать ненадлежащим заявителям в принятии заявления как лицам, не имеющим права на такое обращение, либо прекратить производство по делу.
С заявлением о признании гражданина недееспособным ненадлежащие заявители обращаются достаточно часто: Апелляционные определения Мосгорсуда от 22.04.2013 по делу № 11-16780/13 (дядя), от 20.04.2012 по делу № 11-4880/12 (двоюродный брат), от 18.04.2012 по делу № 11-4263 (двоюродный брат). Это, на наш взгляд, происходит потому, что у больных, особенно пожилого возраста, нет близких родственников либо они находятся достаточно далеко.
В соответствии со ст. 283 ГПК РФ при рассмотрении заявления о признании гражданина недееспособным суд при наличии достаточных оснований назначает для определения психического состояния лица судебно-психиатрическую экспертизу.
Данная экспертиза решает вопрос о соотношении психического состояния лица (медицинский критерий формулы недееспособности) и его способности понимать значение своих действий и руководить ими (юридический критерий формулы недееспособности). Только наличие психического расстройства не является основанием для вынесения решения о недееспособности гражданина [1, с. 155].
Согласно Постановлению Европейского суда по правам человека от 22.01.2013 по делу «Лашин против РФ», Апелляционному определению Мосгорсуда от 20.03.2014 № 33-8507/14 только наличие психического расстройства не может являться причиной лишения дееспособности.
Учитывая изложенное, назначение экспертизы для данной категории дел обязательно.
Однако в большинстве случаев экспертиза и объяснения медицинской организации/органов опеки и попечительства являются единственными доказательствами недееспособности гражданина, что может создать почву для злоупотреблений иных лиц. Поскольку иногда гражданина госпитализируют для последующего признания недееспособным по сообщениям родственников, иных лиц, заинтересованных в присвоении имущества психически больных.
В данной ситуации следует расширить перечень доказательств за счет медицинских документов, в том числе справок о нахождении лица на учете у психиатра, о нахождении его в психиатрическом лечебном учреждении, справок о врожденных умственных недостатках, а также показаний свидетелей.
Кроме того, следует обязательно привлекать к участию в судебных заседаниях самого психически больного гражданина (до 06.04.2011 лица, в отношении которых ставился вопрос о признании их недееспособными, в судебное заседание не вызывались; суды руководствовались заключениями экспертов, в которых указывалось на невозможность участия таких граждан в судебном заседании в силу их психического состояния).
Участие гражданина в судебном заседании необходимо не только для того, чтобы дать возможность ему представлять свою позицию по делу, но и для того, чтобы позволить судье составить собственное мнение о психическом состоянии гражданина и непосредственно убедиться в том, что гражданин не может понимать значения своих действий и руководить ими. Хотя требование о необходимости участия гражданина не всегда соблюдается на практике как в Российской Федерации, так и в иных государствах.
Непосредственное исследование психического состояния гражданина способствует снижению риска признать недееспособным лицо, которое таковым не является. Однако, поскольку во время выезда бригад скорой психиатрической помощи, при нахождении в больницах гражданам принудительно вводят препараты, которые влияют на исследуемое в заседании психическое состояние (появляется заторможенность реакций, необходимо длительное время на обдумывание задаваемых вопросов), суду необходимо также оценивать иные доказательства. К ним следует относить подтверждения о наличии у гражданина работы (в том числе успешной карьеры), семьи, друзей, увлечений, материального благосостояния, иные доказательства социальной адаптации в обществе, способности реализовывать права и нести обязанности.
Более того, по каждому делу гражданин, в отношении которого подано соответствующее заявление, должен быть поставлен судом в известность о возбуждении дела, ему должны направляться копии заявления, приложенных к нему доказательств, а также разъясняться соответствующие процессуальные права, и прежде всего право на участие в деле выбранного им представителя.
Действующее законодательство (ст. 50 ГПК РФ («Представители, назначаемые судом»), ст. 20 Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», регламентирующая условия оказания бесплатной юридической помощи) прямо не предусматривает обязательного привлечения адвоката для участия в деле в качестве представителя гражданина, который может быть признан недееспособным.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 46/119, закрепляют право лица, дееспособность которого является предметом судебного разбирательства, на бесплатную юридическую помощь адвоката (принцип 1). Однако указанные Принципы не введены в действие федеральным законом (требование, закрепленное в ст. 50 ГПК РФ). Но согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что РФ является социальным государством, учитывая интересы лиц с психическим расстройством, задачи гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ: «правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан»), открытый перечень предусмотренных федеральным законом случаев назначения адвокатов (ст. 50 ГПК РФ), представляется, что следует внести дополнение в ст. 50 ГПК РФ, сформулировав ее следующим образом: «Суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, отсутствия представителя у гражданина, который может быть признан недееспособным в порядке, установленном главой 31 настоящего Кодекса, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях».
Подводя итоги вышесказанному, можно заключить, что гражданин может быть признан недееспособным в судебном процессе, инициированном только лицами, указанными в п. 2 ст. 281 ГПК РФ, при наличии совокупности доказательств (заключение экспертизы, непосредственная оценка судом психического состояния лица, показания свидетелей, заключения врачей, у которых наблюдался ранее гражданин, иное) и при обязательном участии назначенного адвоката.
Список литературы:
- Теория и практика судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессе: Научно-практическое пособие / под ред. д.ю.н., проф. Е.Р. Россинской. М.: Викор-Медиа, 201. — 241 с.
дипломов
Оставить комментарий