Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Зайцева Анастасия Эдуардовна
магистрант 1 курса, кафедра генетической и клинической психологии ТГУ, РФ, г. Томск
Е-mail: zayceva_asja@mail.ru
Тюлюпо Светлана Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент ТГУ, РФ, г. Томск
В настоящее время всё более актуальным становится вопрос высокого роста числа заболеваемости среди детей и подростков. При этом всё большую актуальность приобретают заболевания, впоследствии приобретающие хронический характер. В генезе таких заболеваний большую роль играют факторы первично имеющие психологическую структуру.
Как известно в формировании и развитии заболевания немаловажную роль играет психологический фон, окружающий все жизненное пространство человека. При этом ребенок оказывается в большей степени подвержен такого рода влиянию. Так для появления, развития и характера течения заболевания в детском возрасте важной частью является его ближайшее окружение, а именно семья. При определенных видах семейных отношений детская психосоматизация может быть понята как вполне закономерное явление, целесообразное для поддержания имеющихся отношений или для выживания ребёнка в этих условиях.
Изучение вопросов взаимосвязи психики и соматики представляет большой практический интерес. По данным ВОЗ (Всероссийская организация здравоохранения), от 38 до 42 % пациентов лечебных учреждений относятся к группе психосоматических больных. Психосоматические заболевания у детей встречаются значительно чаще, чем у взрослых [1].
Хроническое соматическое заболевание появляясь в жизни ребёнка требует большого количества внимания, занимает большую часть жизни ребёнка, существенно изменяет его социальную ситуацию развития: меняется возможность осуществления разного рода деятельности как качественно, так и количественно; уменьшается возможность общения за счет ограничения круга контактов; меняется вся жизнедеятельность ребёнка как за счет биологических, так и за счет психических причин.
Для ребёнка болезнь, начавшаяся в раннем возрасте, оказывая влияние на все сферы жизни, становится фактором, задающим тенденции его отношения к жизни, представления о будущем, также становится фактором, определяющим его жизненные тенденции. В результате хроническое соматическое заболевание становится феноменом, формирующим стиль жизни ребёнка [3].
Однако изменения привычного ритма жизнедеятельности касаются не только самого ребёнка, но и в достаточно большой степени всей его семьи.
Так, по данным авторов, изучающих данную проблему, уже начиная с самой ситуации постановки диагноза и его подтверждения, как ребёнок, так и его родители находятся в ситуации высокой степени стессогенности [15; 17] При этом уровень выраженности стессовых реакций зависит от реакции самого ребенка, которая в свою очередь зависит от уровня осознанности как самого ребёнка, так и его родителей. При этом осознанность реакций ребёнка формируется от родителей, исходя от имеющихся их знаний о болезни, его опасности, а также страхом перед возможными последствиями.
Ситуация постановки диагноза тяжелого соматического заболевания с высоким риском витальной угрозы становится шоковой, вызывающей страх, фрустрацию и дезорганизацию не только непосредственно для ребёнка, но в значительной степени и для его родителей. Стадия постановки диагноза, а также первое время госпитализации семья переживает острою стадию горя [10]. Родители переживают критическую ситуацию, для преодоления которой необходимо осмыслении, принятии тяжелой жизненной ситуации и восстановлении возможностей самореализации личности [14].
В это же время необходимость столкновения с больничными правилами, новыми обязанностями вызывают состояние фрустрации, из-за которого родители склонны «не замечать» всего происходящего. Переживания ребёнка в большей степени связаны с изменением его физического состояния и изменением в условиях его жизнедеятельности. Чувство страха, возникающее у ребёнка, может быть обусловлено неопределенностью его состояния, а также поведением окружающих его взрослых. Часто серьезность своего заболевания, ребёнок понимает лишь из реакций взрослых на его состояние, что порождает излишнее чувство тревоги и страха [10].
Исследуя особенности социально-психологической адаптации родителей, чьи дети имеют соматические заболевания разной тяжести (тяжелобольные дети, дети с болезнями умеренной тяжести) и здоровых детей авторы отмечают, наиболее низкий уровень социально-психологической адаптации у родителей тяжелобольных детей. При этом и у тяжелобольных детей, и у детей со средней тяжестью заболевания отмечает снижение адаптации родителей на период ухудшения состояния ребенка, и увеличение адаптации с улучшением физического состояния ребёнка [9].
Специфический вклад в отношения ребёнка и болезни привносит именно сам детский возраст. Так ситуация помещения ребёнка в стационар, и отрыва от родителей рассматривается как особый фактор формирования личности в измененных условиях — условиях болезни. При этом ребёнок владеет значительно меньшим репертуаром способов совладания с болезнью, в отличие от взрослых [15].
Поведение ребёнка во время болезни, его особенности совладания с ней, а также уровень приверженности к лечению так или иначе представляют собой присвоенные ребёнком способы поведения, реагирования и саморегуляции родителей.
Помимо появления тревожности у детей с соматическими заболеваниями [7; 13], авторы отмечают высокий уровень невротизации детей с соматическими заболеваниями именно в отношении семейной ситуации [8], также у большинства родителей, чьи дети страдают тяжелыми соматическими заболеваниями, отмечается высокий уровень ситуативной тревоги, психические расстройства [5].
Однако природа всех этих параметров может хранится не только в семейной ситуации, как триггере соматического заболевания, но как следствие болезни, ситуации совладания с ней.
Особым фактором, определяющим характер течения заболевания, является возраст ребёнка. Таким образом, болезнь может являться феноменом, сопровождающим всю ситуацию развития ребёнка (при возникновении заболевания в раннем возрасте), или же стать фактором, из-за которого установившиеся формы жизнедеятельности неизбежно претерпевают изменения (при возникновении заболевания ближе к подростковому возрасту).
Так если заболевание появляется непосредственно в подростковом возрасте, то появляется дополнительный ряд сложностей в жизни самого подростка и его семье по лечению заболевания [18], а также способов совладания с ним. По сравнению с теми детьми, у которых заболевание появилось ещё в детские годы. У детей, заболевание которых появилось в более ранний возрастной период, также обнаруживают себя проблемы, но иного характера (влияние болезни на формирование взглядов на ВКЗ [12], влияние болезни на формирование субъективного телесного опыта [16]).
При возникновении заболевания высокого витального риска, требующего изменения всей уже в какой-то степени отлаженной системы жизнедеятельности, в старшем подростковом возрасте закономерно возникает ряд социально-психологических проблем, обусловленных особенностями возраста. В этом возрасте более выражено шоковое состояние самого ребёнка и его семьи при постановке диагноза, негативное отношение к инъекциям, более тревожное восприятие обострений, а также более выражен страх новых приступов, также отмечается страх перед будущим, обостренное восприятие ограничений по болезни [20].
Матери детей с тяжелыми соматическими заболеваниями, испытывая страх за настоящее и будущее своих детей, а также за то, что ребёнок здесь и сейчас узнает о возможных последствиях заболевания [4], стараются всячески оградить и уберечь своего ребёнка от возможных потрясений, всё это проявляется в гиперопеку. Здесь обнаруживает себе место полярность отношений: с одной стороны матери пытаются доказать и убедить ребёнка в том, что он достаточно здоровый и может всё делать, может всего добиться, с другой стороны, они не дают ему в достаточной степени обязанностей и нагрузки, даже ту, которую он в состоянии нести.
Помимо этого, матери таких детей уделяют большую часть времени своей жизни воспитанию и заботе о ребёнке. Для детей наблюдается чрезмерное количество ограничений и запретов. В результате у матерей появляется страх потерять ребёнка. Этот страх не дает ни матерям, ни самим детям даже в состоянии ремиссии отвлекаться от заболевания и жить полной жизнью [8].
Авторы отмечают, что психосоциальные факторы являются самыми важными аспектами по влиянию на лечение сахарного диабета, подчеркивая необходимость психологической работы не только непосредственно с детьми, но и с их родственниками [19].
По данным некоторых исследований воспитание тяжелобольных детей характеризуется как крайне недирективное, нейтральное по эмоциональному проявлению, в ряде случаев агрессивное и враждебное. Также отмечается, что уровень тревожности между детьми и матерями сохраняется одинаковым во время обострений и в более спокойное время, время ремиссии. Это указывает на закрепление сформированного в острый период заболевания взаимодействия и его перенесение на более стабильные периоды, во время которых этот тип взаимодействия оказывается малоадаптивным [11]. Семьи детей с тяжелыми соматическими заболеваниями характеризуются страхом потерять ребёнка, неуверенность в себе как в воспитателях, которые в свою очередь проявляются в стилях воспитания, таких как потворствующая или доминирующая гиперпротекция [13; 17].
Семья для ребёнка с тяжелым соматическим заболеванием является особым центром помощи и поддержки. Дети чувствуют себя увереннее, если семья в процессе течения болезни продолжает обычный режим жизни, поддерживает прежние социальные контакты, что также более благоприятно влияет и на процесс выздоровления. Однако, отпечаток, накладываемый объективностью заболевания ребёнка на жизнедеятельность членов семейной группы вкупе с особой травматичностью диагноза, иногда приводит к необратимой дезорганизации существования семьи. При этом, в результате хронической болезни ребёнка, целостность и сплоченность семьи нарушается [2], деформируется воспитательный стиль. Воспитание характеризуется страхом родителей потерять ребёнка, неуверенностью и неразвитостью воспитательных навыков [6].
Таким образом, в данной статье мы показали высокое влияние болезни ребёнка не только на самого ребёнка, но и на все близкое ему окружение. При этом семья играет значительную роль в ситуации постановки диагноза, при прохождении адаптации ребенка к заболеванию, а также в процессе лечения. Также рассмотрено влияние болезни на семью ребёнка с хроническим соматическим заболеванием.
Список литературы:
- Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: Изд-во Института Психотерапии, 1999 — 297 с.
- Авксентьева М.В. Медико-социальная характеристика семей, имеющих детей с хроническими заболеваниями // Автореф. Докт. дис. М, 1997.
- Зайцева А.Э. Стиль жизни детей с хроническими соматическими заболеваниями высокой витальной угрозы. // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики [Текст]: Сборник докладов XIX-й Международной научной конференции (Липецк, 26 сентября 2014 г.). / Отв. ред. А.В. Горбенко. Липецк: Издательский центр «Гравис», 2014. — С. 89—92 (Всего 108 с.).
- Зерницкий О.Б. Исследование взаимосвязи родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми соматическими заболеваниями. // Автореф. Докт. Дис, М., 2005;
- Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психиатрические аспекты в детской соматологии//Научная конференция молодых ученых России, посвященная 50-летию Академии медицинских наук: тезисы докладов. М., 1994. — С. 287—288.
- Киян И.Г. Личностные особенности детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом // Автореф. Докт. дис. Москва, 2003.
- Киян И.Г. Психологические последствия острого лейкоза у детей // Вопросы психологии 2004.
- Коломиец И.Л. Эмоциональные и поведенческие характеристики детей с сахарным диабетом и их матерей // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. — 2012. — № 5 (16). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 25.02.2014).
- Мазурова Н.В. Семья и болезнь ребёнка: вопросы психологической адаптации // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»:материалы XXXI международной заочной научно-практической конференции. (21 августа 2013 г.) Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — С. 110—120.
- Мирошкин Р.Б., Фисун Е.В., Филиппова Н.Е. Психологическая реабилитация семей с детьми, перенесшими онкологическое заболевание, Журнал практической психологии и психоанализа, 2010, № 3.
- Мохов В.А., Крештапова М.А., Шибкова О.С., Дианова О.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях с тяжелобольными детьми. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. № 6. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 15.03.2014).
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987 — 167 с.
- Равич-Щербо И.В., Румянцев А.Г., Киян И.Г., Махаддинова Г.Н., Гавриш С.В. Психологические особенности детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом // Вопросы психологии № 6, 2004.
- Сабунаева М.Л. Переживание родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом // Автореф. Докт. дис. М, 2006.
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. // Питер. СПб., 2001. — 268 с.
- Тюлюпо С.В. Субъективный телесный опыт: динамика в пространстве общения ребёнка и взрослого // Сибирский психологический журнал. — 2005. — № 22. — С. 55—65.
- Урванцев Л.П. Психология соматического больногоЯрославль: изд-во Институт «Открытое общество», 2000. — 167 с.
- Court JM, Cameron FJ, Berg Kelly K, Swift PGF. Diabetes in Adolescence. [Электронныйресурс] // Pediatric Diabetes 2009, [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ispad.org/ (дата обращения 20.11.2013).
- Delamater Alan M. Psychological care of children and adolescents with diabetes. Pediatric Diabetes 2007, 8, 340-348.
- Sato E. et al. Socio-psychological problems of patients with late adolescent onset type 1 diabetes — analysis by qualitative research // Nagoya J Med Sci. 2003. — Р. 21—29.
отправлен участнику
Оставить комментарий