Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Жапарова Алия Ныгмановна
студент 5 курса Института психологии СВФУ, РФ, г. Якутск
E-mail: Aliyshenka@yandex.ru
Унарова Сардана Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии СВФУ, РФ, г. Якутск
В медицинской науке курение рассматривается как ведущий фактор, пагубно влияющий на здоровье, развитию более 40 различных болезней и патологических состояний. И считается первостепенной причиной быстрого роста смертности [6, с. 49], [7, с. 20]. Обусловлено такое влияние активным воздействием различных веществ, содержащихся в табачном дыме, на функции мозга и нервной системы. Никотин относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем болезненное влечение — никотинизм, воздействуя на центр удовольствия, формируя психологическую зависимость от сигарет [4, с. 1].
С психологической же точки зрения курение рассматривается как форма аддиктивного поведения [1, с. 42], [5, с. 1]. Кроме проблем, связанных с никотиновой зависимостью, курение табака рассматривают как сложный поведенческий акт, на который оказывают влияние множество факторов (экономические, социальные, психологические, генетические и фармакологические факторы). И в основе зависимого поведения лежат нарушения в мотивационных, когнитивных и эмоциональных процессах [2], [8, с. 47].
Табакокурение изучается давно и с разных точек зрения наук, но тем не менее, данная проблема остается недостаточно изученной и актуальной. Исследователи, как правило, табакокурение изучают выделяя лишь один аспект из множества факторов данной проблемы: эмоционально-личностных особенностей курящих и некурящих юношей и девушек [3]; стрессоустойчивости и формирования табачной зависимости у студенческой молодежи [5]; межгрупповых различий в отношении к табакокурению [9]; особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощности в молодежной среде [2].
Целью настоящего исследования явилось изучение психологических особенностей курительного поведения у студентов.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 60 студентов вузов г. Якутска, 30 из которых с никотиновой зависимостью и 30 — без зависимости. Возрастная группа выборки составляет от 17 до 25 лет. Были применены следующие тесты: анкета для определения типа курительного поведения Д. Хорна, опросник дезадаптивных черт характера, опросник для диагностики межличностных отношений А.А. Руковишникова, цветовой тест Люшера для диагностики нервно-психического состояния. Обработка эмпирических данных проводилась с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.
Результаты и обсуждение. По результатам анкеты определения типа курительного поведения выяснилось, что у всех опрошенных респондентов смешанный тип курительного поведения. Иначе говоря, у всех респондентов не один ярко выраженный тип, а несколько типов курительного поведения. Самым распространенным типом курительного поведения является «поддержка», у 20 человек из 30 опрошенных. Далее на втором месте идет тип «расслабление». Наименьшее значение имеет такой тип как «рефлекс». Это говорит о том, что курят в основном, чтобы сдержать гнев, собраться с духом. Считают, что сигарета снимет эмоциональное напряжение.
По результатам цветового теста Люшера получены следующие результаты. Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК) у курящих и некурящих студентов значительно не отличается. Что касается цветового предпочтения, то у курящих студентов перемещение основных и дополнительных цветов одинаково выше, чем у не курящих студентов. Это свидетельствует о большей подверженности нервно-психическому напряжению курящих студентов, чем некурящих.
При исследовании дезадаптивности были выявлены высокие показатели по таким шкалам, как склонность к глубоким перепадам настроения, утомляемость, независимость, мужественность, замкнутость, асоциальность, нерешительность и злобность. Показатели дезадаптивного поведения у курящих студентов значительно выше, нежели у некурящих студентов.
Опросник А.А. Рукавишникова направлен на выявление различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. Полученные результаты показали, что в различных аспектах межличностных отношений у курящих и некурящих студентов есть различия, но в значительной степени не отличаются.
Выявив различия в полученных результатах проведенных методик, следующей задачей перед нами стояла выявить взаимосвязи курительного поведения с нервно-психическим напряжением, показателями дезадаптивности и особенностями межличностного общения.
Результаты корреляционного анализа показали, что существуют взаимосвязи между типами курительного поведения с нервно-психическим напряжением, дезадаптивностью и особенностями межличностного общения.
Было выявлено, что между показателями суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО), вегетативным коэффициентом (ВК) и выбором испытуемым в качестве основного дополнительных цветов есть корреляционные взаимосвязи на уровне от -0,484** до 0,386* с курительным поведением. Установленная взаимосвязь между «Стимуляцией» и «выбором дополнительного цвета» (-0,407*) свидетельствует о том, что курят для снижения нервно-психической напряженности. Так же была выявлена корреляционная взаимосвязь по таким показателям: «Поддержка» и предпочтение дополнительных цветов основным (0,362*) у некурящих студентов. Это свидетельствует о том, что студенты для снятия нервно-психического напряжения используют тип поведения как «Поддержка», не зависимо курят они или нет. Мы предполагаем, что таким образом испытуемые возможно компенсируют имеющиеся склонности к деструктивному поведению через у реализуют данный тип поведения другому деструктивному поведению.
Особенности межличностного поведения, которые коррелируют с типами курительного поведения: «Aw» и «расслабление» (0,523**), «Ie» и «стимуляция» (0,508**), «Aw» и «жажда» (0,458*), «Ae» — «Жажда» (0,412*), «Се» — «поддержка» (-0,364*), «Сw» и «рефлекс» (-0,400*), «Се» — «игра» (-0,424*) и «стимуляция» (-0,498**) и «Iе» и «игра» (-0,498**). Это может свидетельствовать о том, что курительное поведение может выступать атрибутом общения. Так же была выявлена корреляционная взаимосвязь между шкалой «Ie» и типом курительного поведения как «жажда» (0,394*). То есть стремясь быть значимым для других людей, есть высокая вероятность попасть в зависимое поведение, независимо будет ли это никотиновая или другие формы зависимости.
Между типами курительного поведения и дезадаптивностью были выявлены такие взаимосвязи: «стимуляция» и «чувствительность» (0,379*), «рефлекс» и «женственность» (0,369*), «поддержка» и «замкнутость» (-0,385*). То есть данные курительные поведения могут выступать как способы адаптации человека в социуме. Как и обратное: курение может выступать как фактор, препятствующий адаптации человека.
Так же нами было выявлено, что у некурящих студентов есть взаимосвязь между типами курительного поведения и дезадаптивностью: «жажда» и «склонность к глубоким перепадам настроения» (0,376*), «поддержка» и «веселость» (0,366*), «жажда» и «демонстративность» (-0,417*), «стимуляция» и «замкнутость» (-0,520*). То есть, независимо от того курит студент или нет, при дезадаптивных поведениях он прибегает к данным типам поведения.
Следовательно, можно сделать следующие выводы. Наше предположение о том, что курительное поведение значимо взаимосвязано с высокими показателями нервно-психического напряжения, дезадаптивных форм поведения и негативных элементов межличностного общения подтвердилась. Но данные взаимосвязи были обнаружены так же у некурящих студентов. Это говорит о том, что при нервно-психическом напряжении и при дезадаптивных формах поведения студенты действуют одинаково, независимо от того, курят они или нет.
Список литературы:
- Горбунов Н.В., Полунина О.С., Сердюков А.Г. Социологическое исследование проблемы табакокурения среди студентов-медиков // Кубанский научный медицинский вестник. — 2012. — № 3. — С. 132.
- Глухова Е.С., Щеглова Э.А. Исследования особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощности в молодежной среде // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 329. — С. 201.
- Жигэу Е. Эмоционально-личностные особенности курящих юношей и девушек // PSIHOLOGIA EDUCATIEI — 2009. — C. 23. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psihologie.kent/uploads/2009/11/Psihologia-educatiei-JIGAU.pdf (дата обращения 03.12.13).
- Овсянникова О.А., Рязанцева Т.В. Влияние табакокурения на психику человека [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.orelgiet.ru/docs/pdf/87_10_12_12.pdf (дата обращения 22.11.13).
- Смагин С. Аддиктивное поведение // Нева — 2006 — № 1. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://magazines.russ.ru/neva/2006/1/ss16-pr.html (дата обращения 15.10.13).
- Титова О.Н., Суховская О.А., Пирумов П.А., Козырев А.Г., Колпинская Н.Д., Куликов В.Д. Анализ различных видов помощи при отказе от курения //Вестник УДК 613.84–08 СПбГУ. Сер. 11. — 2011. — № 1. — С. 49.
- Токар А.В., Андреева Т.И. Курение подростков в Российской Федерации в сравнении с другими странами бывшего Советского Союза и Центрально-Восточной Европы. Результаты Глобального опроса молодежи о табаке // Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе. — 2001. — том 1, — № 1. — С. 20.
- Фархутдинова Э.Т. Психологические мотивы и физиологические последствия курения студентов вуза// Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе. — 2011. — том 1, — № 1. — С. 47.
- Хромова В.Л. Межгрупповые различия в отношении к табакокурению (на примере курящих и не курящих мужчин и женщин): Автореферат канд. психол. наук. М 2011.
дипломов
Оставить комментарий