Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 сентября 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАТОРАМ И РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕСТУПНЫХ СООБЩЕСТВ, РЕАЛИЗУЕМОГО НА ЭТАПЕ ИХ СОЗДАНИЯ
Суверов Михаил Юрьевич
магистрант факультета электронного образования ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты, РФ, г. Шахты
E-mail: Diva_2727@mail.ru
Ванин Виталий Владимирович
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор кафедры «УПД» ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты, РФ, г. Шахты
Анализ следственной и судебной практики позволяет выявить существенные различия между преступными сообществами, в которых организаторы и руководители имеют определенный («криминальный») статус, и теми, в которых они таковым статусом не обладают, но имеют криминальное прошлое. Существуют также преступные сообщества, в которых лидеры вообще не имеют криминального прошлого. В полной мере от этого зависит выбор направления деятельности, для которой создаются преступные сообщества. Такое основание позволяет разделить все преступные сообщества на три вида: первые, во главе которых стоят лидеры, имеющие криминальный опыт и криминальный статус («вор в законе», «положенец», «смотрящий» и т. п.); вторые, их лидеры могут иметь криминальный опыт, но не имеют криминального статуса; третьи, лидеры которых не имеют криминального опыта. Деятельность каждого из таких преступных сообществ осуществляется в соответствии со статусом ее лидера и имеет значительные отличия от других по разным параметрам.
Предложенная классификация не является абсолютной, есть и другие основания деления на виды преступных сообществ. Специально следует отметить, что существуют такие сообщества, которые организованы на этнической основе. При этом классификация, предложенная выше, в полной мере распространяется и на них. Организовать и руководить этническим сообществом может лидер, который имеет криминальный статус или не имеет такового, а совершаться такими сообществами могут абсолютно различные преступления, на которые не оказывает влияние национальный состав ее членов. На это обстоятельство указываю ученые, в частности В.Г. Рубцов отмечает: «Для преступных формирований, организованных на этнической основе (так же как для других организованных криминальных объединений), невозможно выделить единую криминалистическую характеристику преступлений, полноценно описывающую разнообразные виды преступных деяний, которые они совершают».
Как показывают исследования, лидеры, имеющие криминальный опыт и статус, в своей деятельности придерживаются криминального направления, то есть совершают общеуголовные преступления (разбойные нападения, кражи, вымогательства, а также криминальное прикрытие своего легального бизнеса), и поддерживают воровские традиции.
Лидеры, которые имеют только криминальный опыт, как правило, ориентируют деятельность возглавляемого ими сообщества на преступления, направленные на предоставление незаконных услуг и извлечение незаконной прибыли (торговля наркотическими средствами, проституция, торговля оружием и т. п.), а преступления насильственного характера носят сопутствующий характер. Как правило, такие руководители не поддерживают «воровских» традиций и совершают преступления для извлечения материальной выгоды.
В преступных сообществах, лидеры которых ранее не попадали в поле зрения правоохранительных органов, осуществляют, как правило, незаконную экономическую деятельность, не связанную с общеуголовными преступлениями (присвоение, растрата, хищение государственных средств и т. п.).
Особым видом преступных сообществ являются сообщества, лидерами и участниками которых являются бывшие или действующие сотрудники правоохранительных органов или служащие. Если первые совершают любые преступления в целях извлечения материальной выгоды, в том числе общеуголовные, то последние — в основном преступления экономической направленности, с использованием той сферы деятельности, в которой они выполняют свои должностные обязанности.
В литературе имеются и другие виды классификации преступных сообществ. Так, например, криминологи организованные преступные формирования разделяют на два основных типа: преступные сообщества — органы, координирующие деятельность организованных преступных формирований, которые фактически руководят организованной преступностью и не участвуют в подготовке и совершении конкретных преступлений (например, «воры в законе»), и преступные организации — формирования, создаваемые для совершения конкретных преступлений, причем не всегда тяжких или особо тяжких [2; с. 67].
Говоря о правовой оценке деятельности преступных сообществ, ученые разделяют их на три основных вида. «Систематическое толкование уголовного закона (ч. 4 ст. 35 и ст. 210 УК РФ) позволяет выделить три разновидности преступных сообществ:
· сплоченная организованная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений;
· объединение организованных групп, созданное в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений;
· объединение организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп для разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений» [1; с. 23]
Данное положение подтверждается и западными аналитиками, которые, анализируя деятельность организованной преступности в Российской Федерации, определяют: «Европол разделяет структуры российских организованных преступных формирований, распространяющих свое влияние на государства — члены Европейского союза, на два главных типа. Наряду с традиционными иерархическими организациями существуют и так называемые свободные подвижные сети (свободные объединения), которые не имеют лидеров в строгом смысле, но состоят из относительно независимых членов, сгруппированных вокруг одной или более ключевых фигур. Примером такой структуры является «Солнцевская» группировка, которая больше похожа на сеть многочисленных ячеек, действующих относительно автономно, чем традиционную иерархическую структуру. Она объединена вокруг ключевых лиц, являющихся не лидерами как таковыми, а «авторитетными» людьми внутри группировки. Группировка ориентируется на бизнес и избегает использования насилия. Традиционный инструмент российской «мафии» (применение насилия) заменен широким использованием структур легального бизнеса. Компании или даже целые экономические сектора могут косвенно находиться под контролем ее членов. Свободные объединения представляют самую большую проблему для правоохранительных органов по той причине, что их почти невозможно идентифицировать, собрать о них информацию и противостоять им. То, что кажется единственной организованной преступной группой, часто является только маленькой ячейкой преступных структур, в которые может входить большое число свободно объединенных участников и группировок. Даже если такая ячейка ликвидируется, это ни в коем случае не затрагивает всю структуру, которая существует благодаря совместным действиям ее многочисленных легко заменяемых частей. Эти структуры могут стать чрезвычайно сложными и комплексными преступными системами, которым можно противостоять только совместными усилиями различных правоохранительных органов» [4; с. 56].
Таким образом, деление преступных сообществ по положению ее лидера имеет практическое значение. Наличие у организаторов и руководителей преступных сообществ криминального опыта обусловливает структуру и систему деятельности преступного сообщества, в том числе направленную на противодействие выявлению и пресечению его правоохранительными органами, и реализуется уже на этапе его создания.
С учетом того, что существует как минимум три вида преступных сообществ, которые мы выделили, деятельность ее организаторов и руководителей, направленная на противодействие правоохранительным органам, существенно различается. В связи с этим мы рассмотрим наиболее сложную систему противодействия преступных сообществ расследованию преступлений на этапе его создания, организованную лидерами, имеющими криминальный опыт.
Такое положение обусловлено тем, что преступные сообщества, во главе которых стоят лидеры, не имеющие криминального статуса или криминального прошлого, вопросам противодействия уделяют мало внимания или не уделяют вообще.
Изучение следственной и судебной практики, опрос практических работников правоохранительных органов позволяет сделать вывод, что в ходе расследования преступлений, совершенных организованными преступными сообществами, а затем и расследования самой деятельности по организации преступного сообщества уже на начальном этапе следователь сталкивается с существенным противодействием со стороны преступников. При этом следует констатировать, что на первоначальном этапе своей деятельности, сотрудники следственных подразделений и органов дознания еще могут не быть абсолютно уверенными, что расследуемые ими преступления совершены членами организованных преступных сообществ. Отдельные фрагменты такой информации могут иметься у сотрудников органов дознания (оперативных подразделений), обслуживающих, например, территорию, на которой были совершены расследуемые преступления. Следователь же такой информацией, как правило, не располагает. Им, в ходе производства отдельных следственных действий, могут быть получены некоторые данные, свидетельствующие о совершении преступлений не одним, а несколькими лицами. Такая ситуация, с одной стороны, в полной мере заслуга организаторов и руководителей преступных сообществ, членами которых были совершены данные преступления.
Этому предшествует огромный объем работы. Создавая преступное сообщество, организатор, имеющий практику общения с правоохранительными органами, уже на начальном этапе его создания осуществляет мероприятия, направленные на противодействие выявлению и расследованию такой деятельности.
Одним из основных таких мероприятий является подбор руководящего звена и первых участников преступного сообщества. Обычно первоначальный подбор осуществляется в местах отбывания наказания организаторов и руководителей преступного сообщества. В основу такого подбора ложатся личные качества кандидатов, а также их отношение к «воровским традициям». Это в полной мере обеспечивает поддержание лидерами преступного сообщества поведения членов внутри его (невозможность добровольного выхода из него, неразглашение сведений о лидерах и участниках преступного сообщества и т. п.). Огромную роль в этом играет наличие «криминального» статуса у организаторов и руководителей преступных сообществ. Восприятие лидера как лица, обладающего большими возможностями, как в криминальной среде, так и вне ее, оказывает на участников преступного сообщества огромное психологическое воздействие, что в конечном итоге влияет на решение об участии в деятельности преступного сообщества и дальнейшем беспрекословном подчинении его лидеру.
Наряду с личностными качествами в свою очередь лидеры преступного сообщества подбирают лиц, имеющих квалифицированные навыки совершения той или иной преступной деятельности (обращение с оружием, экономические знания, производство наркотиков и т. п.). Кроме этого, лидерами уделяется особое внимание психологическому состоянию кандидатов, особенно в части возможного противодействия правоохранительным органам.
Еще одним значительным этапом подготовки деятельности преступного сообщества является создание общей кассы (так называемый общак) и выделение из нее средств на обеспечение противодействия правоохранительным органам. Значительные суммы общих денежных средств лидерами преступных сообществ тратятся на приобретение дорогостоящих технических средств, используемых как для подготовки и скрытного совершения преступлений, так и для противодействия правоохранительным органам. Одним из примеров может служить использование преступными сообществами при совершении преступлений дорогостоящих раций, для невозможности пеленгации местонахождения участников преступления в момент его осуществления.
В процессе существования преступного сообщества его деятельность «сопровождают» адвокаты и юристы, которые также оплачиваются из средств общей кассы и нанимаются они задолго до задержания участников преступного сообщества. В некоторых случаях лидеры преступных сообществ направляют отдельных членов преступных сообществ или их детей для обучения юридическим и экономическим специальностям в вузы. Соответственно, обучение оплачивается из средств общей кассы сообщества.
Немалые средства из общей кассы выделяются на поддержку осужденных участников преступных сообществ и членов их семей. Это обстоятельство также оказывает психологическое воздействие на участников сообщества, создает у них уверенность в поддержке их лидерами, соответственно, формирует у них сознание о преданности им и принадлежности преступному сообществу.
Влияние на способы противодействия на этапе создания сообщества оказывает регион, в котором будет осуществляться преступная деятельность. Этот фактор является одним из основных, от него зависит целый комплекс подготовительных действий, осуществляемых организаторами и руководителями преступных сообществ, таких как: выбор направления преступной деятельности (зависит от характера хозяйственной деятельности в данном регионе); подбор участников (местные жители или лица, имеющие поддержку в регионе); подготовка средств и методов преступной деятельности; разработка структуры построения преступного сообщества, способов общения и связи ее участников между собой и лидерами; способы легализации преступных доходов и осуществление легальной деятельности прикрытия преступного сообщества и т. п.
Достаточно часто лидерами преступных сообществ широко используется оказание помощи (финансовой и т. п.) коррумпированным сотрудникам правоохранительных органов и чиновникам различного уровня. Данная помощь не является безвозмездной, в обмен от них требуется покровительство в случаях привлечения к уголовной ответственности как самих организаторов и руководителей преступных сообществ, так и ее участников, а также информирование лидеров преступных сообществ о деятельности правоохранительных органов в отношении преступного сообщества. Чиновники, как правило, высокого уровня оказывают поддержку в легальной финансовой деятельности преступного сообщества. Приходится признать, что коррумпированные сотрудники правоохранительных органов используются лидерами преступных сообществ для устранения конкурентов. Снабжая таких сотрудников информацией о противоправной деятельности других преступных формирований, действующих на территории данного преступного сообщества, они способствуют привлечению их к уголовной ответственности, что значительно расширяет возможности преступной деятельности сообщества. Такое направление деятельности преступного сообщества планируется и осуществляется уже на этапе его создания.
Кроме этого, организаторы и руководители преступных сообществ внедряют своих участников в различные государственные структуры, которые лоббируют их экономические интересы.
На этапе создания преступных сообществ их лидерами планируется и в последующем реализуется деятельность, направленная на установление транснациональных связей с преступными сообществами, осуществляющими свою деятельность за пределами РФ. Такая связь позволяет значительно расширить сферу деятельности преступного сообщества (торговля наркотическими средствами, преступления в сфере высоких технологий, проституция, торговля оружием и т. п.), повышает возможности членов преступного сообщества, направленные на противодействие правоохранительным органам в части привлечения их к уголовной ответственности (выезд в конкретно подготовленное место за пределы РФ, вывод финансовых активов преступного сообщества за пределы РФ и т. п.). В некоторых случаях установление транснациональных связей является фактором, обусловливающим создание преступного сообщества.
В правоприменительной деятельности имеются случаи, когда для подготовки будущих членов преступных сообществ организовывались летние лагеря, по типу пионерских. В этих лагерях подростки обучались воровскому ремеслу, изучению воровских традиций, обращению с различными видами оружия и т. п..
Разработка правил поведения внутри преступного сообщества, а также в случае попадания в поле зрения правоохранительных органов, является фактором, обеспечивающим безопасность как его лидеров, так и его участников. Этому лидерами уделяется особое внимание уже на этапе создания, правила поведения оговариваются с руководителями и участниками преступного сообщества. Как правило, лидерами делаются выводы из их предыдущей неудачной преступной деятельности, что и ложится в основу поведения участников преступного сообщества. В частности, разрабатываются они таким образом, что рядовые участники структурных подразделений и сообщества в целом не обладают информацией о деятельности иных подразделений в составе преступного сообщества, а также об их лидерах, но знают, что во главе всего сообщества стоит «авторитетный» человек, хотя могут и не знать, кто конкретно. Такая конспирация в случае воздействия на преступное сообщество со стороны правоохранительных органов позволяет ее лидерам уклоняться от ответственности, к сожалению, очень эффективно.
Деятельность лидеров преступных сообществ по их организации с учетом особенностей планирования противодействий, перечисленных выше, уже на этапе создания ставит их в разряд неуязвимых для правоохранительных органов.
В связи с этим знание следователями и сотрудниками органов дознания принципов организации и построения организованных преступных сообществ, мероприятий, направленных на осуществление противодействия выявлению и пресечению их деятельности, в значительной степени повысит эффективность борьбы с участниками организованных преступных сообществ, а самое главное, их организаторами и руководителями.
Результаты деятельности следователя, направленной на нейтрализацию организаторов и руководителей как ключевого звена преступных сообществ, могут быть достигнуты только при тесном взаимодействии следователя со всеми подразделениями правоохранительных органов и иных организаций и граждан, которые должны быть заинтересованы в пресечении деятельности преступных сообществ и привлечения их лидеров к уголовной ответственности.
Список литературы:
- Белоцерковский С. Новый Федеральный закон об усилении борьбы с преступными сообществами: комментарий и проблемы применения // Уголовное право. 2010. № 2.
- Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003.
- Рубцов В.Г. Противодействие расследованию деятельности преступных формирований, организованных на этнической основе, и криминалистические методы его преодоления: Монография. М.: Юрлитинформ, 2011.
- Стрельников К.А. К вопросу о противодействии современной организованной преступности // Российский следователь. 2009. № 6.
дипломов
Оставить комментарий