Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июня 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Мартынова Виктория Евгеньевна
студент 3 курса, кафедра общей психологии и истории психологии НГПУ, РФ, г. Новосибирск
Руденская Юлия Евгеньевна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент НГПУ, РФ, г. Новосибирск
Переход на новые образовательные стандарты поставил перед педагогами и психологами актуальную задачу — организация образовательного процесса в высшей школе на основании принципов компетентностной парадигмы. Компетентностная парадигма предполагает не только изменение содержания и структуры образовательного процесса (акцент делается на активности самого студента и увеличивается объем самостоятельной работы), но и кардинальное изменение цели образовательного процесса — компетентная личность выпускника.
В процессе обучения в вузе учебно-профессиональная деятельность становится важной сферой самовыражения студента. Студент в процессе обучения реализует свои когнитивные потребности (познавательные) через учебную деятельность. Поэтому проблема самореализации личности в вузе очень актуальна, так как без нее невозможно реализовать принципы компетентностной парадигмы (студент не сможет сформировать компетентность без проявления собственной активности, в том числе в познавательной сфере). Явлению самореализации личности студента в вузе посвящен ряд работ, например, Л.В. Цуриковой, Т.И. Барышниковой, и др. [1; 5]
В рамках нашей работы самореализация рассматривается, как стремление личности реализовать свой внутренний потенциал и найти место в социуме. Познавательная потребность же трактуется как стремление личности к процессу познания. Это очень важная потребность человека, благодаря которой он развивается, обретая новые знания, навыки, при этом реализуя себя в дальнейшем.
Нами был проведен небольшой пилотажный опрос среди студентов нескольких вузов г. Новосибирска (НГПУ, НГУ, НГТУ, НГАУ). Было опрошено 20 студентов. Студентам задавался следующий вопрос: «Где по-вашему мнению самореализуется студент в настоящее время?». Ответы были следующие: «В клубе. Также в спорте, на сцене» — Артем, 4 курс, НГТУ. «В спорте, конечно! Я играю в футбол и считаю это главным в своей жизни! А учеба подождет» — Алексей, 3 курс, НГПУ. «В своих увлечениях, хобби» — Оксана, 2 курс, НГУ. «Мне кажется, что студенты не хотят учиться. И занимаются всем, кроме учебы. Вот на собственном примере могу сказать: мне тяжело себя заставить учиться, мне кажется это неинтересным. Гораздо интереснее пойти погулять, посидеть в интернете, посмотреть фильм, но не эта курсовая. Она для меня как обуза, лишь бы поставили уже эту «тройку» и я буду счастлива» — Алена, 4 курс, НГАУ. «В спорте, в различных студенческих отрядах, волонтерских движениях, научно-исследовательской деятельности и в музыке» — Мария, 3 курс, НГПУ.
Таким образом, наш небольшой пилотаж показал, что всего два студента сделали упор на учебную деятельность, Остальные 18 совершенно не связывают самореализацию с учебной деятельностью, что удивительно, ведь учебная деятельность занимает максимальное время в жизненном пространстве студента. Мы понимаем, что данные цифры не могут претендовать на высокую репрезентативность, но эскиз проблемы на лицо — на сегодняшний день есть основания говорить о том, что учебная деятельность студентов — не главная сфера для самореализации.
На первом месте в жизненном пространстве студентов находятся, развлечения: хождение по клубам, прогулки, общение в социальных сетях и пр. (гедонистическая установка). На следующем месте находятся хобби: занятие спортом, увлечения музыкой и изобразительным творчеством. Познавательные потребности у многих студентов стоят на последних местах и т. д. Особый интерес составляет в этом контексте явление интеллектуальной пассивности личности студента, которая создает в системе российского образования парадоксальную ситуацию. «Суть парадокса состоит в том, что система образования в идеале ориентирована на формирование когнитивной компетенции развивающейся личности, но именно система образования становится инкубатором интеллектуально пассивных личностей» [4, с. 78].
Многие студенты в процессе обучения в ВУЗе овладевают приемами умственного труда путем проб и ошибок (так как не всегда школа обеспечивает их всеми необходимыми инструментами), при этом часто заимствуя у других студентов не всегда правильные способы и приемы учения. Также часто идет заимствование не просто способов и приемов учения, а полностью чужого интеллектуального труда. Так называемый процесс «списывания», то есть полное копирование работы другого человека. Студенты при этом оперируют следующей логикой: «легче списать, чем писать самому, у меня на это не хватает времени». Студенты не считают нужным выделять время для интеллектуальной деятельности. Потребность самореализовываться за счет учебной деятельности оказывается минимальной.
Следующей причиной может быть поиск студентом шаблона, готового варианта решения, не используя при этом собственные возможности мышления. Может быть такое, что студент попросту не осознает возможностей своего мышления применимо к учебной деятельности. Такое часто бывает у студентов, которые в школе были отличниками, и привыкли все делать по шаблону, который дает учитель. Учебная деятельность в вузе предполагает развитие индивидуального мышления, активизации творческого мышления. Студент ищет готового шаблона, «разжеванного и разложенного по полочкам», а его нет. Вследствие этого возникают трудности и нежелание выполнять учебные задачи, ведь нет понимания способов своего учения и механизмов познания.
Также причиной может быть формирование так называемого «клипового мышления». Об этом феномене впервые заговорил Ф.И. Гиренок, профессор кафедры философской антропологии МГУ. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных фактов и явлений, которые не связаны между собой. Он пишет о том, что скорость смены события так велика, что извлечь смысл из них становится почти невозможно [2]. Вследствие этого человек живет в мире, где очень много информации, между которыми нет логической связи. Человек живет в мире, который не учит его понимать связи между происходящими событиями. Он не умеет их видеть, не умеет глубоко исследовать какое-либо явление, видя истинные причинно-следственные связи. Возьмем ситуацию, в которой студенту предлагается сравнить два явления. Он делает таблицу, в которой в одной колонке записывает признаки одного явления, во второй - признаки второго явления, при этом не сопоставляя их. В его сознании существует одно явление и существует второе явление, а связей между ними нет.
Студент описывает каждое явление ОТДЕЛЬНО. Он не сравнивает эти признаки между собой, потому что неспособен глубоко увидеть и проработать эти связи. Современный информационный мир этому не учит. Он учит быстро улавливать информацию, улавливать изменения, принимать их, но не смысл, который они несут. Еще хотелось бы отметить, что студенты часто не делают обобщающий вывод в заключении о сравнении. Не могут вычленить главное, подвести итог своей работе. Эта неспособность видеть главное также может иметь корни «клипового» мышления (так как формируется невозможность в огромной информационном потоке увидеть главное). Студент при этом может получить неудовлетворяющую его отметку, и это может приводить к значительной потери им познавательного интереса.
Еще одна причина интеллектуальной пассивности современных студентов, которую мы выделили, - это обесценивание образования. Образование уже не имеет ценности, как было ранее. Обесценивание стало возникать вследствие широкой доступности высшего образования. Сейчас абитуриент имеет возможность поступить практически в любой вуз. Он не ценит то, что имеет возможность получать более широкий спектр знаний по той или иной специальности. Это принимается, как должное. В современном понимании студентов нет представления, что нужно добиться поступления в вуз, то есть прилагать для этого определенные усилия, связанные с активной интеллектуальной деятельностью. «Я окончу школу, мама и папа заплатят за институт, и я пойду учиться». Или «наберу немного баллов по ЕГЭ и пойду, куда возьмут». Нет понимания высшего образования как особой ценности, как применения своих познавательных способностей и реализации себя в вузе.
Также одной из внешних причин является пропаганда из образа «ленивого студента», который не готовится к сдаче сессии и «выклянчивает» с преподавателей отметку. Зачем стараться в течение семестра, если можно выучить за день до сдачи экзамена. Студенты, идентифицируясь с данным образом, перенимают поведенческие реакции, а главное, способы и приемы учебной деятельности, которые, как мы видим, не способствуют активной самореализации.
Таким образом, в процессе теоретизирования мы выявили ряд факторов, которые указывают на обесценивание студентами возможности к самореализации в образовательном процессе ВУЗа. Когнитивная сфера студентов все чаще описывается с позиции интеллектуальной пассивности, нежели с позиции активной когнитивной деятельности.
Нами было проведено небольшое исследование, направленное на выявление познавательных потребностей современных студентов. Так как наша работа не претендует на фундаментальность, а более имеет проблемно-ориентированный характер, то мы воспользовались опросником Самоактуализации (Л. Гозман, М. Кроз) и выделили из него вопросы по шкале Познавательная потребность [3]. Далее мы провели исследование среди 120 студентов, из которых 30 студентов 1 курса, 30 студентов 2 курса, 30 студентов 3 курса и 30 студентов 4,5 курсов. Возраст испытуемых — от 18—23 лет.
Для сравнения результатов разных курсов, было рассчитано среднее значение для каждого курса (в баллах, максимальное кол-во — 11). Результаты: 1 курс — 5,5 б., 2 курс — 6 б., 3 курс — 5 б., 4,5 курсы — 7 б. Таким образом, можно наблюдать сниженный уровень познавательных потребностей у всех курсов. Следовательно, студенты не стремятся к самореализации в ВУЗе.
Среднее значение студентов 1 курса — 5,5 б., возможно, потому, что происходит адаптация к требованиям ВУЗа, а также приходит понимание профессии, которую ты выбрал (вследствие этого несколько человек обычно отчисляется). Среднее значение студентов 2 курса — 6 б., результат немного выше 1 курса. Это можно объяснить тем, что студенты с очень низкой учебной мотивацией отчисляются, и на 2 курсе человек способен сознательно понять, сможет ли он самореализовываться в учебной деятельности или нет. У 3 курса среднее значение значительно ниже остальных курсов. Это может быть связано с нежеланием выполнения более сложных учебных задач, таких как курсовые работы, написание статей и др. И на 4—5 курсе среднее значение возрастает до 7 б., так как те, у кого низкая познавательная потребность скорей всего отчислились и процесс самореализации происходит в другой среде.
Таким образом, своим исследованием нам удалось обозначить проблему самореализации студентов в образовательном процессе ВУЗа. На сегодняшний день учебная деятельность не является главной сферой самореализации студента, вследствие этого уровень познавательных потребностей оказывается сниженным. Познавательные потребности занимают низкий ранг в иерархии потребностей студентов, и данная проблема не имеет тенденцию к разрешению, с каждым годом приобретая более острый характер.
Список литературы:
- Барышникова Т.И. Педагогические условия развития способности к самореализации у студентов вуза: На материале изучения иностранного языка: автореф. дис. канд. пед. Наук. Хабаровск, 2002. — 26 с.
- Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. М.: Академический проект, 2008. — 240 с.
- Гозман Л.Я., Кроз. М. Измерение уровня самоактуализации личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Издательство МГУ, 1987. — С. 91—114
- Руденская Ю.Е. Интеллектуальная пассивность развивающейся личности как фактор риска современного российского общества// Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования: сб. ст. III Вероссийской научно-практической конференции /отв. ред. С.А. Еланцева. Ишим: Изд-во ИГПИ им. И.П. Ершова, 2013. — С. 76—84.
- Цурикова Л.В. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Белгород, 2008. — 204 с.
дипломов
Оставить комментарий