Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Фомичева Т.Е. К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФАЯНСА В РОССИЙСКИХ ГУБЕРНИЯХ XIX ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К  ВОПРОСУ  О  РАСПРОСТРАНЕНИИ  ПРОИЗВОДСТВА  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ФАЯНСА  В  РОССИЙСКИХ  ГУБЕРНИЯХ  XIX  ВЕКА

Фомичева  Татьяна  Евгеньевна

студент  2  курса,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства,  Институт  искусств,  ХГУ  им  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  г.  Абакан

Улахович  Светлана  Николаевна

научный  руководитель,  ассистент,  кафедра  декоративно-прикладного  искусства,  Институт  искусств,  ХГУ  им  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  г.  Абакан

 

Российское  фарфорофаянсовое  производство  можно  с  уверенностью  отнести  к  сфере  экономических  открытий  России  XIX  века.

В  интересах  Российского  государства  стояли  формирование,  развитие  и  поддержка  фарфорофаянсовых  предприятий.  Огромный  спрос  на  изделия  отечественного  фарфора  в  конце  XVIII  —  начале  XIX  века  привлек  внимание  многих  купцов-промышленников,  а  также  опытных  крестьян-керамистов  большого  района  Московской  губернии  —  Гжели.  Исторический  опыт  формирования  и  развития  новой  для  России  отрасли  представляет  особую  ценность  в  современных  условиях  поиска  пути  оптимального  реформирования  современной  художественной  промышленности.  Особое  место  XIX  века  в  российской  истории  всегда  будет  привлекать  к  себе  не  только  ученых,  но  и  каждого  человека,  желающего  прикоснуться  к  великой  истории  и  понять  суть  происходивших  культурных  процессов.

На  рубеже  XIX—ХХ  вв.  Россия  входила  в  группу  аграрно-индустриальных  держав,  занимая  пятое  место  в  мире  и  четвертое  место  в  Европе  по  абсолютным  показателям  промышленного  производства  [1,  с.  8].  При  этом  для  структуры  российской  индустрии  было  характерно  большое  разнообразие  видов  производств,  сильно  отличающихся  по  уровню  своего  развития.  Именно  этот  признак  служил  своеобразным  критерием  «отбора»  производств  для  научного  изучения.  В  результате  внимание  исследователей  сосредотачивалось,  главным  образом,  либо  на  массовых  производствах,  либо  на  очень  крупных.  Такой  подход  вполне  оправдан,  так  как  в  ходе  исследования  удавалось  выявить  общие  и  наиболее  значимые  тенденции  в  развитии  российской  промышленности.

Однако  для  того,  чтобы  иметь  полное  представление  о  промышленном  развитии  России,  необходимо  изучение  всей  системы  производств,  в  том  числе  и  тех,  которые,  на  первый  взгляд,  не  имеют  большого  значения  и  не  влияют  на  общий  ход  промышленного  развития.  Одним  из  таких  «незначительных»  производств  можно  назвать,  в  частности,  фарфорофаянсовое,  относящееся  к  отрасли  по  обработке  минеральных  веществ.

В  конце  XIX  —  начале  ХХ  вв.  все  большее  развитие  получают  такие  жизненно  необходимые  производства  этой  отрасли,  как  кирпичное,  стекольное,  керамическое  и  др.  По  сравнению  с  ними  изделия  фарфорофаянсового  производства  в  течение  длительного  времени  считались,  скорее,  предметами  роскоши.

Сам  факт  появления  фарфорофаянсовых  предприятий  фабрично-заводского  типа  и  дальнейший  неуклонный  их  рост  свидетельствуют  о  появлении  массового  спроса  на  фарфорофаянсовые  изделия,  что  является  показателем  уровня  благосостояния  населения.

Самым  первым  таким  предприятием  в  России  стал  Императорский  фарфоровый  завод  в  Санкт-Петербурге,  основанный  в  1744  г.  Елизаветой  Петровной.Эта  была  третья  по  счету  в  Европе  фарфоровая  фабрика.  Но  уже  середине  XVIII  в.  в  России,  помимо  Императорского  завода,  возникло  еще  два  предприятия,  находившихся  под  Москвой:  Дмитровская  фарфоровая  фабрика  Ф.  Гарднера  в  Вербилках  (1754  г.)  и  полу  фаянсовая  фабрика  Никиты  Жадина  в  Гжели  (1760  г.).  В  1763  г.  Мануфактур-коллегией  первой  частной  фарфоровой  фабрикой  было  признано  заведение  купца  Михаила  Волкова  в  Орловской  губернии,  основанное  около  1758  г.  [4,  с.  19]  Данные  указывают  на  существование  в  XVIII  в.  еще  девяти  фарфорофаянсовых  предприятий,  которые,  однако,  работали  нерегулярно.

С  начала  XIX  в.  количество  предприятий  стало,  хотя  и  медленно,  увеличиваться.  Этот  процесс  ускорился  в  1870—80-е  гг.  и  достиг  своего  пика  в  период  промышленного  подъема  1890-х  гг.  Однако  затем  процесс  вновь  резко  замедлился.

Только  к  началу  ХХ  в.  можно  говорить  о  существовании  полноценного  фарфорофаянсового  производства  в  России.  В  связи  со  спецификой  сырьевой  основы  фарфорофаянсового  производства  его  размещение  всегда  ограничено.  Фабрики  по  производству  фарфора  и  фаянса  возникали  по  месту  залегания  белых  глин  (каолин).  Очень  важным  при  производстве  фарфора  был  также  качество  глины.  Например,  в  1895  г.  в  Гродненской  и  Херсонской  губерниях  находились  предприятия  по  производству  полуфаянса,  то  есть  фаянса  низкого  качества  [1,  с.  29]  В  списках  фабрик  и  заводов  1908  и  1914  гг.  предприятия  этих  губерний  уже  не  значатся,  так  как  вряд  ли  посуда  низкого  качества  пользовалась  спросом.

Традиционными  центрами  сосредоточения  фарфорофаянсовой  промышленности  были  подмосковная  Гжель  (около  20  %  всех  фарфорово-фаянсовых  предприятий  империи)  и  Волынская  губерния  (20  %  заведений)  [1,  с.  19].  Эти  регионы  являлись  центрами  концентрации  фарфорофаянсовых  предприятий  не  только  в  силу  наличия  необходимых  природных  ресурсов  для  производства  фарфора  и  фаянса,  но  и  существования  здесь  старинных  керамических  промыслов,  благодаря  которым  сформировались  необходимые  профессиональные  кадры.  Благоприятными  регионами  для  развития  фарфорофаянсового  производства  являлись  Варшавская  и  Новгородская  губернии.  Первая  —  по  причине  высокого  спроса  на  фарфорофаянсовые  изделия  среди  значительной  части  городского  населения  региона,  а  вторая  —  в  связи  с  наличием  сырья  и  близостью  Петербурга.

Чисто  фаянсовых  фабрик,  которые  в  течение  всего  рассматриваемого  периода  выпускали  фаянс  и  полуфаянс,  было  22.  Предприятий  смешанного  типа,  то  есть  тех,  которые  выпускали  как  фаянсовые,  так  и  фарфоровые  изделия,  было  намного  меньше  —  всего  8.  Число  специализированных  фарфоровых  заводов  было  наибольшим  —  25  [3,  с.  9].  На  протяжении  всего  рассматриваемого  периода  предприятия  отрасли  в  основном  специализировались  на  выпуске  посуды.  Однако  в  процессе  бурного  капиталистического  развития  российской  промышленности  происходило  своеобразное  изменение  «функций»  керамических  материалов,  расширялось  их  применение  в  новых  бытовых  и  производственных  сферах.

Количество  заводов  на  рубеже  XIX—ХХ  вв.  не  было  постоянным.  Оно  то  сокращалось  под  влиянием  неблагоприятной  экономической  конъюнктуры,  то  быстро  возрастало  в  силу  подъема  покупательской  способности,  предпринимательской  инициативы,  стремившейся  использовать  резервы  местных  рынков  сбыта.  Количество  предприятий  в  стране  в  начале  ХХ  в.  несколько  уменьшилось:  с  47  заведений  в  1895  г.  до  43  в  1908  г.  и  41  в  1914  г.  В  1895  г.  фарфорофаянсовые  предприятия  были  расположены  в  18  губерниях.  В  1908  г.,  когда  повысился  ценз  промышленных  заведений,  эти  предприятия  учтены  только  в  15  губерниях,  и  их  количество  соответственно  уменьшилось  [3,  с.  13]  Однако,  несмотря  на  сокращение  численности  предприятий,  их  размеры  и  общая  производительность  неуклонно  возрастали.  Значительное  преобладание  ручного  труда  в  массе  фарфорофаянсовых  предприятий  на  рубеже  ХIХ—ХХ  вв.  и,  как  следствие,  важность  учета  показателя  численности  рабочих  в  группировке  заведений.

В  1914  г.  доля  мелких  и  средних  предприятий  немного  уменьшилась  (70,8  %)  по  сравнению  с  1908  г.,  главным  образом  за  счет  понижения  количества  средних  предприятий.  В  численности  рабочих  доля  мелких  и  средних  предприятий  составила  18,7  %;  в  общей  стоимости  производства  она  существенно  уменьшилась  —  до  24,1  %  [3,  с.  29].

За  период  с  1895  по  1914  гг.  мелкие  и  средние  предприятия  оставались  наиболее  распространенной  формой  заведений  в  фарфорофаянсовом  производстве,  экономическая  роль  в  нем,  безусловно,  принадлежала  в  начале  ХХ  в.  группе  крупнейших  предприятий.

Уменьшение  числа  фарфорофаянсовых  предприятий  и  замедленный  процесс  возникновения  новых  заведений  проявились  еще  в  начале  ХХ  в.,  как  было  отмечено  выше.  Это  сопровождалось  интенсивным  развитием  крупнейших  предприятий,  которые  заняли  по  существу  монопольное  положение  в  отрасли,  чем,  безусловно,  сдерживали  рост  новых  предприятий.

В  годы  Первой  мировой  и  гражданской  войн  отрицательная  динамика,  как  видно  из  таблицы  6,  приобретает  все  более  катастрофический  характер,  начиная  с  1916  г.  Однако  уже  в  1921  г.  начинает  проявляться  положительная  динамика:  прирост  валовой  продукции  к  показателю  1920  г.  составил  104  %.  Это,  очевидно,  явилось  следствием  возобновления  деятельности  предприятий,  которые  в  предшествующий  период  закрылись  только  временно  и,  возможно,  сохраняли  сырьевые  ресурсы.

Число  рабочих  на  всех  фабриках  М.С.  Кузнецова  составляло  в  1923/24  г.  68  %  от  уровня  1914  г.,  И.Е.  Кузнецова  —  37  %.  На  гжельских  предприятиях  работало  32  %  рабочих  от  уровня  1914  г.,  а  на  волынских  —  64  %.  Мощность  большинства  предприятий  к  1923/24  г.  при  этом  увеличилась:  на  фабриках  И.Е.  Кузнецова  на  35  %,  на  гжельских  заводах  —  на  174  %,  на  волынских  предприятиях  —  на  5  %  [3,  с.  40]  Это  можно  объяснить  не  только  традиционной  практикой  переоборудования  предприятий  в  условиях  экономического  спада,  но  проводившимся  органами  советской  власти  перемещением  оборудования  с  закрытых  и  бездействующих  заводов  на  более  совершенные.

Территориальное  размещение  фарфорофаянсового  производства  в  конце  ХIХ  —  начале  ХХ  вв.  В  1895  г.  заведения  этой  отрасли  были  зарегистрированы  в  18  губерниях  Российской  империи:  Варшавской,  Владимирской,  Волынской,  Гродненской,  Енисейской,  Иркутской,  Калишской,  Калужской,  Лифляндской,  Московской,  Новгородской,  Радомской,  Петербургской,  Тамбовской,  Тверской,  Харьковской,  Херсонской,  Ярославской  [1,  с.  22].

В  1908  г.  и  1914  г.  они  представлены  в  15  губерниях  (нет  данных  о  заведениях  в  Енисейской,  Гродненской  и  Херсонской),  а  в  1923/24  г.  —  только  в  10  (Владимирская,  Волынская,  Иркутская,  Калужская,  Московская,  Новгородская,  Петербургская,  Тверская,  Харьковская,  Ярославская)  [1,  с.  23]  Однако  в  большинстве  регионов  находились  единичные  и,  как  правило,  мелкие  предприятия.  Каждый  из  центров  фарфорофаянсового  производства  России  имел  свою  специфику,  прежде  всего,  по  составу  предприятий.  Так,  для  Волынской  губернии  были  характерны  в  основном  мелкие  и  средние  предприятия.  В  этом  регионе  за  все  годы  наблюдения  выявлено  только  одно  крупное  заведение  —  Федоровский  фарфоровый  завод  «Бердников  В.И.  и  Ко

Фарфорофаянсовые  заведения,  расположенные  в  традиционном  регионе  керамического  производства,  Гжельском,  на  протяжении  рассматриваемого  периода  составляли  порядка  20  %  от  всех  предприятий  по  выпуску  фарфора  и  фаянса.  Хотя  среди  них  встречались  и  мелкие  предприятия,  но  в  экономических  показателях  преобладала  группа  средних  заведений.  К  таковым,  в  частности,  относился  фарфоровый  завод  Я.Г.  Храпунова-Новых,  на  котором  работало  свыше  300  рабочих.  Однако  в  условиях  роста  в  отрасли  значения  крупнейших  предприятий  и  общей  малочисленности  гжельских  заводов  их  доля  в  численности  рабочих  и  стоимости  производства  была  невелика.

Предприятия  Товарищества  И.Е.  Кузнецова  в  Новгородской  губернии  выделяются  среди  уже  перечисленных  центров  своей  мощностью  и  высокой  производительностью.  Товарищество  на  паях  было  учреждено  купцом  1-ой  гильдии  Иваном  Емельяновичем  Кузнецовым  в  1913  г.  До  этого  в  его  частном  владении  находились  две  фабрики  —  Волховская  фарфорофаянсовая  и  Крестецкая  фаянсовая.  В  1908  г.  к  ним  прибавилась  Грузинская.  Несмотря  на  то,  что  эта  группа  была  самая  малочисленная  по  числу  заведений  среди  пяти  центров,  ее  роль  в  общепроизводственных  показателях  была  очень  высока.  Уже  в  1895  г.  доля  предприятий  И.Е.  Кузнецова  в  общей  стоимости  производства  составляла  11  %,  в  1908  г.  она  поднялась  до  15  %,  а  в  1914  г.  несколько  снизилась  (10  %)  за  счет  определенного  роста  других  центров  [1,  с.  29].

Бесспорным  лидером  среди  всех  пяти  центров  фарфорофаянсовой  промышленности  России  были  заводы  М.С.  Кузнецова.  Матвей  Сидорович  Кузнецов  —  типичная  для  новой  капиталистической  эпохи  российской  истории  фигура  промышленника-предпринимателя.  М.С.  Кузнецов  превратил  свое  дело  в  своеобразную  империю,  практически  сосредоточив  в  своих  руках  фарфорофаянсовое  производство  страны.  В  1887  г.  Кузнецов,  объединив  ряд  заводов,  основал  «Товарищество  производства  фарфоровых  и  фаянсовых  изделий  М.С.  Кузнецова»  с  правлением  в  Москве.  В  него  вошли  следующие  крупные  и  крупнейшие  заводы  отрасли,  расположенные  в  Дулево  под  Владимиром,  в  Риге,  в  Тверской  (село  Кузнецово),  Московской  (село  Вербилки  под  Дмитровым),  Ярославской  (деревня  Песочное)  губерниях,  а  также  два  завода  в  Харьковской  губернии  (г.  Славянск  и  село  Буды).  Позже  у  акционерного  общества  Мальцовских  заводов  был  приобретен  фарфоровый  завод  в  Калужской  губернии,  а  также  карьеры  по  разработке  каолина,  других  глин,  предприятия  по  выпуску  огнеупорных  изделий.

М.С.  Кузнецов  и  его  двоюродный  брат  И.Е.  Кузнецов,  начиная  с  1880-х  гг.,  шаг  за  шагом  завоевывали  российский  рынок,  постепенно  отодвигая  продукцию  фарфорофаянсовых  заводов  Гжели  на  третье  место.  Уже  в  1895  г.  7  заводов  М.С.  Кузнецова  выпускали  изделий  на  3,2  млн.  руб.,  т.  е.  половину  годового  выпуска  фарфора  и  фаянса  по  стране.  И.Е.  Кузнецов  —  на  736  тыс.  руб.,  а  все  заводы  гжельского  региона  —  на  559  тыс.  руб.  [3,  с.  34].  На  фабриках  М.С.  Кузнецова  в  1895  г.  сконцентрировано  более  половины  всех  рабочих  отрасли  и  почти  три  четверти  ее  энергетических  мощностей.  Ведущий  завод  этой  империи  —  Дулевский  был  крупнейшим  предприятиям  страны  по  выпуску  фарфоровых  и  фаянсовых  изделий.  Таковым  он  остался  и  в  фарфоровой  промышленности  СССР.

Советское  государство  национализировало  наиболее  крупные  предприятия  фарфорофаянсового  производства  и,  прежде  всего,  заводы  Товариществ  М.С.  Кузнецова  и  И.Е.  Кузнецова.  Предприятия  этих  центров  были  наиболее  мощными,  сосредотачивали  основные  ресурсы  рабочей  силы  и  техники.  Новгородские  фабрики  были  объединены  в  «Новгубфарфортрест»,  все  предприятия  М.С.  Кузнецова  были  включены  в  «Стеклофарфортрест»,  за  исключением  Будянской  фабрики,  которая  вошла  во  Всеукраинское  государственное  объединение  «Трестфарфорфаянс-стекло»,  в  составе  которого  были  и  предприятия  бывшей  Волынской  губернии.  Большинство  гжельских  предприятий  возобновило  свою  работу  уже  после  1921  г.  Все  они  были  включены  в  состав  «Мосстеклофарфортреста»  [3,  с.  39].

Основными  чертами  эволюции  отрасли  явился  процесс  усиленной  концентрации  производства,  который  выразился  в  складывании  своеобразной  монополии  двух  основных  производителей  —  Товарищества  М.С.  Кузнецова  и  Товарищества  И.Е.  Кузнецова.  Важным  показателем  развития  фарфорофаянсового  производства  стало  расширение  ассортимента  его  продукции.

Однако  динамика  фарфорофаянсового  производства  в  России  на  рубеже  ХIХ  —  начала  ХХ  вв.  не  отличалась  стабильностью  и  устойчивой  тенденцией  к  росту.  Очевидно,  это  было  связано  с  общей  структурой  отрасли,  в  которой  была  велика  доля  мелких  предприятий,  более  подверженных  колебаниям  в  условиях  рыночной  конъюнктуры,  с  недостаточной  модернизацией  технологической  основы  фарфорофаянсового  производства.  Безусловно,  важным  фактором  было  отсутствие  стабильного  повышения  спроса  на  ее  продукцию,  как  традиционную  (посуда  из  фарфора  и  фаянса),  так  и  новую.  Первое  было  обусловлено  низким  уровнем  благосостояния  населения  России,  особенно  крестьянства,  а  второе  -  слабостью  развития  новых  отраслей  и  производств  в  российской  художественной  промышленности.

 

Список  литературы:

  1. Бирюков  В.П.  «Из  истории  фарфорофаянсового  дела  в  Приисетьи».,Сб.  «Исетско-Пышминский  край»,  г.  Шадринск.,  1930  г.,  —  43  с.
  2. Мусина  Р.Р.  «Русский  массовый  фарфор  конца  XIX  начала  XX  века»  М.  1982.
  3. Попов  В.А  «  Русский  фарфор.  Частные  заводы».  М.,1980.  —  100  c.
  4. Яковлева  Ф.Я.  «Краткий  очерк  развития  фарфорового  производства  в  России».  М.1882.,  —  c.  55.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.