Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ИСТОРИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА СВЯТОЙ ИНКВИЗИЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ: ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Бондаренко Ирина Владимировна
студент 2 курса, кафедра теории государства и права и конституционного права, РФ, г. Оренбург
Саблин Дмитрий Александрович
научный руководитель, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права ОГУ, РФ, г. Оренбург
Понятие «Святая Инквизиция» произошло от латинского слова «inquisitio» и переводится как расследование, розыск. В католической церкви это особый церковный суд по делам еретиков, существовавший в XIII—XIX веках. Инквизиция искореняла иудейскую, мусульманскую ереси — любые отклонения от католицизма, также преследовала ведьм. Данный институт был уникален тем, что в своей деятельности он объединял функции суда, следствия и розыска и своими полномочиями мог вторгнуться в личную жизнь каждого. «Задача инквизиции - истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики, а еретики не могут быть уничтожены, пока не будут истреблены вместе с ними их укрыватели» [2, c. 17].
Ересь понималась церковью как намеренное отрицание артикулов католической веры и упорное отстаивание своих воззрений. «Еретиком по средневековому убеждению признавался человек, знакомый с праведными учениями католической церкви, но отвергающий их» [4, c. 26]. Ереси сопровождали христианство почти с самого его зарождения. «В начале V века святой Иоанн Златоуст учит, что ересь должна быть подавляема, что на уста еретиков должно быть накладываемо молчание, чтобы они должны быть поставлены в такое положение, чтобы не могли совращать других, и что, наконец, их тайные сборища не должны быть допускаемы; но добавляет, что к ним не следует применять смертной казни» [6, c. 12].
Христианская церковь в 1054 году разделилась на Западную — Католическую и Восточную — Православную. Католическая церковь с начала XII века представляла собой гигантскую машину, подчинявшую все своей воле. В XIII веке достигла кульминации своего могущества, подчинив всю Западную Европу. В средневековье, во время постоянных феодальных войн, Католическая Церковь смогла объединить разрозненные земли Европы, стать связующим звеном в формировании западноевропейской культуры. Обычно у такого аппарата выявляются изъяны - бюрократизм церковной системы: «самый скромный священник обладал сверхъестественным могуществом, которое ставило его выше окружающих людей. Как бы ни были велики его преступления, он не был подсуден светскому суду — рука мирянина не могла коснуться его» [5, c. 5]. Священник обладал иммунитетом, его нельзя было так просто привлечь к правосудию.
Задача духовника — осуществление суда духовного. Введенный в XI веке институт целибата (безбрачие) намеревался сделать духовенство более осмысленным и целомудренным, что позволило отделить простой люд от священников. Заблуждением было мнение, что чем больше пожертвований и даров принести церкви, тем больше грехов она отпустит. Благодаря этому расцветал институт индульгенции - освобождение от совершенных и будущих грехов за мзду.
Говоря о бесчинстве священников, не стоит забывать, что среди них были и люди честные. Самые высокие церковные посты принадлежали в определенное время выходцам с самых низов общества: Александр V был из нищей семьи, Григорий VII — сын плотника, Бенедикт XII — булочника. За время своего правления они наводили порядки в церкви, но после их ухода все приходило в запущенность, так как усилия немногих в редких случаях могут навести порядок.
Еретические учения начали формироваться среди простого народа. Одна из самых распространенных причин появления иноверцев - недоверие к церкви. «Ереси возникают из-за заносчивости, алчности, распущенности духовенства. Зачастую священник отказывался венчать или хоронить, требуя оплатить заранее мероприятие» [5, c. 6].
Еретические учение катар, вальденсов зарождаются в XI веке в наиболее развитых в экономическом отношении местах: в основном на юге Франции, в Провансе, в Италии, во Фландрии. Представители этих учений утверждали, «что земной мир порожден не Богом, воплощающим Добро, а Сатаной, олицетворяющим зло. Отсюда, по их мнению, несправедливость земных порядков, в том числе и церковных» [8, c. 20]. Эти учение распространялись быстро благодаря ненавязчивому образу их проповедования. Катары вели праведный образ жизни, отказывались от мирских благ, и в XIII веке их распространение было настолько сильно, что оно грозило смещению католичества на юге Франции. Объединяло еретические учение катар и вальденсов то, что их сторонники отрицательно относились к богатству и земным благам, бедность рассматривали как высшую добродетель, а некоторые из них отрицали частную собственность, отвергали церковную обрядность, таинства, мощи, иконы, крест, а церкви и монастыри считали вотчинами Дьявола.
На Веронском конгрессе в 1184 году папа Люций III установил порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами, а светские власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими приговоры. «Ереси уничтожались одна за другой без всякого снисхождения, включительно до костра, который был принят на Константинопольском соборе, при патриархе Михаиле Оксисте» [6, c. 13]. «Смерть на костре является наказанием, согласным с божескими законами» [6, c. 17]. В 1197 году арагонский король Петр II ввел в законодательство сожжение еретика живьем. Еретические учения в Испании, особенно в Каталонии и Арагоне получили наиболее ярко-выраженный характер. Уния, которая в 1137 году объединила Каталонию и Арагон, превратив последнего в одно из сильнейших государств Европы, поспособствовала распространению иноверцев на всей территории страны. После этого в Европе проводятся реформы, провозглашающие еретизм тяжелым преступлением против Его Величества. Оттон IV в конституции 1210 года определил наказание еретиков — изгнание их из империи, конфискацию имущества и разрушение их домов. Фридрих II, император Священной Римской империи, в статуте от 22 ноября 1220 года принял к ним меру наказания в виде конфискации имущества и признания их вне закона, а в конституции 1224 года Фридрих II постановил предавать еретика смертной казни или вырыванию языка, в Сицилийской конституции 1231 года он же установил обязательное наказание — сожжение еретика живьем. Равеннский эдикт 1232 года, учрежденный папой Григорием IX, утвердил папскую инквизицию, кроме того, данный эдикт определяет смертную казнь к еретикам. Тем же нормативным актом папа поручил розыск еретиков и привлечение их к судебной ответственности. Именно этим эдиктом Церковь установила повсеместно Святую Инквизицию на всей территории Западной Европы. В Англии статья «О сожжении еретиков» была установлена статутом только в 1401 году.
С конца XIII века и на протяжении двух последующих столетий, власть священного трибунала была немыслимой. Подвергались цензуре книги, картины, таможенный контроль в портах — не было ни одной неконтролируемой области жизни. Разработки ученых в области естественных наук приостанавливались, запрещенные работы вносились в «индекс запрещенных и подлежащих исправлению книг». Под трибунал стали попадать люди, обвиненные в колдовстве. Развившееся как ветвь ереси ведовство в эпоху Возрождения набирает стремительный оборот и своими идеями доводит до фанатизма население Европы.
«Массовое распространение представлений о ведовстве относится к концу XIV—XV веков. В этот период на просторах Европы властвует «черная смерть» — бубонная чума» [10, c. 108]. К 1352 году в Европе умерло 25 миллионов человек. По некоторым подсчетам чума умертвила половину населения тогдашней Европы. В то время люди были уверены в победе Антихриста, конце человечества. Колдовство признавалось исключительным преступлением. Обвинения в колдовстве и связях с дьяволом преимущественно выносились женщинам. Женщина в те времена представляла «сосуд зла и греха», слабая по натуре и не способная противостоять силе дьявола. Последний мог принять вид любого животного, человека и совратить жертву, быть подстрекателем в преступлении. Ведьмы могли насылать на людей болезни, препятствовать деторождению, семейному благополучию, упадку прироста скота, неурожаем. «Им было выгодно лишать женщин способности выносить ребенка, так как его впоследствии крестят, привьют ему основы религии, и потребуется намного больше сил и времени, чтобы совратить этого самого ребенка» [7, c. 54]. Одним из самых ранних упоминаний ведовства в юридических актах относят к 1235 году, когда архиепископ Руана отнес к греховным деяниям призыв к демонам, сатанинские жертвоприношения, совершение таинств не в честь Иисуса.
«Подлежит ли колдун наказанию? Поскольку колдун, как орудие злой воли демона, причиняет людям вред, порчу, зло, насылает на них всякие беды и несчастия, отнимает у них сон и спокойствие, лишает их пищи и довольствия, он еще в древнем мире подлежал, как всякий преступник, суровому наказанию, в меру своего преступления» [11, c. 6]. В инструкциях для инквизиторов имелись описания того, как ведьма может навредить человеку, какие отвары готовит и их состав. «Молот ведьм», написанный в 1487 году инквизиторами Генрикусом Инститорисом и Якобом Шпренгером, является настольной книгой инквизитора по обличению ведьмы. В первой части книги обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами низменности колдовства, включающего отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, во второй — устанавливаются типы злодейств, совершаемых ведьмами и противодействие каждому из них. Третья часть содержала правила возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения ее осуждения и вынесения приговора. «Непосредственно или через колдунов дьявол всегда и везде старается причинить людям физические страдания, насылает засуху, неурожай, голод, чуму, мор, проказу и иные бедствия — правда, по попущению божьему. Они (ведьмы) враги христианской веры, толкают людей на ереси и язычество по их наущению происходят самые жестокие гонения на христиан и на их веру» [11, c. 5].
Инквизиторы, борцы с ведьмами, а также люди, оберегаемые священными обрядами и ангелами, не могли быть привлечены инквизицией к ответственности.
Примечательно, что инквизиторы на судебном процессе очень «рисковали» сами заразится от ведьм и в связи с этим не контактировали с ними телесно. Кроме того, «в целях профилактики кропили орудия пыток святой водой, писали на них слова “Soli Deo Gloria” (в переводе с латинского «Во Славу Божию»), окуривали застенок виноградной лозой или ладаном, что должно было служить им защитой от колдовских чар. Они носили амулеты из освященного воска и трав и непрерывно крестились, чтобы ведьма не наслала бы на них беды с помощью черной магии» [1, c. 108]. Инквизиторы заставляли жертв пить «ведьмин бульон», напиток, приготовленный из пепла сожженных ведьм, который не позволял им навредить своим палачам.
Италия одна из первых стран, занявшаяся вопросом о ведьмах и их причастности к ереси. Булла Иннокентия IV от 1252 года «Об истреблении» приказывает всем князьям поступать с еретиками, как с колдунами, и ставит их вне закона. Постепенно по всей Западной Европе колдовство приравнивалось к ереси, но смертное наказание за него установилось не сразу. «Когда была установлена инквизиция, то чародейство долгое время оставалось вне ее юрисдикции» [8, c. 33]. Собор 1248 года в Валенсии, поручая инквизиторам преследование еретиков, предписал выдавать чародеев епископам, которые будут их заключать в тюрьму или наказывать иначе. Затем в течение 6—10 лет вопрос поднимался на различных соборах, но единственным наказанием, грозившим виновным, было отлучение от Церкви. Однако в 1270 году Альфонс Тулузский, граф города Тулузы, предоставил инквизиции исключительное право судить всех, кто отречется от веры, впадет в ересь, предастся колдовству и клятвопреступлению. Могущество инквизиции стало безграничным, а преследование магии производилось с возрастающей жестокостью.
«В 1326 году вышла в свет булла Папы Иоанна XXII — первая антиведовская булла, которой утверждалось, что все случаи колдовства должны быть расследованы инквизицией» [2, c. 125]. Сам папа отличался жестокостью, боязнью ведьм, демонов. В 1484 году Иннокентий VIII разрешил карать смертной казнью колдунов и ведьм. Это означало неограниченное применение пыток, а также то, что для вынесения приговора было достаточно доносов и показаний двух свидетелей. Под пытками обвиняемый мог подтвердить любую версию, вменяемую ему инквизитором. Часто трибунал сам задавал наводящие вопросы.
Признание преступника вовсе не означало его помилование: в редких случаях инквизиция выносила оправдательный приговор. Священный трибунал был сильнейшим орудием воздействия на человека и общество, потому что возбуждал в человеке страх и стремление любым путем спасти свою жизнь. Исследуя механизм действия инквизиции, историк Г.Ч. Ли пишет, что «устройство инквизиции было настолько же просто, насколько целесообразно в достижении цели. Она не стремилась поражать умы своим внешним блеском, она парализовала их террором» [5, c. 129].
«Во главе всей системы инквизиции стоит Генеральный инквизитор. Он руководит деятельностью трибуналов инквизиции, располагающимися на огромных территориях Европы. Инквизиторами становились выходцы из монашеских орденов доминиканцев и францисканцев. Минимальный возраст инквизитора установлен Климентом V в 1317 году и равен 40 годам» [3, c. 86]. Служители инквизиции обязаны в четырех поколениях доказать «чистоту» крови. Психологически это были энергичные, коварные, жестокие, беспощадные до фанатизма в своем деле люди. Ужасает количество сожжённых живьем человек. С.Г. Лозинский в книге «Святая Инквизиция» приводит в пример сравнительную таблицу «Количество жертв инквизиции», где видно, что только испанский инквизитор Томас Торквемада отправил на костер 11272 человек за 1481—1498 годы. Это был самый беспощадный инквизитор за весь период существования Святой Инквизиции. За ним следует Хименес де Сиснерос, который сжег 4624 человека за 1507—1517 годы. Такой подход не позволял объективно оценивать дело, инквизиторы были не способны трезво судить жертву, в любом действии видели ведовство и еретизм.
Основной принцип деятельности инквизиционных судов — секретность. Никто из посторонних не имел права присутствовать на суде. Никто не мог знать имя своего доносчика. Дела возбуждались по доносам. Инквизиция делила доносчиков на две категории: тех, кто выдвигал конкретные обвинения в ереси, и тех, кто указывал на подозреваемых в ереси. Разница между ними заключалась в том, что первые были обязаны доказать обвинение, в противном случае им угрожало как лжесвидетелям наказание; вторым это не угрожало, потому что они выполняют свой долг сынов церкви, сообщают всего лишь свои подозрения, не вдаваясь в их оценку. В обществе рождалось двоякое чувство: не оклеветав другого, можно было самому угодить под суд.
«У инквизиторов в трибунале был самый высокий ранг (обычно в трибунале было 2 инквизитора). По нисходящей лестнице далее шли эксперты, советники, проверявшие сказанное подсудимыми. Рангом ниже — прокуроры — вели допрос, а сбор документации, корреспонденции и формирование архива осуществляли нотариусы, секретари. При судебном трибунале существовала должность альгвасила — судебного исполнителя. Также имели место быть должности казначея, лекаря (следили за тем, чтобы обвиняемый не скончался под пыткой), адвоката (в чьи обязанности входило закрепление подписью показания обвиняемых и свидетелей), цирюльника. На самых низких позициях в трибунале состояли тюремные надзиратели, счетоводы, хранители конфискованного имущества» [8, c. 55]. В высший генеральный совет инквизиции поступало собранное имущество и штрафы подсудимых. Одна треть из этого поступала в королевскую казну, остальное в бюджет инквизиции. Все, кто достиг возраста ответственности за свои поступки, обязаны давать показания перед инквизитором. «Соборы Тулузы, Безье и Альби, предписывая требовать клятву отречения от всего населения, определили этот возраст в четырнадцать лет для мужчин и двенадцать для женщин» [5, c. 143].
Для возбуждения дела достаточно двух доносов либо двух показаний свидетелей. При наличии факта преступления против церкви инквизитор приказывал альгвасилу арестовать человека, нотариус должен описать имущество, забрать наличные деньги для содержания в тюрьме.
В досудебном порядке еретику предлагалось добровольно раскаяться в своих мыслях, идеях, смириться с католической доктриной. Воспользоваться этим правом он мог на любом этапе судопроизводства. Здесь следует не путать еретика и ведьм. Вести следствие в отношении еретиков было намного проще, чем против ведьм. Еретика можно было вынудить отречься от своих взглядов, примириться с догмами церкви. Преступления ведьм карались смертной казнью во всех случаях. Если же ведьма признается в связи с дьяволом, исполнением его поручений, то по закону наказанием для нее будет смертная казнь.
Судебный процесс по современным меркам гуманным не был. Обязательный элемент при допросе — применение пыток. По христианской доктрине религия не представляет насилия, а тот террор, что творился в застенках инквизиции, — всего лишь небольшая плата за очищение души, инквизиция «спасает» таким образом самое ценное в человеке — его душу. Пыткой, в соответствии с п. 1, ст. 1 «Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятой Генеральной ассамблеи ООН, от 10 декабря 1984 года, называют «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается…» [3, с. 49].
«В 1252 году Иннокентий IV одобрил применение пытки для раскрытия ереси. Пытка должна была быть умеренной, и при этом следовало тщательно избегать пролития крови» [6, c. 31]. Главную роль при выборе пыток играло мнение судьи. Перед началом судебного заседания еретика знакомили с орудиями пыток. Такой процесс назывался «терриция» для сломления его воли и раскаяния. Если раскаяние не последовало, то начинался допрос. «Все еретики делились на две категории: первые — «примирившиеся с церковью», вторые — «упорствующиеся» [8, c. 54]. Для первых были приготовлены три типа наказания: духовное (публичное отречение от идей), физическое (бичевание), материальное. Для вторых же — смерть.
Инквизиторы владели психологическими навыками: так французский судья Жан Боден советовал своим коллегам для начала посочувствовать и сказать обвиняемым, что считает не их, а дьявола виновником преступлений.
Также Жан Боден утверждал, что судья должен нарочно заявить, что подсудимая лично ему кажется невиновной. Это поможет разговорить подсудимого. Многое в процессе зависит от личных качеств судьи.
«Судебный процесс начинался с раздевания обвиняемого донага. Раздевание — «обряд», позволяющий «скинуть» все преграды между узником и трибуналом. После того как человека раздели, при помощи ножниц и огня сбривают все волосы на теле на наличие «отметин» дьявола (по отношению к ведьмам)» [8, c. 65].
«Дознание начиналось с тисков для пальцев — пыток первой категории. Если признания не последовало, то применяли «железный сапог» [9, c. 74]. Принцип действия у этого устройства был один — сдавливание голени. Самым распространенным орудием пытки была «дыба». У дыбы есть свои разновидности: дыба как система канатов, привязанных к потолку. Одним из таких канатов привязывают руки узника, причем руки вывернуты в плечевом суставе сзади. К ногам могли привязывать груз. Другой вид дыбы — стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Механизм приводился в действие и плашки вращались, растягивая тело. Выжившие после такой пытки не могли использовать мышцы.
Применялись и другие виды пыток как «колыбель», испанский осел, пытка огнем, водой. По правилам пытку можно было применять единожды, но инквизиторы, видя, что дальнейшее использование пытки не даст результата, прекращали, узник перемещался в тюрьму до следующего допроса. Так одну пытку могли растянуть на очень долгий срок, равняющийся месяцам. Молчание узника во время процесса считалось знаком согласия с обвинением. Продолжительность молчания определялась судьями, которые должны были принимать во внимание возраст, пол и физическое и нравственное состояние узника. Во всех случаях признание записывалось в протокол с отметкой, что оно сделано добровольно.
В заключение хочу сказать, что институт инквизиции сыграл в свое время значительную роль в развитии государства и права. Прогремев по странам Западной Европы, Святая Инквизиция достигла своего могущества в XIV—XVI веках. Самые массовые, зрелищные казни происходили в этот период. Была истреблена большая часть населения. Священный трибунал в Средневековье - орудие борьбы государства с ее противниками. В любом государстве существует орган, пресекающий действие контрпроцессов.
Инквизиция начинала свою деятельность против еретических учений, не соответствующих нормам католицизма, затем исследовала ведовские процессы, применялась для подавления осознанной, прикладной жизни людей. Пресекала абсолютно все отклонения от стандартов, наказывая виновных в этом. Под трибунал попадали не только простые люди, заподозренные в отклонение от католической доктрины, но и ученые, медики, алхимики (Джордано Бруно, Галилео Галлией, Мигель Сервет).
Инквизиция соединяла в одном органе функции суда, следствия и розыска. С одной стороны, у инквизиции нет негативного начала: как и любой карательный орган государства, она применяла свои методы для преследования определенных целей. Цели инквизиции совпадают с современным судом — восстановление нарушенной справедливости. Но с другой стороны, эти методы сейчас представляются в высшей мере бесчеловечными, негуманными.
Со временем процесс судопроизводства стал оформляться, изменились методы, но цели были едины. Сейчас же процесс судопроизводства изменился. Страны заключили договоры, процесс суда осуществляется в рамках гуманности. Пытки в процессе дознания не применяются, за особые тяжкие преступления в России предусмотрено пожизненное заключение. Смертная казнь отменена конституционно как в России (с 1997 года), так и во всей Западной Европе.
Дольше всего институт Святой Инквизиции просуществовал в Испании и был упразднен в 1834 году, в Португалии — в 1820 году, во Франции — в 1835 году. До 1908 года сохранилась «Римская и всеобщая инквизиция папства». В том же году она была переименована в Священную конгрегацию Святой канцелярии. В 1965 году были пересмотрены громкие дела инквизиции. В 1966 году прекратилось занесение книг в индекс книг, подлежащих запрету.
Сейчас инквизиция жива только в памяти людей, в процессуальных документах, сохранившихся орудиях пыток. Для своего времени она была необходимым средством борьбы с противниками государства, но, при последующем прогрессе во всех сферах жизни общества, изжила себя.
Список литературы:
- Горелов Н. Бич и молот. Охота на ведьм в XVI—XVIII веках / Пер. с англ. Н. Масловой; Состав и предисл. Н. Горелова СПб.: Азбука-классика, 2005. — 512 с.
- Григулевич И.Р. Инквизиция / И.Р. Григулевич. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1985. — 448 с.
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // Российская юстиция, — 1995 — № 4 — 49—54 с.
- Лактионов А. История ересей: сб. / сост. А. Лактионов // М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2007. — 572 с.
- Ли Г.Ч. Возникновение и устройство инквизиции; пер. с англ. / Генри Чарлз Ли // М.: Ломоносовъ, 2013. — 208 с.
- Лозинский С.Г. Святая инквизиция / С.Г. Лозинский // М.: Атеист, 1927. — 302 с.
- Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом / М.А. Орлов. М.: ТЕРРА 1997. — 464 с.
- Плавскин З.И. Испанская инквизиция: палачи и жертвы: ист. очерки / З.И. Плавскин // СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — 197 с.
- Соловьев А. Самые громкие судебные процессы: преступление и наказание со времен инквизиции до наших дней / ред.-сост.: А. Соловьев, В. Башкирова // М.: Коммерсантъ: Эксмо, 2010. — 368 с.
- Христофорова О. Молот ведьм / О. Христофорова // Вокруг света. — 2004. — № 10. — С. 106—118.
- Шпренгер Я. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис; Предисл. С. Лозинского, Пер. с лат. Н. Цветкова //. Саранск: Норд, 1991. — 349 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий