Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2014 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Еркин Д.М. ВИДЫ ГОСУДАРСТВ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ АЛЬ-ФАРАБИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(18). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(18).pdf (дата обращения: 18.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 ВИДЫ  ГОСУДАРСТВ  В  ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ  МЫСЛИ  АЛЬ-ФАРАБИ

Еркин  Динара  Мейрамовна

cтудент  2  курса,  кафедра  теории  и  истории  государства  и  права,  конституционного  и  административного  права,  юридический  факультет,  Казахский  Национальный  университет  имени  аль-Фараби,  Республика  Казахстан  г.  Алматы

E-mail:  erkin-dinara@mail.ru

Усеинова  Карлыгаш  Рахимжановна

научный  руководитель,  канд.  юрид.  наук,  доцент  кафедры  теории  и  истории  государства  и  права,  конституционного  и  административного  права  юридического  факультета  Казахский  Национальный  университет  имени  аль-Фараби,  Республика  Казахстан  г.  Алматы

 

В  разные  времена,  в  разные  эпохи  ученые,  философы  пытались  создавать  модели  разных  государств.  Каждый  выделял  свои  определенные  типы  государства,  старался  показать  какое  государство  лучше  для  общества,  а  какое  совсем  неприемлемо.  Среди  них  особое  место  занимает  и  аль-Фараби.

Великий  ученый,  философ,  теоретик  музыки  Абу  Наср  аль-Фараби  внес  свой  большой  вклад  в  развитие  различных  отраслей  наук.  Его  взгляды,  его  идеи,  его  понимание  этого  мира  до  сих  пор  актуально  не  только  среди  старших,  но  и  среди  подрастающего  поколения.  Известный  философ,  социолог  и  общественный  деятель  XX  века  П.Н.  Федосеев  говорил  «Очень  сложно  найти  в  истории  науки  Средневекового  Востока  ученого,  равного  аль-Фараби,  который  отличался  глубиной  и  широтой  научной  мысли  и  разносторонним  энциклопедическим  знанием»  [4].  Ведь  читая  трактаты,  каждый  открывает  для  себя  что-то  новое  в  понимании  жизни,  осознании  своих  поступков. 

На  первое  место  во  всем  аль-Фараби  ставил  стремление  к  знанию  человека  и  понимании  счастья  обществом.  Его  нельзя  назвать  представителем  одной  народности  или  национальности.  Аль-Фараби  —  человек  мирового  уровня,  который  смог  объединить,  найти  общие  черты,  синтезировать  ценности  и  достижения  не  только  тюркской,  но  и  персидской,  греческой,  индийской  культур. 

Одним  из  главных  вопросов,  рассмотренных  в  трактатах  аль-Фараби  стал  вопрос  о  видах  государств.  В  своих  работах,  особенно  в  «Трактате  о  взглядах  жителей  добродетельного  города»  он  называл  государство  —  городом.  Слово  «город»  понимается  не  в  том  значении,  какое  мы  используем  сейчас,  а  в  ином  значении,  то  есть  город  —  это  отдельное  целое  общество  или  государство.

Так,  что  же  понимается  под  понятием  «государство»?  Какие  виды  государства  выделял  аль-Фараби?  Какие  для  него  казались  идеальными,  а  какие  неправильными?  И  как  он  называл  и  по  каким  критериям  разделял?

Слово  «государство»  хотя  и  не  использовалось  аль-Фараби,  но  в  городе  он  подразумевал  именно  его.  В  понятии  «государства»  был  вложен  свой  смысл,  но  в  то  же  время  основной  смысл  оставался  таковым:  «Государство  есть  достояние  народа,  связанного  между  собой  в  вопросах  права  и  общностью  интересов.  Причиной  для  такого  соединения  людей  является  не  столько  их  слабость,  сколько,  так  сказать,  врожденная  потребность  жить  вместе»  [5].

В  своих  трактатах  аль-Фараби  выделяет  две  основные  разновидности  городов-государств:  «невежественные»  и  «добродетельные»  [2].  Полностью  разграничение  этих  двух  видов  государств  он  проводит  в  своем  «Трактате  о  взглядах  жителей  добродетельного  города». 

Основные  разграничения  этих  двух  видов  государств  аль-Фараби  провел  по  таким  критериям,  как:

·     Взгляды  жителей  городов.  В  «добродетельном»  городе  наблюдается  порядок  и  высокие  моральные  качества  самих  жителей.  А  жителей  «невежественного»  города  аль-Фараби  сравнивает  с  животными,  «желающих  нанести  вред  и  уничтожить,  не  извлекая  для  себя  из  этого  никакой  видимой  пользы»  [4].

·     Правители.  Глава  «добродетельного»  города,  будучи  просвещенным  правителем,  должен  обладать  добродетелями  —  интеллектуальными  и  нравственными.  Интеллектуальные  добродетели  —  разумность,  сообразительность,  острота  ума.  Наряду  с  этим  и  важную  роль  играют  и  нравственно-этические  добродетели  —  правдивость,  умеренность,  щедрость,  справедливость.  Правитель  же  «невежественного»  города  не  является  мудрым,  стремится  к  собственным  наслаждениям,  добивается  почестей  путем  насилия  и  обеспечивает  наследственную  передачу  власти,  также  его  главной  целью  является  —  приобретение  богатства  нечестным  путем.

·     Понимание  счастья.  Жители  «добродетельных»  городов  понимают  счастье  в  достижении  наивысшего  блага  и  достойного  образа  жизни  путем  обретения  знаний.  А  в  «невежественном»  городе  считается,  что  «самый  счастливый  человек  есть  тот,  который  одержал  победу  над  всем  тем,  что  ему  враждебно»  [1].

·     Цели  жизни.  В  «добродетельном»  городе  это  достижение  гармонии  и  равновесия  в  обществе,  а  в  «невежественном»  городе  —  телесное  здоровье,  богатство,  наслаждения,  свобода  предаваться  своим  страстям,  почести  и  величие  [4].

В  свою  очередь  «невежественные»  города  подразделяются  на  несколько  видов.  Эти  города  имеют  общие  черты.  Жители  этих  городов  совершают  различные  проступки.  И  по  этим  проступкам  подразделяются  «невежественные»  города  на:  города  необходимости,  обмана,  города  честолюбивые,  властолюбивые  и  сластолюбивые,  города  низости  и  несчастья. 

В  городе  необходимости  жители  стремятся  ограничиться  лишь  материальными  вещами,  теми,  которые  нужны  «телу  для  его  существования,  —  едой,  питьем,  одеждой,  жилищем,  половыми  сношениями  и  помощью  друг  другу  в  достижении  этого». 

Жители  города  обмена  помогают  друг  другу  для  зажиточности  и  богатства,  но  не  для  достижения  истинного  счастья 

В  городе  низости  и  несчастья  к  такому  наслаждению,  которое  действовало  бы  на  чувства  и  воображение,  стремятся  возбудить  веселье  и  утешаться  забавами  во  всех  их  видах  и  проявлениях. 

Жители  честолюбивого  города  живут,  помогают  друг  другу  с  целью  самовосхваления,  почитания  чужими,  славы  и  величия.  Они  стараются  показать  себя  перед  другими  во  всем  «великолепии  и  блеске».

Город  властолюбивый  —  это  такой  город,  жители  которого  стремятся  к  покорении  других  городов,  непоколебимости  своих,  для  них  основой  радости  и  счастья  становится  —  победа  над  другими. 

Сластолюбивый  город  не  ограничивает  страсть.  То  ест  культ  материального,  властвования,  денег,  полового  сношения  стоит  на  первом  месте,  так  как  она  не  ограничена  ничем.

Есть,  наконец,  Коллективный  Город.  Это  Город,  в  котором  сочетается  низменное  и  возвышенное.  В  нем  наряду  с  порочными  людьми  живут  и  праведники,  мудрецы,  достойные  высокого  звания  Человек.  Поэтому  есть  надежда,  что  при  своевременной  и  правильно  выбранной  стратегии,  при  реальных  усилиях  Благоразумного  Правителя  он  может  превратиться  в  Добродетельный  Город.  Так,  к  числу  коллективных  городов  аль-Фараби  отнес  Багдад.  Он  очень  любил  этот  город,  но  видел  в  нем  свои  недостатки,  по  которым  его  относил  к  числу  «невежественных»  городов.

Называя  и  описывая  виды  «невежественных»  городов,  аль-Фараби  раскрывал  их  реальную  сущность.  Но  аль-Фараби  верил,  что  даже  если  непросто,  но  можно  излечить  эти  государства.  Если  же  нельзя  устранить  его  злость  добром,  то  стоит  его  изгнать  из  города.  Основа  «добродетельного»  города  —  это  правильно  поставленные  задачи  для  достижения  наивысшего  блага  и  счастья.

На  сегодняшний  день  очень  многие  политики,  историки,  философы,  государственные  деятели  обращаются  к  трактатам  аль-Фараби,  потому  что  его  идеи  и  взгляды  дают  правильное  направление  в  развитии  человека,  общества,  государства.  Труды  аль-Фараби  дают  возможность  переосмысления  жизни,  принять  правильное  решение  в  выборе  того  или  иного  поступка.  Многие  государства  стараются  достичь  того  уровня  «добродетельного»  города,  которые  описываются  в  работах  аль-Фараби.  Даже  в  развитии  нашего  государства  наблюдаются  идеи  аль-Фараби.  Так,  в  Н.А.  Назарбаев  в  своем  «Послании-2050»  поставил  цель  —  создать  «общество  благоденствия  на  основе  сильного  государства,  развитой  экономики  и  возможностей  всеобщего  труда».  Он  также  отметил,  что  «только  правильно  поставленные  цели  приводят  к  успеху»  [3].

История  человечества  полна  загадок  и  противоречий.  Вершить  историю  значит  вносить  большой  вклад  в  дальнейшее  развитие  жизни  всего  мира.  Об  этом  говорили  и  таковыми  были  правители  разных  народов,  полководцы  и  военачальники  разных  эпох,  философы  разных  времен. 

 

Список  литературы:

  1. Аль-Фараби  «Философские  трактаты»,  «Наука»,  Алма-Ата,  1972  г.
  2. Нерсесянц  В.С.  «История  политических  и  правовых  учений»,  «Норма»,  Москва,  2006  г.
  3. Послание  Президента  Республики  Казахстан  Н.А.  Назарбаева  народу  «Казахстан-2050»
  4. Философский  энциклопедический  словарь,  Москва,  1983  г.
  5. Цицерон  «Диалоги.  О  государстве.  О  законах»,  «Наука»,  Москва,  1966  г.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий