Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2014 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Афанасьева А.В. СУЩНОСТЬ ДОГОВОРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СУЩНОСТЬ  ДОГОВОРА  С  ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ  ФИЛОСОФИИ

Афанасьева  Анастасия  Владимировна

студент  2  курса,  кафедра  социальных  наук  ДВФУ,  РФ,  г.  Владивосток

E-mail:  anastasiaafanasyeva95@mail.ru

 

В  отечественной  и  зарубежной  литературе  вопросам  исследования  договора  всегда  уделялось  и  уделяется  огромное  внимание.

Юридическая  наука  в  настоящее  время  не  имеет  достаточного  представления  о  том,  что  представляет  собой  договор,  так  как  в  основном  занимается  изучением  отраслевых  договоров.

Недостаточное  теоретическое  изучение  договора  негативно  сказывается  на  современной  договорной  практике.  Кроме  того,  философская  сущность  договора  в  общетеоретическом  плане  исследована  не  полностью.  Но  это  исключительно  важно. 

Идея  договора  как  средства  обеспечения  жизнедеятельности  общества  в  высказывалась  еще  в  глубокой  древности.  В  античной  философии  самый  первый  осветил  идею  общественного  договора  древнегреческий  философ  Протагор.  Также  одна  из  первых  концепций  общественного  договора  была  сформулирована  Г.  Гроцием,  который  полагал,  что  естественное  право  есть  источник  позитивного  права,  в  догосударственном  состоянии  люди  были  миролюбивы  и  общительны  и  совестливо  соблюдали  договоры  без  государственного  принуждения.

Т.  Гоббс  в  сочинении  «Левиафан,  или  материя,  форма  и  власть  государства  церковного  и  гражданского»,  исходил  из  концепции  естественного  права  и  естественного  закона,  а  также  пытался  доказать,  что  общественный  договор  является  источником  существования  государства  [3;  с.  109].  Исследователи  феномена  договора  обращали  внимание  на  его  роль  в  системе  отношений,  которые  складывались  в  обществе  в  процессе  удовлетворения  необходимых  потребностей  людей.  Договор  —  это  гибкая  правовая  форма,  которую  могут  принимать  различные  общественные  отношения.  Е.  Годэмэ,  ссылаясь  на  Потье,  пишет:  «…договор  есть  вид  родового  понятия  соглашения.  А  соглашение  есть  согласие  двух  или  нескольких  лиц,  направленное  на  юридическую  цель»  [2;  с.  30].  Раскрытие  естественного  и  научного  содержания  понятия  «соглашения»  в  работах  ученых  —  юристов  не  встречается.

Изучение  договора  как  социального  явления  интересовал  ученых  с  древних  времен.  Людей  часто  манила  к  себе  магическая  сила  волеизъявления,  способного  обеспечивать  удовлетворение  стоящих  на  первом  месте  жизненных  потребностей  каждого  человека.  В  государственных  организованных  обществах  договор  с  позиций  философии  права  рассматривается  в  контексте  различных  теорий,  которые  обеспечивают  сущность  права.

Интерес  к  раскрытию  сущности  права  как  нематериального  феномена  приводил  исследователей  к  раскрытию  его  происхождения  и  взаимоотношения  с  материальным  миром.  Решение  этой  задачи  приводило  к  необходимости  обращения  к  философским  системам,  которые  предлагали  многовариантные  объяснения  соотношения  материального  и  нематериального.  С.С.  Алексеев  полагал,  что  философия  права  Гегеля  является  наиболее  ярким  примером  осмысления  права  в  контексте  универсальной  философской  системы.  «Подобно  тому,  как  принцип  механики  вторгся  в  область  химии  и  науки  о  природе,  а  принцип  химии  в  свою  очередь  —  в  последнюю,  так  в  философии  нравственности  происходило  с  различными  принципами  в  разные  времена,  но  в  новое  время  во  внутреннем  устройстве  естественного  права  эта  внешняя  справедливость,  —  рефлектированная  в  существующем  конечном  и  поэтому  являющая  собой  формальную  бесконечность,  которая  составляет  принцип  гражданского  права,  —  достигла  особенного  верховного  господства  над  государственным  и  международным  правом.  Форма  такого  подчиненного  отношения,  каким  является  договор,  вторглась  в  абсолютное  величие  нравственной  целостности»  [1;  с.  264].  Институту  договора  и  отношениям,  возникающим  на  его  основе,  уделялось  огромное  внимание.  В  Древнем  Риме  одним  из  самых  важных  источников  обязательств  был  именно  договор  (contactus),  и  все  усилия  были  направлены  на  исследования  юридической  силы  и  природы  договора,  содержания,  структуры,  взаимодействие  договора  как  регулятора  общественных  отношений  с  другими  их  регуляторами.

Большое  значение  придавалось  договору  и  возникающим  по  поводу  него  отношениям.  К  договору  обращались  не  только  как  к  юридическому,  но  и  как  к  социально-политическому  институту  в  процессе  решения  множества  региональных  и  даже  глобальных  проблем  общества.  Достаточно  будет  вспомнить  о  теории  общественного  договора  Жан-Жака  Руссо  с  помощью,  которой  осуществлялись  попытки  объяснения  происхождения  договора  и  развития  государства  и  права.

Особое  значение  имеет  договор  и  возникающие  на  его  основе  отношения  в  «эпоху  глобализации»  большинства  экономических,  политических  и  специальных  сфер.  Как  подмечал  Ю.А.  Тихомиров  в  1995  г.,  середина  и  в  основном  конец  XX  века  связаны  с  расширением  сферы  договорных  отношений,  договор  становится  как  основным  регулятором  экономических  отношений,  так  и  приобретает  значение  универсального  регулятора.  Но  исследование  данной  категории  стало  являться  предметом  изучения  со  стороны  ученых  теоретиков  не  так  давно.

Основным  в  вопросе  познания  договора  как  юридической  категории  является  изучение  сущности  этого  явления,  так  как  сущность  определяет  содержание.  Категории  сущности  и  явления  неразрывно  связаны:  явление  всегда  представляет  собой  форму  проявления  сущности,  а  последняя  всегда  раскрывается  в  содержании  явления.

Сущность  договора  с  точки  зрения  философии  —  это  внутреннее  содержание  предмета,  которое  выражается  в  единстве  разнообразных  и  противоречивых  форм  его  бытия.  Содержание  имеет  свою  определенную  форму.  Содержание  и  форма  —  это  философские  категории,  содержание  которых  представляет  собой  единство  всех  элементов  объекта  во  взаимосвязи  друг  с  другом,  его  свойств,  внутренних  процессов,  связей,  противоречий  и  тенденций,  а  форма  —  это  способ  существования  и  выражения  содержания.  Термином  «форма»  обозначается  внутренняя  организация  содержания. 

Договор-это  обязанность  исполнять  обязательства,  прописанные  в  этом  договоре.  Следовательно,  если  нарушить  или  не  исполнить  эти  обязательства,  то  будет  нарушен  смысл,  предназначение(  научить  людей  исполнять  обещания)  договора.  Какой  тогда  толк  в  договоре?

Таким  образом,  познание  сущности  договора  можно  рассмотреть  с  помощью  анализа  объекта  исследования  —  его  элементов.  Этими  элементами  являются  признаки  договора.  Признак  есть  некая  характерная  черта,  свойственная  предмету,  который  характеризует  его  основные  свойства.  А  выделение  и  анализ  общих  и  специальных  признаков,  какого-либо  предмета  или  явления  позволяет  определить  данное  явление  или  предмет  в  ряду  аналогичных.

Вопрос  о  признаках  договора  является  достаточно  многосторонним  в  связи  с  тем,  что  понимание  договора  и  его  природы  достаточно  различно  в  юридической  литературе.  Различное  представление  о  договоре,  его  сущности  и  признаках  есть  в  романо-германской  и  англо-саксонской  правовых  системах,  поэтому  исследование  признаков  договора  необходимо  проводить,  учитывая  особенности  той  или  иной  правовой  системы.  В  романо-германской  правовой  системе  под  договором  понималось  возмездное  и  безвозмездное  соглашение  двух  или  более  лиц  об  установлении,  изменении  или  прекращении  гражданских  прав  и  обязанностей.  В  англо-саксонской  правовой  системе  биполярное  понимание  договора.  Общим  является  наличие  встречного  предо­ставления  и  договор  являлся  рыночным  инструментом  для  создания,  увеличения  и  распределения  богатства,  а  также  управления  им.

На  основании  исследования  можно  сделать  вывод  о  том,  что  договор  становится  одним  из  первостепенных  и  весьма  значительных  источников  права,  по  мере  развития  общества.  Основой  существования  и  развития  природы  является  максимальное  использование  возможностей  бесконфликтного  развития  отношений.  Договор  —  одна  из  форм  отчуждения,  установления  воли  лица,  подсознательного  стремления  к  гармонии.

Свобода  договора  есть  свободное  волеизъявление  его  участников.  Именно  свободное  определение  объема  общественного  отношения  предопределяет  его  регулирование  посредством  договора,  обеспечение  равновесия  между  участниками  договора,  то  есть  общественного  благополучия.

Г.  Гегель  указывал,  что  в  конкретном  договоре  должна  присутствовать  идеальность,  или  всеобщность,  которую  содержит  в  себе  момент  наличности.  Основное  назначение  договора  заключается  в  регулировании  общественных  отношений  с  целью  их  упорядочивания  и  достижения  гармонии  между  сторонами.

Как  гласит  латинская  поговорка  (  pacta  sunt  servanda)  —  «договоры  должны  исполняться».

 

Список  литературы:

1.Гегель  Г.В.  Политические  произведения  /  Г.В.  Гегель.  М.:  Наука,  1978  г  —  438  с.

2.Годэмэ  Е.  Общая  теория  обязательств  /  Е.  Годэмэ.  М.:  Юрид.  изд-во  МЮ  СССР,  1948  г  —  511  с.

3.Залесский  В.В.  Философия  договора  (закон  динамического  равновесия)  /  В.В.  Залесский.  М.:  Журнал  российского  права,  2004  г  —  №  8  —  105—111  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.