Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2014 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Губанова Л.Г. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОМПЬЮТЕРНАЯ  ЗАВИСИМОСТЬ  КАК  ФАКТОР  РАЗВИТИЯ  АГРЕССИВНОСТИ  ЛИЧНОСТИ

Губанова  Людмила  Геннадьевна

студент  5  курса  психолого-педагогического  факультета  БГПИ,  РФ,  г.  Борисоглебск

E-mail: 

Винокурова  Ольга  Вячеславовна

научный  руководитель,  канд.  психол.  наук,  доцент  БГПИ,  РФ,  г.  Борисоглебск

 

Феномен  компьютерной  зависимости  в  настоящее  время  является  серьезной  проблемой  современного  общества.  Компьютер  —  это  не  только  электронное  устройство  для  обработки  различной  информации,  но  и  машина,  которая  может  развлечь  человека,  которая  позволяет  человеку  общаться  на  расстоянии,  не  прилагая  никаких  особых  усилий,  при  этом  поглощая  его  и  вовлекая  в  свой  безграничный  виртуальный  мирВ  процессе  вовлечения  личности  в  этот  «виртуальный  мир»  и  появляется  компьютерная  зависимость.  Наиболее  подверженными  этому  становятся  дети  в  возрасте  15—17  лет,  так  как  в  этот  переходный  период  они  наиболее  уязвимы  в  эмоциональном  плане,  и  как  следствие  более  агрессивны.

Впервые  о  компьютерной  зависимости  заговорили  в  начале  80-х  годов  американские  и  английские  исследователи.  Английский  психолог  М.  Шоттон  объясняет  причину  возникновения  данного  феномена  тем,  что  подростки  и  взрослые  воспринимают  компьютер  в  роли  некого  «конкурента»  —  последовательного,  умного,  многофункционального  [1].  Суть  конкуренции  человека  с  машиной  состоит  в  том,  что  подростки  и  взрослые  пытаются  осуществить  «контроль»  за  этим  высокотехнологичным  устройством,  особенно  если  получить  контроль  в  других  сферах  деятельности  у  них  не  получается.  У  зависимых  подростков,  чаще  всего,  контроль  утерян  не  только  в  различных  сферах  деятельности,  но  и  в  социальных  отношениях:  они  пытаются  контролировать  поступки  и  слова  других  людей,  нередко  самых  близких,  однако  им  это  плохо  удается.  В  отношении  подростковой  зависимости  М.  Шоттон  отмечает  также  опасность  истощения  эмоциональной  сферы  подростка,  поскольку  в  процессе  игры  ещё  никому  не  удавалось  выигрывать  с  первого  раза.  Это  значит,  что  подросток,  переживая  бурю  негативных  эмоций  в  себе  от  проигрыша  пробует  снова  и  снова  пройти  злополучный  этап,  что  в  свою  очередь  порождает  череду  негативных  эмоциональных  всплесков.  Изучая  компьютерную  зависимость  ученые  неоднократно  подтверждали  своими  исследованиями,  что  эмоции,  переживаемые  от  поражения  в  процессе  игры  очень  сходны  с  эмоциональными  переживаниями  горя.  Большинство  компьютерных  игр,  по  мнению  автора,  провоцируют  агрессивное  поведение,  неустойчивое  настроение  и  неадекватные  реакции  [1]. 

Основоположниками  психологического  изучения  зависимости  от  интернета  считаются  американские  исследователи:  К.  Янг  и  И.  Голдберг  [2].  В  своих  работах  они  дают  характеристику  типам  компьютерной  зависимости:

·     зависимость  от  интернета  —  это  род  зависимости  при  котором  человек  испытывает  моральное  удовлетворение  от  поиска  информации  в  интернете(зачастую  бесполезной),также  человек  заводит  бесцельные  знакомства  в  интернете,  не  приводящие  к  развитию  социальных  контактов(с  данной  позиции  люди  ищут  по  различным  параметрам  себе  собеседников,  общаются,  но  при  этом  не  приносят  пользы  для  развития  своей  личности);

·     зависимость  от  игры  —  это  навязчивое  увлечение  компьютерными  играми  по  сети  или  стационарно.

Следует  отметить,  что  примерно  в  то  же  самый  период  или  несколько  раньше  психолог  Ш.  Текл  проводила  исследование  стадий  освоения  компьютеров  детьми  и  подростками  [1].  Она  также  отметила,  что  для  целого  ряда  обследованных  испытуемых  важным  моментом  является  осуществление  «контроля»  над  компьютером.  Для  нашего  исследования  важным  выступают  выделенные  Ш.  Текл  показатели  компьютерной  зависимости:  нежелание  отвлекаться  от  работы  или  игры  за  компьютером;  раздражение  при  вынужденном  отвлечении  от  работы  за  компьютером;  забывание  о  домашних  делах,  обязанностях,  учебе,  встречах  в  процессе  работы  за  компьютером;  пренебрежение  собственным  сном,  здоровьем,  социальными  отношениями  ради  времени  за  компьютером. 

Ряд  физиологов,  которые  изучали  причины  и  следствия  возникновения  компьютерной  зависимости  выяснили,  что  в  процессе  игры  у  подростков  и  взрослых  происходит  ряд  химических  реакций,  сходных  с  чувством  счастья,  удовлетворённости.  Ученые  обнаружили,  что  у  испытуемых  в  крови,  после  серии  удачных  компьютерных  раундов,  присутствует  серотанин  (гормон  счастья).  После  ряда  проигрышей  в  компьютерных  играх  у  испытуемых  было  зафиксировано  в  крови  высокое  содержание  тестостерона  (гормон  агрессии  и  стресса).  На  основе  этого  был  сделан  вывод  о  том,  что  компьютерные  игры  напрямую  воздействуют  на  психоэмоциональное  состояние  человека.  Учеными  давно  доказано,  что  испытывая  положительные  эмоции  и  эйфорию,  человек  вновь  стремится  испытать  это  чувство,  впадая  в  зависимость.  В  случае  с  компьютерной  игрой,  человек  испытывает  удовольствие  от  победы,  затем  стремясь  его  испытать  вновь,  возвращается  к  игре,  но  побеждать  всегда  невозможно,  за  победой  следует  поражение,  которое  вызывает  негативные  эмоции. 

Почему  человек  не  просто  находится  в  плохом  настроении,  а  проявляет  агрессию?  На  этот  вопрос  дали  довольно  четкий  ответ  отечественные  ученые,  которые  объяснили  природу  возникновения  агрессии  в  процессе  компьютерных  игр.  Дело  в  том,  что  не  получая  удовольствия  организм  впадает  в  состояние  фрустрации,  но  взрослый  человек  чаще  находит  разумный  выход  из  ситуации  дезадаптации,  чем  подросток.  Взрослый  сможет  лучше  справиться  с  возникшими  у  него  чувствами,  чем  ребенок  подросткового  возраста,  и  без  того  с  несформировавшимся  гормональным  фоном.  В  отечественной  психологии  данная  проблематика  становится  сферой  научных  интересов  А.Е.  Личко,  Н.Я.  Иванова,  которые  определяют  компьютерную  зависимость  как  заболевание  [3].  Авторы  проводят  параллели  между  компьютерной  зависимостью  и  наркотической,  сообщая  об  их  сходстве  в  поведенческих  реакциях.  Данные  психологи  также  отмечают,  что  подростки  проявляют  более  яркие  агрессивные  поведенческие  реакции  вследствие  компьютерной  зависимости,  чем  взрослые  люди.  Подростки  также  чаще  проявляют  физическую  агрессию,  а  вербальную  реже,  взрослые  же  наоборот.

На  наш  взгляд,  изучение  степени  влияния  компьютерной  зависимости  на  уровень  агрессивности  подростков  является  чрезвычайно  актуальным,  так  как  вносит  существенный  вклад  в  понимание  природы  агрессивного  поведения  развивающейся  личности.  Большинство  исследователей  отмечают,  что  у  подростки,  имеющие  компьютерную  зависимость  и  увлекающиеся  играми  плохо  формируют  социальные  взаимоотношения,  замкнуты,  необщительны.  У  многих  игроманов  возникают  социальные  фобии,  ощущение  отчуждения,  покинутости.  Зачастую  такие  подростки  утверждают,  что  их  не  понимают,  им  трудно  найти  тему  для  разговора  или  вообще  заговорить.  Из-за  узости  кругозора  сверстники  не  жалуют  таких  одноклассников,  вследствие  у  подростков,  находящихся  в  зависимости  от  компьютерных  игр  формируются  комплексы  и  агрессия,  которую  они  адресуют  внешнему  миру.  Из-за  неумения  рационально  выражать  свои  чувства  эмоциональные  реакции  у  таких  подростков  выглядят  крайне  агрессивными,  неадекватными,  что  в  свою  очередь  вызывает  удивление,  страх  и  шок  у  окружающих.  Из  множества  работ  отечественных  психологов  можно  сделать  вывод  о  положительном  влиянии  определенных  социальных  условий  на  таких  подростков.  Многие  психологи  и  психотерапевты  использовали  в  своей  работе  проективные  техники  и  методы  активного  обучения  для  социализации  и  адаптации  подростков  с  компьютерной  зависимостью,  и  отмечали,  что  имеется  положительная  динамика  в  ряде  проблем  у  таких  подростков.  Данная  мысль  и  стала  основанием  для  проведения  нашего  исследования,  нацеленного  на  выявление  уровня  агрессивности  подростков,  которые  находятся  под  влиянием  компьютерной  зависимости.

Базой  для  проведения  экспериментальной  проверки  выдвинутых  предположений  стал  «Борисоглебский  технолого-экономический  техникум»,  города  Борисоглебска,  Воронежской  области.  Участниками  исследования  стали  108  подростков  в  возрасте  15—17  лет.

С  целью  предварительного  анализа  проблемы  и  выявления  количества  времени,  которое  подростки  ежедневно  проводят  за  компьютерными  играми,  мы  провели  опрос.  Данный  опрос  выявил,  что  22  подростка  из  108  опрошенных  регулярно  проводят  за  компьютером  более  5  часов  в  день,  увлекаются  компьютерными  играми,  а  также  проявляют  высокую  возбудимость,  несдержанность  и  агрессию.  По  результатам  опроса  была  определена  группа  испытуемых  —  подростков,  увлекающихся  компьютерными  играми  и  проявляющими  все  признаки  компьютерной  зависимости.

На  констатирующем  этапе,  для  экспериментального  выявления  уровня  агрессивности  у  подростков  был  проведён  ряд  психодиагностических  методик.  При  помощи  опросника  выявления  агрессивности  (авторы  А.  Басс  и  А.  Дарке),  мы  смогли  диагностировать,  что  у  всех  испытуемых  (подростков,  увлекающихся  компьютерными  играми)  индекс  враждебности  повышен  почти  в  три  раза;  индекс  агрессивности  соответствует  норме  у  18  %,  у  82  %  индекс  выше,  это  свидетельствует  о  высокой  степени  проявления  агрессивности. 

Анализ  данных,  который  был  получен  при  диагностике  агрессии  при  помощи  теста  Э.  Вагнера  (Hand  Test)  «Руки»,  показал,  что  60  %  подростков,  находящихся  в  категории  «зависимых»  от  компьютерных  игр  свои  ответы  относили  к  категориям  «Агрессии»  и  «Указания»,  что  в  свою  очередь  характеризует  подростков  как  нежелающих  приспосабливаться  и  готовых  к  высшему  проявлению  агрессии.  Остальные  40  %  отнесли  свои  ответы  к  категориям  «Демонстративность»  и  «Увечность»,  при  оценке  вероятности  агрессивных  проявлений  не  учитываются,  т.  к.  их  роль  в  данной  области  поведения  непостоянна.  Эти  ответы  могут  лишь  уточнять  мотивы  агрессивного  поведения.

Обработка  данных,  полученных  по  методике  «Агрессивность»  (тест  Розенцвейга)  свидетельствует  о  выявления  склонности  подростка  к  определенному  типу  агрессивного  поведения.  Агрессивными  считаются  74  %  подростков,  прошедших  диагностику;  склонными  к  проявлению  агрессии  считаются  20  %  подростков;  у  6  %  подростков  нет  проявления  агрессии.

Для  снижения  выявленного  уровня  агрессивности  проводился  формирующий  эксперимент  с  целью  обучения  подростков  приемам  общения,  стимулирования  развития  их  коммуникативной  культуры,  формирования  умения  конструктивно  действовать  в  конфликтных  ситуациях,  научить  подростков  рационально  использовать  своё  время,  помочь  постепенно  избавиться  от  компьютерной  зависимости.  Для  достижения  поставленной  цели,  мы  составили  и  провели  серию  коррекционных  занятий  —  тренингов,  направленных  на  формирование  базовых  социальных  умений  детей  с  агрессивным  поведением  посредством  методов  активного  обучения.

Чтобы  выявить  эффективность  проведённой  нами  коррекционной  работы,  был  реализован  контрольный  эксперимент  по  тем  же  психодиагностическим  методикам,  что  и  на  констатирующем  этапе,  вследствие  чего  были  выявлены  следующие  позитивные  изменения.

Обработка  данных,  полученных  с  помощью  опросника  выявления  агрессивности  (авторы  А.  Басс  и  А.  Дарке)  свидетельствует  о  том,  что  после  коррекционной  работы  у  всех  подростков  индекс  враждебности  снизился  на  10  %.

Анализ  данных,  диагностики  агрессии  при  помощи  теста  Э.  Вагнера  (Hand  Test)  «Руки»,  показал,  что  48  %  подростков,  находящихся  в  зависимости  от  компьютерных  игр  свои  ответы  относили  к  категориям  «Агрессии»  и  «Указания»,  что  в  свою  очередь  является  прогрессивным  показателем  для  этих  подростков,  но  не  достаточным.  Остальные  28  %  отнесли  свои  ответы  к  категориям  «Демонстративность»  и  «Увечность»,  в  свою  очередь  12  %  подростков  отнесли  свои  ответы  к  «Активной  и  пассивной  безразличности»,  влияние  данных  категорий  в  трактовке  методики  не  однозначно,  поэтому  данную  категорию  трудно  отнести  в  среду  агрессивной.

Обработка  данных,  полученных  по  методике  «Агрессивность»  (тест  Розенцвейга)  свидетельствует  о  выявления  склонности  подростка  к  определенному  типу  агрессивного  поведения.  Агрессивными  считались  74  %  подростков,  прошедших  методику,  но  после  коррекционной  работы  таких  подростков  стало  65  %.

Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  проявление  агрессии  подростками,  обусловлено  увлечением  компьютерными  играми,  но  чтобы  снизить  уровень  агрессии  и  несдержанности  можно  использовать  методы  активного  обучения,  нацеленные  на  формирование  базовых  социальных  умений  детей  с  агрессивным  поведением,  формирование  умения  конструктивно  действовать  в  конфликтных  ситуациях,  постепенное  и  планомерное  избавление  от  компьютерной  зависимости,  нормализация  взаимоотношений  в  семье.

 

Список  литературы:

1.Войскунский  А.Е.  Актуальные  проблемы  психологии  зависимости  от  Интернета  /А.Е.  Войкунский.  2004,  т.  25.

2.Личко  А.Е.  Словарь  современной  американской  психиатрической  терминологии  с  ее  отличиями  от  принятой  в  России  /А.Е.  Личко.  1992. 

3.Янг  К.  Пойманные  в  сеть/К.  Янг.  1994.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.