Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2014 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В ТРАНСЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Воропаева Юлия Александровна
студент 5 курса, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников БГИИК, РФ, г. Белгород
E-mail:
Аниконова Татьяна Григорьевна
научный руководитель, доцент, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников, БГИИК, РФ, г. Белгород
Последние годы в российском обществе меняется отношение к культуре. Понимание ее важности и роли в воспитании духовно-нравственных, культурно-эстетических и моральных ценностей становится одним из приоритетных направлений в развитии общества. Ведь культура веками созидает и творит человека. Человека, обладающего всем комплексом общечеловеческих ценностей.
Одним из действенных механизмов передачи ценностей общества всегда был праздник, а система праздников, например, в дореволюционной России, представляла собой, по выражению философа Н. Федорова, «полный курс воспитания сынов» [4]. В праздники каждый человек приобщался к ценностям, связанным с единением, порядком, учился обязанностям гражданина и человека.
Праздник всегда формирует и зримо демонстрирует ценности общества, по своей природе являясь средством воспитания коллективизма и формирования общности. Любой праздник имеет оптимистический, жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается направленностью, в которой весьма ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. Причем уникальность праздника в том, что свое влияние он оказывает не на прямом, а на символическом уровне. Чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, игровое начало, театрализация праздника роднят его с искусством. Психологический механизм воздействия праздника близок к катарсическому воздействию на человека.
Праздник, давая возможность человеку отдохнуть, повеселиться, расслабиться, забыться, может оказывать тонкое психологическое воздействие на нравственную и духовную сторону личности, прививая и воспитывая основные духовно-нравственные и культурно-эстетические ориентации, принятые в культуре.
Таких праздников в нашей современной российской действительности не так много. Большинство государственных праздников заимствованы из предшествующей эпохи, поэтому ценности этих праздников также принадлежат другому времени. А в настоящем они должны пройти серьезную ценностную переориентацию (День защитника Отечества, который постепенно становится просто праздником мужчин и Международный женский день, понимаемый сегодня как праздник женщин). Есть в нашем праздничном календаре и такие праздники, которые требуют полного аксиологического переосмысления (День народного единства, заместивший День согласия и примирения, который в свое время заместил День Великой октябрьской социалистической революции).
Праздником, который способен оказать весьма важное воздействие на духовный климат общества, может считаться День славянской письменности и культуры. По своему содержанию он является единственным в России государственно-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью.
История праздника славянской письменности и культуры восходит к церковной традиции почитания святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — создателей славянской азбуки.
Позднее праздник несколько видоизменяется и становится не только днем почитания святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, но еще и всеобщим праздником созданной ими азбуки и письменности. По духовному наполнению этот праздник выражал стремление к независимости церкви, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры.
Празднование памяти святых братьев ещё в древние времена имело место у всех славянских народов, но впоследствии под влиянием различных исторических событий и политических обстоятельств, праздник славянской письменности и азбуки был утрачен. В начале XIX века, вместе с изучением и возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей.
Заслуга Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны, отправившись с братом в миссионерское путешествие в Моравию, они разработали первую упорядоченную славянскую азбуку и этим «положили начало широкому развитию славянской письменности» [1, с. 4].
В 1863 году в связи с тысячелетия создания славянской азбуки святыми братьями, Святейшим Синодом было установлено ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла.
В 1985 году в связи с празднованием 1100-летия преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности». И с 1986 года праздник славянской письменности и культуры проводится повсеместно во многих городах России. В 1991 году праздник получает статус государственного. Официально день Славянской письменности и культуры не выходной день, но всех города России и стран бывшего СССР проводятся различные фестивали, концерты и другие мероприятия, посвященные этому празднику.
Аналогичные государственные торжества существуют в ряде иных славянских стран: Болгария, Македония, Чехия.
Уникальным явлением возрожденного празднования дня славянской письменности и культуры в России являлось то, что центром проведения праздничных торжественных мероприятий каждый год становился новый город России: Мурманск, Смоленск, Москва, Владимир, Кострома, Орел, Рязань, Калуга, Тверь, Коломна, Белгород, Саратов и др. Каждый праздник был уникальным, так как основывался на специфике и исторических особенностях каждого из городов.
В праздновании всегда принимали участие многие коллективы города, в котором проводились праздничные торжества. Обязательный элемент праздника — открытый урок «Учение о славянской грамоте» для учащихся образовательных школ и крестный ход по улицам города. Фестивали, выставки, открытия памятников Кириллу и Мефодию, праздничные концерты позволяли жителям российских городов приобщиться к ценностям славянской культуры, внести в её развитие свой вклад. Немаловажным для праздника было и то, что каждое празднование транслировалось в прямом эфире на телеканале «Культура». Все это способствовало тому, что событие, которое лежит в основе праздника — создание славянской азбуки для популяризации христианских ценностей, — вышло за рамки локального, важного для православной церкви, и стало важным для многих россиян. Ведь праздник каждый год позволял пропагандировать культурные достижения того или иного провинциального города, показывать неразрывную связь его и России в целом. Каждый, и участвующий непосредственно в праздновании и телезритель, ощущали себя в это время в неразрывном единстве общей культуры: языковой, музыкальной, духовной. Славянский ход, начатый в 1991 году по российской земле, выполнял свою задачу объединения творческого потенциала славянских народов для сохранения духовного и культурного наследия. Праздник славянской письменности и культуры стал важным средством освоения мира в духовно-традиционном и культурно-историческом измерении. Он выходит пределы религиозных и конфессиональных рамок, так как он объединяет людей ценностями общечеловеческими. Ведь во всем мире и во всех религиях признаются ценности семьи, патриотизма, коллективизма, Родины.
Роль солунских братьев Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов состоит прежде всего в том, что своими трудами они заложили незыблемый фундамент только еще зарождавшейся и обретавшей свою письменность культуры славянского мира. Создание азбуки и, главным образом, перевод священных книг на старославянский, ставший с тех пор языком книжным, привели к возникновению в Восточной Европе многовековой культурной и духовной традиции [3].
День славянской письменности и культуры способствует сохранению общности всех людей, вне зависимости от принадлежности их к определенной нации, религии, полу и транслирует общечеловеческие ценности, способствуя единению народов через постижение славянской культуры.
С 2010 года основные торжества стали проводиться в Москве, и нашли воплощение в новых формах. Так, в 2013 г. праздник прошел в неожиданной форме песенно-игрового действа, в котором зритель стал основным действующим лицом. Грандиозный концерт «Наши любимые песни» стал не только центральным событием торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, но и идейной составляющей этого праздника.
На Красной площади зазвучал сводный хор из трех тысяч голосов, исполняющий песни советских композиторов, советских кинолент и мультфильмов. Затем концерт продолжился духовными песнопениями. Тексты песен, исполняемых со сцены, транслировались на большие экраны, чтобы все зрители смогли стать исполнителями. Зрителей было несколько тысяч человек, и абсолютно все присоединились к сводному хору. Красная площадь пела любимые и дорогие сердцу всем песни, знакомые с ранних лет. Пели все — взрослые и дети, военные и заслуженные артисты, священнослужители и политики, пели все в независимости от возраста, пола, вероисповедания, политических убеждений. Представление завершилось общим хоровым исполнением гимна «Славься!» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» и праздничным фейерверком.
Опыт организации многотысячного хора в День славянской письменности и культуры — это опыт формирования ценностей через праздник, ведь совместное праздничное хоровое пение позволяет сглаживать неравенство, объединяет, снижает агрессивность, приобщает к ценностям, заложенным в музыке и тексте песен, формирует навыки совместной деятельности.
Проведение Дня славянской письменности и культуры в различных регионах России на протяжении двух десятилетий показывает: если общество стремится творить и развивать национальную культуру, то оно должно сохранять праздник как институт, непосредственно связанный с ценностями общественной жизни, как звено, необходимое в сохранении и распространении этих ценностей. Именно праздник — это механизм, который служит средством коллективного действия в возрождении культуры. Он позволяет актуализировать морально-нравственные, этические, общегражданские проблемы. А затем, подав эти проблемы в яркой, образной, эмоционально окрашенной форме, провоцирует ответное эмоциональное переживание зрителя. И через эмоцию у него возникает потребность соотносить свою жизнь и следовать тем эталонам, которые демонстрирует праздник.
Список литературы:
1.Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1988. — 192 с.
2.Петровичева Е.М. Наследие Кирилла и Мефодия и традиции развития народного образования в России. //Научно-методический журнал. Вузовский вестник МГОГИ. Гуманитарные науки. Орехово-Зуево, МГОГИ — 2010. — № 1 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.evestnik.mgogi.ru/serii (дата обращения 29. 01. 2014).
3.Тахиаос А.Э.Н. Святые братья Кирилл и Мефодий просветители славян. Сергиев Посад, 2005. — 391 с.
4.Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 709 с.
дипломов
Оставить комментарий