Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2014 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егошина В.Л. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 29.01.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ  ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТАЦИЙ  ПОДРОСТКОВ,  ОБУЧАЮЩИХСЯ  В  КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ

Егошина  Валерия  Леонидовна

студент  4  курса  института  педагогики  и  психологии  Марийского  государственного  университета,  РФ,  Республика  Марий  Эл,  г.  Йошкар-Ола

E-mail: 

Назарова  Светлана  Александровна

научный  руководитель,  старший  преподаватель  кафедры  психологии  развития  и  образования  МарГУ,  РФ,  Республика  Марий  Эл,  г.  Йошкар-Ола

 

Ценностные  ориентации  подростков  в  последнее  время  претерпевают  существенные  изменения,  заметна  тенденция  подмены  истинных  ценностей  ложными,  которые  транслируются  подросткам  средствами  массовой  информации.  Материальные  ценности  заменяют  духовные,  искажается  представление  о  доброте,  милосердии,  толерантности  и  патриотизме.  В  связи  с  такими  изменениями  необходимо  уделить  должное  внимание  вопросу  формирования  ценностных  ориентаций  подростков.  Одним  из  вариантов  решения  данной  проблемы  стало  введение  религиозного  направления  в  светские  школы. 

Понятие  «ценности»  впервые  было  введено  Аристотелем.  Рассматривая  в  своей  работе  «Большая  этика»  виды  благ,  он  выделяет  ценимые  («божественные»,  такие  как  душа,  ум)  и  хвалимые  (оцененные,  вызывающие  похвалу)  блага,  а  также  блага-возможности  (власть,  богатство,  сила,  красота),  которые  могут  использоваться  для  добра  и  для  зла  [1].

Далее  ценности  и  ценностные  ориентации  рассматривались  различными  науками,  и,  в  первую  очередь,  такими  как  философия,  психология,  педагогика,  аксиология.

Согласно  Н.В.  Рябоконю,  понятие  «ценность»  используется  для  указания  на  человеческое,  социальное  и  культурное  значение  определенных  явлений  действительности.  В  систему  ценностей  человека  входят  представления  о  добре  и  зле,  счастье  и  несчастье,  о  цели  и  смысле  жизни  и  т.  д.  Ценностное  отношение  человека  к  миру  и  к  самому  себе  формирует  определенную  иерархию  ценностей,  на  вершине  которой  располагаются  своего  рода  абсолютные  ценности,  зафиксированные  в  тех  или  иных  общественных  идеалах  [6].

Подводя  итог  вышесказанному,  мы  видим,  что,  под  ценностями  обычно  понимают  положительную  или  отрицательную  значимость  объектов  окружающего  мира  для  человека,  социальной  группы  или  общества  в  целом,  свойство  определенного  объекта,  обозначающее  возможность  удовлетворения  потребностей,  желаний,  интересов.

Проблема  развития  ценностных  ориентаций  является  междисциплинарной  и  имеет  богатую  историю  развития.  Она  изучалась  философами,  социологами,  психологами  и  педагогами:  Б.Г.  Ананьевым,  Н.А.  Бердяевым,  Л.И.  Божович,  А.Н.  Леонтьевым,  А.А.  Лосевым,  В.Н.  Мясищевым,  С.Л.  Рубинштейном,  В.А.  Сластениным  и  другими.  Учеными  был  внесен  немалый  вклад  в  изучение  ценностных  ориентаций,  однако  можно  сказать  о  том,  что  этот  вопрос  еще  недостаточно  изучен.

Совокупность  сложившихся,  устоявшихся  ценностных  ориентаций  образует  своего  рода  ось  сознания,  которая  обеспечивает  устойчивость  личности,  преемственность  определенного  вида  поведения  и  деятельности,  выражающуюся  в  направленности  его  потребностей  и  интересов.  В  силу  этого  ценностные  ориентации  выступают  важнейшим  фактором,  регулирующим,  детерминирующим  мотивацию  личности  [2].

Л.  Кольберг  рассматривает  формирование  ценностных  ориентаций  личности  посредством  последовательного  прохождения  человеком  стадий  морального  развития,  в  результате  которого  ценности  общества  интериоризируются  личностью  и  их  соблюдение  становится  внутренней  потребностью  [4]. 

Говоря  о  ценностных  ориентациях,  необходимо  обратиться  к  понятию  нравственные  ценности.  Но  для  того,  чтобы  получить  более  полное  представление,  ознакомимся  с  понятием  нравственности.

Нравственность  —  один  из  самых  важных  и  существенных  факторов  общественной  жизни,  общественного  развития  и  исторического  прогресса.  Нравственное  поведение  заключается  в  добровольном  самодеятельном  согласовании  чувств,  стремлений  и  действий  членов  общества  с  чувствами,  стремлениями  и  действиями  сограждан,  их  интересом  и  достоинством,  с  интересом  и  достоинством  всего  общества  в  целом  [5].

Нравственные  ценности  —  это  то,  что  еще  древние  греки  именовали  «этическими  добродетелями».  Античными  мудрецами  главными  из  этих  добродетелей  считались  благоразумие,  доброжелательность,  мужество,  справедливость.  В  иудаизме,  христианстве,  исламе  высшие  нравственные  ценности  связываются  с  верой  в  Бога  и  ревностном  почитании  его.  В  качестве  нравственных  ценностей  у  всех  народов  почитаются  честность,  верность,  уважение  к  старшим,  трудолюбие,  патриотизм.  И  хотя  в  жизни  люди  далеко  не  всегда  проявляют  подобные  качества,  но  ценятся  они  людьми  высоко,  а  те,  кто  ими  обладают,  пользуются  уважением.  Эти  ценности,  представляемые  в  их  безупречном,  абсолютно  полном  и  совершенном  выражении,  выступают  как  этические  идеалы  [3].

Таким  образом,  мы  видим,  что  на  основе  ценностей  формируются  ценностные  ориентации  как  отражение  смысловой  стороны  взгляда  на  мир,  заключающие  в  себе  более  полную  информацию  о  том,  что  важно  для  личности,  к  чему  она  стремиться  и  на  каких  принципах  основывается.  Нравственными  называются  ценности,  основанные  на  добровольном  самодеятельном  согласовании  чувств,  стремлении  действовать  на  благо  всех  членов  общества.

Для  формирования  ценностных  ориентаций  важным  является  подростковый  возраст,  поскольку  в  этом  возрасте  ценностные  ориентации  формируются  под  влиянием  активного  развития  самого  подростка,  его  системы  интересов,  выбора  занятий,  нахождении  своей  компании,  выбора  дальнейшего  профессионального  пути. 

Знакомство  с  культурой  религии  происходит  в  конфессиональных  образовательных  учреждениях  и  в  пределах  курса  «Основы  культуры  религий  и  светской  этики»  в  светских,  и  оно  направлено  на  формирование  у  личности  толерантности  к  другим  культурам,  адекватной  системе  ценностей,  нравственного  поведения.  Таким  образом,  была  построена  гипотеза  о  том,  что  знакомство  с  культурой  религии  является  фактором  формирования  более  нравственной  направленности  ценностных  ориентаций  у  подростков. 

Наше  эмпирическое  исследование  было  направлено  на  изучение  особенностей  ценностных  ориентаций,  иерархии  ценностей  учащихся  конфессиональных  и  светских  учебных  учреждений. 

Исследование  поводилось  на  базе  Лицея  №  28  и  Гимназии  Сергия  Радонежского  города  Йошкар-Олы.  Эмпирическую  выборку  составили  45  учеников  седьмых  классов  в  возрасте  от  12  до  15  лет:  21  ученик  лицея  и  24  ученика  гимназии.

Целью  эмпирического  исследования  являлось  выявление  особенностей  ценностных  ориентаций  учащихся  конфессионального  учебного  учреждения. 

Для  решения  поставленных  задач  были  использованы  следующие  методики:

1.  Методика  «Ценностные  ориентации»  (М.  Рокич);

2.  Методика  «Ценностные  ориентации»  (О.И.  Мотков,  Т.А.  Огнева);

3.  Авторская  анкета  на  выявление  связи  между  формированием  ценностных  ориентаций  и  знакомством  с  религиозной  культурой.

В  ходе  исследования  иерархии  терминальных  ценностей  сделали  вывод,  что  для  учащихся  конфессионального  учебного  учреждения  значима  счастливая  семейная  жизнь,  активная  деятельная  жизнь,  некоторые  указали  значимость  свободы  и  любви,  и  всего  по  одному  человеку  указали  важность  здоровья,  жизненной  мудрости,  развития,  хороших  друзей,  познания  и  творчества.

Учащиеся  светского  образовательного  учреждения  чаще  всего  на  первое  место  выбирали  здоровье,  счастливую  семейную  жизнь,  жизненную  мудрость,  свободу;  и  лишь  по  одному  человеку  указали  значимость  уверенности  в  себе,  развития,  друзей,  материально  обеспеченной  жизнь,  природы,  развлечения  и  продуктивной  жизни.

Таким  образом,  мы  видим,  что  отличие  выбора  главных  терминальных  ценностей  учащихся  гимназии  от  учащихся  лицея  заключается  в  большей  значимости  семейной  жизни,  намного  меньшей  значимости  здоровья.  Также  стоить  отметить,  что  никто  из  учащихся  лицея  не  указал  любовь  главной  ценностью,  в  отличие  от  учащихся  гимназии.  Полученные  данные  дают  нам  основание  говорить  о  направленности  учащихся  светского  образовательного  учреждения  на  общественные  достижения  и  направленности  учащихся  конфессионального  образовательного  учреждения  на  семейные  ценности.  В  соответствие  с  этим  ими  были  выбраны  различные  ценности,  в  которых  присутствует  разная  степень  нравственной  направленности,  но  в  своей  совокупности  разница  является  незначительной.

Отличие  выбора  терминальных  ценностей,  которые  учащиеся  гимназии  ставят  на  первые  места,  в  отличие  от  учащихся  лицея,  заключается  в  большей  значимости  семейной  жизни,  чем  здоровья,  меньшей  значимости  жизненной  мудрости.

При  анализе  иерархии  инструментальных  ценностей  подростков,  была  выявлена  низкая  значимость  учащимися  гимназии  высоких  запросов  и  более  высокая  —  лицеистами,  однако  в  остальном  значимость  схожа.

В  ходе  проведения  методики  «Ценностные  ориентации»  (О.И.  Моткова  и  Т.А.  Огневой),  мы  получили  схожие  результаты  учащихся  конфессионального  и  светского  образовательного  учреждения,  где  на  первые  места  были  выбраны  теплые  отношения  с  людьми  и  отзывчивость.

Согласно  результатам,  полученным  в  ходе  анкетирования,  была  выявлена  иерархия  ценностей  подростков,  согласно  которым  ценность  карьеры  и  свободы  у  учащихся  лицея  сравнительно  выше,  а  семьи  и  любви  —  ниже,  и  противоположное  значение  у  учащихся  гимназии.

Однако  гипотеза  не  подтвердилась.  Предположительно,  это  связано  с  тем,  что  введение  нового  курса  «Основы  православных  культур  и  светской  этики»,  согласно  заявленным  целям,  направлено  на  формирование  нравственности,  то  есть,  имеется  в  виду,  что  знакомство  с  культурой  религии  имеет  положительное  влияние  на  это.  Но  на  практике  мы  видим,  что  в  наше  время  культура  религии  имеет  недостаточное  влияние  на  подростков,  и  формирование  нравственности  должно  происходить  иными  путями. 

Согласно  полученным  в  ходе  исследования  результатам,  ученики,  изучающие  культуру  религии  в  образовательном  учреждении,  как  и  ученики  школ,  в  учебный  план  которых  не  входит  «Основы  культуры  религии»,  имеют  примерно  одинаковую  нравственную  направленность  своих  ценностей.  И  экспериментальная  и  контрольная  группа  учеников  считает  важным  построение  теплых  доверительных  отношений,  высоко  ценит  семью,  также  такие  качества,  как  честность,  воспитанность,  терпимость.  И,  хотя  одна  из  опрошенных  групп  более  подчеркивает  важность  любви,  в  то  время,  как  другая  —  саморазвития,  обе  эти  ценности  имеют  отношение  к  нравственности.

Полученные  результаты  не  исчерпывают  поднятую  проблему  и  позволяют  определить  перспективные  направления  ее  дальнейшего  исследования:

·     в  восполнении  пробелов  в  изучении  ценностных  ориентаций  подростков;

·     в  более  детальном  рассмотрении  влияния  на  ценностные  ориентации  подростков  иных  факторов.

 

Список  литературы:

1.Аристотель.  Сочинения:  в  4  т.  /  Аристотель.  М.:  Мысль,  1984.  —  830  с.

2.Губина  В.Д.  Философия.  Учебник/  В.Д.  Губина,  Т.Ю.  Сидорина,  В.П.  Филатов.  М.:  Остожье,  2003.  —  704  с.

3.Кармин  А.С.  Культурология:  Культура  социальных  отношений  /  А.С.  Кармин.  СПб.:  Лань,  2000.

4.Кировский  городской  портал  //  С  сентября  школьники  начнут  осваивать  основы  религии.  [Текст]  [Электронный  ресурс].  По  информации  Церкви  Иоанна  Предтечи.  Киров.  [30.08.2012].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://kirovnet.ru/news/2012/08/30/s-sentyabrya-shkolniki-nachnut-osvaivat-osnovyi-religii,  свободный

5.Лосский  Н.О.  Бог  и  мировое  зло  /  Н.О.  Лосский.  М.:  Республика,  1994.  —  432  с.

6.Рябоконь  Н.В.  Философия  /  Н.В.  Рыбоконь.  Минск:  МИУ,  2009.  —  423  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий