Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2014 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
РОЛЬ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(16).pdf (дата обращения: 22.08.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ  ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ  КУЛЬТУРЫ  В  ОБЕСПЕЧЕНИИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

Баймаханова  Аида  Ахметкалиевна

студент  3  курса  кафедры  БЖ  и  РИПР  КГУ  имени  Коркыт-Ата,  Республика  Казахстан,  г.  Кызылорда

E-mail:  Aidka1993@mail.ru

Жусупбекова  Мадина  Койшибаевна

научный  руководитель,канд.  юрид.наук,  доцент  КГУ  имени  Коркыт-Ата,  Республика  Казахстан,  г.  Кызылорда

 

В  Послании  Президента  Республики  Казахстан  народу  Казахстана  от  14  декабря  2012  года  было  сказано,  что  «нам  принципиально  важно  переосмыслить  наше  отношение  к  своим  природным  богатствам.  Мы  должны  научиться  правильно  ими  управлять,  накапливая  доходы  от  их  продажи  в  казне,  и  самое  главное  —  максимально  эффективно  трансформировать  природные  богатства  нашей  страны  в  устойчивый  экономический  рост»  [2].  Также  Глава  государства  отметил,  что  сильное  государство  должно  заниматься  планомерным,  долгосрочным  и  устойчиво  экономическим  развитием.

Одним  из  направлений  устойчивого,  сильного  и  долгосрочного  и  экономического  развития  государства  является  экологическая  безопасность.  Экологическая  безопасность  является  одним  из  направлений  национальной  безопасности.  Понятие  «экологической  безопасности»  было  впервые  введено  статьей  21  Закона  РК  «О  национальной  безопасности  в  РК»  от  26  июня  1998  года,  где  эта  статья  называлась  «Обеспечение  экологической  безопасности»  (далее  эта  норма  нашла  свое  отражение  в  статье  24  Закона  РК  «О  национальной  безопасности  в  РК»  от  6  января  2012  года)  [1].  Позже  это  определение  было  дано  в  Экологическом  кодексе  Республики  Казахстан  от  9  января  2007  года.  В  соответствии  с  Экологическим  кодексом  «экологическая  безопасность  —  это  состояние  защищенности  жизненно  важных  интересов  и  прав  личности,  общества  и  государства  от  угроз,  возникающих  в  результате  антропогенных  и  природных  воздействий  на  окружающую  среду»  [3]. 

Суть  экологической  безопасности  заключается  в  удовлетворении  всех  потребностей  человека  при  котором,  сохраняется  экологическая  чистота  и  не  нарушается  сформировавшееся  равновесие  в  природе.

Проблема  экологической  безопасности  тесно  связана  с  эколого  —  правовой  культурой  человека.  Потому  что,  человек  вследствии  своего  воздействия  на  природу  причиняет  ему  определенный  ущерб.  Поэтому,  если  высока  экологическая,  правовая  культура  и  экологическое  сознание  человека,  то  и  вред  природе  будет  наноситься  меньше.  Человек  должен  обладать  экологическим  правосознанием,  которое  вследствии  формирует  у  него  и  эколого-правовую  культуру.

Эколого-правовая  культура  является  элементом  общей  правовой  культуры  в  обществе,  так  как  социальные  действия  всегда  связаны  с  требованиями  жизнедеятельности  в  окружающей  среде.  То  есть,  экологическая  культура  как  социальный  феномен  возникает  из  необходимости  регулирования  взаимоотношений  между  обществом  и  природой.

Для  формирования  и  повышения  экологической  культуры  необходима  работа  по  экологическому  просвещению  и  экологическому  воспитанию.  Поэтому  в  Экологическом  кодексе  РК  экологическому  образованию  и  просвещению,  повышению  квалификации  специалистов  посвящен  целый  раздел.  В  Экологическом  кодексе  определено,  что  «целью  экологического  образования  и  просвещения  является  формирование  активной  жизненной  позиции  граждан  и  экологической  культуры  в  обществе,  основанных  на  принципах  устойчивого  развития»  [3].  Значит,  экологическая  культура  предполагает  экологическую  грамотность  и  экологическую  просвещенность  гражданина,  активность  исполнения  ежедневных  норм  рационального  использования  природных  ресурсов,  бережного  и  разумного  отношения  к  природе. 

В  данное  время  проблемы  экологического  образования  и  воспитания  являются  одним  из  актуальных  направлений  общего  воспитания  и  развития  системы  образования.  Без  экологического  образования  и  воспитания  невозможно  формирование  общественного  экологического  сознания.  Общественное  экологическое  сознание  является  мощным  фактором  в  борьбе  с  экологическими  проблемами  в  обществе.  Например,  Япония  является  государством,  которое  достигло  больших  успехов  в  политике  охраны  окружающей  среды.  Если  в  шестидесятые  годы  целью  политики  государства  Японии  был  экономический  рост  без  учета  состояния  окружающей  среды,  то  в  семидесятые  годы  под  давлением  общественного  мнения  была  осуществлена  Национальная  экологическая  стратегия.  Сейчас  Япония  является  одним  из  передовых  государств  в  мире,  проводящих  экологическую  политику,  где  основным  вопросом  является  экологическая  безопасность. 

Экологическое  воспитание  —  это  методы  воздействия  на  чувства,  сознание  и  точку  зрения  человека.  Оно  воздействует  на  повышение  уровня  сознания  человека,  на  изменение  его  отношения  к  природе,  учит  бережно  относиться  к  природным  ресурсам  и  экономить  их,  обращать  внимание  на  сосотояние  природных  ресурсов,  придерживаться  правомерного  поведения  в  природной  среде.  Поэтому  экологическое  образование  и  воспитание  нужно  вести  непрерывно  и  постоянно.  Начинать  надо  с  малых  лет,  с  семьи  и  с  детского  сада.  В  этой  связи  родители  и  воспитатели  должны  наряду  с  привитием  общих  моральных  норм  поведения,  начинать  учить  основам  экологической  культуры  в  родной  семье  и  в  детском  саду.  Например,  прививание  бережного  отношения  к  природе  можно  начинать  в  своем  доме,  где  родители  обязаны  учить  своих  детей  экономно  пользоваться  водой,  не  пользоваться  аэрозолями,  которые  наносят  вред  воздуху  и  т.  д.

Далее  экологическое  образование  и  воспитание  продолжается  в  школах,  средних  специальных  и  высших  учебных  заведениях,  где  ведутся  соответствующие  занятия  по  приобретению  экологических  знаний.  На  экологическое  воспитание  влияют  и  такие  социальные  институты  как  общество,  улица  и  т.  д.  Поэтому  необходимо  развивать  проведение  факультативных  занятий  в  школах,  средних  специальных  и  высших  учебных  заведениях,  постоянно  реагировать  на  те  или  иные  нарушения  в  области  охраны  окружающей  среды  методом  проведения  митингов,  собраний,  акций  и  т.  д.  В  этой  связи  студенты  более  активно  должны  участвовать  в  акциях  на  экологическую  тему.  Так,  7  сентября  2012  года  Управление  по  вопросам  молодежной  политики  Акимата  г.  Алматы  провело  в  Ботаническом  саду  акцию  под  девизом  «Природа  и  культура  —  наше  наследие».  Целью  мероприятия  являлось  усиление  охраны  Ботанического  Сада  и  лесные  массивы  в  районе  Бутаковки  от  пожаров  и  обеспечение  своевременной  локализации  и  ликвидации  в  случае  их  возникновения.

В  программах  институтов  повышения  и  переподготовки  кадров  для  тех  или  иных  учреждений  нужно  предусмотреть  преподавание  предмета  «Экология,  охрана  окружающей  среды,  экологическая  безопасность  и  устойчивое  развитие».  На  эти  курсы  надо  приглашать  руководителей  организаций  с  целью  обращения  их  внимания  на  то,  как  проводятся  мероприятия  по  ненанесению  ущерба  окружающей  среде  при  хозяйственной  деятельности  и  о  мерах  ответственности  при  ее  нанесении.  Помимо  этого  необходимо  усилить  работу  органов  СМИ  по  пропаганде  эколого-правовой  культуры,  по  экологическому  образованию  и  воспитанию,  по  разъяснению  экологического  законодательства.  Например,  можно  ввести  еженедельную  программу  по  телевидению  по  разъяснению  Экологического  кодекса  РК.  Мы  живем  на  территории,  которая  имеет  статус  зоны  экологического  бедствия,  потому  целесообразно  было  бы  печатать  на  страницах  массовой  печати  местного  значения  публикации  по  защите  экологических  прав  людей  этого  региона,  о  том  какие  предусмотрены  льготы  для  этих  категорий  граждан  и  т.  д.  Эти  же  проблемы  можно  было  бы  показывать  по  телевизору,  как  их  разъясняет  природоохранный  прокурор.  Например,  прграмму  можно  было  бы  назвать  «  Час  природоохранного  прокурора».

Эколого-правовое  воспитание  при  правовом  государстве  является  одним  из  краеугольных  камней  законности  и  правопорядка  во  взаимодействии  общества  с  окружающим  миром.  Эколого-правовое  воспитание  является  составным  компонентом  идеологической  функции  любого  государства.  Проблемы,  связанные  с  организацией  эколого-правового  воспитания,  являются  несомненно  актуальными,  так  как  их  теоретическое,  правовое  и  практическое  разрешение  позволит  поднять  престиж  права  и  воспитать  уважение  к  экологическим  законам  у  граждан  во  взаимоотношениях  с  природой;  создать  условия  для  развития  гражданской  и  правовой  активности  в  обществе;  организовать  изучение  права  на  всех  уровнях  воспитательно-образовательных  учреждений;  расширить  информирование  населения  о  законодательстве  Казахстана  и  обеспечить  доступ  всех  слоев  населения  к  юридической  информации  об  окружающей  среде;  привлечь  все  государственные  институты  и  общественные  организации  к  решению  проблем  эколого-правового  воспитания,  сформировать  основы  эколого-правовой  культуры  казахстанского  общества. 

Таким  образом,  для  повышения  эколого-правовой  культуры  общества,  человек  как  индивид  общества  должен  быть  экологически  воспитанным,  то  есть  обладать  экологическим  сознанием.  Человек,  обладающий  экологическим  сознанием  предотвратит  и  не  будет  допускать  совершения  в  обществе  экологических  правонарушений  и  преступлений.  Обладание  обществом  высокой  эколого-правовой  культурой  и  экологическим  сознанием  приведет  к  устойчивому  развитию  и  экономическому  росту  государства.

 

Список  литературы:

1.Закон  Республики  Казахстан  «О  национальной  безопасности  РК»  от  6  января  2012  года.  Алматы:  Юрист,  2013. 

2.Президент  Республики  Казахстан.  Послание  Президента  Республики  Казахстан  «Стратегия  «Казахстан-2050».  Астана,  2012.  14  декабря.

3.Экологический  кодекс  Республики  Казахстан  от  9  января  2007  года.  Алматы:  Жеты-Жаргы,  2013.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий