Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 декабря 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ехиванова Л.А. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧУВАШСКИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ВЕРХНЕИГНАШКИНО ГРАЧЕВСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/guman/9(12).pdf (дата обращения: 14.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ВОЗРОЖДЕНИЕ  ЧУВАШСКИХ  ТРАДИЦИЙ  И  ОБЫЧАЕВ  НА  ПРИМЕРЕ  СЕЛА  ВЕРХНЕИГНАШКИНО  ГРАЧЕВСКОГО  РАЙОНА  ОРЕНБУРГСКОЙ  ОБЛАСТИ

Ехиванова  Людмила  Анатольевна

студент  4  курса  экономического  факультета  ФГБОУ  ВПО  «Оренбургский  ГАУ»,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail: 

Потапова  Алёна  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  истории  Отечества  ФГБОУ  ВПО  «Оренбургский  ГАУ»,  РФ,  г.  Оренбург

 

Географические  названия  —  образно  их  именуют  «язык  земли»  —  многое  могут  рассказать  о  родном  крае,  его  природе,  истории  населения.  В  течении  сотен,  а  порой  и  тысяч  лет  создавали  пёструю  мозаику  топонимов  представители  разных  народов.

Основным  населением  Верхнеигнашкино  являются  чуваши,  так  как  основателем  села  был  беглый  чуваш  Игнат,  а  в  простонародии  —  Игнашка,  от  этого  и  произошло  название  села.  После  того,  как  Игнат  выбрал  это  место  для  основания  своего  хозяйства,  вокруг  него  стали  селиться  его  родственники,  соседи  по  прежнему  месту  жительства,  которые  тоже  искали  лучшей  доли.

Село  Верхнеигнашкино  расположено  на  холмистой  равнине,  что  послужило  его  разбросанности  вдоль  побережья  реки  Ток.  Многие  географические  объекты  местности  в  народной  речи  увековечены  чувашскими  названиями  или  имеют  два  —  русское  и  чувашское.  Так,  например,  окружающие  село  с  северной  стороны  холмы  имею  названия  Зильтутгрри,  что  в  переводе  с  чувашского  —  Гора  Ветров,  Микештутгрри  —  Микишкина  гора.

Опушку  леса  в  излучине  реки  Ток,  на  южной  окраине  села,  называют  в  народе  Чук  кукри,  что  в  переводе  с  чувашского  означает  «жертвоприношение».  В  прошлом  в  этом  месте  жители  села  организовывали  жертвоприношение  своим  языческим  богам.

Интересны  и  своеобразны  названия  полей,  находящиеся  в  землепользовании  нашего  хозяйства.  Это  поле  «Сапог»,  поле  «Штаны»,  «Волна»,  названы  они  так  по  схожести  форм.  События  прошлого  несут  название  других  полей  —  Настино  и  Лёвкино.  В  уборочную  пору  под  жатку  попала  девушка  Настя.  Комбайнёры,  испугавшись,  облили  девушку  бензином  и  сожгли,  с  той  поры  поле  стали  называть  Настино.  А  Лёвкино  поле  названо  в  честь  Захарова  Льва  Леонтьевича,  трагически  погибшего  на  нём  во  время  сенокоса. 

Возвышенные  равнины  территории  хозяйства  сильно  изрезаны  оврагами  и  балками,  некоторые  из  них  имеют  названия.  Например,  овраг  Культурный,  к  сожалению,  причину  его  названия  узнать  не  удалось.

Село  Верхнеигнашкино  состоит  более  чем  из  12  улиц,  и  почти  каждая  имеет  два  названия.  Жители  села  определяют  улицы  по  сложившимся  в  простонародье  названиями,  причиной  котрых  послужили  какие-то  исторические  факты  и  события,  имеющие  не  маловажное  значение  для  села.

Самый  интересный  топоним  Керемет,  так  в  народе  называют  Пролетарскую  улицу,  расположенную  на  востоке  села.  В  книге  «Чуваши.  Этническая  история  и  традиционная  культура»  даётся  такое  определение:  «Самым  вредными  и  злыми  божествами  считались  «керемети»,  которые  «обитали»  при  каждом  селении  и  приносили  людям  бесчисленное  множество  несчастий  (болезни,  бездетность,  пожары,  засухи,  градобития,  грабежи).  В  «керемети»  будто  бы  превращались  души  злодеев  и  угнетённых  после  их  смерти».  Само  название  Киремети  происходит  от  мусульманского  культа  святых  «карама». 

Особенность  чувашского  язычества  состояла  в  традициях  умилостивления  как  добрых,  так  и  злых  духов.  Жертвы  приносились  домашними  животными.  Жертвоприношения  совершались  в  специальных  капищах  —  культовых  сооружениях,  которые  обычно  устраивались  в  лесах.

Интересным  фактом  является  то,  что  на  самом  конце  улицы  Пролетарской  (Киремети)  находится  «Святой»  родник,  и  все  жители  села  в  ночь  на  Крещение  ходят  туда  за  водой.

Улица  Московская  в  народе  именуется  Малты  касс,  в  переводе  с  чувашского  «малты»  —  передняя,  «касс»  —  улица.  Или  её  назвавают  центральная  улица.  Название  улица  получила  по  самой  большой  протяжённости  и  центральному  положению  в  селе.  Улицу  Подгорную  чуваши  называют  Ту  айаки,  в  переводе  «под  горой».  Улица  Советская  именуется  в  народе  Тяргурам,  что  означает  «прямая».  Улицу  Набережную,  протянувшуюся  вдоль  реки  Ток,  в  селе  называют  Шалтыкас,  в  переводе  с  чувашского  «шалтыы»  —  внутренняяя,  «кас»  —  улица. 

На  юго-востоке  села  расположена  улица  Садовая,  в  простонародии  называемая  Кивĕшурлгх,  что  озночает  —  «старое  болото».  Название  улица  получила  от  того,  что  на  её  месте  раньше  было  болото.

Вдоль  Лысой  горы  с  запада,  и  речки  Ольховки  с  востока,  с  севера  на  юг  протянулась  улица  Иванова-Паймена,  названная  так  в  честь  чувашского  писателя  Власа  Захаровича  Иванова-Паймена,  который  родился  и  проживал  в  нашем  селе  [1,  с.  9].

Селились  изначально  чуваши  среди  леса.  Жили  в  черных,  теленых  избах,  в  основном  в  землянках.  По  мере  обживания  постепенно  стали  появляться  дома  саманные  и  деревянные.  Дома  строились  с  маленькими  окошками.  Вместо  стекла  использовали  специально  обработанные  требушины  от  крупнорогатого  скота.  Полы  в  большинстве  были  глинобетонные,  а  потолки  настилались  крупным  лесом  и  смазывались  глиной.  Печки  топились  «по-черному»,  дымоходных  труб  не  было  —  для  прохода  дыма  в  стенках  дома  делали  отверстия  [5,  с.  4].

Одежда  чувашей  была  мало  изыскана,  неприхотлива  и  изготавливалась  из  собственного  сырья:  белье  ткали  изо  льна,  поскони,  оно  украшалось  вышивкой,  нитки  окрашивались  травами  или  красками.  Обувь  и  верхняя  одежда  изготавливалась  из  шерсти.

Мужская  одежда  состояла  из  кафтанов,  овчинных  полушубков.  Летом  предпочитали  носить  ярко  вышитые,  или  просто  обшитые  тесьмой  холстинные  халаты.  Обувь  состояла  из  чулок,  онучей  или  лаптей.  Редко  носили  сапоги.  Головной  убор  составляли  шляпы  и  шайки.

Одежда  женщин  была  несколько  разнообразнее.  Белая  посконная  или  льняная  рубашка  носилась  зимой  и  летом,  причём  летом  подпоясывались  кушаком.  Сверху  надевалась  еще  одна  рубаха,  так  же  расшитая.  На  задней  части  бедер  носили  вышитый  на  белом  полотне  и  с  кумачовой  отделкой  хвост  (сара).  Праздничная  одежда  у  девушек  была  такая:  белая  вышитая  рубашка,  бусы  вперемежку  с  серебряными  монетами.  Кроме  того,  были  и  наплечники.

Пожилые  женщины  повседневно  носили  на  бедрах  вышитые  кисеты,  потому  что  преобладающее  большинство  женщин  пожилого  возраста  курили  табак.  Платья  они  носили  темные,  но  так  же  с  орнаментом  и  отделкой.

Чуваши  выделялись  мастерством  художественного  тканья  поясов  с  геометрическим  орнаментов,  тесьмы,  витьем  шнуров.  Особенно  искусно  украшали  они  бисером  и  монетами  головные  уборы.

Резьбой  по  дереву  чуваши  обильно  украшали  домашнюю  утварь,  мебель,  столбы  для  ворот,  дома,  колодцы  и  другие  хозяйственные  постройки.

Своеобразно  чуваши  справляли  свадьбы,  похороны  и  другие  обряды.

Справляли  свадьбы  и  осенью,  и  зимой,  однако,  больше  всего  свадеб  было  летом.

Парни  на  свадьбу  должны  были  являться  верхами  на  лошадях,  в  поддевках,  подпоясанных  кушаками,  и  в  папахах,  старики  и  старухи  -  на  особых  подводах.

Жениха  наряжали  в  белый,  специально  сшитый  для  свадьбы  халат,  подпоясанный  кушаком,  в  папаху,  разукрашенную  лентами,  а  близкий  друг  жениха,  он  же  плясун,  подпоясывался  вышитым  полотенцем.  Это  означало,  что  он  является  близким  другом  жениха.  Кроме  плясуна  был  руководитель  всей  свадьбой,  который  отличается  тем,  что  у  него  через  плечо  висели  два  кошелька  с  гостинцами  для  невесты.  Кошельки  разгружались  в  доме  невесты  и  возвращались  наполненные  гостинцами  для  жениха.

Для  невесты  дружки  готовили  из  белого  материала  кибитку,  а  невеста  накидывала  на  себя  белую  чалму.

У  молодых  женщин  свадебные  костюмы  были  сшиты  обязательно  из  синего  материала,  разукрашенные  разными  кружевами  и  лентами  [3,  с.  63].

Первый  день  свадьбы  был  невестин.  Почти  целый  день  длилась  церемония  общения,  а  в  конце  дня  парни  и  девушки  объединялись  и  начинались  соревнования  плясунов.  После  этого  все  шли  в  дом  невесты,  где  руководитель  объявлял,  что  жених  прибыл  за  невестой  и  жениха  с  плясуном  усаживали  за  отдельный  стол  в  окружении  друзей  и  им  подносят  пиво.  После  первого  бокала  появляются  две  девушки,  которые  обязаны  подсунуть  жениху  под  кушак  дарственное  полотенце,  но  жених  с  плясуном  всемерно  стараются  помешать  девушкам.  Когда  же  полотенце  жениху  подвязано  (это  означает  что  невеста  привязана  к  жениху),  свадьба  считается  законченной.  И  родители  жениха  начинают  «выкупать»  приданное  невесты,  которое  продает  её  младший  брат  за  10—20  копеек.  Жених  в  этой  церемонии  участия  не  принимает,  а  вместе  с  друзьями  ждет  за  воротами  выезд  невесты.  При  её  появлении  жених  плеткой  грозит  невесте  и  бьет  по  кабине  невесты,  тем  самым  показывает  грозность  мужа  —  да  убоится  жена  мужа.

В  доме  жениха  невесту  с  женихом  накрывают  каймой  и  вокруг  них  пляшут  и  приговаривают  о  дружбе.  Когда  пляска  заканчивается,  молодых  ведут  в  определенное  место,  приговаривая  такие  слова  «ложитесь  вдвоем,  а  вставайте  втроем»  и  другие  подобные  присказки  и  шутки.

На  второй  день  невеста  должна  показать  близким  молодым  женщинам  свидетельство  своей  девственности  и  приступить  к  подготовке  завтрака  (печь  блины).  Но  прежде  она  обязана  была  с  младшим  братом  или  сестрой  жениха  сходить  за  водой  в  колодец  или  прорубь,  но  около  воды  она  должна  выкупить  ведро  с  водой  за  5—10  копеек.

С  появлением  гостей  невеста  приступает  к  угощению  гостей  блинами.  После  чего  невеста  с  женихом  перед  родителями  становятся  на  колени,  просят  наставления  как  жить,  и  получают  подарки  от  присутствующих.  На  этом  заканчивается  официальная  свадьбы,  но  гулянка  продолжается.

Похороны  чуваши  так  же  справляли  по  своим  обычаям,  этот  обряд  сопровождался  гулянкой,  песнями  и  плясками,  чтобы  покойнику  на  том  свете  жилось  весело.  После  того,  как  покойника  зароют,  над  могилой  все  присутствующие  плясали  под  дудку  и  уходили  домой,  не  оглядываясь  назад,  тем  самым  якобы  теряли  следы  для  возврата  покойника  в  село.

На  третий  день  после  похорон  устраивали  поминки.  Часть  пищи  с  поминок  приносили  на  могилу  умершего.  На  21-й  день  на  могилу  приносили  и  оставляли  там  столик,  чашку  с  пищей,  тарелку,  ложку,  кувшин  с  пивом  и  кружку.  На  сороковой  —  обязательно  резали  барана,  около  могилы  ставили  дубовый  стол.  Поминки  сопровождались  гулянкой  с  песнями  и  плясками  [6,  с.  4].

В  чувашском  селе  Верхнеигнашкино  старательно  идет  процесс  возрождения  национальных  традиций  и  обычаев.

Верхнеигнашкинская  средняя  школа  стала  базовой  школой  по  изучению  чувашского  языка,  и  к  ним  приезжают  за  опытом  из  других  школ  области.  Здесь  так  же  проводятся  семинары  директоров  школ  и  учителей  чувашского  языка.  На  одном  из  семинаров  был  проведен  открытый  урок  на  тему  «  Чувашская  народная  вышивка».  И  не  только  детям,  но  и  взрослым  было  интересно  узнать  об  особенностях  чувашской  вышивки  и  цветах  вышивки.  Вначале  она  играла  роль  оберега  от  злых  духов,  позже  стала  играть  роль  украшения.

В  своих  вышивках  ломаной  линией  вышивальщицы  изображали  воду,  прямой  —  поверхность  земли  или  небо,  треугольниками  —  горы.

Используя  разные  швы  чувашские  мастерицы  вышивали  узоры,  среди  которых  часто  изображали  всякие  знаки:  людей,  солнце,  огонь,  животных,  корабли  и  другие  объекты  окружающей  действительности.

Не  так  давно  в  Верхнеигнашкино  была  создана  чувашская  фольклорная  группа  «Шурампус»  —  переводе  на  русский  «Рассвет».  Ее  участниками  являются  дети.

Ежегодно  эта  группа  участвует  на  областном  смотре  —  конкурсе  «Этнографическая  мозаика  Оренбуржья»,  их  награждают  почетными  дипломами  за  участие,  а  так  же  дарят  различные  подарки  в  счет  их  заслуги  [2,  с.  2].

Каждый  год  по  инициативе  главы  Верхнеигнашкинской  администрации  и  директора  школы  из  села  отправляется  делегация  в  столицу  Чувашии  —  Чебоксары  на  празднование  Дня  Республики  и  Акатуя.

В  Чувашском  селе  поют  все  —  от  мала  до  велика.  И  не  удивительно  то,  что  при  сельском  Доме  культуры  образовалась  фольклорная  группа  «Нарспи»,  которая  неоднократна  была  отмечена  высокими  наградами  в  районе,  области,  а  так  же  за  их  пределами.  Так  на  фестивале  в  Чебоксарах  участники  этой  группы  заслужили  диплом  и  стали  «Жемчужиной  Чувашии».  Была  произведена  и  запись  на  республиканское  радио  [4,  с.  5]

Современное  фольклорное  движение  уходит  корнями  в  глубокие  народные  традиции.  Обряды  и  праздники  чувашей  в  прошлом  были  тесно  связаны  с  хозяйственно  —  земледельческим  календарем.  И  многие  песни,  которые  сохранились  и  дошли  до  наших  дней,  пелись  в  определенное  время.  «Тририца»  —  старинная  весенняя  обрядовая  песня.  Пелась,  когда  на  полях  появлялись  первые  всходы.  Так  же  в  их  репертуаре  есть  старинные  песни,  которые  пелись  во  время  сенокоса:  «Эй,  айдар  каяр  аста  каяр»  («Эй  куда  пойдем  работать»);  «Утсем  ту  синче»  («На  горе  сенокос»).

В  настоящее  время  чувашские  традиции  и  обычаи  приобретают  не  малую  значимость,  все  это  благодаря  людям,  способствующим  их  укреплению  и  возрождению.

 

Список  литературы:

1.Гаврилова  И.М.  Краткая  история  села//Летопись  с.  Верхнеигнашкино.  2010.  —  С.  2—10.

2.Гаврилова  И.М.  «Шурампус»  —  это  значит  «Рассвет»  //Призыв.  —  2009.  —  №  20.  —  С.  2.

3.Иванов  В.П.,  Николаев  В.В.,  Димитриев  В.Д.  Чуваши:  этническая  история  и  традиционная  культура.  М.:  ДИК,  2000.  —  С.  56—78.

4.Нагаева  А.А.  Изучаем  и  сохраняем  историю  своих  сел//Призыв.  —  2011.  —  №  20.  —  С.  4.

5.Попов  И.В.  Сохранение  этноса  —  важная  задача//Призыв.  —  2007.  —  №  12.  —  С.  6.

6.Петров  В.Б.  Осознание  своих  корней//Призыв.  —  2000.  —  №  26.  —  С.  4.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий