Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 декабря 2013 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Баннова К.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРИЖЕРА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/guman/9(12).pdf (дата обращения: 19.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДИРИЖЕРА  ХОРОВОГО  КОЛЛЕКТИВА

Баннова  Кристина  Владимировна

студент  3  курса,  специальность  «Хоровое  дирижирование»,  ГОУ  СПО  «Марксовское  училище  искусств  (техникум)»,  РФ,  г.  Маркс

Е-mailmpsergeeva@yandex.ru

Сергеева  Мария  Павловна

научный  руководитель,  преподаватель  ГОУ  СПО  «Марксовское  училище  искусств  (техникум)»,  РФ,  г.  Маркс

 

Сегодня  особое  внимание  общество  уделяет  образованию.  Большие  требования  предъявляются  к  воспитанию  специалистов  во  всех  сферах  профессиональной  деятельности,  в  том  числе  в  сфере  культуры  и  искусства.  Реализуя  образовательные  задачи,  решение  данной  проблемы  необходимо  направить  на  развитие  личности  человека,  раскрытие  его  возможностей,  талантов,  становление  самосознания,  самореализации.  Важное  место  в  формировании  профессиональных  компетенций  будущих  специалистов  сферы  искусства  (развитие  креативности,  умения  работать  в  коллективе,  способности  к  самообучению  и  самореализации)  должно  отводиться  изучению  психологии,  призванной  помочь  познать  себя,  раскрыть  творческий  потенциал  личности,  научить  правильно  выстраивать  взаимоотношения  в  творческих  коллективах  и  т.  п.  Одной  из  сложных  музыкально-исполнительских  профессий,  включающей  целый  комплекс  необходимых  компетенций,  удовлетворяющих  самым  высоким  профессиональным  требованиям,  является  деятельность  дирижера  хорового  коллектива.  Ранее  обучение  хормейстеров  в  основном  заключалось  в  формировании  у  них  необходимых  знаний,  умений  и  навыков,  приобретенных  в  области  предметной  и  методической  подготовки  будущих  специалистов.

Однако  профессиональная  деятельность  дирижера,  творческий  процесс  создания  художественных  произведений  во  многом  зависит  от  целого  комплекса  психологических  механизмов.  Это  и  общение  дирижера  и  музыкантов;  взаимопонимание  и  умение  подчинить  свои  действия  воле  дирижера  во  время  исполнения  музыкального  произведения  коллективом;  воспитание  сплоченного  музыкального  коллектива.

Дирижер  должен  обладать  не  только  музыкальной  одаренностью  и  специальной  подготовкой,  владеть  знаниями,  умениями  и  навыками,  не  менее  важными  в  его  профессиональной  деятельности,  а  иногда  и  решающими  являются  психологические  качества:  умение  найти  контакт  и  наладить  творческое  общение  с  коллективом,  волевые  и  суггестивные  качества,  то  есть  иметь  способность  внушать,  воздействовать,  убеждать.

Выстраивание  хороших  межличностных  отношений  с  коллективом,  помогают  руководителю  и  музыкантам  быть  в  хорошем  контакте  и  увлеченно  служить  своему  искусству.

Целью  данной  работы  стало  выявить  психологические  особенности  и  качества  дирижерской  деятельности.

Для  достижения  данной  цели  необходимо  было  решить  следующие  задачи:

1.  изучить  научную  литературу,  раскрывающую  проблемы  содержания  и  структуры  деятельности  хорового  дирижера;

2.  рассмотреть  психологические  особенности  дирижерской  деятельности; 

3.  выявить  необходимые  способности  и  психологические  особенности  для  осуществления  профессиональной  деятельности  дирижера.

Деятельность  дирижера  является  одной  из  сложнейших  среди  музыкальных  профессий.  Дирижер  —  это  не  только  музыкант,  но  и  руководитель  творческого  коллектива.  Искусство  дирижирования  —  это  особый  способ  управления,  в  связи  с  этим  это  роль  личности  дирижера  очень  высока  и  ответственна.  Некоторые  дирижеры  академических  хоров  право  власти  над  людьми  часто  понимают,  как  умение  властно  добиваться  совмещения  различных  индивидуальностей  и  характеров  в  единое  хоровое  целое.  Но  это  неверный  взгляд  на  дирижерскую  деятельность.  Только  тогда,  когда  дирижирование  —  это  не  стиль  руководства  и  исполнительства,  а  образ  жизни  Человека  культуры,  который  бескорыстно  служит  музыке,  стремится  к  высокому  идеалу,  можно  создать  единый  творческий  коллектив,  добиться  творческих  побед.  Поэтому  дирижер  должен  обладать  необходимыми  личностными  качествами,  чтобы  реализовать  себя  в  этой  сфере  деятельности. 

Дирижерская  деятельность  построена  на  рациональной  и  эмоциональной  основе,  она  многофункциональна  и  включает  различные  виды  деятельности:  аналитическая,  исполнительская,  управляющая,  педагогическая  и  организующая.  Дирижер  постоянно  должен  решать  не  только  художественные,  но  и  другие  задачи,  присущие  всем  видам  человеческой  деятельности.  В  первую  очередь  это  относится  к  механизмам  общения,  коммуникации  и  психических  воздействий. 

Для  успешной  деятельности  дирижера  важно,  чтобы  в  нем  совмещались  функции  руководителя  и  психологические  качества  лидера. 

Воспитание  сплоченного  музыкального  коллектива  —  одна  из  задач,  которая  встает  перед  многими  руководителями  хоров;  она  включает  в  себя  как  музыкальные  проблемы,  так  и  психологические,  связанные  с  закономерностями  общения  людей  друг  с  другом.

Психологические  особенности  руководителя,  их  влияние  на  стиль  деятельности  изучались  многими  исследователями.  Традиционно  в  психологии  принято  выделять  стили  руководства  по  их  характерным  чертам.  Так,  психолог  Курт  Левин  подразделяет  руководителей  на  три  психологических  типа  и  характеризует  их  следующим  образом:

1.  авторитарный  тип,  при  котором  руководитель  дает  указания  в  форме  приказа  и  не  приемлет  их  обсуждения; 

2.  безразличный  тип,  когда  дирижер  занимается  попустительством,  не  вмешивается  в  дела  коллектива,  таким  образом  создавая  анархическую  обстановку; 

3.  демократический  тип  отличается  тем,  что  руководитель  советуется  с  подчиненными,  считается  с  их  мнением  [2].

А.А.  Бодалев  предлагает  примерно  такую  же  классификацию  типов  руководства  (автократический,  либеральный,  демократический)  и  считает,  что  стиль  руководства  является  лишь  одним  из  проявлений  психологического  типа  личности  руководителя  [2]. 

Таким  образом,  можно  предположить,  что  дирижеры  авторитарного  типа  часто  переоценивают  свою  роль  в  подготовке  концертной  программы.  Мнение  о  профессионализме  коллектива  в  целом  и  отдельных  его  членов  чаще  всего  у  них  невысокое,  к  музыкантам  они  относятся  свысока,  делая  замечания  в  категоричной  форме.  Из-за  недостаточной  самокритичности  недочеты  в  исполнении  они  относят  на  счёт  коллектива.  Часто  из-за  этого  творческая  отдача  музыкантов  ниже  их  возможностей,  а  исполнение  отличается  скованностью  и  неэмоциональностью,  независимо  от  уровня  профессионализма  коллектива.  Также  дирижеры-диктаторы  могут  позволять  себе  взрывы  ярости,  оскорбительные  высказывания,  унижения  и  т.  п. 

Дирижеры  демократического  типа  доверяют  хору  и  общаются  с  музыкантами  на  равных,  допускают  сотрудничество  и  творческую  инициативу.  Наиболее  яркое  исполнение  музыкального  произведения,  по  мнению  Г.  Рождественского,  достигается  тогда,  когда  «дирижер  предлагает  свою  концепцию  сочинения,  получая  взамен  большую  исполнительскую  отдачу,  реализацию  этой  концепции  или  даже  дополнений  к  ней.  Стопроцентная  диктатура  дирижера  вряд  ли  даст  значительный  художественный  результат»  [4].

Психологические  особенности  дирижерской  деятельности  обусловлены  также  и  тем,  что  дирижер  работает  с  коллективом  музыкантов,  каждый  из  которых  является  отдельной  личностью,  которая  обладает  собственными  психологическими  особенностями  (характером,  темпераментом,  способностями  и  т.  п.),  определенным  уровнем  профессиональной  подготовки.

Поэтому  одно  из  главных  качеств  личности,  которыми  должен  обладать  успешный  дирижер  хора,  —  это  способность  к  коммуникации,  то  есть  умение  выстраивать  профессиональные  взаимоотношения  с  музыкантами.  Выдающийся  немецкий  дирижер  Бруно  Вальтер  говорил:  «Кто  не  умеет  общаться  с  людьми,  не  может  влиять  на  них,  тот  не  вполне  пригоден  для  этой  профессии».

Умение  общаться  помогает  дирижеру  сформировать  творческие  взаимоотношения.

Профессиональные  качества  дирижера  также  складываются  и  из  его  природной  одаренности,  ярко  выраженных  врожденных  музыкальных  способностей:  музыкальный  слух,  память,  темпо-ритм,  чувство  музыкальной  формы,  темперамент,  отличные  психомоторные  (мануальные)  способности.  Помимо  этого  дирижер  должен  обладать  быстрой  реакцией,  глубокой  эмоциональностью,  воображением,  выдержкой,  самообладанием,  хорошо  развитым  вниманием,  умением  целостно  мыслить  партитурой  и,  конечно  же,  артистизмом  [5].

Очень  важным  также  является  умение  корректно  делать  критические  замечания  членам  коллектива,  так  как  многие  болезненно  реагируют  на  них.  Личные  качества  дирижера,  его  авторитет  порой  являются  основой  психологического  воздействия  на  членов  хорового  коллектива.  В  том  случае,  если  воздействие  на  хористов  оказывает  руководитель,  пользующийся  авторитетом  и  внушающий  доверие,  то  каждое  его  замечание  и  предложение  становится  веским  и  убедительным,  заражает  желанием  работать  и,  таким  образом,  подчиняют  своему  влиянию  [6].  Следовательно,  способность  дирижера  к  общению  является  одной  из  граней  его  таланта. 

Безусловно,  каждый  дирижер  находит  свой  собственный  стиль  управления  хоровым  коллективом,  опирается  на  свое  видение  целей  и  задач  дирижерской  деятельности,  на  собственные  представления,  интуицию.

В  то  же  время  артисты  хора,  являясь  профессиональными  исполнителями,  предпочитают  работать  под  грамотным  и  психологически  комфортным  руководством.  Поэтому  современный  дирижер  хорового  коллектива  должен  обладать  не  только  прекрасными  творческими  и  музыкальными  способностями,  глубокими  профессиональными  знаниями,  умением  создавать  свою  собственную  интересную  и  содержательную  интерпретацию  хорового  произведения,  но  и  обладать  обширным  комплексом  профессионально  важных  качеств:  педагогические,  психологические,  организаторские  и  др.  Все  это  должно  способствовать  созданию  высокопрофессионального  творческого  коллектива  единомышленников.

 

Список  литературы:

1.Гайнугдинов  И.К.  Психология:  Учебное  пособие  /  И.К.  Гайнугдинов  Ростов  на/Д.:  Феникс,  2008  —  348  с.

2.Готсдинер  А.А.  Музыкальная  психология.  М.,1993.  —  190  с.

3.Грум-Грижимайло  Т.Н.  Об  искусстве  дирижера  /  Т.Н.  Грум-Грижимайло  М.,  1973.  —  132  с.

4.Кондрашин  К.  Мир  дирижера.  Ленинград,  1976.  —  192  с.

5.Овсянкина  Г.П.  Музыкальная  психология.  Издательство  «Союз  художников»,  2007  —  240  с.

6.Петрушин  В.И.  Музыкальная  психология:  Учебное  пособие  для  преподавателей  и  студентов.  М.:  Академический  проект,  2006  —  400  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (4)

# Анастасия 19.12.2013 00:00
мне нравится
# Марина 22.12.2013 00:00
Друзья, голосовать нужно вверху страницы сайта, а не здесь. Всем спасибо за поддержку.
# vmarkse.ru 23.12.2013 00:00
внесем и свою лепту..
# KoDi 23.12.2013 00:00
Взорвала мой мозг, спасибо!

Оставить комментарий