Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 декабря 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Валиуллина Э.И. ОРЕНБУРГСКИЙ ТАТАРСКИЙ ТЕАТР // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/guman/9(12).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОРЕНБУРГСКИЙ  ТАТАРСКИЙ  ТЕАТР

Валиуллина  Эльвина  Ильдусовна

студент  4  курса  экономического  факультета

ФГБОУ  ВПО  ОГАУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail: 

Потапова  Алена  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  истории  Отечества  ФГБОУ  ВПО  ОГАУ,  РФ,  г.  Оренбург

 

Театральная  жизнь  родного  Оренбуржья  насыщена  и  разнообразна.  У  каждого  театра  своя  история,  свое  лицо  и  традиции,  каждый  по-своему  многогранен  и  интересен.  Особое  место  в  театральной  жизни  области  занимает  Оренбургский  государственный  татарский  драматический  театр  имени  Мирхайдара  Файзи.  Театр  считается  в  нашей  области  «молодым»,  но  за  его  плечами  богатая  история.

Оренбургский  государственный  татарский  драматический  театр  имени  Мирхайдара  Файзи  ведет  свою  историю  с  татарской  театральной  труппы  организованной  в  1905  году,  первой  в  стране,  которая  имела  в  своём  репертуаре  пьесы  татарских,  русских,  западных  и  восточных  драматургов.

В  декабре  1905  года  должна  была  состояться  премьера  нового  татарского  театра  в  Оренбурге.  Афиши  анонсировали  спектакль  «Горе  от  ума»  по  пьесе  А.  Грибоедова.  Актерская  труппа  подготовила  еще  несколько  репертуарных  спектаклей  по  пьесам  Островского,  Горького,  Амирханова,  Кулахметова,  Рамеева.  Планировалось,  что  в  антрактах  между  спектаклями  в  театре  должен  был  выступать  казачий  оркестр  с  восточными  мелодиями  [5,  c.  223].  Однако  премьеру  и  репертуар  театра  запретили  играть  губернатор  и  представители  исламского  духовенства,  недовольные  присутствием  женщин-мусульманок  на  сцене.

Несмотря  на  это,  театр  выжил  и  в  1907  году  получил  право  на  постановку  пьесы  А.  Островского  «В  чужом  пиру  —  похмелье».  Спектакль  показали  не  только  дома  —  с  ним  труппа  выехала  на  свои  первые  гастроли.  Вслед  за  этим  последовали  постановки  на  татарском  языке  [3]. 

Руководителем  передвижной  актерской  труппы  стал  И.Б.  Кудашев-Ашказарский,  с  его  именем  связано  рождение  профессионального  татарского  театра  в  Оренбурге  [2].  Ильясбек  Батыргареевич  родился  и  вырос  в  Оренбурге.  Богато  одаренный  от  природы  он,  еще  обучаясь  в  «Хусаинии»,  поражал  слушателей  виртуозной  игрой  не  только  на  гармонике,  но  и  на  скрипке,  умением  выразительно  читать  стихи.  Свое  образование  И.Б.  Кудашев-Ашказарский  продолжил  в  Казани,  окончив  казанскую  татарскую  учительскую  школу,  где  в  1902  году  и  организовал  первую  театральную  любительскую  труппу.  Вернувшись  в  1904  году  на  родину,  Ильясбек  Кудашев  собрал  единомышленников  [5,  с.  225].  Да,  общегородской  премьеры  не  состоялось,  но  есть  основание  предполагать,  что  спектакль  нелегально  игрался  в  частных  домах.  Во  всяком  случае,  первое  препятствие  не  сломило  прогрессивную,  отозвавшуюся  на  призыв  времени  молодежь. 

Деятельность  молодой  труппы  Кудашева-Ашказарского,  возникшей  на  волне  первой  русской  революции,  была  пронизана  передовыми  идеями  века  —  свободы,  равенства,  стремлением  приобщить  свой  народ  к  русской,  европейской  и  мировой  культуре  [5,  c.  225—226].  Особенностью  работы  татарского  театра  стало  то,  что  сборы  от  спектаклей  шли  на  общественные  нужды  —  в  помощь  голодающим,  учащимся,  военнопленным,  безработным.  И  еще  —  он  всегда  был  со  своими  зрителями,  со  своим  народом,  выступал  на  открытых  площадках  в  дни  сабантуев,  ярмарок  [2].

В  1922  году  в  Оренбурге  появляется  профессиональная  татарская  актерская  драматическая  труппа  «Шарык»,  которой  руководил  С.  Кудашев-Гаспринский  [1].  Эта  труппа  не  только  положила  начало  формированию  профессионального  татарского  театра,  но  и  зажгла  настоящих  звезд  сцены.

В  годы  Великой  Отечественной  войны  многие  актеры  ушли  на  фронт,  но  театр  продолжал  жить!  Небольшая  часть  труппы  вела  напряженную  концертную  деятельность.  В  селах  не  только  играли  спектакли,  выступали  с  лекциями,  беседами,  работали  в  поле  и  на  токах  [2]. 

В  послевоенные  годы  театру  с  каждым  годом  становилось  все  труднее  и  труднее,  требовалось  финансирование  [2].  В  апреле  1949  года  Оренбургский  колхозно-совхозный  татарский  театр  закрыли.  Осталась  небольшая  группа  артистов.  В  этом  же  году  приняли  решение  о  создании  при  Оренбургской  филармонии  татарского  драматического  коллектива  силами  оставшихся  профессиональных  артистов  бывшего  театра  под  руководством  режиссера  Вали  Фатыхова.  Таким  образом,  театр  продолжал  работать  [1].

В  1989  году  для  создания  государственного  татарского  драматического  театра  из  Казани  был  приглашён  заслуженный  деятель  искусств  республики  Татарстан,  известный  режиссёр  Растам  Абдрашитович  Абдуллаев  [5,  c.  228].  А  спустя  год,  в  1990  году,  театр  обрёл  статус  государственного  татарского  драматического  театра,  которому  вскоре  присвоили  имя  известнейшего  татарского  драматурга  Мирхайдара  Файзи  [3].  Помещение  Оренбургской  областной  филармонии  передали  театру,  здесь  он  и  располагается  по  сей  день.

Здание  театра  потребовало  серьезной  реконструкции,  поэтому  несколько  лет  театр  занимался  передвижнической  деятельностью,  благодаря  чему  о  нем  узнали  во  многих  городах  Поволжского  и  Уральского  регионов.

Театр  принимал  участие  в  Международных  фестивалях  тюркских  народов  «Науруз»  в  Актюбинске  и  Казани.  Он  постоянный  участник  областных  театральных  фестивалей  «Гостиный  двор»,  «Театральное  Оренбуржье»  [4]. 

Современный  творческий  потенциал  театра  —  в  высоком  мастерстве  и  профессионализме  ведущих  актёров  [3].  С  открытием  в  Оренбурге  театрального  отделения  Института  искусств  имени  Л.  и  М.  Ростроповичей  появилась  возможность  пополнять  труппу  новыми  кадрами.  В  коллектив  приходят  молодые  талантливые  артисты  и  привносят  в  его  жизнь  новые  творческие  идеи.

В  2008  году  в  здании  театра  завершили  масштабную  реконструкцию,  и  теперь  артисты  располагают  одной  из  лучших  концертных  площадок  области  [2].  Открытия  театра  ждали  не  только  театральная  труппа,  но  и  весь  регион.  Реконструкция  здания  длилась  более  10  лет,  и  вот  Татарский  театр  торжественно  открыл  свои  двери. 

Театр  является  единственным  в  России  татарским  театром  за  пределами  национальных  республик  Татарстана  и  Башкортостана.  За  23  года  на  сцене  театра  осуществлены  более  80  постановок  [4],  которые  шли  и  на  оренбургской  сцене,  и  в  ходе  гастролей  в  Самаре,  Сызрани,  Тольятти,  Астрахани,  Уральске,  Актюбинске,  Екатеринбурге,  Тюмени,  городах  и  селах  Татарстана  и  Башкортостана  [3].  В  репертуарной  афише  представлена  татарская,  русская,  зарубежная  классика,  современная  драматургия  разных  жанров.  Благодаря  обеспечению  спектаклей  синхронным  переводом  на  русский  язык  театр  посещают  не  только  татары  и  башкиры,  но  и  представители  многих  других  национальностей.

Огромную  работу  театр  ведет  с  молодежью,  активно  сотрудничая  с  молодежными  национальными  организациями  и  движениями,  такими  как  «АЛГА»,  «ОренТат»  и  многими  другими.  Театр  стал  настоящим  центром  национальной  культуры.  Здесь  активно  проводятся  многочисленные  литературные,  молодёжные  вечера,  концерты,  бенефисы,  капустники,  вечера  отдыха,  семинары.  Театр  принимает  и  активное  участие  в  организации  научно-практических  конференций,  фестивалей  различных  национальных  культур  [4].

Осенью  2013  года  артисты  Оренбургского  государственного  татарского  драматического  театра  имени  Мирхайдара  Файзи  впервые  выступили  в  Москве.  На  сцене  ДК  им.Зуева  31  октября  и  1  ноября  2013  года  прошли  два  спектакля  —  сатирическая  комедия  «Банкрот»  по  пьесе  классика  татарской  литературы  Г.  Камала  и  трагикомедия  «Обет»  мэтра  современной  татарской  драматургии  Т.  Миннуллина  [4]. 

Многочисленные  приглашения  на  фестивали  и  гастроли  являются  показателем  востребованности  театра  и  его  успешного  развития.

На  примере  развития  татарского  театра  в  России  видно,  что  Оренбуржье  —  один  из  самых  привлекательных  и  благоприятных  регионов  страны  в  сфере  межнациональных  отношений.  Укрепление  дружбы  и  сотрудничества  между  людьми,  поддержка  национальных  культур,  способствующих  духовному  взаимообогащению  и  становлению  нравственных  устоев  общества,  его  толерантности  —  задача,  которую  успешно,  на  протяжении  многих  лет  решает  Оренбургский  государственный  татарский  драматический  театр  имени  Мирхайдара  Файзи.

Государственный  татарский  драматический  театр  им.  Мирхайдара  Файзи  —  это  яркий  пример  одновременно  сохранения  национального  колорита  и  толерантности  общества  в  многонациональной  России.

                                                    

Список  литературы:

1.Аблуллаев  Р.А.  Слово  о  театре  //  История  Оренбуржья  —  Татары  в  Оренбургском  крае.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://kraeved.opck.org/biblioteka  (дата  обращения:  04.12.13).

2.Веркашанцева  Н.  Татарский  театр  родом  из  Оренбурга  //  Оренбургская  неделя.  —  2010.  —  №  44.  —  С.  1.

3.Никулин  В.  От  «Саяр»  до  наших  дней  //  Орентуризм.  —  2013.  —  №  1.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://oren-turizm.ru/list  (дата  обращения:  03.12.13).

4.Оренбургский  государственный  татарский  драматический  театр  имени  М.  Файзи.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://www.файзи.рф  (дата  обращения:  03.12.13).

5.Рашитов  Ф.А.  История  татарского  народа:  С  древнейших  времен  до  наших  дней:  Учебное  пособие  для  вузов.  Саратов:  Приволж.  изд-во  «Книга»,  2011.  —  288  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.