Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 ноября 2016 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном образовании педагоги уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, наглядно-образного и логического мышления, воображения, интеллектуальных способностей, памяти, воспитанию межличностных отношений, что, несомненно, является неотъемлемой единицей учебно-воспитательного процесса. Но необходимо, вместе с этим развивать еще и такое чувство, как эмпатия. Это является одной из сложных задач обучения и воспитания. Ведь способность к эмпатии – это умение видеть, понимать и принимать чувства других людей, ставить себя на их место, сопереживать им. Другими словами, это способность быть добрым и чутким к чужим переживаниям. Кроме того, Л.С Выготский, О.И. Цветкова считают, что эмпатия лежит в основе многих нравственных чувств человека.
Разные ученые по-разному определяют термин «эмпатия». Например, В.В. Бойко считает, что эмпатия – это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека. [2, с.74].
Дж. Мид считает, что эмпатия – способность человека принять на себя роль другого.
К. Роджерс говорит, что «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации». [4, с. 235].
Из всего вышесказанного следует, что чувство эмпатии – это способность индивида давать эмоциональный отклик на переживания других людей (как радостные, так и грустные), понимать то, о чем они думают и что чувствуют, как бы проникая в их внутренний мир.
Исследования показывают, что дети уже в младшем дошкольном возрасте способны понимать некоторые чувства, которые испытывают взрослые (легче всего чувства гнева и радости). Позднее у детей появляется аффективная вовлеченность в состояние другого. Это происходит тогда, когда один ребенок способен «заражать» остальных своим эмоциональным состоянием.
Такая идентификация с эмоциональным состоянием другого появляется в младшем дошкольном возрасте и позволяет перейти от эмоции сопереживания – к действию. Исследования В.В. Абраменковой показывают, что если годовалые дети начинают плакать, видя слезы другого, то через год они уже пытаются пожалеть, утешить расстроенного. Более ярко данная реакция проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом ребенок не просто отражает состояние другого человека, но уже испытывает ответные чувства, например, жалость на плач другого или гнев по отношению к его обидчику. [1, с. 182].
На основе моральных и ценностных переживаний у ребенка складываются морально-ценные и морально-одобренные отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются чувства и отношения гуманизма и альтруизма. Например, внимание к нуждам людей, способность считаться с их мнением, интересами и чувствами, проявлять сочувствие по отношению к бедам и радостям других людей.
Знание закономерностей развития чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста позволяет педагогам учитывать их при построении образовательного процесса. А также подбирать адекватные условия для их развития.
Эмпатические переживания детей младшего школьного возраста во многом зависят от воздействия воспитания в семье и в школе, социальной среды, их материальных и духовных потребностей, интересов, склонностей, способностей, желаний, настроений, свойств личности.
У современных детей очень слабо развита способность к эмпатии, это связано с рядом причин. У детей младшего школьного возраста недостаточный нравственный опыт, слабо развита критичность мышления, как следствие, неспособность к альтруистическому и гуманному отношению к людям. Поэтому очень важно уделять внимание формированию эмпатии у детей младшего школьного возраста, которая может стать фундаментом нравственного развития ребенка. Одним из способов формирования эмпатии в младшем школьном возрасте может стать арт-терапия.
Музыкотерапия является одним из видов арт-терапии. Одной из сторон воздействия музыкотерапии является психотерапевтическое, с помощью которого осуществляется коррекция отклонений в личностном и психоэмоциональном развитии.
Существующие методики музыкотерапии предусматривают либо целостное и изолированное использование музыки, как основного и ведущего фактора воздействия, либо дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных занятий с целью повышения эффекта.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:
- Катарсис – эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния;
- Облегчение осознания собственных переживаний;
- Конфронтация с жизненными проблемами;
- Повышение социальной активности;
- Приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- Облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия используется активно в коррекции эмоциональных отклонений, а также служит вспомогательным средством, способствующим облегчению эмоционального реагирования в процессе коррекционной работы, а также развитию эмпатии и нравственных чувств младших школьников.
При моделировании эмоций важную роль играют лад и темп музыки. Это подтверждается тем, что одинаковое настроение в разных музыкально-исторических и композиторских стилях выражается разными ритмо-интонационными, гармоническими и тембровыми окрасками. По мнению В.И. Петрушина, слушатель, при восприятии такого музыкального произведения, переносит свои чувства и мысли на образ героя, воплощённого композитором. [3, с. 36].
Г.С. Тарасов выделил три типа восприятия музыки: «зрелищно-событийный», «эмоциональный», и тип «обычной слуховой ориентировки». Он подчеркнул, что специфике музыкального искусства наиболее соответствует второй тип – эмоциональное восприятие или восприятие как общение. [5, с. 32].
Необходимо, прежде всего, формировать осознанное восприятие музыки, так как этот процесс очень сложный и зависит от возрастных особенностей ребенка. Как утверждают исследователи, при восприятии музыкального произведения у детей чаще всего проявляется эмоциональность. А для формирования эмпатии необходимо, чтобы обучающиеся научились чувствовать и переживать настроение музыки, а также передавать эмоции композитора.
Рецептивная музыкотерапия (музыкотерапия, предполагающая восприятие музыки с целью коррекции) ориентируется, в основном, на коммуникативные задачи. Слушатели в группе совместно прослушивают специально подобранное произведение музыкального искусства, либо один из участников группы исполняет какую-то мелодию, передающую его чувства, затем все вместе дети обсуждают собственное переживание, ассоциации, фантазии, возникшие в ходе прослушивания, пытаются почувствовать настроение, чувства, переживания исполнителя. Кроме того, можно сочетать слушание или пение с танцевальными движениями. Танец – одна из форм социального взаимодействия, с его помощью улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию, чувствованию другого.
Таким образом, при выборе педагогических средств развития чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста, должны быть учтены представленные особенности современных младших школьников. Исходя из этого, становится ясным, что в развитии способностей к эмпатии необходимо использовать обновленные педагогические средства, основанные на свободном общении детей в совместной увлекательной деятельности. Важнейшими источниками развития эмпатии младших школьников являются художественно – образные педагогические средства, в особенности, музыкотерапия.
Список литературы:
- Абраменкова В.В. А 16 Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с.
- Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия: теория и практика; учебное пособие для студентов высших учебных заведений» [Текст] / В. И. Петрушин. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Сборник, М., МГУ, 1984, с. 235-237.
- Тарасов Г.С. «Психология музыкальной потребности: психологический журнал» [Текст] / Г.С. Тарасов. – 1989.-№ 5. – с. 31-33.
дипломов
Оставить комментарий