Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 июля 2016 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сахно Т.С. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «ХРОНОТОП» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(44). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 46 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «ХРОНОТОП»

Сахно Татьяна Сергеевна

студентка 2 курса магистратуры, кафедра культурологии и религиоведения Таврической Академии

КФУ им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Бобовникова Ирина Антоновна

научный руководитель,

старший преподаватель кафедры культурологии и религиоведения Таврической Академии

КФУ им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

В настоящее время одной из наиболее интересных, на наш взгляд, тем для современных отечественных и зарубежных исследований является природа хронотопа. Изучению его специфических проявлений, обусловленных предметными различиями отраслей гуманитарного знания, посвящены известные труды М.М. Бахтина, Б.А. Успенского, Ю.М. Лотмана, У. Эко, а также Н.Д. Ирза, А.Я. Гуревича, А.Б. Темирболат, А.Б. Есина, О.Ф. Русаковой, С.П. Фатихова, А.Н. Лукина и других.

Известно, что термин введен русским советским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским (1875-1942 гг.) в учении о доминанте («Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923 г.) и определен в границах закономерной связи «пространственно-временных координат» [6, с. 347]. «Хронотоп» (от др.-греч. χρόνος «время» и τόπος «место») нашел применение в медицине, психологии и педагогике, но особо широкое распространение приобрел благодаря трудам Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975 гг.). Сегодня данное понятие употребляется в гуманитарных науках, междисциплинарных исследованиях (синергетика, кибернетика), в учении В.И. Вернадского (1863-1945 гг.) о ноосфере, приобретая новые трактовки и коннотации.

В словаре философских терминов хронотоп – «взаимосвязь художественных пространственных и временных характеристик историко-культурных, жанрово-стилевых общностей искусства или же отдельного произведения» [5, с. 65].

В современном литературоведении данное понятие также получило широкое распространение: в словаре литературоведческих терминов указано, что «хронотоп – изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии» [см. подробнее: 2]. Отметим различие подходов к проблеме пространства и времени: теоретический, основанный на выявлении значения, роли и особенностей функционирования хронотопа в художественном произведении; конкретно-практический, исследующий время-пространство в творчестве отдельных писателей; комплексный, рассматривающий хронотоп в единстве всех компонентов литературного произведения.

Исследователи также обращают внимание на психологию творчества, рассматривая своеобразие мироощущения писателей, их отношение к происходящим событиям и созданным персонажам. То есть, ученых интересует, так называемый, внутренний хронотоп, где в центре – оказывается пространство души, сознание, память и воображение человека. В опоре на труды З. Фрейда, Д. Уильяма и других, рассматриваются особенности хронотопов бессознательного, к примеру – сны, как особая реальность, ведущая в бесконечность.

Время и пространство рассматриваются в аспекте теории коммуникации, семиотики, герменевтики, синергетики и др. К примеру, цель синергетического метода – выявление особенностей самоорганизации различных систем, в том числе, художественных. В данном отношении отличительными особенностями хронотопа становится переменчивость и относительность. Так, время-пространство предстает в виде системы, с характерным чередованием хаоса и упорядоченности и утверждается его нелинейный характер (иерархическая структура хронотопа).

Категория время-пространство достаточно широко представлена в междисциплинарных исследованиях (например: ряд работ, написанных философами и физиками, культурологами и филологами, социологами и психологами) и рассматривается в неразрывном единстве с бытием человека. Тогда объектом изучения становятся хронотопы мегамира (пространственно-временные изменения в космосе, Вселенной), макромира (события, происходящие в реальном мире) и микромира (духовный мир человека, изменения в сознании, воображении или памяти). Отметим, что с учетом данного разделения в основу теории художественного хронотопа заложены представления об объективности и субъективности времени-пространства, выступающего важнейшей составляющей постижения бытия.

Термин соотносится и с описанием В.И. Вернадским ноосферы, характеризуемой единым пространством и временем, связанным с духовным измерением жизни, одновременно учитывающим духовную и материальную реальность, в центре которой – сфера разума человечества.

«Хронотоп» используется в зарубежных исследованиях, в частности, он употребляется Умберто Эко в организации хронотопа произведения (роман «Имя розы»). Важной является проблема интерпретации: взаимоотношения читателя и автора.

Следует подчеркнуть, что именно М.М. Бахтин выделил формально-содержательный синтез категории «хронотоп»: каким образом время раскрывается в пространстве и пространство измеряется временем; что определяет композицию, жанр и образно-смысловую (ценностно-эстетическую) наполненность художественных феноменов. Ключевая работа по этой проблематике (впервые обоснован термин «хронотоп») – статья «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» (написана в 1937-38 гг., издана в 1975 г.), где отмечается: «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. <…> Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере)  и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен…» [1, с. 122].

Поскольку М. Бахтин трактовал «хронотоп» в виде неразрывную духовно-материальную реальность, в центре которой находится человек, постольку хронотоп индивидуален для каждого смысла. Поэтому художественное произведение – с этой точки зрения – имеет многослойную («полифоническую») структуру и культурологическую трактовку, как единство пространственных и временных параметров, «направленное на выражение  определенного смысла» [4, с. 909].

Современные исследования (по мнению отдельных авторов, бахтинологические) позволяют говорить о:

- хронотопичном строении художественного произведения с точки зрения отдельного сюжетного мотива, например: хронотоп дороги, жизненного перелома [см. подробнее: 3];

- аспектах жанровой определенности (выделяются жанры рыцарского, биографического, авантюрного романа);

- индивидуальном стиле автора (например: карнавальное и мистерийное время у Ф. Достоевского);

- организации формы произведения, в связи с тем, что категории ритм и симметрии образуют взаимообратимую связь пространства и времени, основанную на единстве дискретного и континуального.

Подчеркнем, что в литературоведческих исследованиях современных авторов, представлены различные классификации хронотопов (социальный, психо-физиологический, культурно-исторический), характеризующие определенные грани бытия человека. В процессе изучения произведений применяются герменевтический и семиотический анализ текста, где категория времени-пространства осмысляется как знаковая система, включающая несколько семантических кодов: исторический (сведения о пространственно-временной позиции автора и описание эпохи); культурологический (особенности этно-культурного развития общества, быт); философско-эстетический (идеалы и ценности автора); религиозно-мифологический (мировоззренческие основы бытия), географический (достоверность и точность) и т.д., отражающих, в целом, особенности взаимосвязей между означаемым и означающим, конкретизирующих и образующих единое информационно-смысловое поле хронотопа. Оно дает представление об особенностях (художественный хронотоп отображает ритм и динамику повествования) пространственно-временной организации литературного произведения. Поскольку литературоведение, по М. Горькому, есть «человековедение», постольку вышеперечисленное применимо, по нашему мнению, к анализу культурных артефактов.

Таким образом, уже к 90-м годам, благодаря развитию  в различных отраслях гуманитарного знания, понятие «хронотоп» приобрело устойчивый терминологический статус со следующей закономерностью: чем многослойней хронотоп, тем сложнее композиция [см. подробнее: 1]. Эпистемологические возможности времени-пространства в культуре позволяют фиксировать: древнегреческий эон, христианский эсхатон, «переднее» и «последнее» (по Д. С. Лихачеву) время русского эпоса, «островное» (по М. М. Бахтину), линейное, циклическое и другие виды опредмечивания временного процесса в конкретном пространстве (топос) культуры [см. подробнее: 3].

Очевидно, что культурное пространство и время порождаются социумом и формируют жизнь общества. Развитие последнего (будущее) оказывается возможным лишь в меру освоения прошлого: сохранения накопленных знаний, которые усиливают потенциал движения вперед, расширяя культурное пространство.

 

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 234-407.
  2. Инджиев И.И. Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 224 с.
  3. Крымский Сергей Борисович. Эпистемология культуры: Введение в обобщенную теорию познания / С. Б. Крымский, Б. А. Парахонский, В. М. Мейзерский. – Киев: Наукова думка, 1993. – 216 с. 
  4. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 2 / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. – 1184 с.
  5. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2007. – 731 с.
  6. Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002. – 347 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 46 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.