Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2016 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЮМОР В ПРОСТРАНСТВЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья будет связана с юмористической трактовкой классических сюжетов искусства в аспектах массовой визуальной культуры.
Но, прежде чем перейти непосредственно к визуальному ряду, обратимся кратко к теоретическим основам изучения юмора.
Юмор – универсальный аспект жизни, присутствующий во всех культурах и свойственный людям во всем мире. Интерес к феномену юмора наука обнаруживает с момента зарождения. В настоящее время значительно расширился диапазон вариативности и распространения юмора: помимо юмористических разделов в газетах и журналах, остроумных театральных постановок, народных гуляний с розыгрышами и загадками, веселых книг и рисунков, дополняющих спонтанный ситуативный юмор, которые были доступны в прошлом веке, сейчас развилась целая индустрия «производства смеха», которую активно поддерживают средства массовой информации и Интернет-коммуникации[2]. Количественные возможности Интернета в распространении юмора огромны, что далеко не всегда соответствует качественному росту. Таким образом, юмор все более укореняется в современной культуре, становится ценностью массовой индустрии развлечений, регулирует отдельные сферы социальной и индивидуальной жизни.
При этом, несмотря на легкомысленность самой темы юмористического, феномен юмора активно исследуется в науке. Количество теорий юмора в настоящее время настолько велико, что даже в классификации этих теорий не найдено общей точки зрения. Современные исследователи считают, что существующие теории можно разбить на три категории: теории несовместимости, теории враждебности и теории высвобождения, избавления.
Теории несовместимости предполагают, что юмор возникает вследствие понимания несовместимости между ожиданием слушателям и тем, что произошло результатом[1]. К наиболее известным приверженцам относятся Аристотель, Кант, Шопенгауэр, Кёстлер.
Теории враждебности восходят к Платону, Цицерону, Грунеру. Эти теории говорят о том, что смешное заключается в нахождении чувства превосходства над чем-либо, или в преодолении препятствия, или агрессии[3].
Теории высвобождения учат, что смешное является результатом реализации психической энергии, освобождая человека от некоторого ограничения[3]. Приверженцами этой теории являются Фрейд, Спенсер.
Ориентируясь на данные теории, мы проанализировали визуальные образы, получившие распространение в Интернет-пространстве, связанные с юмористической трактовкой произведений искусства.
На наш взгляд, данные изображения можно разделить на несколько типов:
- В зависимости от обращения с источником:
- тип юмористического дополнения – когда в известный сюжет вносится некая деталь, которая, хотя и не искажает напрямую исходное изображение, но привносят необычный юмористический контекст (см. рис. 1);
Рисунок 1. Мона Лиза.
- тип юмористического искажения – когда первоначальное классическое изображение радикально трансформируется, значительно отходит от первоосновы, когда осуществляется процесс переворачивания смысла – из прекрасного в безобразное (см. рис. 2).
Рисунок 2. Мона Лиза с айфоном.
- В зависимости от содержательного осмысления сюжета:
- инсценировка классического сюжета с новыми персонажами – сохраняется полностью узнаваемая сюжетная линия произведения, но изменяются, значительно осовременивая сюжет, герои. Картина узнается именно через лейтмотив сюжетный – картина совершенно иная, но сюжет узнаваемый (см. рис. 3);
Рисунок 3. Работа из серии «Автослесари».
- инсценировка по типу модерн-контекста: в данном случае речь идет не о стиле модерн, но о сознательном приеме «осовремененивания», когда персонажи известных картин помещаются в новый контекст – юмористический эффект рождается именно на типе противопоставления классического персонажа в совершенно нетипичных условиях( см. рис. 6);
Рисунок 4. Фреска Микеланджело «Сотворение Адама».
- тип юмористической коллаж-инсценировки – когда в пространстве одного произведения оказывается соединенными различные шедевры классического искусства (см. рис. 5).
Рисунок 5. Мона Лиза, Звездная ночь, Девушка с жемчужной сережкой, Крик
- В зависимости от используемых героев
- тип реалистического включения: когда в контекст известной картины, не изменяя значительно ее сюжета, вносятся известные люди, узнаваемые личности, как правило, политической сферы – юмористический эффект строится как дополнительный расширительный смысл – когда в известной картине угадываются переклички с реальными и актуальными событиями (см. рис. 6);
Рисунок 6. Опять двойка.
- тип включения масс-медийных героев: когда в классическом сюжете оказываются герои сферы массовой культуры – комиксов, кинематографа, мультипликации и другие. Юмористический контекст строится как раз по типу противопоставления – «элитарное – массовое» (см. рис. 7).
Рисунок 7. Голлум в образе Девушки с жемчужной сережкой
Итак, обобщая всё вышесказанное, мы можем выделить несколько функций, которые реализуются в подобных формах омассовления классических сюжетов. Эти функции могут быть как конструктивными, так и деструктивными.
К конструктивным мы можем отнести:
- популяризация известных классических сюжетов;
- активизация любительского творчества Интернет-сообщества;
- реакция на актуальные политические и социокультурные события.
К деструктивным мы можем отнести:
- упрощение и некоторая примитивизация классических образцов;
- в отдельных случаях – вандальное обращение с классическим первоисточником, что может исказить восприятие неподготовленного потребителя.
В заключении подчеркнем, что даже в отдельных деструктивных проявлениях омассовления классического искусства спасительным может оказаться именно юмористическое начало, позволяющее человеку выходить к созидательным началом. Ведь античный философ Платон сказал когда-то: «Без смешного нельзя понять серьезное, а противоположное познается с помощью противоположного!»
Список литературы:
- Глинка К. Теория юмора / К. Глинка.- М.:Хоружевский, 2008. - 206 с.
- Дмитриев А. В. Социология юмора / А. В. Дмитриев. - М.: Очерки, 1996. - 214 с.
- Мартин Р. Психология юмора / Р. Мартин; пер. с англ. Л. Куликова - Спб.:Питер, 2009. - 480 с.
дипломов
Оставить комментарий