Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2016 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Обидина О.Е. АНАЛИЗ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ БОЛЕЛЬЩИКОВ РАЗЛИЧНЫХ КОМАНД // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(42).pdf (дата обращения: 02.09.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

АНАЛИЗ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ БОЛЕЛЬЩИКОВ РАЗЛИЧНЫХ КОМАНД

Обидина Оксана Евгеньевна

cтудент 4 курса, факультета социальных наук, департамента психологии Национального Исследовательского Университета – Высшая Школа Экономики, г. Москва

В последние годы тема футбольных болельщиков, а скорее футбольных фанатов, звучит особенно остро: беспорядки на стадионах, нецензурные «кричалки» в адрес спортсменов и болельщиков противоположной команды, пиротехника, драки и стычки, конфликты с руководством своего клуба.

По обстановке в метро можно сразу определить, что в этот день, в скором времени намечается футбольный матч: очень много людей в символике своего любимого клуба – в шарфиках, в кепках определенной цветовой гаммы. Но не это главное – главное то, что в метро неожиданно наблюдается большое скопление полиции на тех ветках, на станциях которых проходят футбольные матчи. А если же этот матч – «дерби», то тогда меры безопасности усиливаются еще больше, поскольку обстановка между клубами накалена – обеим командам нужна только победа, противостояние длится уже годами, но и что не менее важно – это противостояние между болельщиками.

Я составила определенную классификацию любителей футбола:

1) футбольные болельщики;

2) футбольные фанаты;

3) околофутбольные хулиганы.

Раньше я бы отнесла пункты 2) и 3) к одному – футбольные фанаты, но, посмотрев фильм «Околофутбола» [4], я несколько изменила свое мнение и разделила эти классы.

Футбольные болельщики – это люди, которые любят футбол, смотрят его, интересуются футбольными новостями, даже ходят на стадионы, но не участвуют в различных потасовках, их не интересует эта «околофутбольная жизнь».

Футбольные фанаты – это люди, которые ходят на стадионы, смотрят футбол, но они участвуют в различных акциях: баннеры, конфликты с руководством, они – «официальные болельщики».

Околофутбольные хулиганы – это люди, которых больше заботит «околофутбольная жизнь»: драки, стрелки, потасовки, – чем сам футбол, чем сама по себе игра.

Возможно, моя классификация не совсем верна, но тем не менее я разделяю разные группы любителей футбола именно по этому принципу.

Но тем не менее в данной статье, чтобы не путаться в терминологии, будет работать такая схема болельщик=фанат, потому что рассматривается межгрупповой конфликт именно среди тех людей, кто ходит на стадионы и участвует в акциях.

В данной статье я хотела бы рассмотреть и проанализировать противостояние футбольных фанатов двух клубов – болельщиков «Спартака» и болельщиков ФК ЦСКА.

Матчи этих двух команд именуются – «дерби». И абсолютно неважно, какое место в турнирной таблице занимают обе эти команды и какой подбор игроков они имеют на данный момент. Что такое «дерби»? «Дерби» – это принципиальное противостояние двух команд. Но почему же матчи «Спартака» и ЦСКА настолько принципиальны? Чтобы ответить на это вопрос следует обратиться к истории. Самые первые стычки фанатов этих двух команд начались в 1976 году, самый апогей был достигнут в конце 80 – начале 90-х, потом последовало затишье, а 20 лет назад началась опять боевая буря, которая, как мне кажется, продолжается и по сей день.

Почему же команды так воют? В 1976 году «Спартак» вылетел из Высшей Лиги и часть спартаковских фанатов отдала свои предпочтения ЦСКА. Это предательство и послужило началом конфликта двух лагерей, который продолжается и по сей день. [6] Несколько лет назад перед очередным дерби этих двух команд армейскими фанатами (болельщиками ЦСКА) был сожжен огромный баннер, который подготовили фанаты «Спартака». Получилось, что для болельщиков «Спартака» этот момент стал критической точкой в отношениях команд. [6] Также несколько лет назад (август 2010 года) произошел инцидент, который только усилил ненависть между двумя клубами. Бразильский нападающий «Спартака» Веллитон травмировал вратаря ЦСКА Игоря Акинфеева (травма колена, разрыв крестообразных связок). Противостояние этих двух игроков (до травмы голкипера) наблюдалось давно на матчах между этими командами. Соответственно, была версия, что Веллитон специально травмировал голкипера, тем более, что это было уже далеко не первое столкновение этих игроков, да и видно было, насколько напряженными были их отношения. Разумеется, этот инцидент только усиливает конфликт между болельщиками. [6]

Ни одна игра этих двух команд не обходится без выяснения отношений: потасовки в метро, массовые драки, разбитые стекла, огромное количество пострадавших.

Теперь перейдем непосредственно к анализу данного межгруппового конфликта.

Проанализируем данный конфликт исходя из теории реального конфликта, постулаты которого были сформулированы Д.Т. Кэмпбеллом. [2]

Сначала опишем эти важнейшие постулаты, затем – проанализируем по ним данный межгрупповой конфликт. [2]

  1. Причиной межгруппового конфликта является ограниченность ресурсов и противоречие участников.
  2. Реальный конфликт интересов – это такой конфликт, который хотя бы одной из взаимодействующих групп воспринимается как таковой.
  3. Конфликт интересов между группами может быть текущим, имевшим место в прошлом или предполагаемым. Вне зависимости от этого он порождает конкуренцию и ожидание реальной угрозы со стороны аутгруппы. (Аутгруппа – социальная группа, к которой человек не принадлежит. Термин употребляется для обозначения социальной группы, которая является соперником).
  4. Многие ситуации межгруппового конфликта сходны по следующим параметрам: все ресурсы получают члены победившей группы.
  5. Группы могут конкурировать как за физические ресурсы, так и за ресурсы, которые не имеют значения вне контекста конкуренции, например, высокий статус или престиж.
  6. Последствиями переживания реальной угрозы со стороны аутгруппы являются: враждебность отдельных членов группы к аутгруппе, отказ членам аутгруппы в помощи, увеличение внутригрупповой сплоченности, более полное осознание человеком своей групповой принадлежности, восприятие границ группы как непроницаемых, уменьшение степени отклонения членов ингруппы от выполнения групповых норм, ужесточение наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания нарушителя из группы или его физического уничтожения.
  7. Способом разрешения межгруппового конфликта является включение групп в общую деятельность.

Одна из главных причин противоречия болельщиков ФК «Спартака» и ФК ЦСКА – это их предпочтения: одни являются фанатами ЦСКА, другие – «Спартака». Как уже отмечалось выше яблоком раздора стал переход части болельщиков «Спартака» на сторону ЦСКА, а дальше все покатилось как снежный ком.

Если ранее (с 1993-2000 гг.), долгое время «Спартак» превосходил своих соперников, то теперь инициативу взял ЦСКА, который в последние годы не раз становился чемпионом страны и обладателем Кубка России, что, соответственно, не улучшает отношения, так как падает престиж команды (в данном случае «Спартака») как одного из лидера нашего чемпионата. На данный момент главными лидерами РФПЛ являются «Зенит» и ЦСКА, а «Спартак» уже давно «отсиживается» где-то в «середнячках» и последний раз становился чемпионом России в 2001 году.

Эти клубы имеют богатую историю. Разумеется, «Спартак» рекордсмен по выигранным титулам, но последние годы ЦСКА сильнее, что они и доказывают победами и выигранными титулами, догоняя «Спартак», что, разумеется, не может радовать спартаковских болельщиков. На этой почве конфликт и взаимная неприязнь болельщиков только усиливается.

Обе команды осознают и принимают этот конфликт, о чем очень красноречиво говорят различные нецензурные «кричалки» в адрес друг друга, баннеры не только в поддержку «своего» клуба, но и оскорбительные, направленные в адрес команды-соперника.

Этот конфликт уже тянется 37 лет, есть сейчас и будет в будущем. И, конечно же, болельщики ожидают различные провокации со стороны аутгруппы и готовят свои ответы. Приводился выше пример сожженого баннера болельщиками ЦСКА. Это пример ужасной, на мой взгляд, но очень иллюстративной провокации с целью обезоружить болельщиков, оставить их без «перворманса» [6]. Да, спартаковские болельщики в итоге снова успели подготовить баннер к игре. В дальнейшем болельщики ЦСКА опять сожгли баннер. Подобный инцидент только еще более разжигает уже существующий конфликт, и пропасть между двумя лагерями только растет, что приводит к враждебному отношению одной группы по отношению к другой.

Соответственно, болельщики и одной, и другой команды ожидают возможных различных неприятных инцидентов и реальной угрозы со стороны аутгруппы, что приводит к внутригрупповой сплоченности (пример с восстановлением сожженого баннера достаточно иллюстративен).

В качестве примера про ужесточение наказания за нарушение норм группы вплоть до изгнания индивида из группы или его физического уничтожения я хотела бы привести в пример фильм «Околофутбола» [4], основанный на реальных событиях, и в котором почти у всех героев фильма есть прототипы, а в ролях второго плана футбольных фанатов (хулиганов) играют реальные представители фанатских группировок «Спартака», ЦСКА, «Зенита», московского «Динамо» и других клубов, которые в фильме представляют интересы этих же самых клубов. Этот фильм о самой закрытой группе футбольных болельщиков – околофутбольных хулиганах. Но кто это? Эти люди наиболее агрессивные представители фанатского движения, а своей целью выбирают «бойцовский клуб», куда входят вражеские представители из лагеря команды-соперника. Околофутбольные хулиганы – это самый закрытый класс болельщиков, куда попасть очень непросто, но если человек туда попадает, то это, скорее всего, всерьез и надолго. В центре сюжета история «фирмы» (группировки околофутбольных фанатов) спартаковских хулиганов и ее четверых лидеров: преподаватель университета, интеллигент - Егор «Тичер» Толокнов, автослесарь и поборник здорового образа жизни Ярый, весельчак и бабник — бизнесмен Мажор, диджей и любитель кайфа Бритва. Несколько последних стрелок с разными вражескими «фирмами», проходящих в абсолютно секретном месте и никому неизвестное время, заканчиваются тем, что в самый разгар драки внезапно появляется ОМОН и «накрывает» обе группы. Кто-то «сливает» информацию о стрелках и «стучит» в полицию. Значит, в «фирме» есть предатель. И этим предателем оказался Бритва, которого в конце концов раскрывают и как предателя и стукача убивают свои же бывшие товарищи. [4] Этот пример говорит о том, что предательство в таких группах карается очень жестоко, а предательство = нарушение норм группы.

В рамках данной теории способом разрешения межгруппового конфликта рассматривается включение групп в общую деятельность. [2] Вновь приведу пример из фильма «Околофутбола». Был убит один из неформальных лидеров «фирмы» - Ярый. Его убийцей оказался полицейский под прикрытием, поэтому убийство хотят повесить на Бритву, который и был предателем. Полицейский офицер, который вел дело о футбольных хулиганах, предложил ему сделку: Бритва сдает своих товарищей, а дело потихоньку прикрывают. Хулиган соглашается и «сливает» информацию о следующей драке. Лидером «фирмы» после смерти Ярого становится Тичер. Он узнает, что убийца Ярого – это агент полиции, и, разумеется, решает отомстить. После «дерби» ЦСКА - «Спартак», «фирмы» клубов встречаются в условленном месте, где их уже поджидает полиция, но…вместо того, чтобы драться друг с другом, «фирмы» объединяются и нападают на ОМОН. [4] Это не самый лучший пример того, как следует включать группы в совместную деятельность, но очень иллюстративен. Два вражеских лагеря объединились ради того, чтобы отомстить общему врагу. Возможно, следует использовать этот прием, но в более мирном русле. Следует заняться поиском того, что может их объединить. Да, нечто общее среди них есть – это футбол. Но футбол их как объединяет, так и разъединяет. Может быть, следует придумывать какие-то мирные (!) акции для болельщиков вражеских лагерей в пользу национальной сборной страны с целью примирения и объединения их.

Далее рассмотрим данный межгрупповой конфликт с позиции теории социальной идентичности. [1;2]

Основателем теории социальной идентичности является Г. Тэшфел. Он полагал, что осознание человеком его места в социальном мире обусловлено прежде всего отнесением себя к определенной социальной группе. Это осознание группового членства реализуется путем ряда сложных шагов: социальной категоризации (осмысление социального окружения как состоящего из различных групп), социальной идентификации (сделанный на основе сравнения выбора группы, в которую определяет себя индивид), собственной социальной идентичности (полного осознания своей принадлежности выбранной группы). Для индивида важно осознать свою сопричастность группе, поэтому следует несколько выводов:[1;2]

1) человек всегда стремится сохранить позитивную идентичность, поскольку это способствует восприятию мира как более стабильного;

2) при формировании позитивной идентичности люди осуществляют постоянный процесс сравнения своей группы с другими, что расширяет представления о мире;

3) сравнение предполагает более внимательную оценку свойств различных групп и тем самым способствует более дифференцированному анализу социальной структуры;

4) при негативной оценке группы принадлежности индивид ищет возможность покинуть группу и присоединиться к новой.

Каждый индивид изначально не принадлежит ни к какой из групп болельщиков. Сначала ему просто становится интересен мир спорта, мир футбола. Уже далее он начинает понимать, что есть определенные команды, клубы, есть разные классы болельщиков, т.е. происходит социальная категоризация. Следующим этапом становится сравнение различных команд, а, следовательно, и болельщиков. Индивид делает выбор в пользу какой-то команды и становится ее болельщиком, т.е. происходит социальная идентификация. А в дальнейшем происходит принятие своего нового статуса, т.е. происходит процесс собственной социальной идентичности.

 Каждому болельщику важно понимать, к какому классу он относится, важно осознавать сопричастность с остальными болельщиками данного клуба: ЦСКА, «Спартак» или др. И чтобы осознавать эту сопричастность (что очень влияет на самооценку индивида), человеку необходимо сохранять позитивную идентичность.

Например, болельщик ЦСКА будет позитивно оценивать нынешние успехи своего клуба: 5-тикратный чемпион России (2003-2014 гг.), 5-тикратный серебряный призер (1998-2010 гг.), 3-хкратный бронзовый призер (1999-2012 гг.), 7-микратный обладатель Кубка России (2002 – 2013 гг.), 6-тикратный обладатель Суперкубка России – это рекорд (2004 – 2014 гг.), обладатель Кубка УЕФА (2005 г.), дважды выходит в ¼ Лиги Чемпионов УЕФА (1993, 2010 г.). [9] Разумеется, такое количество наград будет позитивно влиять на причастность болельщика к этому клубу. Поскольку формируется позитивная идентичность, болельщик постоянно сравнивает свою команду с другими, и с учетом того, что в последние годы мало кто может побить рекорды ЦСКА (в данном случае «Спартак» в последние годы ничего не выигрывал (последний раз был чемпионом России в 2001 году), 5 раз был серебряным призером (2005 – 2011/12 гг.) [8], то это сравнение по титулам и составам последних лет будет выигрывать ЦСКА, и, соответственно, позитивная идентичность у болельщика ЦСКА будет сохраняться.

Если же говорить о болельщике «Спартака», то он, скорее всего, будет обращаться к старым заслугам любимого клуба: 9-тикратный чемпион России (1992 – 2001 гг.), 5-тикратный серебряный призер РФПЛ (2005 – 2011/12 гг.), 2-кратный бронзовый призер РФПЛ (1995, 2002 гг.), 3-хкратный обладатель Кубка России (1993/94, 1997/98, 2002/03 гг.) [8], – и титулам, выигранным в СССР, которых очень много. Конечно, качеством и количеством наград ЦСКА и «Спартак» различны, но тем не менее заслуги московского «Спартака» будут позитивно влиять на спартаковского болельщика и вселять в него уверенность. Но спартаковский болельщик также будет сравнивать свой клуб с чужим, и чтобы позитивная идентичность оставалась, то, скорее всего, он будет сравнивать составы и говорить: «ЦСКА выигрывает засчет нападающих-легионеров, а без них этот клуб не смог бы столько раз стать чемпион и добиваться каких-то успехов в еврокубках, а поскольку «Спартак» не обладает такими возможностями, то играют тем составом, который могут себе позволить», – или что-то в этом духе. Главное, что при сравнении «Спартак» при таком обосновании своего болельщика будет выигрывать, тем самым позитивная идентичность будет сохраняться.

Но теперь следует поговорить о негативной оценке группы. И здесь в качестве примера можно привести ситуацию, которая и послужила яблоком раздора между двумя лагерями болельщиков – 1976 год, вылет «Спартака» из Высшей Лиги. Часть болельщиков московского «Спартака» отдала свое предпочтение ЦСКА. Почему? Я не могу говорить достоверно, но, скорее всего, престиж команды в их глазах упал, они стали негативно оценивать команду, они перестали в нее верить, они разочаровались в ней, самооценка самих болельщиков в этом статусе упала. И поскольку команда стала представать в негативном свете, то они покинули группу болельщиков «Спартака» и присоединились к группе болельщиков ЦСКА, тем самым создав этот конфликт, который длится и по сей день.

Разрешить групповой конфликт в рамках теории социальной идентичности можно, используя одну из моделей категоризации. [2;5] Я хотела бы рассмотреть подход декатегоризации, поскольку, на мой взгляд, он здесь наиболее уместен. В данном подходе необходимо сделать границы групп более подвижными и постараться познакомить участников групп с индивидуальными особенностями друг друга. Болельщиков разных команд объединяет то, что собственно их и разъединяет – это футбол. В рамках данного подхода следует снимать побольше социальной рекламы с целью показать людям, что именно ради игры, ради футбола, ради спортсменов и ради получения адреналина от процесса игры (!) они приходят на стадион, болеют и поддерживают свою команду, а не ради драк, распевания обидных «кричалок», стычек и стрелок. Совсем недавно активно проходила акция #стопмат – ролики, которые показывали по центральным каналам перед матчем, во время перерыва и после матча. В этих роликах знаменитые актеры, спортсмены и футболисты говорили о том, что «мат – это вещь индивидуальная, а не коллективная», пытаясь тем самым донести до людей, что стадион – это не место коллективных нецензурных высказываний, что нужно уважать друг друга. Нечто похожее можно сделать на тему объединения футбольных болельщиков. Нужно показать людям, что футбол должен нести с экранов позитив, радость и расслабление, а не скандалы; что футбол – это то, что их объединяет.

Далее рассмотрим данный межгрупповой конфликт с позиции теории самокатегоризации Дж. Тернера. [2;3]

Дж. Тернер и Г. Тэджфел противопоставляли социальную и персональную идентичности, утверждая, что в зависимости от обстоятельств у человека проявляется то одна, то другая. Социальная категоризация – это система ориентаций, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе. Человек категоризирует себя в пределах определенного континуума ближе то к одному, то к другому концу. Тернер полагал, что восприятие себя как члена ингруппы снижает восприятие себя как уникального индивида, т.е. происходит некоторая деперсонализация восприятия, что сопровождает процесс формирования группы и люди начинают воспринимать себя и других в качестве взаимозаменяемых элементов одной категории. Это становится неким предварительным условием возникновения сплоченности, взаимовлияния и т.д. Деперсонализация скорее выступает как прибавка идентичности, а не ее потеря – это переход к новому уровню взаимодействия. И эти социальные категории необходимы людям, чтобы легче ориентироваться в окружающем мире. В основе данной теории лежит конфликт – это стереотипы и категории, которые искажают представления о людях, группах, что и приводит к возникновению конфликта.

Группы болельщиков – это тысячи, а возможно и миллионы людей. Разумеется, порой индивид (болельщик), воспринимая себя в качестве члена группы болельщиков ЦСКА или «Спартака» (в данном случае это не имеет значения), не так сильно воспринимает себя как уникальную личность, а чувствует себя частью группы, частью футбольного движения, что сплачивает его с остальными участниками.

Но, как уже отмечалось выше, в данной ситуации в основе теории лежит конфликт – это стереотипы и категории, которые присваиваются тому или иному клубу, что также вызывает трения и разногласия между болельщиками разных клубов.

Что у ЦСКА, что у «Спартака» есть клички, которые имеют свою историю и которые создают определенные стереотипы. У «Спартака»: «Красно-белые», «Спартачи», «Мясо», «Народная команда». У ЦСКА: «Красно-синие», «Армейцы», «Кони», «Конюшня». [7;9]

Что касается прозвищ «Красно-белые» и «Спартачи» в отношении «Спартака», «Красно-синие» и «Армейцы» в отношении ЦСКА, то здесь все понятно – они исходят из цветовой гаммы и символики, названия клубов (ЦСКА – это аббревиатура, которая расшифровывается как Центральный спортивный клуб Армии).

Что же касается таких прозвищ как «Мясо», «Народная команда», «Кони» и «Конюшня», то здесь не все так очевидно. Болельщиков московского «Спартака» еще с советских времен называют «Мясо», поскольку в то время команда находилась под крылом кооперативов, и обидная кличка «торгаши», затем сменилась на «мясо», подчеркивая коммерческое происхождение клуба. Но это уже давно перестало быть обидной кличкой. «Спартак» называли «народной командой» из-за своей принадлежности к рабочим профсоюзам. Также «Спартак» имеет кличку «свиньи» из-за «фан-символа» - дикого кабана. «Кони» и «Конюшня» - это давнишние прозвища болельщиков ЦСКА. Существует две версии происхождения этих прозвищ: первая – во времена СССР ЦСКА (а в те времена ЦДСА) располагался в конюшнях, поскольку не имел своей базы; вторая – руководители клуба переманивали к себе в команду лучших игроков под видом прохождения воинской службы, другими словами, подбирали их как «лошадей». Поскольку конь – самолюбивое и гордое животное, то создается впечатление, что у команды присутствует желание всегда быть лучше других и быть первой.

Не все из этих прозвищ приятные и милые, особенно если рассматривать историю некоторых из этих прозвищ, поэтому довольно часто болельщики используют прозвища противоположных команд в «кричалках» и на баннерах в оскорбительных целях, что тоже не способствует улучшению взаимоотношений.

В рамках теории самокатегоризации можно лишь предложить разрешение конфликта при помощи изменения стереотипов. [2;5]

На базе данного стереотипа нужно построить другой стереотип.

Нужны люди, которые будут обладать определенными характеристиками.

Разумеется, исторически сложившиеся клички, а, соответственно, и стереотипы очень сложно изменить.

Например, существует стереотип, что ЦСКА – надменный и самовлюбленный, гордый клуб. Для того, чтобы разрушить этот миф, следует показать, что футболисты ЦСКА поддерживают хорошие взаимоотношения с другими клубами, что существует некоторая взаимоподдержка и помощь между клубами, что мы можем наблюдать в сюжетах перед матчами и после них, когда футболисты разных команд приветливо и по-дружески общаются между собой. Возможно, следует устроить совместные выезды клубов на какие-то акции (например, посещение детского дома или каких-то медицинских центров).

Например, спартаковское прозвище «свиньи» не стоит подкреплять каким-то недостойным поведением со стороны футболистов и болельщиков: появление где-то в нетрезвом виде, какие-то оскорбления или же скандалы среди футболистов, вынесение на всеобщее обозрение частной жизни спортсменов. Стараться не оправдывать эту не очень приятную кличку. Но это очень длительный процесс, футболисты и люди, причастные к этим клубам, должны максимально стараться способствовать изменению стереотипа.

Тема футбольного движения, конфликтов футбольных болельщиков очень непростая и ее сложно решить. Если это было бы просто – уже бы решили, тем более, что она настораживает и пугает всех: простым болельщикам, не причастным к ярым футбольным движениям, не хочется уже идти на стадион и смотреть футбол вживую, так как просто становится страшно за свою жизнь.

На мой взгляд, из всех описанных способов решения данного конфликта, наиболее эффективными являются социальная реклама и совместные акции болельщиков. Но сразу устраивать какие-то совместные выезды болельщиков на акции не стоит (возможно, с акциями по отношению к национальной сборной это получится, но тоже очень рискованно). Для начала необходимо заняться социальной рекламой с целью объединения болельщиков, показывая им, что футбол, игра – вот ради чего они на стадионе, что они все люди, которые любят футбол. Параллельно с этим можно заняться изменением стереотипов, хотя, как мне кажется, это не столь эффективно, но данный способ тоже можно попробовать, тем более, что он не содержит каких-то кардинальных шагов – это то, что нужно поддерживать и для имиджа клуба, и для спортсменов. А через какой-то период времени можно потихоньку запускать мирные акции для объединения болельщиков (совместный выезд и т.д.).

 

Список литературы:

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002, 249-251 с.
  2. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 432 с.
  3. Дерби «ЦСКА» и «Спартака» [Электронный ресурс] // URL  http://rfplinfo.ru/derbi-spartak-cska.html
  4. Захарова О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб. метод. пособие / О. В. Захарова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 95 с.
  5. Околофутбола [Видеозапись] / реж. Антон Борматов; в ролях: Александр Ратников, Павел Ерлыков, Григорий Иванец, Иван Фоминов; кинокомпания СТВ. Фильм вышел на экраны в 2013 году.
  6. Сариева И.Р. Лекция по межгрупповым отношениям.
  7. Спартак (футбольный клуб, Москва) [Электронный ресурс] // URL  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%

    A1%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BA_(%D1%

    84%D1%83%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0

    %BB%D1%83%D0%B1,_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)
  8. Список достижений ФК «Спартак» Москва и его игроков [Электронный ресурс] // URL  https://ru.wikipedia.org/wiki

    /%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B4%D0%

    BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A4%D0%9A_%C2%AB

    %D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BA%C2%BB_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0

    %BA%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%

    BA%D0%BE%D0%B2
  9. ЦСКА (футбольный клуб, Москва) [Электронный ресурс] // URL  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%

    A1%D0%9A%D0%90_(%D1%84%D1%83%D1%82%D0%B1%D0%

    BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1,_%D0%9C%D0%

    BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.