Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Долинина И.Н. РЕЦЕПЦИЯ ПЛАТОНА В КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ "ЛЮБОВЬ" В ИСКУССТВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(42).pdf (дата обращения: 05.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РЕЦЕПЦИЯ ПЛАТОНА В КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ "ЛЮБОВЬ" В ИСКУССТВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Долинина Ирина Николаевна

студент 4 курса, факультет Коммуникаций, Медиа и дизайна НИУ ВШЭ,

г. Москва

Голубков Андрей Васильевич

научный руководитель,

кандидат филологических наук, преподаватель НИУ ВШЭ,

г. Москва

Цель настоящего исследования узнать, как теория любви Платона отразилась в искусстве  и философии эпохи Возрождения.

Актуальность темы исследования состоит в том, что культура Возрождения во многом сформировала дальнейшие тенденции и традиции в европейском искусстве. Особенно это касается философии о любви и красоте, так как эта тема во времена Ренессанса была одной из самых популярных. В свою очередь эта философия формировалась на почве возрождения античных традиций. В частности философские труды Платона о теории любви стали доступны европейской общественности только в 15 веке, и это «открытие» оказало колоссальное влияние на развитие философской мысли в эпоху Возрождения.

В 1462 году итальянский философ и гуманист Марсилио Фичино организовывает Флорентийскую платоновскую академию. На вилле в Кареджи, которую Марсилио подарил Козима, встречались философы, художники, поэты, священники - последователи гуманистического направления - , и во время собраний обсуждали сочинения Платона и посвященные анализу его философии трактаты. Благодаря огромной переводческой работе Фичино труды Платона и других античных философов (Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Пифагора, Плотина) стали доступны Европе, и тем самым античное наследие серьезным образом повлияло на становление культуры Ренессанса. Теорию любви стали формировать на почве неоплатонизма, и она, развиваясь, проникла в разные европейские культуры. Поэтому важно понять, что Фичино, как открыватель идей Платона остальному миру, увидел в его работах и какое мнение выразил о его идеях.

Любовь как отношение двух Эротов. Фичино развивает мысль Платона о «двух родах любви». Он говорит, что «и та и другая влечется к порождению красоты, но каждая по – своему» [4, с. 150]. Простонародная Венера стремится разуметь божественную красоту и создать в материи мира подобную ей форму. То есть любя в человеке красоту, которая несет в себе образ и подобие прекрасного и единого, она страстно желает воспроизвести ее заново и сохранить в реальном мире. Форма тела ей гораздо важнее, чем душа, ведь через него она познает красоту и желает произвести красивое потомство.

Любовь как слияние божественного и человеческого. Фичино, продолжая мысль Платона, говорит, что пошлая любовь ведет к неистовству. Зато божественное безумие или небесная любовь на человека влияет не просто благосклонно, но «возвышает его над человеческой природой и превращает в бога».

Любовь как стремление к красоте. Интересный момент отметил в своей статье «Учение о любви и красоте Марсилио Фичино» [1, с. 47] доктор исторических наук и профессор О.Ф.Кудрявцев. Он говорит, что в «Комментарии на «Пир» Платона» Фичино неоднократно определяет красоту как «грацию». Хотя многие переводчики заменяет это слово на «прелесть», что, по мнению автора работы, совершенно не верно. Ведь ««gratia dei» означает «благодать Божья», та самая благодать, коей созидается, а равно и спасается Богом мир; красота, выступающая у Фичино в сходных функциях, есть поэтому красота благодатная, абсолютная, неизъяснимая, не зависящая от форм, в коих она воплощается в материальном мире» [3, с. 42].

Любовь – хранительница жизни. Фичино выделил четыре божественных исступления, которые приближают души к Единому - поэтическое, исступление таинства, прорицания, любовная страсть. Так Фичино поддерживает мысль Платона, что любовь - наставница и распорядительница всех искусств. Платон через речь Эриксимаха «Эрот разлит по всей природе» в «Пире» [2, с. 530] утверждает, что Эрот растворен во всем сущем. Эрот сам по себе имеет двойственную суть, как и природа человека, в которой всегда борются разные начала.

Любовь как добровольная смерть. Фичино в своей работе выступает не только как философ, но еще и как тонкий психолог. В части, посвященной диалектике любви, он развивает мысли Платона о превращениях, которые переживают любимые и любящие. Он объясняет поведение влюбленных через метафизические смыслы любви. Марсилио рассуждает о причинах, почему влюбленные  испытывают то необычайную радость и счастье, то вдруг жгучую печаль и отчаяние. Все дело в том, по его мнению, что один из влюбленных до такой степени отдается другому, растворяясь в нем, что это отречение от себя и самопожертвование по имя любви сравнимо со смертью. Он отдает свою душу любимому и умирает, но затем воскресает в его душе. Отрекаясь от себя, он заново находит свою суть в другом человеке и начинает жить двумя жизнями. Словно бы одна душа владеет двумя телами. Любовь  - это единство рождения и смерти, обмен душами и удвоение жизней.

Влияние идей платона и неоплатоников на искусство возрождения. Вслед за Фичино неоплатоническую философию любви развивал испанский мыслитель  и врач Леон Эбрео (настоящее имя Иегуда Абрабанель). Сочинение «Диалоги о любви» [5, с. 307-345] стало популярно не только в Италии, оно было переведено на французский, испанский и латинский, и получило европейскую известность. Его творчество свидетельствует о широком распространении идей неоплатоников в Европе. Он так же, как и Фичино, наделяет любовь космической и универсальной силой, способной осуществлять связь всех начал во вселенной. Но кроме космологической концепции мира, он в своем труде «Диалоги о любви» развивает идею об эстетической природе любви. Красота, по его мнению, есть «начало, середина и конец всякой любви» [5, с.320]. Кроме того, интересна позиция Эбрео в отношении понятия красоты. Через уста героя его диалогов Филона, Леон вступает в дискурс с Платоном, настаивая на различии прекрасного или красоты и блага. Если Платон определял любовь как желание прекрасной вещи, то, по мнению Эбрео, любящий желает то, чего ему не хватает. То есть прекрасным тогда могут выступать различные вещи в зависимости от потребностей любящего: значит, красота, продолжает Эбрео, не универсальна для каждого. А благо – не частное, а общее понятие для всех людей. И вот к какому выводу он приходит: «Любовь – это стремление не к прекрасному, но к хорошему» [5, с. 301].

Также, идеи Платона и итальянских неоплатоников оказали огромное влияние на живопись в эпоху Ренессанса. Особенно много неоплатонические мотивов в творчестве Сандро Боттичелли. Например, по словам теоретика и искусствоведа Эрнста Гомбриха, «главными мотивами творчества Боттичелли, главными источниками, к которым он обращался, когда писал «Весну», были сочинения античных авторов, а также работы Марсилио Фичино» [4, с. 22]. Это неудивительно, потому что Боттичелли был тесно связан с деятельностью Платоновской Академии. Идея Фичино о Venus Humanitas [3, с. 125] нашла яркое воплощение в картине «Весна». Любовь человеческая, отраженная  в этом произведении Боттичелли, обладая необыкновенной силой, словно одним мановением руки приводит все мироздание в прекрасный круговорот любви. Она расположена по центру, потому что является космической и связующей силой.

Помимо идеи о Венере Человеческой, в живописи нашла отражение концепция о двух противоположных началах любви – Венере Земной и Венере Небесной. Например, в произведении итальянского живописца Тициана «Любовь земная и небесная». Несмотря на то, что у Платона два рода любви имеют явные противоборствующие полюса: земная – отрицательный, а небесная – положительный. У Тициана нет ни капли осуждения аллегорической фигуры, обозначающей Земную любовь. Картина Тициана показывает, что хотя Небесная  Земная любови совершенно противоположны друг другу, они обе могут принести счастье: кому – то в узах порядочного брака, кому – то в страсти и духовной близости.

Таким образом, философия любви, которая активно развивалась в эпоху Возрождения, возникла в основном на почве возрождения античной философии, в особенности учения Платона. Марсилио Фичино во многом определил ход развития художественной мысли о любви и красоте, написав свой труд «Комментарий на «пир» Платона». Так неоплатоническая теория любви, построенная на идеях Платона, стала достоянием европейской культуры и отразилась во многих крупнейших художественных свершениях эпохи Возрождения.

 

Список литературы:

  1. Кудрявцев О.Ф. Учение о любви и красоте Марсилио Фичино. М.: Наука,  2008. 20 с.
  2. Платон. Избранные диалоги. М.: Эксмо, 2013. 530 с.
  3. Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона. М.: Вопросы философии. 1999. 144 с.
  4. Цит. по: Шестаков В.П. Ренессансная философия любви, ее отражение в живописи и поэзии //  Образы любви и красоты в культуре Возрождения. М.: Наука,  2008. С. 5-38
  5. Эбрео Л. Диалоги о любви. М.: Эстетика Ренессанса в 2-х т. 1981. Т.1. 412 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий