Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 апреля 2016 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Овчинникова А.И. СВОЕОБРАЗИЕ АРХИТЕКТУРЫ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНАХ В. ГЮГО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СВОЕОБРАЗИЕ АРХИТЕКТУРЫ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНАХ В. ГЮГО

Овчинникова Анастасия Игоревна

студент 5 курса, кафедра русского языка и литературы социально-педагогического института МичГАУ

г. Мичуринск

Попова Ирина Владимировна

научный руководитель,

канд. филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы, социально-педагогического института МичГАУ

г. Мичуринск

Активная фаза творчества Гюго приходится на 1830-е годы, именно эти они богаты революционными событиями, но сиюминутность не привлекает писателя и он ищет истоки событий. Оценить правильно происходящего возможно, лишь проследив зарождение и развитие в народных массах тех чувств и нравов, которые в итоге и вызвали к жизни грозовые события XIX века.

В. Гюго – романтик по складу характера, поэтому в романном творчестве он как бы погружается в средневековье, используя «машину времени», будучи уверен, что именно тогда зародилось недовольство широких народных масс королевской властью. В народе стала просыпаться тревога за свою судьбу, она вызвала к жизни жажду свободы, и человек однажды понял, что такое чувство собственного достоинства.

 События в романе «Собор Парижской Богоматери» начинаются, казалось бы, ни с чем непримечательной даты 6 января 1482 года, в этот день не было битв, громких побед и вообще пафосных событий, но, тем не менее, он характерен отмечаемыми праздниками религиозного и социального содержания. Перед нами открывается душа народа, многочисленные группы которого заполнили улицы и повсюду раздается «крик, смех, топот тысячи ног» [1, 4, с. 15]. Именно эта сцена в романе и высвечивает сущность народного самосознания. Пред нами предстает особенный мир. Может быть, пытливый историк и возразит нам по поводу его значимости, но, когда люди вокруг измеряют события своеобразным календарем – «День приезда кардинала», «День казни преступника на Гревской площади», «День штурма собора Парижской Богоматери» – то эти события воспринимаются ими как сверхважные. Гюго-писатель и Гюго-историк, своеобразно развернув временной портал, сумел показать целую картину нравов XV века. Итак, существенной деталью, необходимой для анализа, является выделение этого временного пласта, соответствующего пробуждению самосознания народа.

Иной подход характеристики следующего исторического периода мы наблюдаем в романе «Девяносто третий год». Время в этом романе структурировано по признакам точности и динамизма. Важна каждая деталь. Именно своеобразная «детальность», конкретность и стала отражением Великой французской революции.

«Четырнадцатого июля – освобождение. Десятого августа – гроза. Двадцать первого сентября – заложение основ. Двадцать первого сентября – равноденствие, равновесие» [2, 11 с. 23]. Мы не можем укорить автора в излишнем пристрастии к летописному стилю. Данный период насыщен событиями, в которых проявляется высший смысл существования народа, реализуется его многовековая мечта о свободе. Эта мечта близка и автору. В. Гюго является истинным патриотом своей страны, он не только рисует, но как бы участвует в своих произведениях.

Местом действия двух романов является Париж и это не случайно: исторический срез столичной жизни способен в большей степени высветить особенности общественной жизни Франции. Кроме того, автор дает нам счастливую возможность насладиться архитектурой этого города. Благодаря изменению своих творческих взглядов, а их эволюция очевидна, мы видим два различных образа Парижа. Средневековый Париж колоритен и особые детали как бы пешего путешествия по улочкам города подчеркивают это. «Кто умеет видеть, тот даже по ручке дверного молотка сумеет восстановить дух века и облик короля» [3, 2, с. 178]. Описанию колорита и архитектуры города посвящены большие фрагменты, именно они являются главными источниками народного духа эпохи.

Париж 1793 года разительно отличается. Используя принцип рационализма в изображении, автор дает нам вначале панорамный образ города и затем, как бы приближаясь, мы видим его трансформацию. Меняются символы времени. Город XV века привлекал и пугал одновременно (виселица на Гревской площади), но через призму изображения виден был дух зарождения чувств в народных массах.

Париж конца XVIII века изображается как очаг революции и дается картина его главных «нервных центров»: дворец Тюильри, ставший резиденцией Конвента, афиши, расклеенные на главных улицах, кабачки, где собираются революционеры. Мы отмечаем смену главных символов города. И автор уверен, что именно революционные символы в этот период важнее архитектурных. Они подчеркивают масштаб исторических событий. События, захватив город полностью, своеобразным девятым валом расходятся по всей стране. Расширяются границы художественного пространства, оно идет по следам истории этих событий.

Сравнивая романы по признаку изображения пространства, мы обращаем внимание на символический смысл нравов Средневековья в «Соборе Парижской Богоматери» и чисто исторический смысл происходящих событий в романе «Девяносто третий год». Народ пробудился, через крайние формы протеста выходит на улицы и совершает революцию.

Особый интерес вызывает система создания персонажей произведений В. Гюго. Она является весьма оригинальной. В её основе лежит принцип изображения характеров через соединение противоположностей, это и принцип постоянных антитез, чрезмерного контраста и даже включение в нить произведений реальных исторических лиц. Изображение последних накладывает на автора дополнительные обязательства, и потому на первый план выведены их поступки, а психологические характеристики уведены на второй план или отсутствуют. Они творцы истории и это наиболее важно.

Необходимо отметить, что герои участвуют в исторических событиях по разным причинам. В романе «Девяносто третий год» многие герои являются необходимой частичкой исторического процесса, играют активную роль в событиях очень важных для судьбы страны, а в «Соборе Парижской Богоматери» действуют вымышленные персонажи, каждый из которых исключителен как художественный образ, но необходим только для понимания мироощущения эпохи. Понять и оценить их действия помогают сцены решения ими нравственных проблем. Есть устойчивое мнение, что в политической сфере жизни человека исключительная ситуация может изменить характер человека и систему ценностей. С большей долей уверенности мы можем предположить, что до Революции маркиз де Лантенак являлся одним из образованных и учтивых придворных короля Людовика. В романе мы видим его в иных условиях и совсем иным. Это один из лидеров восставшей против Революции крестьянской Вандеи. Он жесток, решителен и лишен гуманизма, расправляясь с врагами и местными жителями, которые симпатизируют революционерам. В их глазах он этакий монстр и исчадие ада одновременно. Кровь на руках и муки в душе. Его поступок по спасению детей-заложников, которые сражаются на стороне врагов, кажется непонятным. Но именно так Гюго-романист, через столкновение характеров и нравственные муки, показывает победу Добра (в перспективе) над Злом (гражданская война и ожесточение людей). Де Лантенак в своих внутренних терзаниях нашел ответ и потому он добровольно сдаётся в плен революционерам. Что лежит в основе этой победы, какое оружие? Жизнь каждого из нас имеет несколько регуляторов и одним из основных является мораль и нравственность. Нет людей, которых можно назвать носителями только отрицательных характеристик, «колоссы» злобы и ненависти это миф, придуманный импульсивными индивидами. Достучаться до сердца даже закоренелого в пороках человека возможно. Несомненным достижением Гюго является в этой сцене соединение историзма с духовной жизнью героев.

Герои романа «Собор Парижской Богоматери» интересны в этих поисках. В ином аспекте, через систему вымышленных персонажей, было легче формировать своеобразный месседж читателю. Автор использует широкий арсенал средств: портрет, символику, метафоры и другие средства художественной выразительности, которые способны передать внутреннюю сущность героев, типичных для Средневековья. Да, метода социалистического реализма здесь нет, герои даже излишне романтизированы, но это нельзя считать недостатком. Они сильно отличаются душевным складом характера и, хотя и принадлежат к различным социальным группам, их единство заключается в реакциях на несправедливость, несовершенство общественного устройства. Олицетворением человечности и милосердия является Эсмеральда, её помощь Квазимодо, наказанному без вины и осуждаемого людьми только за внешнее уродство, увлекает нас в мир тонких чувств и переживаний. Красота внешняя и внутренняя совпадают нечасто, и автор подводит нас к мысли: недостаток общества той поры заключался еще и в том, что массы людей бесчувственны по причине своей темноты. Ростки прекрасного есть, их мало, но должно пройти время и при другом общественном устройстве изменятся нравы и люди.

 

Список литературы:

  1. Гюго В. Собрание сочинений. В 15 томах.– М.: Государственное издание художественной литературы, 1953. Т. 4. – 673 с.
  2. Гюго В. Собрание сочинений. В 15 томах.– М.: Государственное издание художественной литературы, 1953. Т. 2. – 543 с.
  3. Гюго В. Собрание сочинений. В 15 томах.– М.: Государственное издание художественной литературы, 1953. Т. 4. – 673 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.