Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 апреля 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вишневская А.Ю. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ В 90х ГГ. ХХ ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf (дата обращения: 23.10.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ В 90х ГГ. ХХ ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШИИ

Вишневская Анастасия Юрьевна

студент 3 курса, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева ФХиМО,

г. Чебоксары

Научный руководитель Кузьмин Василий Ананьевич

доцент Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

г. Чебоксары

Развитие культуры в России в годы перестройки и рыночных реформ определялось несколькими основными факторами: демократизацией общественной жизни и снятием идеологических ограничений на художественное творчество; падением «железного занавеса» и усилением контактов между российской и мировой культурой (в том числе и культурой русского зарубежья); наконец, трудностями и новыми возможностями, связанными с сокращением роли государства во всех областях общественной жизни, в том числе и в культурной политике. Культуре в этих условиях пришлось приспосабливаться к условиям рыночной экономики.[7]

В идеях и образах российской культуры 1990-х гг., особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха – распад СССР и движение к демократизации, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик.

Исследователи выделяют несколько этапов формирования постсоветского художественного искусства в современной России: 1985-1990 гг. – обретение мастерами как творческой, так и институциональной свободы; 1990-1993 гг. – активное строительство Art-рынка; 1993-1999 гг. – кризис развития искусств в стране; с 2000 г. по настоящее время – пробуждение художественной жизни после застоя.

В 1990-е гг. в изобразительном искусстве получает развитие исторический пейзаж («Чебоксары. Половодье, 1926г.» Н.В. Овчинников, скульптурная композиция «Прометей» В. Зотикова, 1997). В станковых формах искусства преуспели в разработке «чувашской темы» В. Агеев, К. Владимиров, Н. Енилин, С. Кадикин, Ф. Мадуров, Ю. Матросов, С. Михайлов, В. Петров, А. Розов.[2, с. 66] В конце ХХ столетия художники все больше увлечены созданием национальных образов, прослеживается смена историко-революционной темы новой – историко-философской.

Формирование образа чувашской нации нашло отражение в творчестве многих региональных мастеров, их работы отличаются ярко выраженной этнической направленностью. Эта тенденция, связанная в первую очередь с поисками национальной идентичности, нашла глубокое отражение в динамическом историческом пространстве.[4, c. 40]

Этнический компонент, основывающийся на теме героев истории, традиционных элементов местной культуры, получил широкое распространение в области станковой живописи, графики и скульптуры. Наглядным примером служит произведение скульпторов Ф.Н. Мадурова и Ю.Н. Новикова – «Дорога на Москву «Конница», за исполнение которой в 1993 г. они были выдвинуты на соискание государственной премии Чувашской Республики в области изобразительного искусства и архитектуры.[4, c. 41] Данная монументально-декоративная композиция, отражающая важное исторической событие, и по сей день является достопримечательностью г. Чебоксары.

Также среди работ заслуженного художника Чувашии Ф.Н. Мадурова можно выделить: двухфигурную композицию «Аçа-Ама» (1990 г.), «Истина» (2001 г.), портрет Н.Я. Бичурина (2002 г.), «Асамат» (2003 г.), монументально-декоративную композицию «Ворота солнца» (1995 г.) и др.[1, c. 19] Примечательно, что мастер является одним из немногих представителей республики, чьи произведения находятся в собраниях Чувашского государственного художественного музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и др.[6, c. 132]

Одним из наиболее видных мастеров республики в области скульптуры является В.П. Нагорнов. Его творениями стали: монументальный барельеф «Добровольное вхождение чувашского народа в состав Русского государства» (1995 г.), скульптура «Муза» (1985 г.), памятник К.В. Иванову (1991 г., 1995 г.), «Стрижи. Память» (1994 г.), станковые произведения: портрет Зухди Чаколли (1990 г., 2005 г.), «Булгарка» (1991 г.), А.С. Пушкин (1999 г.) и др. Одна из наиболее значимых работ – «Монумент Матери», расположенный в центре г. Чебоксары (2003 г.).[3, c. 70] Монумент Матери - символ возрождения духовных ценностей чувашского народа. Размер памятника превышает все созданные прежде в Чувашии монументы. Вместе с постаментом его высота составляет 46 метров. Руки женщины, раскинутые в стороны, - это не только встречающий, но и охватывающий жест, обещающий покровительство этой земле и народу. На пьедестале на чувашском и русском языках начертаны простые, но очень важные для всех нас слова: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви» (чуваш. «Килĕшÿпе юратура пурăнакан ачамсем пиллĕхлĕ).

Открытие памятника Михаилу Сеспелю, скульптором А.П. Майраслов, архитектором Н.С. Краснов, чувашскому поэту, творчество которого стало неотделимой частью мирового культурного наследия, состоялось в дни празднования 520-летия города Чебоксары.

Бюст Михаила Сеспеля установлен в сквере его имени на трехметровом гранитном постаменте. Скульптор изобразил талантливого поэта как бы устремленным навстречу ветру революционных перемен. Жесты рук поэта передают душевное волнение от переполняющих его чувств.

На самой высокой точке города Чебоксары находится Мемориальный парк Победы, занимающий площадь более тридцати гектар. Парк расположился на высоком холме, над речным вокзалом города и хорошо просматривается с залива.

Началом образования парка было открытие на высоком берегу Волги Монумента воинской славы в мае 1980 года. Памятник представляет собой бронзовую скульптурную композицию женщины-матери, держащей красное знамя, и юноши-солдата, приклонившего колено. Высота монумента более шестнадцати метров. Авторами памятника стали скульптор А.Д. Щербаков и архитектор Г.Я. Захаров. У подножья холма был установлен гранитный постамент с Вечным огнём, зажженным в Зале воинской славы на Мамаевом кургане.

В 1996 году в парке Победы был установлен памятник воинам, погибшим в ходе боевых действий в Чечне. В августе 1999 года была освящена часовня Святого Иоанна. В апреле 2002 года открылся памятник ликвидатором аварии Чернобыльской АЭС, а в 2004 году был установлен памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане. К 60-летнему юбилею Великой Победы, в мае 2005 года была построена Аллея Героев и Каскадный фонтан. На территории Мемориального парка работает Музей боевой техники, где находятся: два танка Т-34, легендарная "Катюша", пушки ЗИС-3, вертолёт МИ-8, БМ-13, самолёт МИГ-19 и БТР. В день Военно-Морского Флота 28 июля 2013 года в парке Победы был торжественно заложен первый камень памятника морякам Чувашской Республики.

Монументально-декоративное искусство республики обогатилось профессиональными мастерами и их произведениями. При всем многообразии сюжетов авторы активно работали над национальной темой. Появились новые формы, направления и методы изображения. Несмотря на то, что часто сюжет, содержание и идея картины возникали в преддверии той или иной знаменательной даты, они нередко становились толчком для создания глубокого идейно-содержательного образа.[5, c. 29] Важными факторами развития и обогащения культуры является плодотворная деятельность ряда региональных художников, что подтверждается их активным участием в различных региональных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

 

Список литературы:

  1. Автономова А.Н. Историческая живопись в республиках Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) в XX веке: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2011. 30 с.
  2. Александров Г.А. Чувашские интеллигенты: биографии и судьбы. Чебоксары: [Б.и.], 2003. 214 с.
  3. Викторов Ю.В. Чувашское изобразительное искусство в 1994 г. (Обзор) // Чувашское искусство. Вопросы теории и истории / ЧГИГН. Чебоксары, 1996. Вып. 2. С. 65-89.
  4. Ерофеев Б. Н. Развитие художественного творчества Чувашии в период социальных перемен (90-е годы ХХ века) // Вестник Чувашского университета №2. Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2015. – c. 39-45.
  5. Сергеев Т.С. Культура Чувашии: (1917 – 1990): автореф. дис. … докт. ист. наук. Сверд- ловск, 1991. 31 с.
  6. Сергеев Т.С., Радиченко А.Н. История интеллигенции Чувашии в современных исследо- ваниях // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2007. № 4. С. 129–135.
  7. Урок - Развитие культуры в России в годы перестройки и рыночных реформ [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://history4you.ru/lessons/culture/show-lesson/-/asset_publisher/sqcu6oPUQ1B7/content/id/23097/ (дата обращения 06.04.2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом