Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 апреля 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Изьюрова Е.В. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РИСУНКА УЧЕБНОГО НАТЮРМОРТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РИСУНКА УЧЕБНОГО НАТЮРМОРТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изьюрова Елена Витальевна

студент 4 курса, кафедра дизайна и изобразительного искусства ВГУ,

г. Киров

Софронов Геннадий Алексеевич

научный руководитель,

доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ВГУ,

г. Киров

В процессе обучения изобразительному искусству в художественной школе центральное место занимает рисование натюрморта, так как натюрморт можно считать малой моделью большого мира и отрабатывать в нем все те задачи, с которыми художник встретится при изображении интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной композиции. Рисунок, является одним из главных дисциплин в изобразительном искусстве, на основе которого идет, взаимосвязь с другими дисциплинами художественного цикла. Учебные постановки натюрморта помогают учащимся понять и усвоить практически понятие перспективы, линейно-конструктивное построение формы на плоскости, позволяют изучить светотеневые отношения натуры.

Жанр натюрморта – включен в программе по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Теме отводится мало времени, учащихся нужно научить творческим возможностям, сформировать их образное мышление, научиться грамоте линейно конструктивного построения с учетом перспективы всех элементов окружающей нас среды. Учащимся нужно дать основы грамотного композиционного построения предметов быта и других объектов, передаче тоновых характерных объемных форм с учетом правильного нахождения элементов тонового объема и световоздушной перспективы, начиная обучение с рисования простых геометрических тел и заканчивая сложными тематическими натюрмортами.

В учебном натюрморте необходимо согласовать предметы по размеру, тону и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить тоном закономерности пластики различных объемных форм. Учебный натюрморт призван подготовить учащихся решать учебные задачи, с тем, чтобы в дальнейшем они могли перейти к более сложным задачам творческого уровня [1].

Натюрморт может быть очень простым по своей композиции. Два-три предмета связанные идейным единством, простые и ясные по форме и тону, расположенные в соотношении друг другу и к фону, могут служить хорошей задачей для рисунка [3].

Как говорил Джошуя Рейнольдс: «Карандаш должен быть постоянным спутником учащегося...» [2].. Это материал, который, должен давать возможность учащимся выполнять учебные и творческие задачи рисования, различных заданий процесса обучения изобразительному искусству.

При проведении педагогической практики уроков в 5 классе в общеобразовательной школе детям ставился учебный натюрморт с тремя простыми по форме и тону предметами быта. Натюрморт состоял из чайника, и тарелки с бубликами, и с тремя драпировками различного тона. Прежде чем начинать практическую работу проводится беседа, во время которой дается анализ натюрморта с целью выявления композиционного расположения предметов быта с выделением композиционного центра – главного предмета и изучения тоновых взаимосвязей предметов быта со складками ткани, то есть тонового единства световоздушной перспективы всего натюрморта. А также проводится вводный опрос с обсуждением таких вопросов: что входит в наш натюрморт? Какой предмет стоит ближе к вам, а какой дальше? Какой предмет самый высокий в натюрморте? Какой самый низкий? С какой стороны освещен натюрморт? Что самое светлое в натюрморте? Есть ли блик на освещённых предметах? Если есть, почему? Что темнее собственная или падающая тень предметов? Какие геометрические тела лежат в основе формы предметов? Как мы будем располагать предметы на листе бумаги?

После того, как был проведен анализ натюрморта, демонстрируется зрительный ряд рисунков натюрмортов выполненных художниками профессионалами с целью изучения техник графическими материалами. Педагогу необходимо сделать объяснение техники работы с различными графическими материалами и выполнить ряд линейно конструктивных построений предметов быта присутствующих в поставленных для рисования натюрмортов.

Детям в общеобразовательной школе ставят мало уроков и часов по изобразительному искусству, в неделю в 5 классах урок изобразительного искусства бывает два раза, дети не смогут за такое количество времени изучить весь аспект рисования, как учебного натюрморта, так и другие темы.

При рисовании учебного натюрморта, каждый педагог может столкнуться с такой проблемой, не умением детей выполнять поэтапное выполнения натюрморта. Они не понимают с чего им нужно начинать строить натюрморт, и как его в конце правильно штриховать. Педагог должен объяснить доходчиво значимость и необходимость грамотного ведения этапов рисования натюрморта, и чтобы учащиеся поняли, что нужно начинать работу над натюрмортом с изображением композиционного построения в ряде поисков.

Первый этап выполнения учебного натюрморта начинается с компоновки (расположение) на формате А4. Легкими линиями нам нужно было найти расположение всей композиции, затем мы переходили к поиску места для каждого предмета, одновременно устанавливая основные пропорции величин между предметами.

Задачи поискового этапа: нахождение предметной плоскости стола с учетом раскрываемости и перспективы; расстановки на предметной плоскости предметов быта с выделением композиционного центра, то есть нахождение главного и второстепенных предметов быта с учетом их пропорциональных отношений, а так же ритмов и уровней расположения относительно друг друга; нахождение световоздушной перспективы, окружающей среды в натюрморте; определение формата изображаемого натюрморта.

Затем должен проводиться анализ всех выполненных поисков и необходимо сделать отбор поиска, который, можно взять за основу построения натюрморта и преступить к переносу поиска на лист бумаги учитывая сомаштабность поиска с листом и применение методов переноса: по клеточкам, или методом увеличения.

На втором этапе выполнение, конструктивного построения натюрморта, он введется параллельно с постоянным измерением пропорциональных отношений величин предметов, с уточнением формы и местонахождения их в пространстве и расстояний между ними. Для того чтобы правильно определить положение каждого предмета на горизонтальной плоскости стола, следует выполнить «сквозную» прорисовку оснований и всех объемов предметов. При этом на начальном этапе построения эллипсы в фигурах вращения намечаются только короткими засечками, а фигуры изображаются силуэтно – это позволит учащимся более точно найти пропорциональные отношения.

Педагог демонстрирует на доске последовательность выполнения линейного построения предметов быта, проводя беседу с учащимися, и отвечая на возникающие у них вопросы, что в учебном натюрморте должно быть: соблюдение правил перспективы; соблюдение пропорций и соотношений величины предметов; грамотное построение эллипсов; построение таких элементов в предметах быта, как: ручки, носики с учетом построения секущей плоскости; аккуратность выполнения работы.

На третьем этапе необходимо проложить большие тональные отношения всех элементов натюрморта: предметов быта, складок ткани и связать их тоновым единством. На этом этапе закладываются тональные отношения предметов и частей фона, причем тон штриховки определяется тоном освещенных участков предметов, начиная с самых темных. В классическом преподавании рисунка установление больших тональных отношений не выделяется в отдельный этап работы, а выполняется одновременно со светотеневой моделировкой формы, рассчитывая на наблюдательность и прилежность юных художников.

На четвертом этапе выполняется нахождение мелких деталей уточнение и обобщение тоновой характеристики всего тонового строя натюрморта применяя метод обобщения и цельности эстетического восприятия, характера поверхности фактуры предметов и тканей. Передавая характер поверхности – учащиеся должны применить разный тип штриховки чтобы чувствовался материал, из которого выполнен каждый предмет быта: стекло, дерево, металл, естественные форма (овощи, фрукты) [4].

Таким образом, представленный поэтапный разбор выполнения тонового учебного натюрморта должен выполняться постоянно, грамотно, с применением перспективы и всех законов композиционного построения натюрморта. Учащиеся должны получить теоретические знания, практические умения и навыки, по ведению учебной и творческой работы по рисунку, что дает возможность повысить их профессиональный уровень, и возможность подготовить себя после окончания общеобразовательного учреждения к выбору профессии и поступлению в различные учебные заведения с художественным направлением, а так же воспитать в себе художника-творца и участвовать на творческих выставках различного уровня.

 

Список литературы:

  1. Аксенов К. Н. Рисунок. В помощь начинающему художнику оформителю / К. Н. Аксенов. – Москва: «Плакат», 1987. – 192с.
  2. Джошуа Рейнольдс. Мастера искусства о рисунке [Электронный ресурс]. URL: http://www.myasnikov.net/page92.html. (Дата обращения: 2.04.2016).
  3. Савинов, А. М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку / А. М. Савинов // Вестник университета Российской академии образования. – 2010. – № 5 (53). – С. 90-94  
  4. Софронов Г.А. Рисунок: учебно-методическое пособие. – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014. – 36 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.