Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 апреля 2016 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ринчинова С.Т. ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНАХ М.А.БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» И «МАСТЕР И МАРГАРИТА» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНАХ М.А.БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» И «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Ринчинова Сурена Тумэн-Баировна

студент 2 курса, кафедра журналистики и рекламы БГУ,

г. Улан-Удэ

Колмакова Оксана Анатольевна

научный руководитель,

канд., филол., наук, доцент БГУ,

г. Улан-Удэ

Начало двадцатого века – это время глубоких потрясений, изменивших мировоззрение человека. Различные направления в искусстве, литературе, живописи, невиданный доселе научный прогресс, Первая мировая война – все это не могло не сказаться на творчестве писателей той эпохи. В такой непростой общественно-политической, культурной атмосфере «вырос» писатель М.А.Булгаков. Невозможно не согласиться с высказыванием Игоря Бэлза: «Наследие Михаила Афанасьевича Булгакова мы с гордостью можем причислить к тем несокрушимым «страшным гранитам», из которых продолжает созидаться высокое здание нашей культуры» [2.с.26]. Действительно, он «пророк и предтеча», человек удивительной трудной судьбы. Его произведения узнаваемы, особенны именно потому, что прожиты и прочувствованы самим М.А.Булгаковым. Пожалуй, во всех его произведениях красной нитью проходят образы городов Киева и Москвы. И это неслучайно, потому что его творчество можно разделить на два периода: киевский и московский. Произведения М.А.Булгакова остро актуальны и в наше время.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что образы городов Киева и Москвы в ретроспективе сегодняшних их непростых отношений представляют большой интерес всех небезучастных граждан России и Украины, да и мировой общественности.

«Белая гвардия» - первый роман Булгакова. В нём он рассказывает о драматических событиях в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов. Сохранение дома, родного очага в переломные моменты истории стало главным лейтмотивом романа. В нём автор исторически объективно отображает массовые движения в гражданской войне, ненависть крестьянства к офицерству, к белым, выразившейся в петлюровщине.

На закате жизни М.Булгаков пишет главный труд всей своей жизни – роман «Мастер и Маргарита». Писал он его целых 12 лет. До сих пор идут споры о том, какую редакцию считать окончательной. В те годы, по известным причинам, роман не мог быть напечатан. Поэтому читатели его увидели в свете только в 1966 – 1967 годах, и роман ошеломил как читателей, так и критиков. Это было нечто другое, необычное, не имевшее аналогов в литературе советской эпохи. Активно издаваться роман начал только в восьмидесятые годы XX века. До сих пор роман вызывает острые споры, различные трактовки.

Среди маститых писателей Ф.М.Достоевский раскрыл образ большого города. Его творчество отвечает принципу реализма - верности действительности. Именно поэтому писатель объективно изображал окружающий его мир, что говорит о нём, как о правдивом историке. Долгая жизнь в городах отражается на творчестве писателя.

Многие русские писатели в своём творчестве наделяют личностными характеристиками города, создают их уникальные «портреты».

Известный философ и филолог М.Бахтин в своей работе «Эпос и роман» подчёркивает то, что города встречаются именно в романном жанре. Персонажи их не случайно живут в городах («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Анна Каренина» Л.Н.Толстого и т.д.) Следовательно, города играют важную роль в романном искусстве, и образ города – основной признак романа. Таковыми являются города Киев – мать городов русских, Москва – сердце нашей большой Родины.

Историк Татьяна Кохановская выделяет 4 образа Киева:

1.Киев – центр мира, защищённое место.

2.Киев – пещерный, погружённый в прошлое

3.Киев - умирающий и воскресающий.

4.Киев – современный мегаполис.

Несмотря на различные толкования образа Киева, он является живым организмом, меняющимся во времени, в культуре и в душах, населяющих его людей. Такой же является и Москва. Она как самостоятельный образ воплотилась в произведениях русских классиков: А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого и других. Время и пространство в романе более важны, чем в эпосе, потому что персонажи в романе принадлежат в каком-то смысле к настоящему времени. Города чаще всего становятся местами, где герои живут и действуют.

Благодаря замечательным произведениям классиков русской и украинской литературы, мы имеем возможность перенестись во времени и окунуться в прошлый быт, атмосферу городов Киева и Москвы. Уникальные города с не менее уникальной историей, города-побратимы переживают сейчас непростые времена, но здравый смысл людей, живущих в них, тысячелетняя их неразрывная история всё же, надеемся, будут сильнее и выше политических догм, грязных политических интриг.

Начало XX века – это годы революции, гражданской войны, когда ломались старые устои, погибло множество людей. Общество переживало переход от одной формации к другой. Именно на этот непростой период пришлось творчество неординарного, одного из ярких писателей XX века, М.А.Булгакова. Он как очевидец событий тех лет и как представитель русской интеллигенции глубоко переживал за судьбу своей страны. Об этом он и пишет в романе «Белая гвардия», который носит автобиографический характер. В нём легко узнаваема семья самого Булгакова, поэтому с такой любовью описаны семейный уклад, их традиции и обычаи. Дом Турбиных – это тёплое, уютное место, где находят приют друзья и знакомые, дом олицетворяет мирную жизнь спокойного Города.

Реальные события 1918-1919 годов воссоздаёт в романе автор, так как он сам в этот момент был в городе и работал врачом. Автор называет Киев Городом с большой буквы, и в этом мы видим его почтение и любовь к малой родине, а так же подражание древним римлянам, которые Рим называли «Urbis», что означает Город.

Судьба Турбиных тесно связана с судьбой Города. Несмотря на очевидный трагизм положения, на свою обречённость, они ни за что не бросят свой Город в тяжёлое время, готовы разделить любую его участь. Чего нельзя сказать о Сергее Тальберге, муже Елены, предавшем свою жену и позорно сбежавшем за границу. Соседи Турбиных Лисовичи тоже не отличаются, как и Тальберг, патриотизмом. Им присущи только трусливость и меркантильные интересы при любой власти.

Описывая Город, М.Булгаков использует такие эпитеты, как «громадный, великий, прекрасный, снежный». Кроме того, сравнение «город проснулся, сияющий как жемчужина в бирюзе» говорит об особенном отношении автора к этому месту, как к городу своего детства и юности. Яркое, запоминающееся впечатление складывается о Городе, когда читаем в романе о сне Алексея Турбина. Город в нём предстаёт перед нами мирным, безмятежным, величественным: «Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром…». Прекрасен Город Булгакова в любое время года: « Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках верхнего Города, и на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замёрзшего Днепра, и весь машинный гул уходил внутрь каменных зданий, смягчался и ворчал довольно глухо». Город красив не только внешне, но и богат духовно: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в чёрной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, из лодки видели его и находили по его свету водяной путь на Город, к его пристаням». Упоминание о Владимире с крестом в руках, наверное, появилось неслучайно, ведь князь Владимир крестил Русь, и Владимирскую горку М.Булгаков называет «»лучшим местом в мире». Далее мы видим, что автор подчёркивает связь Киева с Москвой: «Зимой крест сиял в чёрной гуще небес и холодно и спокойно царил над тёмными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста. Один цепной, тяжкий, Николаевский, ведущий в слободку на том берегу, другой – высоченный, стреловидный, по которому прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пёструю шапку, таинственная Москва».

Город выглядел «потревоженным», когда туда стекались люди, спасаясь от ярости большевиков, поэтому коренные киевляне вынуждены были потесниться. Люд был самого разного толка: от банкиров до заезжих актрис, толпами приезжающих в Киев за лучшей долей. Но всё же в нём остались самые верные люди: Турбины, Мышлаевский, Най-Турс, то есть лучшие представители белой гвардии. Булгаков с помощью своего героя Турбина как бы проводит экскурсию по киевским улицам, площадям и переулкам. Участь родного Киева глубоко волновала писателя, поэтому он говорит о нём как о «гибнущей матери городов русских», и поэтому обращается к образу Владимирского Креста: «Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч».

Важную роль в раскрытии образа Города играет дом Турбиных, который в романе изображён как крепость, находящийся в осаде. Несмотря на беспорядки в самом Городе, Турбины не меняют свои привычки. Дом остаётся местом высокой духовности, и в нём находят приют, любовь и утешение друзья и знакомые семьи и даже трусливый Лисович.

Михаил Булгаков описывает мельчайшие художественные детали: мебель красного бархата, изразцовую печь, кровати с шишечками, кремовые шторы, ковры, бронзовая лампа под абажуром, часы с гавотом, скатерть бела и крахмальна, голубые гортензии и две знойные розы. Одно только упоминание об изразцовой голландской печи да о книжке «Саардамский плотник» встречается в романе множество раз. И это, кажется, неслучайно, ведь все эти вещи являются символом семейного очага, теплоты, уюта, любви и взаимопонимания.

В конце романа Город уже не тот, каким был в начале, он «окровавлен и грешен». «Всё пройдёт – пишет М.Булгаков, - Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Вопрос, поставленный автором в начале XX века, остаётся открытым и сейчас, в XXI веке.

Образ Киева в романе «Белая гвардия» - это ностальгия автора по безвозвратно ушедшему прошлому. Киев в романе – это память писателя о золотой беспечальной юности в городе над Днепром.

Благодаря выразительным авторским характеристикам, мы оказываемся во власти своеобразного эффекта присутствия: дышим воздухом Города, впитываем его тревоги, слышим голоса юнкеров, чувствуем страх Елены за братьев.

По убеждению Алексея Турбина, дом – это высшая ценность в жизни, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности, говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует». Единственная цель, позволяющая браться за оружие, по его мнению, – охранять «человеческий покой и очаг».

Таким образом, можно сделать вывод, что образ города, как и образ дома, – полноценный герой романа «Белая гвардия». В то же время Город – это не только Киев, но и собирательный образ ушедшей в историю дореволюционной России. «Прекрасный в морозе и тумане…», дышащий, живой, благодаря божьему покровительству предстаёт перед нами булгаковский Киев.

В романе «Белая гвардия» писатель изображает по Татьяне Кохановской, умирающий и возрождающийся Киев. Риторический вопрос, поставленный автором в конце романа актуален именно сегодня в свете того, что происходит на современной Украине.

Писатель в романе «Мастер и Маргарита» создал атмосферу той Москвы, в которой он жил. О своём прибытии он пишет в воспоминаниях: «в конце 21-го года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда». В другом своем автобиографическом произведении «Трактат о жилище» (1924) — Булгаков пишет: «Меня гоняло по всей необъятной и странной столице одно желание — найти себе пропитание. И я его находил, правда, скудное, неверное, зыбкое...» Видать, не приветлива, не мила была столица нашей Родины к молодому, не оперившемуся писателю.

Главное произведение Михаила Булгакова – «Мастер и Маргарита» стал вечным и актуальным на все времена. В нём перед нами предстают три основных мира: древний-ершалаимский, потусторонний и мир Москвы 20-х годов XX века. Число три имеет здесь своё магическое значение. В отличие от романа «Белая гвардия» в «Мастере и Маргарите» Москва конкретно указана как герой произведения. Об этом читаем в третьей главе: «Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчётливо была видна в высоте полная луна, но ещё не золотая, а белая». С первых страниц романа писатель ведёт за собой нас по известным местам Москвы: Малая Бронная улица, Садовое кольцо, Патриаршие пруды и т.д.

Роман М. Булгакова в первую очередь повествует о Москве, о жизни московских жителей, тем не менее, это и образ всей страны, её проблем, ценности её жителей. Москву Булгаков показывает как сторонний наблюдатель. Мы видим столицу глазами иностранца Воланда. Наблюдая за Москвой, он обращает внимание на изменения, которые произошли за последние годы: «… появились эти, как их… трамваи, автобусы», «о костюмах нечего уж говорить…». Но Воланда больше интересует то, что «московское народонаселение значительно изменилось». И, как сатану, его привлекают то, какие у современных москвичей пороки. Благодаря своим сверхъестественным способностям, он каждому воздаёт по заслугам: кого-то наказывает, кого-то вознаграждает. Сатирического эффекта в произведении автор достигает с помощью изображения карикатурных героев. Образ величественной Москвы в глазах читателя стал как бы мельче и смешнее. Вездесущий Воланд замечает и наказывает жадность, жажду наживы. Однако наказание его не столь серьёзно, он всего лишь подшучивает над ними. Вспомним его «сеанс чёрной магии с разоблачением».Каждому Воланд отмеряет своё наказание по мере того, насколько люди погрязли во лжи и обмане. Никанор Иванович Босой попадает в сумасшедший дом за хранение иностранной валюты. Таким образом, писатель обнажает проблему того времени – ведь хранение валюты каралось по тем временам заключением в тюрьму.

Квартирный вопрос – актуальный для москвичей во все времена – поднимается автором, когда Аллоизий Могарыч, прикинувшись другом Мастера, хочет избавиться от него и заселиться в его квартиру. Таковым является и Поплавский, дядя Берлиоза, задумавший получить в наследство квартиру племянника.

Смеётся Булгаков и над жизнью учреждений и организаций в романе. А именно над тем, что людей в них против воли заставляют петь в хоре, участвовать в различных кружках. Замечает Воланд и то, что работники культуры плохо воспитаны, дерзят и лгут по телефону, а кто-то вообще занимает не своё место. Поразило Воланда и общественное питание. В ярком контрасте показаны ресторан в «Грибоедове», куда пускают только избранных, и буфет в Варьете, где осетрина почему-то «второй свежести». Кстати, эти слова в советское время стали крылатой фразой.

В романе ярко окрашены моменты грозы. Они проносятся по страницам романа. Московские грозы, в которых родился Воланд, в которых появился древний Ершалаим и эта мечта о бессмертии и о возмездии. С грозою сливаются Мастер и Маргарита. «Уже гремит гроза, вы слышите? Темнеет. Кони роют землю, содрогается маленький сад», — зовет Азазелло. «Огонь!» — страшно прокричала Маргарита. Оконце в подвале хлопнуло, ветром сбило штору на сторону. В небе прогремело весело и коротко». И маленький дом с подвалом вспыхнул пожаром. «Кони, ломая ветви лип, взвились и вонзились в низкую черную тучу». И вот уже кони эти тоже частица грозы. «Гром съел окончание фразы мастера. Азазелло кивнул головою и пустил своего коня галопом. Навстречу летящим стремительно летела туча, но еще не брызгала дождем... Они пролетели над городом, который уже заливала темнота. Над ними вспыхивали молнии. Потом крыши сменились зеленью. Тогда только хлынул дождь...» И вот уже сами они частица грозы, в ее порывах возникающие в комнате Ивана. Мастер — темный силуэт, вместе с грозою ворвавшийся с балкона. «Шум грозы прорезал дальний свист. — Вы слышите? — спросил мастер. — Шумит гроза... — Нет, это меня зовут, мне пора...» И в этом слиянии с грозой образ бессмертия еще ощутимей, чем в загадочном домике с венецианским окном... Автор множество раз описывает грозу в романе: «Гроза бушевала с полной силой», «в окна хлестал дождь», «когда шли майские грозы», «стояла на коленях под дождём». Описание грозы всё время выглядит для людей угрожающе и, кажется, что гроза имеет силу и власть над москвичами.

В описании Москвы М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» мы видим такие приметы времени: нарзан, папиросы «Наша Марка», телефон-автомат, бакалея, таксомотор, контрамарка, варьете, патефон, сверхмолния и т.д. Эти слова присущи именно Москве советской, и они вышли из употребления людей современного общества, стали историзмами. Значит, данные приметы помогают нам представить образ Москвы того времени. Кроме того, в романе не раз упоминаются известные Московские места: Арбат, Патриаршие пруды, Садовая улица, Тверская улица, Кремлёвская стена, Каменный мост, Девичий монастырь, Москва – река, Воробьёвы горы. Приведём в пример сцену погони Ивана Бездомного за мнимыми «иностранцами», которая позволяет нам увидеть Москву глазами булгаковского героя: «Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. И не успел поэт опомниться, как после тихойСпиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Регент … ввинтился в автобус, летящий к Арбатской площади, и ускользнул. Опять освещённая магистраль – улица Кропоткина, потом переулок, потом Остоженка и ещё переулок, унылый, гадкий и скупо освещённый… » (стр. 58) Все эти географические названия ясно вырисовывают нам облик столицы нашей Родины, и свидетельствуют о том, что автор долгое время жил в Москве и знает её в достаточной мере.

Москва настоящая и в то же время мистическая предстаёт перед нами на страницах романа. Мистическими являются не только события, происходящие с героями, но и многочисленные короткие пейзажи. Особенно ярко и много раз М.А. Булгаков обрисовал в романе луну. Обратимся к некоторым из них и попытаемся определить, в какие именно моменты появляется образ луны в ночной Москве. «Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчётливо была видна в высоте полная луна, но ещё не золотая, а белая» - читаем в начале 3 главы перед трагической смертью Берлиоза, редактора МАССОЛИТА. «Над Патриаршими светила золотая луна, и в лунном, всегда обманчивом свете Ивану Николаевичу показалось, что тот стоит, держа под мышкою не трость, а шпагу.» - описывает М.Булгаков регента в момент после смерти Берлиоза. Образ луны появляется и тогда, когда финдиректор Римский находится в ужасе от встречи со свитой сатаны: «…и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и её голую руку…» И таких примеров мы наблюдаем в романе много раз. Все фантастические ужасные события приключаются с героями именно в момент полнолуния, когда потусторонние силы становятся могущественнее.

«Озером электрического света» называет автор ночную Москву в главе под названием «Полёт», когда Маргарита, превратившись в ведьму, летит на бал сатаны. Такой предстаёт перед нами Москва булгаковская . Хорошо там, только тем, кто живёт по принципу «Хочешь жить – умей вертеться». Жертвой московского мира оказался Мастер, талантливый писатель, историк, непризнанный в своём Отечестве гений, каковым в принципе являлся и сам Булгаков в своё время. Свободные творческие личности обречены на непонимание и забвение, если они не выполняют идеологические заказы существующей системы. Такой Москву описал Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Но это не значит, что он проявляет нелюбовь к ней, словами своего героя Воланда он выразил свою мысль о москвичах 20-х годов XX века: «Ну, легкомысленны…ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».

Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова будет актуален всегда, поскольку проблемы, поднимаемые писателем, вне времени. Проделки сатаны в Москве вряд ли изменили людей в лучшую сторону. Образ Москвы в романе тесно связан с образами людей, населяющих его. «Квартирный вопрос», испортивший её жителей, волнует людей и в XXI веке. Мы не видим в романе ярких характеристик, описаний Москвы как города, но ведь задача писателя состояла не в этом. Тем не менее, Москва как город наложила огромный отпечаток на творчество писателя, помогла ему создать бессмертный шедевр русской литературы XX века, именно здесь он нашёл свою любовь, чей образ запечатлелся в романе под образом Маргариты.

В романе образ Москвы у Булгакова реален, осязаем и в то же время мистифицирован. Безусловно, мистификация связана с глубоким философским смыслом всего произведения.

Города чаше всего становятся местами, где герои живут и действуют. Образ города использовался во многих произведениях. Он играет важную роль в романном искусстве; является городским жанром, по существу. Наконец, образ города – основная черта романной формы, без которой роман никогда бы не стал тем, что он есть. Роман, в котором нет города, в котором присутствие города не важно – исключение из правила.

Автобиографичны оба рассматриваемых нами произведения: «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия» М.Булгакова, поэтому стоит отождествлять поступки героев с жизнью реальных прототипов.

Изучив произведения М.А.Булгакова, нами были выявлены образы городов Киева и Москвы. Что нам дало сравнение этих городов? В романе «Мастер и Маргарита» большинство героев – люди несвободные, зависимые от многочисленных инструкций, обязанностей. Все эти невольники – продукт своего времени, также как и Турбины в романе «Белая гвардия».

Киев и Москва – города разные, с многовековой славной и не очень славной историей, с устоявшимися традициями, по велению времени они начинают меняться в угоду тому политическому режиму, который царит в то или иное время. Как человек, чуждый политики, М.А.Булгаков не принял революцию, братоубийственную войну. Поэтому столь ностальгический и лирический зачин в его «Белой гвардии»: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй»…, «О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?».   Глубоко личными переживаниями соткана «Белая гвардия» М.Булгакова, а к Киеву как к городу детства и юности, у него особое отношение.

В романе «Мастер и Маргарита» автор вводит нас в атмосферу Москвы 20-х годов XX века, и он разительно отличается от Киева прежде всего тем, что описывается в нём мирная жизнь граждан.

Таким образом, города играют важную функцию в художественном произведении. Они помогают выявить авторскую позицию, раскрывают образы героев, их настроений, чувств, мироощущений. Любой город является собирательным образом, живущих в нём людей, и поэтому изучение их важно нам для понимания самих себя как граждан страны.

Цитируя учёного В.Н.Топорова, можно отметить, что «…город в равной степени вымышлен и реален» и «Город представляется идеальным хранилищем культурной и исторической памяти…». Это относится и к городам, изображённым М.Булгаковым в романах «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

В данной работе преследовалась цель - сравнить изображение описания городов в литературных произведениях М.Булгакова. Несмотря на различие в географии расположения Москвы и Киева, их традиций, обычаев, устоев, было выявлено, что у них, несомненно, есть общие черты, общая история. Для достижения цели данной работы были изучены работы авторов, обозначенных в списке литературы, проанализированы описания городов в текстах романа и выявлены функции города, как образа. Именно два больших города явились средством изображения героев в обоих романах. Без городов немыслимы их персонажи. Следует отметить, что в своих романах М.Булгаков следует принципу достоверности, изображаемых им явлений в городах. В обоих романах герои проходят испытание на прочность, и в Киеве, и в Москве находятся как отрицательные, так и положительные персонажи. По словам Игоря Бэлзы: «Писатель мужественно противостоял всем испытания, выпавшим на его долю. От русских классиков, прежде всего Пушкина, автор «Белой гвардии» унаследовал благородную правдивость, идейную глубину и гуманизм. А в «Мастере и Маргарите» создал незабываемые, потрясающие образы, утверждающие веру в идеалы света и добра…

 

Список литературы:

  1. Боборыкин В.Г. Искусство быть самим собой. – Москва: Просвещение, 1991.
  2. Булгаков М.А. Белая гвардия. – Москва: Правда, 1989.
  3. Булгаков М.А. в изложении для школьников.- Москва: АСТ, 2005.
  4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита-Москва: Литература, 2008.
  5. Бэлза И.Ф. «Трижды романтический мастер» - Москва: Правда, 1989.
  6. Кохановская Т., Назаренко М. История об истории – Москва: Новый мир, 2012, №2.
  7. Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.coolsoch.ru (дата обращения 10.04.16)
  8. Соколов Б. Михаил Афанасьевич Булгаков - Москва.: Дрофа, 2002.
  9. Соколов Б. Пророк и предтеча – Москва: Мир книги, 2008.
  10. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы – Санкт-Петербург: 2003.
  11. Чалмаев В.А. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе – Москва: 1991.
  12. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова – Москва: 1986.
  13. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – Москва:1983.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.