Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 апреля 2016 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКОВ (на примере творчества Иеронима Босха)
Исследователи, занимающиеся изучением особенностей современной культуры, обращают внимание на популярность мультимедийных проектов: одни представлены как самостоятельные художественные проекты, другие – основываются на существующих произведениях искусства. Примеры различного применения мультимедийных технологий в контексте современной культуры широко известны, однако, осмысление этого явления до конца еще не произошло. Чем обусловлен интерес к мультимедийным технологиям в сфере искусства? Как внедрение мультимедийных технологий влияет на восприятие произведений традиционных видов искусства? Являются ли мультимедийные выставочные проекты трансляторами произведений искусства? Одним из примеров активного обращения к мультимедийным технологиям являются современные проекты в рамках юбилейного года Иеронима Босха.
Иероним Босх (1450–1516) известен как один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Его работы широко известны и признаны общемировым достоянием. В Европе 2016 год объявлен годом Иеронима Босха, в честь чего запланирован ряд мероприятий, посвященных творчеству художника. Ключевым событием года является ретроспективная выставка «Видения гения» на родине художника, в городе Хертогенбосе (Нидерланды). Для её проведения из различных музеев мира были собраны 20 картин и 19 рисунков И. Босха.
Помимо этого на 2016 год запланирован Bosch Grand Tour, в рамках которого в нескольких городах Нидерландов также проводятся выставки, посвящённые творчеству И. Босха. Из-за физической недоступности подлинников, некоторые музеи обращаются к мультимедийными технологиям. В частности, Музей изображения (MOTI) в Бреде проводит выставку «Новые наслаждения». На выставке творчество И. Босха представлено в современной интерпретации: каждая из частей триптиха «Сад земных наслаждений» претворяется в жизнь посредствам движущихся изображений художниками Persijn Broersen, Margrit Lukacs, Floris Kaayk и другими. За счёт мультимедийных технологий к произведению И. Босха добавляются новые слои смысла, меняется восприятие картины, что позволяет отнести произведение к современной визуальной культуре.
С проблемой отсутствия произведений И. Босха в собственной коллекции столкнулись и музеи других стран, которые были вынуждены обратиться к мультимедийным технологиям для проведения мероприятий в рамках юбилейного года.
Так, одним из главных мероприятий в России, посвященных году И. Босха, стала мультимедийная выставка «Босх. Ожившие видения». В центре сюжета – триптих Босха «Сад земных наслаждений», на основе которого строится мультимедийная часть выставки. Благодаря современным мультимедийным технологиям, картины, спроецированные на экраны, «оживают», двигаются и сменяю друг друга, создавая единую композицию, объединяющую изображение, видео-арт, звуковое сопровождение, свет и пространственное восприятие. Данный проект представляет искусство в новом формате и реализует образовательную задачу, используя современные технологии игрового обучения (edutainment): от моушн-дизайна до 3D моделирования.
Выставки, созданные при помощи мультимедийных технологий, с одной стороны – привлекают внимание к творчеству художников, но с другой стороны, также могут восприниматься как развлекательное мероприятие, теряя свою художественно-образовательную ценность, духовное содержание. Возникает также вопрос нарушения авторского права и возможности цифровой воспроизводимости произведений искусства. Поэтому в научной среде ведутся споры о том, считать ли данные проекты выставками в традиционном понимании, или же современными шоу, призванными развлечь, поразить посетителя. При этом зачастую теряется ценность произведений искусства. Проблема заключается ещё и в том, что люди далекие от искусства, посетив такую выставку, больше не захотят возвращаться к традиционным формам. Наталия Протасеня, куратор и основатель галереи Red Square так реагирует на эту ситуацию: «С одной стороны, популяризация искусства – всегда хорошо. С другой стороны, кто сказал, что для того чтобы повысить интерес широкой аудитории к искусству, необходимо превращать искусство в аттракцион? Как будто того, что создали художники, недостаточно: надо туда что-то добавить» [2].
Однако, непрерывное развитие технологий и компьютеризация мира привели к необратимым последствиям во всех сферах жизни, в том числе, и в среде искусства. Применение мультимедийных технологий может действительно оказаться хорошим подспорьем при создании выставок, помогая разрешить вопросы отсутствия артефакта. Но не стоит забывать, что использование этих технологий должно быть сбалансированно и оправдано.
Так, Яша Яворская, куратор проекта Artplay Media, запустившего новую выставку «Босх. Ожившие видения», считает применение мультимедийных технологий в их проекте прекрасной альтернативой оригиналу: «Можно ... сказать, что для Босха проекции – это идеальный вариант. В оригинале его картины небольшие и требуют пристального разглядывания: «Что тут вообще происходит?». Глядя на его работы, я не всегда могу описать, что я вижу» [2].
Кроме выставочных проектов в рамках года И. Босха, созданы мультимедийные проекты в сети Интернет. В частности, сайт, направленный на знакомство с триптихом «Сад земных наслаждений», даёт возможность детального увеличения, сопровождается аудио- и текстовыми комментариями, и фоновой музыкой [3].Сайт был создан режиссёром документального фильма«Иероним Босх: Искушенный дьяволом» Питером вас Хаустее, фотографами и искусствоведами и направлен на цифровое повествование и толкование символики творчества И. Босха.
Компания BurellDurantHifle разработала мобильное приложение Bosch VR посвященное 500-летию со дня смерти Босха. Приложение представляет собой очки виртуальной реальности, погружающие пользователя в мир картины «Сад земных наслаждений» и позволяющие детально изучить картину «изнутри» под специально подобранную музыку.
В ряде европейских городов подготовлена программа видеомэппинга на тему произведений И. Босха. Видеомэппинг представляет собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды (обычно фасад здания) с учётом его геометрии и местоположения в пространстве [1].
Таким образом, рассмотренные примеры мультимедийных проектов в рамках года И. Босха, позволяют выделить следующие причины обращения к мультимедийным технологиям:
Во-первых, возможность преодолеть физическую недоступность подлинников.
Во-вторых, увеличение числа аудитории. Мультимедийные проекты могут быть реализованы не только в рамках выставочного пространства, в галереях, музеях, центрах современного искусства и других площадках, но и в сети Интернет. Кроме того, современные мультимедийные проекты привлекают внимание широкой аудитории, разных слоёв населения, а не только ценителей искусства.
В-третьих, актуальность подхода. Новый формат подачи произведений искусства отвечает особенностям восприятия человека XXI века. К тому же, такая форма представления помогает неопытным зрителям, не имеющим достаточных знаний о правильном просмотре классических произведений и испытывающим трудности в прочтении смыслов и символов художественных работ, взглянуть на мир искусства по-новому, лучше его понять, прикоснуться к нему, взаимодействовать с произведениями, почувствовать себя их частью. В итоге, грамотно составленная мультимедийная выставка может пробудить у зрителя интерес к творчеству художника на более серьезном уровне, к знакомству с подлинниками работ.
Что касается возможности транслирования произведений искусства при помощи мультимедийных технологий, то здесь мы вновь подчеркиваем необходимость создавать не только проекты развлекательного формата, направленные только на эстетическое восприятие, но и уделять внимание смысловой наполненности проекта. Важно понимать, что мультимедийные проекты как современный прогрессивный метод с большими возможностями не должен подменять собой произведения традиционного искусства.
Список литературы:
- Видеомэппинг // Wikipedia: свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Видеомэппинг (дата обращения 13.04.2016 г.)
- Куратор уровня «Босх»: почему в России так популярны мультимедийные выставки// портала «Афиша Daily». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://daily.afisha.ru/brain/930-dizajner-urovnya-bosh-pochemu-v-rossii-tak-populyarny-multimedijnye-vystavki/ (дата обращения 13.04.2016 г.)
- The Garden of Earthly Delights by Jheronimus Bosch: an online interactive adventure [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://tuinderlusten-jheronimusbosch.ntr.nl/en (дата обращения 13.04.2016 г.)
отправлен участнику
Оставить комментарий