Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алиева Т.М. СИСТЕМА ДОКУМЕНТОВ И ПОРЯДОК ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf (дата обращения: 21.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

СИСТЕМА  ДОКУМЕНТОВ  И  ПОРЯДОК  ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ  БРАЧНЫХ  ОТНОШЕНИЙ  В  ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ  РОССИИ

Алиева  Тахмина  Мирзали  кызы

студент  3  курса,  кафедра  библиотечно-информационных  ресурсов  ФГБОУВПО  «ТГУ  им.  Г.Р.  Державина»,  г.  Тамбов

E-mail

Жуликова  Ольга  Валентиновна

научный  руководитель,  канд.  соц.  наук,  доцент  кафедры  библиотечно-информационных  ресурсов  ФГБОУВПО  «ТГУ  им.  Г.Р.  Державина»,  г.  Тамбов

 

Семья  является  древнейшим  социальным  институтом.  Она  сложилась  гораздо  раньше  государства,  наций  и  классов.  В  разные  периоды  истории  отношение  к  браку  было  различным:  в  дохристианское  время  брак  рассматривался  как  сделка,  договоренность,  носящая  бытовой  характер;  после  принятия  христианства  на  Руси  семья  приобрела  черты  союза,  основанное  на  благословении  Бога;  дальнейший  период  —  петровских  реформ  придает  браку  статус  свободного  соглашения  людей  вступить  в  семейные  отношения  на  основании  взаимной  любви;  советский  период,  внося  принципиальные  изменения  во  все  области  жизни,  не  обошло  стороной  и  брачные  отношения  —  она  теряет  свою  высокую  духовную  значимость,  приобретает  светские  черты;  про  современный  период  можно  сказать,  что  брак  является  синтезом  и  результатом  трансформаций  брачных  отношений  за  всю  историю  становления  института  семьи. 

Тема  документирования  брачных  отношений  в  дореволюционный  период  актуальна  и  интересна  тем,  что  по  мере  изменения  природы  брака,  изменялось  и  ее  документальное  оформление.  Данная  традиция  имеет  корни,  уходящие  далеко  вглубь  истории  и  публикаций,  отражающих  информацию  по  этому  вопросу,  весьма  мало. 

Брак  как  одно  из  важнейших  социально  значимых  актов,  начало  фиксироваться  документально  с  конца  IX  столетия  (около  893  г.)  в  Византии,  когда  император  Лев  Мудрый  издал  закон,  предписывающий  вступать  в  брак  не  иначе  как  посредством  церковного  венчания.  Только  такой  брак  получал  государственную  поддержку;  несоблюдение  же  формы,  предписываемой  государством  и  канонами  государственной  религии,  вело  к  признанию  заключенного  союза  незаконным.  Надо  заметить,  что  данное  требование  распространялось  только  на  высшие  слои  общества,  а  только  спустя  два  столетия  на  низшие  слои  —  рабов  и  крепостных.

В  дохристианской  Руси  брак  заключался  по  традиционным  языческим  обрядам  и  документально  не  оформлялся.  Наиболее  известными  способами  заключения  брака  были  похищение  невесты  женихом  без  ее  согласия  —  «умыкание  у  воды»  или  покупка  невесты  у  ее  родственников.

Сам  обряд  бракосочетания  состоял  в  том,  что  жениха  и  невесту  водили  вокруг  дуба,  ели  или  раскидистого  куста,  о  чем  и  говорит  сохранившаяся  до  наших  дней  поговорка:

«Обручается,  вокруг  ракитового  куста  венчается».  Сопряжено  это  «вождение»  было,  вероятно,  с  тем,  что  боги  и  добрые  духи,  покровительству  которых  вручали  молодых,  обитали,  по  понятиям  древних  славян,  в  деревьях  и  травах.  Злых  духов  отгоняли  от  жениха  и  невесты  шумом,  водой,  огнем  и  дымом.

После  принятия  христианства  на  Руси  в  988  году,  народное  венчание  было  заменено  церковным  —  церемонией  заключения  брака  по  обряду  Православной  Церкви.  Однако,  вплоть  до  конца  XVII  в.  Низшие  слои  общества  продолжали  заключать  брак  по  старославянским  традициям,  то  есть  большинство  браков  были  документально  не  оформлены.

Профессор  Пермского  института  искусства  и  культуры,  Исаченкова  А.И.  в  своей  статье  утверждает,  что  первым  нормативным  документом  регулирующим  порядок  заключения  брака  являлся  Номоканон  —  собрание  византийского  семейного  права,  состоящее  из  канонических  правил  и  светских  постановлений  византийских  императоров  [2].  В  последующем  Номоканон  был  дополнен  постановлениями  русских  князей.  Русский  перевод  Номоканона  с  этими  дополнениями  получил  название  Кормчей  книги.

Согласно  установлениям  Кормчей  книги,  венчанию  предшествовало  обручение  —  сговор.  Акт  обручения  оформлялась  сговорной  записью.  Данный  документ  содержал  сведения  о  размере  преданного,  условиях  заключения  брака,  определяли  неустойку:  сколько  заплатить  в  случае  отказа  от  свадьбы.  Договор  подписывали,  «руку  прикладывали»  и  свидетели.  Сговорные  записи  подьячие  несли  в  приказ  и  регистрировали.  Часты  были  случаи  фальсификации  со  стороны  подьячих:  суммы  многократно  возвышались,  чтобы  жених  (или  родители  невесты)  не  могли  отказаться  от  брака  [3]. 

Архиерей  или,  по  уполномочию  его,  соборные  протопопы  и  поповские  старосты  на  имя  того  священника,  который  должен  был  совершить  венчание,  выдавали  венечную  запись  или  знаменную  грамоту,  которую  необходимо  было  предъявить  при  венчании.  Без  венечной  памяти  священник  не  имел  права  венчать  брак.  Желающие  вступить  в  брак  выплачивали  особый  сбор  —  венечную  пошлину,  размер  которой  зависел  от  того,  в  какой  по  счету  в  брак  вступают  муж  и  жена.  Этот  сбор  фиксировался  в  специальных  книгах  венечных  памятей.  Этот  порядок  законодательно  был  закреплен  «Инструкцией  старостам  поповским  или  благочинным  смотрителям»  патриарха  Адриана,  принятой  26  декабря  1697  г.  [1].

Стоит  сказать  и  про  возраст  брачующихся.  На  Руси  полагали,  что  мужчине  семью  можно  создавать  в  15  лет,  а  девушке  —  в  13.  В  XVII  веке  брачный  возраст  поднялся  на  год-два,  но  оставался  ранним.  Для  сравнения  Семейным  кодексом  Российской  Федерации  брачный  возраст  установлен  в  18  лет  [4].  Официально  возрастной  порог  не  был  закреплен,  но  многие  священники  отказывались  венчать  «поздние»  браки.  Обращалось  внимание  и  на  то,  что  между  вступающими  в  брак  не  должно  быть  «великой  разницы  в  летах». 

Новой  вехой  с  истории  брачных  отношений  является  период  петровских  реформ.  Именно  с  XVIII  века  начинается  усиление  роли  светского  законодательства.  Семейные  отношения  этого  времени  регулируются  указами  Петра  и  Синода.

Указы  Петра  I  были  направлены  на  то,  чтобы  семья  приобрела  правовые  основы.  Петр  считал,  что  брак  —  это  не  что  иное,  как  свободное  волеизъявление  двух  любящих  людей  о  намерении  создать  семью.  Вмешательство  родителей  в  дела  молодых  наказывалось  штрафом.  Родителям  разрешилось  договариваться  только  о  приданном.  Родители  или  опекуны  брачующихся  перед  венчанием  приводились  к  присяге  «в  том,  что  не  неволей  сына  женят  или  дочь  замуж  отдают».  Впоследствии  это  положение  получило  закрепление  в  Своде  законов  Российской  империи. 

Стоит  заметить,  что  сам  брак  регистрировался  обязательно  с  согласия  родителей,  опекунов  и  попечителей.  Брак,  заключенный  без  согласия  родителей,  признавался  недействительным,  но  дети  лишались  права  наследовать  имущество  родителей  по  закону,  если  родители  их  не  простили.  Лица,  состоявшие  на  гражданской  или  воинской  службе,  обязывались  получить  согласие  на  брак  у  своего  начальства.  Разрешение  документально  оформлялось  и  предъявлялось  вместе  с  остальными  документами  необходимыми  для  венчания  брака.  Вступление  в  брак  без  разрешения  начальства  наказывалось  строгим  выговором,  вносившимся  в  формулярный  список.  Объяснялось  такое  условие  необходимостью  огородить  интересы  службы. 

Естественно,  что  взгляды  Петра  на  брак  отразилось  и  в  документировании  отношений.  В  1702  году  Петр  I  своим  указом  запретил  писать  семейные  договоры  и  сговорные  записи  с  подьячими,  запретил  денежную  неустойку,  установил  предварительное  знакомство  жениха  и  невесты  «обручение  перед  венчанием»  на  полтора  месяца.  Обручение  становится  расторжимым.

Как  языческое  общество  долго  и  упорно  сопротивлялось  против  новых  христианских  канонических  форм  брака,  так  сопротивлялось  оно  и  против  петровских  реформ.  В  конце  жизни  самодержавный  реформатор  видел,  что  время  самостоятельной  жизни  «супружеской  семьи»  еще  впереди.

Указом  Екатерины  II  от  14  июля  1765  г.  венечные  памяти  были  отменены.  Вместо  них  была  введена  процедура  оглашения.

С  начала  XIX  в.  происходит  усложнение  процесса  вступления  в  брак,  которое  связанно  с  тем,  что  выросло  количество  процедур  и  необходимых  документов.  Для  законного  совершения  брака  требовались:  отсутствие  препятствий  к  браку,  достаточное  время,  законное  место,  законный  совершитель,  известные  обряды  с  молитвословиями  и  свидетельство. 

Оглашение  начинается  с  того,  что  желающие  вступить  в  брак  уведомляют  об  этом  священника  своего  прихода,  указав  свое  имя,  фамилию  и  состояние  (сословие,  чин  или  звание),  а  также  имя,  фамилию  и  состояние  невесты.  Далее  священник  в  приходской  церкви  жениха  и  невесты  в  три  праздничных  дня,  когда  было  наибольшее  скопление  народа,  оглашал  о  предполагаемом  браке.  Делалось  это  для  того,  что  бы  каждый,  кто  имеет  информацию  препятствующую  вступлению  в  брак,  объявил  об  этом  священнику  не  позже  последнего  оглашения. 

Оглашение  означало  торжественное  объявление  о  браке.  Если  жених  после  этого  отказывался  жениться,  это  согласно  статье  1531  «Уложения  о  наказаниях»,  могло  повлечь  уголовное  наказание  в  виде  тюремного  заключения  на  срок  от  года  и  четырех  месяцев  до  двух  лет.

Вместе  с  оглашением  производился  и  брачный  обыск  —  предварительное  исследование  законности  предстоящего  брака,  во  время  которого  священник  беседовал  с  женихом  и  невестой,  их  свидетелями,  а  также  изучал  предоставленные  ими  документы.  Не  совсем  привычное  для  современного  человека  употребление  слова  «обыск»  на  самом  деле  исходит  из  того  же  корня  и  значения  «искать».  Результаты  этого  исследования  фиксировались  в  документе,  который  также  назывался  брачный  обыск. 

Введение  процедуры  брачных  обысков  относится  к  Собору  1666—1667  гг.,  решения  которого  предписывали  священнику  «не  обыскав  отнюдь  не  венчати».  Необходимость  проведения  брачных  обысков  была  подтверждена  «Инструкцией  старостам  поповским»  1697  г.  [1].

Сам  документ  брачный  обыск  оформлялся  на  трафарете  документа  следующим  образом:  по  центру  верхнего  поля  документа  располагалось  изображение  герба  Российской  Империи.  Ниже  по  центру  писали  наименование  документа  —  «БРАЧНЫЙ  ОБЫСКЪ»,  номер  документа  и  далее  следовал  текст.

Текст  брачного  обыска  начинался  с  даты,  места  составления  документа,  имена  священнослужителей,  производящих  обыск.  Далее  указывались  данные  о  брачующихся:  фамилия,  имя,  отчество,  звание,  чин,  место  службы,  место  жительства,  их  возраст,  нахождение  в  здравом  уме,  отсутствие  родства,  препятствующего  браку;  холост  (вдов),  девица  (вдова),  после  какого  брака,  обязательно  указывали  вероисповедание  и  к  какой  приходской  церкви  принадлежат. 

Следующий  блок  текста  состоял  из  информации  о  согласии  на  брак,  отсутствие  принуждения;  наличие  «от  родителей  своих  благословение»,  опекунов,  попечителе  с  указанием  звания,  чина,  места  службы,  фамилий,  имен,  отчеств  каждого  из  них;  наличие  разрешения  на  брак  у  начальства  женихаДалее  указывалось  место,  дата  и  результаты  троекратного  оглашения  и  наличие  необходимых  письменных  документов,  свидетельствующих  о  том,  что  препятствий  к  браку  не  выявлено. 

В  заключительной  части  текста  указывалась  дата  предполагаемого  бракосочетания.  Жених  и  невеста  ставили  свою  подпись.  Обязательна  была  подпись  и  свидетелей  с  обеих  сторон.  В  документе  делалась  оговорка  о  том,  что  за  ложное  свидетельствование  будут  свидетели  подвергнуты  гражданскому  и  церковному  суду.  Священнослужитель,  производивший  обыск  ставил  свою  подпись. 

На  этом  документирование  брачных  отношений  не  кончалось.  Все  факты,  вносимые  в  брачный  обыск,  подтверждались  другими  документами,  которые  церковнослужители  проверяли  и  собирали  в  отдельные  дела  приходских  церквей  под  названием  «брачные  документы».  Так,  обязательным  было  следующий  перечень  документов: 

1.  Прошения  о  вступлении  в  брак,  в  котором  указывается  имя,  фамилию  и  состояние  (сословие,  чин  или  звание)  жениха,  а  также  имя,  фамилию  и  состояние  невесты;

2.  Разрешение  (свидетельство)  начальства  с  подписью  и  печатью; 

3.  Свидетельства  или  удостоверения  о  разрешении  на  вступление  в  брак  жениху,  выданного  купеческой  или  мещанской  управой,  если  он  принадлежал  к  этим  сословиям.  Документ  подписывался  членом  управы  и  ставилась  печать;

4.  Паспорта,  если  жених  или  невеста  были  из  другого  прихода.  Данный  документ  удостоверял  личность  отлучающихся  с  места  постоянного  жительства.  В  нем  обозначались:  фамилия,  имя,  отчество,  род  занятий,  возраст,  исповедание,  сословная  принадлежность,  приметы  лица,  а  также  место  отъезда,  его  продолжительность  и  цель.  Для  предупреждения  многобрачия  гражданское  законодательство  обязывало  в  паспортах  делать  отметки  о  числе  браков  и  об  осуждении  на  венечное  безбрачие;

5.  Метрического  свидетельства  о  рождении,  которые  были  необходимы  для  доказательства  достижения  брачного  возраста.  Удостоверялся  подписью  священнослужителя,  выдающего  свидетельство  и  печатью; 

6.  Свидетельства  об  исповеди  и  причастии  с  указанием  даты;

7.  Свидетельства  об  оглашении  с  подписями  причта  и  церковной  печатью.

Помимо  перечисленных  документов,  перед  венчанием  могли  потребоваться  дополнительные,  перечень  которых  устанавливался  в  зависимости  от  обстоятельств.  Например,  свидетельство  о  номере  брака  после  вдовства  или  развода;  указ  консистории  о  разрешении  повенчать  3-й  брак  (с  1840  г.);  указ  консистории  о  расторжении  брака  и  разрешении  вступить  в  новый;  свидетельство  о  явке  к  исполнению  воинской  повинности  от  тех,  кому  минул  21  год;  показания-обязательства  для  иноверцев  при  вступлении  в  брак  с  православными  соблюдать  законы  Российской  империи  и  т.  д. 

Указ  1802  г.,  предписывал  вести  брачные  обыски  в  специальной  книге,  а  не  на  отдельных  листах.  Единообразная  форма  брачных  обысков  была  утверждена  указом  Синода  от  30  ноября  1837  г. 

Книги  брачных  обысков  обычно  охватывали  браки  за  5—10  лет  и  хранились  в  ризнице  церкви.  Копия  брачных  обысков,  в  отличие  от  метрических  книг  и  исповедных  ведомостей,  в  консисторию  не  подавалась.  Необходимые  подлинные  документы  прикладывались  к  ней.  Сами  же  брачные  обыски  в  итоге  заносились  в  шнуровые  (обыскные)  книги,  которые  скреплялись  печатями  духовных  консисторий. 

После  проведения  брачного  обыска  и  троекратного  оглашения,  в  случае  если  никаких  препятствий  к  заключению  брака  не  было  найдено,  брак  регистрировался  в  церкви  в  торжественной  обстановке  (за  исключением  второго  и  третьего  браков),  по  правилам  и  обрядам  православной  церкви  в  личном  присутствии  лиц,  сочетающихся  браком.  Брак  обязательно  совершался  при  свидетелях,  которых  должно  было  быть  не  менее  двух.  Именно  свидетели  подтверждали  своими  подписями  факт  бракосочетания  в  приходских  метрических  книгах.  После  этого  брак  считался  совершенным. 

По  завершению  Венчания  выдавался  документ,  свидетельство  о  совершении  таинства  венчания,  и  этот  документ  имел  юридическую  силу  также  как  сейчас  свидетельство  о  браке.  Заметим,  что  данная  форма  регистрации  брака  не  ушла  в  историю,  а  существует  и  ныне  во  многих  страна,  где  церковь  не  отделена  от  государства. 

Таким  образом,  создавался  целый  комплекс  документов  с  дублирующейся  информацией.  Разумеется,  это  влекло  за  собой  увеличение  объема  делопроизводства  в  дореволюционной  России,  но  эти  документы  сегодня  являются  ценнейшими  источниками  знания  о  самобытной  культуре  русского  народа,  о  месте  брачных  отношений  в  системе  государственной  власти.

 

Список  литературы:

1.Воробьев  А.  Метрические  книги.  Брак  (венчание)  //  Составь  свою  родословную.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://genealog-expert.ru/tag/venechnaya-pamyat

2.Исаченкова  А.И.  Документирование  процесса  бракосочетания  в  дореволюционной  России  //  Делопроизводство.  —  2005.  —  №  3.  —  с.  88—101.

3.Савинков  А.  Свидания  в  огороде  и  законы  Петра  I.  Семья  в  исторической  антропологии  //  Знание  сила.  —  2012.  —  №  5.  —  С.  117—123.

4.Семейный  кодекс  РФ  от  29  декабря  1995  г.,  №  223-ФЗ  //  СПС  КонсультантПлюс  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126546  Загл.  титул.  Экрана.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (1)

# Анна 26.11.2013 00:00
очень интересно и познавательно.

Оставить комментарий