Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 октября 2013 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПОЛОЖЕНИЕ НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ СОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В 1920-Е ГГ.
Белицкая Алёна Владимировна
студент 5 курса, Институт государства и права СурГУ, г. Сургут
Кодинцев Александр Яковлевич
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор СурГУ, г. Сургут
Вопрос о положении нотариата в системе государственных органов является весьма важным и актуальным. Система органов нотариата является своеобразной частью государственной системы, независимо от способа своей организации.
Следует обратить внимание и на то, что действующие в 1920-е годы Положения о судоустройстве и государственном нотариате не определяли конкретное разграничение полномочий между народными судами и нотариальными конторами. Нередко народные судьи могли удостоверять договоры купли-продажи, доверенности, принимать меры к охране наследственного имущества и совершать иные нотариальные действия.
Целью данного исследования является показать роль и место нотариата в системе государственных органов в 1920-е годы, отразить развитие законодательства о нотариате.
Можно отметить, что в 1920-е годы нотариат, с одной стороны, подчинялся Народному комиссариату юстиции. Так Народный комиссариат юстиции утверждал сеть нотариальных контор, осуществлял контроль и наблюдение за их деятельностью через президиумы губернских Советов народных судей. С другой стороны, наблюдается связь нотариата и судебных органов. Жалобы граждан на совершение либо отказ от совершения нотариусами каких либо действий рассматривались президиумом Совета народных судей, определения которого были окончательными, но могли в порядке надзора отменяться Народным комиссариатом юстиции [3, с. 13].
Внимание к нотариату усиливается в 1921 году, что было связано и с переходом государства к новой экономической политике. Декретом Совета народных Комиссаров от 12 августа 1921 года установлено, что свидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиций [3, с. 9]. Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата обсуждались IV Всероссийским съездом деятелей советской юстиции, который открылся 26 января 1922 года. В печати были опубликованы «Тезисы о нотариате», в которых подчеркивалось, что в Советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами, свойственные капиталистическим странам по вознаграждению за услуги, не должны иметь место [3, с. 43]. Основы советского нотариата определило «Положение о государственном нотариате», принятое 4 октября 1922 года [4]. Данное Положение закрепляло, что нотариальные конторы образуются во всех городах РСФСР, в более значительных сельских местностях, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и т. п.
Так, к примеру, согласно докладной записке от нарсуда 9-го участка Тобольского округа, 1 июля 1923 года на основании существующих положений о Государственном Нотариате в Сургуте открыт нотариальный отдел при народном суде. Работа по нотариату слишком незначительная, но требует в свою очередь большой осторожности и юридических знаний со стороны, которой дается юридическая помощь [11].
Во главе нотариальных контор стояли нотариусы, назначаемые президиумами губернских советов народных судей. Наблюдение и контроль за деятельностью нотариальных контор осуществлялось президиумами губернских советов народных судей. При президиумах губернских советов народных судей учреждались нотариальные отделения и нотариальные архивы. Положение о судоустройстве РСФСР 1922 года также относило нотариальные органы к сфере ведения губернских судов [7]. В ст. 9 данного Положения гласит, что нотариат действует для «выполнения указанных в законе действий». К функциям губернского суда относилось наблюдение за деятельностью нотариата. Губернский суд также высылал законодательную литературу о государственном нотариате, в частности, Известия ВЦИК, Еженедельник Советской Юстиции, Собрание узаконений и распоряжений рабочего крестьянского Правительства и др. В случае отсутствия нотариальных контор, исполнение функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, также возлагалось на народных судей.
Гражданский кодекс РСФСР 1922 года [5] указывал на виды сделок, подлежащих обязательному удостоверению, среди них можно выделить: договор залога строений, удостоверение права на горный отвод и на разработку месторождений полезных ископаемых; договор дарения на сумму более одной тысячи рублей; договор купли-продажи строений, завещания и другие. При этом следует отметить, ГК РСФСР 1922 г. для данных видов сделок устанавливал обязательно именно нотариальное удостоверение.
Особое правовое регулирование и смешение компетенции между судом и нотариатом наблюдается в сфере наследственных правоотношений. В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года нотариальными органами по месту открытия наследства должны были приниматься меры по охране наследственного имущества в случае, если данные меры являются целесообразными в интересах государства либо наследников. В то же время, какие-либо инструкции, регламентировавшие подобные действия нотариусов в 1920-е гг. отсутствовали.
Деятельность судов, напротив, была детально регламентирована по вопросам о возможных распоряжениях суда имуществом, оставшимся после умерших граждан. В соответствии с главой 21 Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1923 года [6] именно судья решал вопрос о необходимости принятия мер к охране наследственного имущества. «Хранитель» назначался преимущественно из числа присутствующих в месте открытия наследства наследников. По истечении шестимесячного срока судья выносил определение, которым удостоверял сам факт перехода наследственного имущества к новым собственникам.
Если обратиться к практике Сургутского народного суда, то по отчету на 1923 год, работ нотариального стола было не много. На начальный период работы нотариуса было всего лишь одно духовное завещание и заверено несколько копий документов и договора местхоза. Это объяснялось тем, что район участка хотя и торговый, но расположен на обширном расстоянии, и ездить гражданам в нотариальный стол не представляется возможным «за дальностью расстояния» [10]. В основном граждане обращались для нотариального удостоверения актов о продаже строений, арендных договоров, подрядных договоров, копий документов, доверенностей.
На нотариуса возлагалась обязанность соблюдать тайну относительно актов и документов, находящихся у него на хранении и всех порученных ему дел, за исключением случаев указанных в законе. Несоблюдение этой тайны каралось Уголовным Кодексом РСФСР.
В связи с изданием Гражданского кодекса РСФСР 1922 года было принято Положение «О государственном нотариате издания 1923 года» [8]. Данное Положение, в целом, было аналогично Положению 1922 года.
Третье Положение «О государственном нотариате» было принято в 1926 году. По данному положению существенно расширялись функции нотариата, к его ведению переходили те функции, которые ранее относились к вопросам, разрешаемым в судебном порядке. В частности, у нотариусов появилось право признавать граждан умершими или временно отсутствующими, а также право принимать меры к охране наследственного имущества. Выполнение нотариальных функций было возможно местными советами и народными судьями.
Положение о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 года содержало отдельную главу, посвященную нотариату (гл. XIV «О государственном нотариате») [9]. Государственные нотариальные конторы утверждались для выполнения нотариальных действий, предусмотренных Положением о государственном нотариате. Сеть нотариальных контор устанавливалась по представлениям президиумов губернских судов губернскими исполнительными комитетами, и утверждалась Народным Комиссариатом Юстиции. Во главе государственных нотариальных контор состояли государственные нотариусы, которые назначались и увольнялись краевыми, областными, губернскими, окружными или уездными исполнительными комитетами (в зависимости от места нахождения нотариальной конторы) по представлению соответствующих судов. Нотариусов выбирали из числа лиц, имеющих право быть избранными в народные судьи и выдержавших испытание по программе, устанавливаемой Народным Комиссариатом Юстиции. Заведующий нотариальным отделением назначался Народным Комиссариатом Юстиции РСФСР по представлению председателя губернского суда. Иные сотрудники нотариального отделения назначались председателем губернского суда, сотрудники нотариальных контор назначались нотариусом.
В Положении о судоустройстве 1926 года, в отличие от предыдущих положений, содержались ограничения в возможности нотариусов занимать иные должности. В частности, в п. 100 Положения было определено: «Нотариусы и их заместители не могут занимать иных государственных должностей, состоять членами коллегии защитников, служить по найму в государственных учреждениях и предприятиях, кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, а равно участвовать в торговых и промышленных предприятиях» [2, с. 26]. Нотариусам не запрещалось занимать выборные должности в государственных и общественных учреждениях, должности судебного переводчика и преподавать.
По Положению «О государственном нотариате» 1926 года были устранены отдельные пробелы деятельности нотариусов и, соответственно, сокращены полномочия судов. К ведению нотариата переходили те функции, которые ранее относились к вопросам, разрешаемым в судебном порядке. В частности, у нотариусов появилось право признавать граждан умершими или временно отсутствующими, а также право принимать меры к охране наследственного имущества. Выполнение нотариальных функций было возможно местными советами и народными судьями; в соответствии со статьей 15 Положения «О государственном нотариате» появилось право законами республик устанавливать возможность совершения отдельных нотариальных действий народными судами [1, с. 3—5]. Несмотря на принятые акты, продолжается нотариальная практика народных судов. Так, к примеру, 26 мая 1926 года народным судьей села Сургут, Тобольского округа Уральской области было составлено завещание по просьбе гражданина, также проживавшего в данном месте [12]. Нередки и случаи удостоверения народным судьей договоров купли продажи недвижимости. Подобный акт был совершен 2 июня 1926 года в селе Сургут, народным судьей был удостоверен договор купли-продажи деревянного одноэтажного дома [13].
Таким образом, нотариат в 1920-е годы имел неопределенный статус. Перечень функций нотариата был существенно расширен. Но по своему существу деятельность нотариусов сводилась к заверению бытовых сделок граждан, длительное время в Положении сохраняется формулировка о возможности заверить любой договор, если у гражданина был на то интерес. В силу пробелов правового регулирования многие нотариальные действия совершались народными судами. В соответствии с прямым предписанием закона лишь в случае отсутствия нотариальных контор, народные судьи могли совмещать и полномочия нотариусов.
Список литературы:
1.Буднев Н.С. Нотариат. Сборник официальных материалов./Н.С. Буднев. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950.
2.Романовская О.В. Организация нотариата в России/О.В. Романовская, П.Б. Романовский. М.: Приор, 2001. — 256 с.
3.Юдельсон К.С. Советский нотариат. /К.С. Юдельсон. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1959.
4.Положение о государственном нотариате: Декрет СНК РСФСР от 04.10.1922 // "СУ РСФСР". — 1922. — № 63. — ст. 807.
5.Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «Гражданский кодекс РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. — 1922. — № 71. — Ст. 904.
6.Постановление ВЦИК от 10 июля 1923 г. «Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. — 1923. — № 46—47. — Ст. 478.
7.О введении в действие Положения о судоустройстве РСФСР: Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 11 ноября 1922 года// "СУ РСФСР". — 1926. — № 85. — ст. 624.
8.О введении в действие Положения о государственном нотариате РСФСР издания 1923 года: Декрет СНК РСФСР от 24 августа 1923 года// "СУ РСФСР". — 1923. — № 75. — ст. 726.
9.Об утверждении Положения о Судоустройстве РСФСР: Постановление ВЦИК от 19.11.1926//"СУ РСФСР". — 1926. — № 85. — ст. 624.
10.Архивный отдел администрации города Сургута. Ф. 156. Оп. 1. Д. 42. Л. 68.
11.Архивный отдел администрации города Сургута. Ф. 156. Оп. 1. Д. 42. Л. 75.
12.ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 644. Оп. 1. Д. 18. Л. 3—4.
13.ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 644. Оп. 1. Д. 18. Л. 8—9.
дипломов
Оставить комментарий