Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 октября 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Костромина Татьяна Александровна
студент 5 курса, факультет дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ», г. Белгород
E-mail: Tatykostromina@yandex.ru
Фёдорова Валерия Олеговна
научный руководитель, член СХ России, доцент факультет дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ», г. Белгород
Задача художника в изобразительном искусстве отображать действительность, её физическую и духовную составляющие, как исторически важные эпизоды общественной жизни, так и мировоззренческие позиции, идеи, идеалы, моралистические послания. В процессе творческой деятельности человек познаёт мир и самого себя. В результате этой деятельности по средствам анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения формируется художественный образ, который впоследствии творчески воссоздается автором в художественном произведении. Художественный образ не просто отображает действительность, а передаёт совокупность жизненных явлений, обобщённых в нечто сущностное и вечное. Художественный образ — это не просто отображение реальности, а осмысленная, пропущенная через призму сознания творца действительность. При помощи фантазии автор преобразует явления реального мира в новые формы, что составляет основу творчества и порождает произведения искусства. Важным является вопрос восприятия нового творения зрителем. Во все времена у художников был актуален вопрос, как передать художественный образ так, чтобы зрителя это зацепило за душу, чтобы образ засел у него глубоко в подсознании. Что заставляет человека отвлечься от своих мыслей, от жизненной рутины и переключиться на нечто другое, новое? Что оставляет неизгладимый след в памяти? Что является тем таинственным проводником в глубины человеческого сердца?
В настоящее время уделяется много внимания изучению мозга человека, в результате чего, исследователи пришли к выводу, что поведением человека руководит не разум, а эмоции. Согласно этому новому открытию нейрофизиологии, именно эмоции влияют на сознательное восприятие окружающего мира. Эти знания широко применяются в рекламе. Существует такая наука, как нейромаркетинг. Она изучает биохимию эмоциональных реакций покупателей и способы воздействия на органы чувств человека для совершенствования стратегии продаж [12].
Таким образом, эмоции выполняют роль таинственного мостика в подсознание и сознание человека. Эмоции бывают различного характера. Сильный стресс, сильные переживания мобилизуют активность, побуждают преодолевать сложившуюся ситуацию, т. е. находят практическое претворение в жизни. Художественные эмоции — парциальные, не побуждают к практическому претворению в жизни. Эстетические переживания от художественного произведения являются самодостаточными и сопровождаются подобного рода оценками: «Тронуло до глубины души», «Вдоволь насмеялся», «Я плакала» и т. д. Когда автору своим произведением получается вызвать эмоции у зрителя, тот в свою очередь лучше воспринимает и запоминает образ и в течение долгого времени будет ассоциировать его с пережитым эмоциональным опытом. Джон Медина в книге “Brain Rules” («Правила мозга») пишет о связи между памятью и эмоциями [20]. Нашей памяти свойственно дольше хранить события эмоционально окрашенные, чем нейтральные. Ещё Густав Юнг заметил: «Хорошо известно, что, когда у нас сильно болят зубы, мы можем думать только о них и ни о чем больше» [18, c. 139].
Из выше перечисленного следует, что если художник найдёт способ вызвать эмоции у зрителя, он найдёт путь для наиболее продуктивного восприятия художественного образа.
Выбор способа воздействия зависит от характера восприятия. В зависимости от факторов восприятия выделяют объективный и субъективный характер восприятия. Особенности восприятия уже долгое время вызывают интерес учёных. Немецкий психолог, философ, эстетик Теодор Липпс стремился выявить необходимый минимум зависимости восприятия от объекта. Он как и Кант придерживался мнения, что художественное восприятие связано не с объектом, а зависит от духовного потенциала субъекта [11, c. 377], [10, c. 106, 213—229] [19]. Эта идея нашла отражение в работах Морица Гейгера [17], [16, c. 29—73], Фолькельта [22], Воррингера [23], Вундта [3, c. 220—229], чья книга в своё время имела огромный успех, Г. Эббингауза [14, c. 178—179], Ш. Л ало [8, c. 23, 30, 44, 56, 58], Р. Гамана [5, c. 29—31, 46] и И. Кона [7, c. 156]. В русской филосовской культуре этой идеи придерживались Лапшин в теории «эстетического одухотворения» [9, c. 953)] и Аничков в статье «Эстетика» [1, c. 101)]. В 1909 г. было предложено переводить само слово Einfuhlung, что ранее переводилось на русский как «вчувствование» словом «эмпатия». Этимология слова ведётся от английского empathy, так так было введено в употребление англоамериканским психологом Титченер [21, c. 21].
Огромный вклад в изучение психологии восприятия изобразительного искусства внёс Л.С. Выготский. Он рассматривает важнейшие эстетические теории и подвергает их критическому анализу. Первой рассматривает теорию «Искусство как познание», опровергая ее цитатой В.М. Жирмунского: «…искусство требует законченности и точности и поэтому не может быть предоставлено произволу воображения читателя. Ни читатель, а поэт создает произведение искусства» [6, с. 20]. Затем рассматривает мнение Христиансена [13], что реципиент дополняет образ художника своей фантазией. Выготский же считает, что даже в этом случае художник управляет движением нашей фантазией. Также отмечается, что Выготский вместе с Мейнонгом и другими исследователями теории воображения как комбинации образов считают, что фантазия и воображение обслуживают эмоциональную сферу. Подробно рассматривает теорию вчувствования, где предлагает разделить аффекты Мюллер-Фрейнфельсу, на соаффекты, когда реципиент переживает вместе с героем, и собственный аффект, когда реципиент переживает страх или радость за героя, в то время как тот еще не догадывается о предстоящей смене событий. После критического анализа различных теорий психологии искусства он рассматривает искусство как катарсис.
Катарсис — это явление взаимодействия произведения искусства и реципиента, при котором оказывается очистительное и воспитательное воздействие на душу человека. Впервые этот термин вошёл в употребление в древнем Пифагорийском учении, оказавшем влияние ещё на Платона и Аристотеля. В настоящее время существует множество теорий и интерпретаций катарсиса: эстетические и эстетико-эстетические, религиозные и мистические, а также медицинские. В.Е. Семёнов в статье «Катарсис и антикатарсис: социально психологический подход к воздействию искусства» предлагает обратить внимание на более системный и многоаспектный подход к проблеме катарсиса. Он прежде всего выделяет эмоциональный, эстетический и этический аспекты. Эмоциональный аспект отвечает за облегчение, освобождение от накопившихся чувств и эмоций, эстетический вызывает чувстсво гармонии и красоты, а этическиий приводит к гуманным чувствам, моральным умозаключениям [24].
Выделенные аспекты тесно связаны между собой, таким образом, мы можем сказать, что они оказывают влияние друг на друга. Эстетический и этический аспекты катарсиса могут влиять на эмоциональный. Содержание произведения, его идея и моралистическое ядро, в зависимости от апперцепции реципиента, вызывают эмоциональный отклик. И наоборот, эмоциональный аспект может способствовать лучшему восприятию эстетического и этического аспектов.
Мы можем условно соотнести основные средства, через которые осуществляется воздействие на человека, с выделенными аспектами катарсиса. Форма произведение будет относиться к эстетическому аспекту, а содержание к этическому. Эмоциональный аспект будет присутствовать как форме, так и в содержании, таким образом, выступая неким связующим зерном, через которое может осуществляться взаимодействие этих двух средств.
Если у реципиента возник эмоциональный отклик от формы, то и содержание останется в памяти, и при очередной встречи с тематикой произведения у человека всплывут пережитые чувства. Так же как, если человека тронуло содержание, он будет в дальнейшем относиться к произведениям искусства в подобной форме соответственно. Таким образом, может происходить «эстэтизация порока», то есть человек будет воспринимать выходящие за рамки этики и морали вещи как норму. А так же при помощи эмоцианального воздействие можно обратить внимание на малозаметные нюансы морали и этики, заставить человека задуматься.
Изобразительное искусство, наряду с другими визуальными видами искусств, занимает главную нишу по воздействию на человека, так как человек воспринимает 90% информации об окружающем мире через глаза.
Подводя итоги, из вышеперечисленного следует, что художник может с помощью вызванных эмоций формой произведения вложить любой образ в сознание зрителя. Тут возникает огромная ответственность, так как художникам представляется уникальная возможность формировать у людей представление об окружающем мире и его явлениях, следовательно, формировать культуру в целом.
Список литературы:
1.Аничков Е.В. Эстетика // Энц. словарь Брокгауз-Ефрон. СПб., — 1904. — Т. 41. — С. 101.
2.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
3.Вундт В. Основы физиологической психологии. СПб., — 1912. — Т. 3. — С. 220—229.
4.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
5.Гаман Р. Эстетика / Пер. с нем. Н.В. Самсонова. М.: Изд-во «Проблемы эстетики», 1913. — С. 29—31, 46.
6.Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. — С. 20.
7.Кон И. Общая эстетика. М.: Гиз, 1921. — С. 156—157.
8.Ла-ло Ш. Введение в эстетику. М.: Труд, 1915. — С. 23, 30, 44, 56, 58
9.Лапшин И.И. Чувствования // Энц. словарь Брокгауз-Ефрон. СПб., — 1903. — Т. 38. — С. 953.
10.Липпс Т. Руководство к психологии. СПб.: Изд-во О.Н. Поповой, 1907. — С. 106, 213—229
11.Липпс Т. Эстетика // Философия в систематическом изложении. СПб., 1909. — С. 377.
12.Трайндл А. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. М., 2009.
13.Христиансен Б. Философия искусства, СПб., 1911.
14.Эббингауз Г. Очерк психологии. СПб., Изд. О. Богдановой, 1911. — С. 178—179.
15.Arnheim R. Toward a Psychology of Art, Berkeley and Los Angeles, 1961.
16.Geiger M. Im Auftrage des Vorstandes hrsg. von F.Schumann. Leipzig: J.A. Barth, 1911. — S. 29—73.
17.Geiger M. Uber das Wesen und die Bedeutung der Einfuhlung // Bericht iiber den IV. Kongress fur experimentelle Psychologie in Innsbruck vom 19. bis 22. April 1910.
18.Jung С.G. Modern man in search of a soul, London, 1947, — p. 139.
19.Lipps Т. Asthetik. Psychologie des Schonen und der Kunst. Bd. 1. Hamburg und Leipzig: Voss, 1903.
20.Medina John J. Brain Rules. Pear Press, 2009.
21.Titchener E.В. Lectures on the Experimental Psychology of Thought-Processes. New York: Mac-millan, 1909. — P. 21.
22.Volkelt System der Asthetik. Bd. 1. Munchen: Beck, 1905.
23.Worringer W. Abstraktion und Einfuhlung. Ein Beitrag zur Stilpsychologie. Munchen: 1908.
24.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://library.by/portalus/modules/psychology/referat_show_archives.php?subaction=showfull&id=1107277876&archive=1120045935&start_from=&ucat=27&
дипломов
Оставить комментарий