Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 сентября 2013 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бондарева Т.М., Оганян К.М. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. URL: https://sibac.info/archive/humanities/12.pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗУЧЕНИЕ  ОТНОШЕНИЯ  СОВРЕМЕННОЙ  МОЛОДЕЖИ  К  ПОЛИТИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ  В  РОССИИ

Бондарева  Татьяна  Михайловна

студент  3-го  курса  Социально-психологического  факультета

Северо-кавказского  университета,  г.  Ставрополь

E-mail:  TanyshkaIvan@yandex.ru

Оганян  Карина  Михайловна

канд.  психол.  наук,  доцент  кафедры  психологии  СКФУ,  г.  Ставрополь

 

Молодежь  —  социально-демографическая  группа,  выделяемая  на  основе  обусловленных  возрастом  особенностей  социального  положения  молодых  людей,  их  места  и  функций  в  социальной  структуре  общества,  специфических  интересов  и  ценностей.  Она  является  одной  из  незащищенных  групп  населения.  Любые  реформы,  проводящиеся  в  обществе,  так  или  иначе,  затрагивают  молодежь.  Но,  хоть  это  и  незащищенная  группа  населения,  она  играла  большую  роль  на  протяжении  истории.  Например,  студенческая  революция  во  Франции  1968  года,  сексуальная  революция,  в  которой  молодежь  сыграла  далеко  не  последнюю  роль,  покушение,  организованное  студентами,  на  Александра  II.  Более  того,  молодые  люди  —  будущее  любой  страны,  и  то,  какими  они  будут,  такой  будет  и  страна.  Относительно  России  в  конце  2000-х  многие  социологи  давали  неутешительные  прогнозы,  которые  во  многом  могут  быть  справедливы  и  для  сегодняшнего  дня.  Так,  например,  «общий  вывод  исследователей  при  институте  социологии  РАН,  сделанный  в  1993  году,  остается  в  силе:  «Каждое  последующее  поколение  российской  молодежи  по  основным  показателям  социального  положения  и  развития  хуже  предыдущего»  [3].  Поэтому  пристального  внимания,  с  нашей  точки  зрения,  заслуживает  именно  эта  стратегически  важная  для  России  категория  населения.

Молодежь  как  субъект  политики,  имеет  неоспоримое  преимущество,  поскольку  в  ее  руках  будущее  страны.  И  это  будущее  будет  тем  лучше,  чем  будет  выше  политическая  культура  молодых  людей.  Целью  нашего  исследования  стало  изучение  основных  характеристик  политической  культуры  современной  молодежи  политическую  культуру.

Политическая  культура  —  это  установки,  верования  и  ценности,  лежащие  в  основе  функционирования  конкретной  политической  системы  [1].  Видный  исследователь  современной  политической  психологии  Шестопал  Е.Б.  выделила  основные  типы  политических  культур:  патриархальный,  подданнический  и  активистский.  По  ее  мнению,  «их  различные  сочетания  дают  смешанные  типы:  патриархально-подданнический,  подданнически-активистский  и  т.  д.»  [4,  с.  98]. 

Изучение  того,  как  происходит  формирование  и  трансформация  представлений  о  политической  культуре,  предполагает  анализ  знаний  о  социально-политической  действительности.  Для  анализа  характеристики  политической  культуры  современной  молодежи  мы  использовали  следующие  методы:

1.  Метод  ассоциаций;

2.  Дискурс-анализ.

В  исследовании  приняли  участие  15  человек  в  возрасте  от  17  до  21  года.

В  исследовании  была  использована  анкета,  состоящая  из  трех  вопросов:  (возраст;  какие  у  Вас  возникают  ассоциации  с  понятие  «политическая  культура»;  как  Вы  можете  охарактеризовать  политическую  культуру  современной  молодежи?  (несколько  предложений).  Второй  методикой  стал  дискурс-анализ  сочинений  «Ваше  отношение  к  современной  политической  культуре  молодежи».

Обработка  результатов  методики  ассоциаций  проводилась  с  помощью  психосемантического  анализа  ассоциаций,  сформулированных  респондентами.  Мы  взяли  все  слова,  которые  респонденты  ассоциировали  с  понятием  «политическая  культура»,  и  выделили  часто  встречающиеся. 

Наиболее  ассоциирующимся  с  понятием  «политическая  культура»  оказалось  понятие  «опыт  поколений»  (24  %).  Единожды  встретившимся  оказались  такие:  «воззрения»  (4  %),  «уровень  политической  активности»  (4  %),  «политические  ориентиры»  (4  %),  «прошлое»  (4  %).  Средними  стали:  «часть  культуры»  (12  %),  «ценности»  (12  %),  «история»  (8  %),  «убеждения»  (8  %),  «память»  (8  %),  «знания»  (12  %).

Проанализировав  данные  понятия,  можно  выделить  положительно  или  нейтрально  окрашенные  (все,  кроме  «прошлое»),  и  негативно  окрашенные  («прошлое»).  С  прошлым  «политическую  культуру»  связывает  лишь  один  человек  из  пятнадцати.

Затем  мы  их  разделили  на  группы,  которые  назвали  так:

·содержащие  в  себе  моральную  ценность;  то,  что  складывается  на  протяжении  времени:

·понятия  не  столь  духовно  значимые.

К  первой  группе  мы  отнесли  следующие:  «опыт  поколений»  (24  %),  «часть  культуры»  (12  %),  «ценности»  (12  %),  «история»  (8  %),  (8  %),  «память»  (8  %),  что  составляет  64  %  от  общего  количества. 

Во  вторую  группу  вошли:  «воззрения»  (4  %),  «уровень  политической  активности»  (4  %),  «политические  ориентиры»  (4  %),  «прошлое»  (4  %),  «убеждения»  (8  %),  «знания»  (12  %).  В  целом,  вторая  группа  составила  36  %  от  общего  числа.

Дискурсивный  анализ  сочинений  позволил  условно  определить  границы  политической  культуры,  т.е.  выделить  слова  и  фразы,  описывающие  именно  эту  сущность.  Самыми  распространенными  среди  них  являются:  «непростая  ситуация»,  «молодежь  не  знает»,  «не  интересуется»,  «не  принимает…»,  «безынициативность»,  «политическая  культура  молодежи  повышается»,  «прикладываются  усилия».

В  сочинениях  мы  выделили  показатели,  характеризующие  эмоционально  отрицательное,  эмоционально  нейтральное  и  эмоционально  положительное  отношение  к  политической  культуре.

Анализ  показал,  что  в  57  %  показатели  имеют  эмоционально  нейтральный  характер,  например:  «Оценить  политическую  культуру  весьма  сложно»,  «Политическая  культура  сейчас  —  это  что-то  неопределенное»,  «Есть  те,  кто  проявляет  политическую  активность»,  «Вроде  бы  что-то  понятно  в  политической  жизни  общества»  и  т.  д.  В  28,6  %  показатели  имеют  эмоционально  отрицательный  характер:  «Активность  молодого  избирателя  снижается»,  «Молодежь  проявляет  свою  безграмотность».  И  лишь  в  14,4  %  —  положительно  эмоциональный  характер:  «Политическая  культура  улучшается»,  «Молодежью  прикладывается  множество  усилий».

Мы  считаем,  что  57  %  респондентов  нейтрально  оценивают  политическую  культуру  потому,  что  они  отстранены  от  нее,  но  все-таки  пытаются  показать,  что  у  них  имеются  знания  о  ней.  Поскольку  респонденты  не  касаются  политической  жизни,  это  вызывает  у  них  нейтральные  или  негативные  эмоции  и  переживания,  вследствие  чего  возникает  потребность  некоторого  «ухода»  от  нее. 

Таким  образом,  проанализировав  ответы  респондентов,  мы  выяснили,  что  восприятие  понятия  «политическая  культура»  молодежью  обладает  следующими  особенностями:

·большинство  респондентов  понятие  «политическая  культура»  ассоциирует  с  таким  понятием,  как  «опыт  поколений»,  что  говорит  о  том,  что  они  понимают,  что  это  то,  что  складывается  на  протяжении  не  одного  поколения,  а  значит,  имеет  для  человека  ценность;  для  меньшинства  респондентов  характерна  ассоциативная  связь  с  понятием  «прошлое»,  что  свидетельствует  о  восприятии  политической  культуры  как  неким  ушедшим,  не  присущим  настоящему  понятием;

·понятие  «политическая  культура»  разделяется  на  группы  понятий,  содержащих  в  себе  моральную  ценность,  того,  что  складывается  на  протяжении  времени  и  понятий,  не  столь  духовно  значимых,  еще  раз  доказывает  тот  факт,  что  в  понимании  респондентов  политическая  культура  содержит  в  себе  духовный  компонент;

Судя  по  дискурсивному  анализу  сочинений,  можно  говорить  о  том,  что  в  респонденты  по-разному  высказываются  о  состоянии  политической  культуры,  но  в  целом  они  относятся  к  ней  нейтрально. 

Таким  образом,  политическая  культура  —  это  и  опыт  поколений,  и  исторический  опыт,  память  социальных  общностей  и  отдельных  индивидов  в  сфере  политики,  их  ориента­ции,  это  и  навыки,  влияющие  на  политическое  поведение.  Но  помимо  всего  прочего,  политическая  культура  —  это  основа  всей  политической  деятельности,  фактор,  определяющий  характер,  особенности  и  уровень  развития  политической  деятельности.

 

Список  литературы:

1.Андерхилл  Д.,  Барретт  С.,  Бернелл  П.,  Бернем  П.,  и  др.  Политика.  Толковый  словарь.  /  Общая  редакция:  д.э.н.  Осадчая  И.М..  М.:  «ИНФРА-М»,  2001.

2.Вишневский  Ю.Р.,  Рубина  Л.Я.  Социальный  облик  студенчества  90-х  годов  /  Ю.Р.  Вишневский,  Л.Я.  Рубина  //  СОЦИС.  —  1997.  —  №  10.  —  С.  56—68.

3.Об  образовании:  Федеральный  закон  от  16.11.  Ростов-н/Д.:  Феникс,  2002.

4.Оганян  К.М.  Политическая  культура  современной  молодежи  (статья).  Вестник  Ставропольского  государственного  университета.  Научный  журнал.  Ставрополь:  Изд-во  СГУ,  2010.  Выпуск  67  (2).

5.Шестопал  Е.Б.  Политическая  психология:  Учебник  для  вузов.  М.:  Инфра-М,  2002.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.