Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Климова И.И. В.Г. КОРОЛЕНКО В АМГИНСКОЙ ССЫЛКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 05.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

В.Г.  КОРОЛЕНКО  В  АМГИНСКОЙ  ССЫЛКЕ

Климова  Изабелла  Игоревна

студент  II  курса  предметно-цикловой  комиссии  гуманитарных  дисциплин  АУ  РС  (Я)  «ЯТТС»,  г.  Якутск

E-mailHaldeevatd@mail.ru

Картузова  Ирина  Сизоевна

научный  руководитель,  преподаватель  общественных  дисциплин  АУ  РС  (Я)  «ЯТТС»  г.  Якутск

 

Цель  работы:  на  основе  изучения  архивных  и  краеведческих  материалов  показать  основные  фрагменты  жизни  из  амгинской  ссылки  В.Г.  Короленко.

Актуальность  темы  обоснована  тем,  что:  в  настоящее  время  большое  значение  приобретают  гражданско-патриотическое  воспитание  молодежи  и  межкультурные  интернациональные  контакты.  В  связи  этим  приобретают  большую  актуальность  культурные  ценности  политссыльных,  которые  внесли  большой  вклад  в  развитие  культуры  народа  саха.  Накануне 

160-летнего  юбилея  великого  писателя,  актуально  изучение  жизни  и  творчества  В.Г.  Короленко,  отбывавшего  ссылку  в  Амге. 

Задачи  исследования:  Изучить  жизнь  и  творчество  В.Г.  Короленко  и  определить  его  влияние  на  местных  жителей.  Сделать  анализ  знания  литературного  творчества  политссыльного  В.Г.  Короленко  среди  обучающихся  ЯТТС  из  Амгинского  улуса  РС  (Я);

Практическая  значимость:  данная  работа  может  быть  использована  при  проведении  внеклассных  мероприятий  в  учебных  заведениях,  а  также  студентами,  интересующимися  вопросами  истории  политссылки  Якутии  и  для  экскурсоводов  туристических  фирм  Республики.

Выбор  мною  данной  темы  обоснован  тем,  что  политические  ссыльные  сыграли  исключительно  важную  роль  в  научном  познании  Якутии.  Сибирь,  в  том  числе  и  Якутская  область,  была  страной  ссылки  «без  решеток».

Дореволюционная  Якутия  стала  местом  политической  ссылки  представителей  трех  поколений  российского  освободительного  движения. 

Политические  ссыльные  явились  первыми  просветителями  якутского  народа.  Они  явились  вдохновителями  и  организаторами  революционной  борьбы  трудящихся  якутского  народа.  Добрую  память  хранят  в  своем  сердце  якуты  о  них,  подавших  руку  дружбы  угнетенному  народу  в  ту  далекую  пору.  И  мой  доклад  посвящается  Владимиру  Галактионовичу  Короленко  (1853—1921  гг.).

Владимир  Галактионович  Короленко  родился  15  июля  1853  года  в  Житомире.  По  отцу  он  старого  казацкого  рода,  мать  дочь  польского  помещика  на  Волыни.  Отец  его,  занимавший  должность  уездного  судьи  в  Житомире,  Дубне,  Ровне  [7,  с.  3].

Выдающийся  русский  писатель  был  сослан  в  Якутию  в  1881  году  за  демонстративный  отказ  принять  присягу  на  верность  новому  царю  Александру  III.  Свой  отказ  он  мотивировал  в  специальном  заявлении  на  имя  губернатора.  Долог  был  этапный  путь  в  Якутию.  Только  24  ноября  1881  года  Владимира  Галактионовича  поселили  в  слободе  Амга,  которая  ко  времени  прибытия  Короленко  представляла  собой  небольшой  поселок  со  сплошь  неграмотным  населением,  состоящим  из  якутов  и  русских  крестьян. 

В  одно  время  с  Короленко  в  Амге  и  вблизи  от  нее  улусах  побывали  в  ссылке  Н.В.  Васильев,  М.А.  Ромась,  М.А.  Натансон,  Н.С.  Тютчев,  И.И.  Панин,  И.Я.  Вайнштейн,  О.Р.  Аптекман  и  др.

По  прибытии  в  Амгу  Короленко  поселился  в  юрте  Вайнштейна  и  Папина,  вместе  с  которыми  жил  и  Заботин.  В  апреле  1882  г.  Владимир  Галактионович  перешел  в  отдельную  юрту,  принадлежавшую  одному  амгинскому  крестьянину.  Здесь  он  прожил  3—4  месяца,  и  когда  юрта  оказалась  настолько  ветхой,  что  грозила  развалиться,  Короленко  снова  перешел  к  своим  товарищам  Вайнштейну  и  Папину.  Между  тем  юрта,  в  которой  он  жил  с  Папиным  и  Вайнштейном  представляла  из  себя  всего  одну  комнату,  служившую  одновременно  и  спальней,  и  приемной,  и  кухней.  Отдельную  квартиру  Короленко,  наконец,  удалось  найти,  куда  он  перебрался  8  сентября  1883  года.  И  только  в  начале  следующего  месяца  (октября)  Короленко  окончательно  нашел  отдельное  помещение,  в  котором  и  прожил  до  конца  своей  ссылки.  Это  была  русская  изба,  владельцем  которой  был  уже  ранее  знакомый  ему  амгинский  крестьянин  Захар  Цыкунов,  послуживший  Короленко  прототипом  Макара  в  рассказе  «Сон  Макара». 

Амгинский  улус  является  одним  из  самых  красивых  живописных  мест  в  Якутии.  По  территории  улуса  протекает  река  —  красавица  Амга,  о  чистоте  и  прозрачности  вод  которой,  сложено  много  легенд,  стихов  и  песен.  Амга  стала  излюбленным  местом  отдыха  якутян  и  их  гостей.  Мягкий,  теплый,  летний  климат,  красивые  и  уникальные  природные  памятники,  богатство  лесных  даров  из  года  в  год  притягивает  множество  людей.  Длина  Амги  составляет  1360  км,  площадь  бассейна  75  тыс.  кв.  км.  притоков  —  280.  Щедра  и  богата  амгинская  земля  —  земля  хлеборобов,  животноводов  и  других  тружеников,  земля  людей  красивых  и  добрых  душой,  как  сама  амгинская  природа.

Три  года  Короленко  провел  в  Амге.  Не  рассчитывая  на  какую  бы  то  ни  было  помощь,  он  решил  содержать  себя  исключительно  собственным  трудом.  Владимир  Галактионович  обзавелся  лошадью,  пахал  землю,  сеял  хлеб,  косил  сено,  возил  дрова.  В  Амге,  вдали  от  общественной  жизни,  он  многое  заново  пережил  и  передумал,  и  принял  решения,  которыми  руководствовался  в  дальнейшей  жизни.  Именно,  здесь  в  далёкой  Якутии  Владимир  Галактионович  Короленко  стал  настоящим  писателем,  и  именно  здесь,  создал  рассказ  «В  дурном  обществе».  «Делай,  что  должно  и  пусть  будет,  что  будет»,  —  девиз,  которому  Короленко  следовал  всю  жизнь,  никогда  не  оглядываясь  на  последствия.  Потянулись  долгие  месяцы  далекой  ссылки,  но  неиссякаемая  энергия  не  покидала  Короленко  и  здесь.  Пытливо  изучал  он  быт  людей,  записывал  якутские  легенды  и  пытался  писать  сам.  Первый  рассказ  Короленко  «Сон  Макара»  принес  ему  широкую  известность.

В  70-х  годах  в  народническом  движении  Владимир  Галактионович  нашёл  выход  из  нравственного  тупика.  Самому  ему  не  удалось  осуществить  своё  намерение  —  пойти  в  народ  с  целью  революционной  пропаганды.  Очутившись  в  крестьянской  среде,  Владимир  Галактионович  стал  замечать,  что  мечты  его  научиться  у  народа  социальной  мудрости  —  лишены  каких  бы  то  ни  было  реальных  оснований.  Не  такой  оказалась  крестьянская  жизнь,  как  её  рисовали  писатели-народники.  Эти  мысли  пришли  ему  уже  в  Берёзовских  Починках.  В  Амге  эта  борьба  закончилась.  Вся  дальнейшая  деятельность  Короленко  до  последних  часов  его  жизни,  была  неустанной  борьбой  за  идеалы,  усвоенных  в  юности.  Осталась  горячая  любовь  Короленко  к  народу  и  ненависть  к  угнетателям  и  поработителям.  Теперь  главным  он  считал  борьбу  за  освобождение  личности  от  социального  гнёта.

Он  по-настоящему  полюбил  нашу  северную  природу,  которая  своей  красотой  вдохновляла  писателя  и  художника  на  творчество.  До  Короленко  никто  в  русской  литературе  не  создавал  таких  замечательных  пейзажей  Севера.  С  очерками  Короленко  в  русскую  литературу  впервые  вошли  картины  нашей  Сибири  во  всем  ее  своеобразии.

Трудно  представить  русского  писателя  Владимира  Короленко,  занимающимся  крестьянским  трудом,  сеющим  хлеб,  и  не  где-нибудь,  а  в  самой  холодной  части  России  —  Якутии.  Но  в  жизни  так  и  случилось  [2,  с.  15].

В.Г.  Короленко  в  годы  ссылки  занимался  не  только  земледелием,  рыболовством  и  сапожным  ремеслом,  но  и  просветительской  деятельностью.  Он  по  праву  называется  одним  из  первых  учителей  амгинских  детей. 

Как  жил  в  Амге  Короленко,  чем  занимался?  Это  был,  по  словам  самого  Короленко,  «самый  здоровый  период  жизни,  когда  мы  с  товарищами  занимались  земледельческим  трудом».  Данный  факт  свидетельствует  о  том,  что  земледелие,  зародившееся  в  зоне  вечной  мерзлоты,  развивавшееся  в  результате  многовековой  совместной  деятельности  пришлого  и  местного  населения,  и  связанная  с  ним  культура  добрых  человеческих  взаимоотношений  имели  огромное  материальное  и  духовное  значение  и  для  политических  ссыльных  [2,  с.  30].

В.Г.  Короленко,  живя  в  Амге  бок  о  бок  с  якутами,  изучил  их  язык  и  фольклор,  проникся  к  ним  с  глубоким  уважением,  искренне  полюбил  этот  трудолюбивый,  отзывчивый,  талантливый  народ.  В  простом  якутском  народе  писатель  подметил  проявление  дружелюбия  и  общительности.

«Берегись  национализма!  Яд!..».  Фраза  эта  звучит  предостерегающе.  Ее  можно  поставить  эпиграфом  к  творчеству  Короленко,  который  в  течение  всей  своей  жизни  активно,  последовательно  боролся  против  любых  проявлений  национализма  [2,  с.  14].

Он  здесь  научился  пахать,  боронить,  доить  корову  косить  и  даже  жать,  а  вечерами  пишет  книги  и  рисует  иконы.  Он  вспоминал:  «Зимой  я  шью  сапоги,  летом  мы  вели  земледелие  и  на  сей  год  довольно  успешно…  У  меня  имеется  конь.  Я  выучился  ходить  за  ним,  накладывать  возы  сена,  а  верхом  езжу  как  не  надо  лучше»,  —  писал  он  в  одном  из  писем  родным  [2,  с.  16].

Другим  занятием  Короленко  в  Амге  было  сапожное  ремесло,  которым  он  занимался  еще  в  Вятской  ссылке  (г.  Глазов)  в  1879  г. 

Наконец,  последним  источником  заработка  Короленко  была  его  педагогическая  деятельность.  В  Амге  он  обучал  трех  мальчиков:  Т.А.  Афанасьевой,  священника  и  торговца.  Но  этот  источник  заработка  Владимир  Галактионович  нашел  почти  год  спустя  после  прибытия  в  Амгу.

Годы  ссылки  для  Короленко  стали  особым  периодом  и  в  его  духовной  жизни.  Находясь  в  Амге,  он  понял,  что  смыслом  его  жизни  должна  стать  литературная  деятельность.  И  не  зря  видимо  написал  Владимир  Галактионович  в  письме  Э.У.  Улановой  в  1893  году  после  посещения  Америки,  вспоминая  окраину  Российского  государства:  «Если  бы  мне  лично  предложили  жить  в  Америке  —  или  в  Якутской  области,  —  поверите  ли  вы,  что  я  бы,  вероятнее  всего,  выбрал  последнее…»

В  зимние  долгие  вечера  Короленко  тосковал  по  родине.  По  родным  и  близким.  Холодные  «непроницаемые»  туманы,  которые  так  характерны  для  нашей  зимы,  усугубляли  безысходную  тоску  писателя.  Много  внимания  он  уделяет  амгинским  туманам.  «Туман  стоял  неподвижно…  и  все  тяжелее  налегал  на  примолкшую  землю;  всюду  взгляд  упирался  в  бесформенную,  безжизненную,  серую  массу…»,  «Действительно,  туман  совершенно  рассеялся,  воздух  стал  прозрачнее  и  несколько  мягче»,  «Все  потонуло  в  северном,  холодном,  непроницаемом  для  глаз  тумане»  («Соколинец»)  [2,  с.  53].

Творчество  В.Г.  Короленко  является  фактом,  говорящим  об  обратной  связи,  когда  уже  не  русская  литература  влияет  на  становление  и  развитие  его  личности  как  писателя,  а  традиции,  обычаи,  фольклор  якутов  становятся  отправной  точкой,  позволившей  автору  многих  рассказов  и  повестей  включит  в  свое  творчество  тему,  которая  вывела  его  на  мировую  орбиту.  Благодаря  сибирским  рассказам  В.Г.  Короленко  читатели  многих  стран  впервые  узнали  о  жизни  местного  населения.  В  стремлении  русской  литературы,  как  можно  полнее  передать  характер  другой  народности,  сказалась  ее  глубокая  национальная  самобытность  [6,  с.  37].

Использование  якутских  слов  помогало  писателю  отражать  материальную  духовную  и  жизнь  якутского  народа,  раскрывать  якутскую  действительность. 

Неустанный  защитник  всех  гонимых  и  угнетенных,  гуманист-демократ,  впитавший  передовые  идеи  своего  времени.  Владимир  Галактионович  оставил  о  себе  добрую  память.  Амгинцы  в  благодарность  за  любовь  к  ним,  уважение  и  увековечение  в  литературных  образах  не  забывают  писателя.

Здесь  до  сих  пор  с  благодарностью  помнят  о  Короленко.  Удивительно,  но  благодаря  учителям  Амгинской  средней  школы,  носящей  имя  В.Г.  Короленко,  школьники  не  только  изучают  его  творчество,  но  и  проводят  исследовательскую  работу.  Школьники  из  Амги,  стали  победителями  Всероссийского  конкурса  «Дети  и  книги»,  посвященного  150  летнему  юбилею  Короленко,  побывали  на  фестивале  в  Геленджике.

В  международной  практической  конференции  «Владимир  Галактионович  Короленко  и  Якутия»  приняли  участие  ученые  не  только  из  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  но  и  Полтавы,  где  существует  литературно-мемориальный  музей  писателя.  Амгинцы  постоянно  поддерживают  связь  с  Полтавой,  где  Короленко  прожил  последние  20  лет  своей  жизни.  Якутию  и  Полтаву  породнил  Короленко.

За  короткое  время  он  смог  овладеть  якутским  языком  и  свободно  общался  с  местными  жителями.  Короленко  вместе  со  своими  друзьями  устраивал  катания  на  лыжах,  коньках,  санях,  новогодние  елки  для  детворы.  Таким  он  и  остался  в  памяти  простых  амгинцев. 

Таким  образом,  представители  политической  ссылки  внесли  большой  вклад  в  историю  развития  Амги,  формирование  политического  мировоззрения  и  способствовали  пробуждению  сознания  местного  населения.  Их  дела  продолжали  благодарные  ученики,  посвятив  всю  свою  сознательную  жизнь  развитию  родной  республики  [2,  с.  60].

9  сентября  1884  года  окончился  назначенный  Короленко  срок  ссылки  в  Якутской  области,  в  которой  он  провел  около  трех  лет.  10  сентября  не  дождавшись  предписания  окружного  полицейского  управления  о  своем  освобождении,  Владимир  Галактионович  настоял  перед  своим  ближайшим  «начальством»  —  амгинским  крестьянским  старостой  —  на  своей  отправке  в  Якутск.  Группа  товарищей,  ссыльных  с.  Амги  и  ближайших  к  ней  наслегов,  к  которой  присоединились,  А.  Афанасьева  со  своими  детьми,  устроила  В.Г.  Короленко  проводы  у  Яммалахской  пади,  верстах  10  от  Амги.  В  проводах  принял  участие  также  Н.С.  Тютчев,  приехавший  из  отдаленного  2-го  Жехсогонского  наслега.  Среди  последних  в  проводах  принял  участие  близкий  друг  Владимира  Галактионовича  О.В.  Аптекман.

В  Якутск  прибыл  Короленко  числа  12  сентября,  будучи  задержан  на  переправе  через  Лену  бурей,  длившийся  полтора  дня. 

Во  всех  нас  Владимир  Галактионович  оставил  самые  светлые,  самые  теплые  воспоминания. 

Я  учусь  в  Якутском  технологическом  техникуме  сервиса  на  отделении  «Косметика  и  визажное  искусство».  Сама  являюсь  из  Амги  и  кому,  как  ни  мне  и  моим  землякам,  которые  учатся  в  техникуме,  следует  знать  о  великого  русского  писателя  В.Г.  Короленко.  Когда  я  начала  работать  над  этой  темой,  решила  провести  исследование  в  форме  анкетирования  среди  учащихся,  что  они  знают  о  Короленко. 

В  ходе  анкетирования  выяснилось,  из  20  групп  техникума  являются  более  двадцати  обучающихся  из  Амги,  поверхностно  осведомлены  об  отбывании  ссылки  Короленко  в  Амге.  Также  моей  задачей  является  провести  внеклассное  мероприятие  студентам  и  вызвать  чувство  гордости,  что  великий  русский  писатель  отбыл  ссылку  именно  в  самой  далекой,  холодной,  суровой  части  России  —  Амга.

В  данной  диаграмме  (Рисунок  1)  видно,  что  большая  половина  студентов  из  Амги  интересуются  великим  русским  писателем.

Изучение  жизни  писателя  заключается  в  дружбе  двух  народов,  в  лице  политссыльного  Короленко  и  амгинских  якутов. 

Выводы

1.  В  творчестве  и  в  жизни  Короленко  ярко  выражены  добро  и  зло,  правда  и  ложь,  справедливость  и  беззаконие,  которые  имеют  огромное  воспитательное  значение  для  молодежи:

2.  Гражданско-патриотическое  воспитание  историей;

3.  Якутские  темы  помогли  ему  раскрыть  тяжелую  жизнь  народа  и  верить  в  будущем  справедливое  человеческое  счастье;

4.  Именно  здесь,  в  Амге,  В.Г.  Короленко  понял,  что  смыслом  его  жизни  должна  стать  литературная  деятельность  и  окончательно  утвердился  как  писатель;

5.  В.Г.  Короленко  впервые  в  русской  литературе  создает  реалистический  образ  местных  жителей  Якутии,  Амги;

6.  Влияние  Короленко  на  развитие  якутской  литературы  было  огромным.  Такие  писатели,  как  Николай  Денисович  Неустроев,  Николай  Егорович  Мординов,  Серафим  Кулачиков-Эллей,  Николай  Гаврильевич  Золотарев-Якутский  и  другие  учились  на  произведениях  Короленко.  А  в  наши  дни  молодые  поэты  посвящают  ему  свои  стихи.  Иван  Мигалкин  (Гора  Короленко);

7.  Амгинцы  благодарны  тому  кто  внес  большой  вклад  в  развитии  улуса,  наслега,  в  память  Короленко  установлен  памятник-бюст  в  1957  г,  АСОШ  №  1  носит  имя  Короленко,  музей  им.  Короленко,  проводятся  научно-практические  конференции,  чтения,  поддерживают  связь  с  Полтавой,  гора  названная  в  честь  Короленко,  улица  им.  Короленко,  лауреаты  учебы  им.  Короленко;

8.  Также  находясь  в  Амге,  он  был  писателем,  просветителем,  этнографом,  крестьянином,  охотником,  сапожником,  конюхом,  учителем,  художником  и  поддерживал  здоровый  образ  жизни  (Рисунок  2).

9.  Школьники  ведут  переписку  с  Полтавским  музеем  и  с  правнучкой  Еленой  Викторовной.  Она  приезжала  в  Амгу  только  два  раза:  в  1978  году  и  через  15  лет  на  юбилей. 

10. Данная  работа  может  быть  использована,  накануне  160-летнего  юбилея  со  дня  рождения,  при  проведении  внеклассных  мероприятий  в  учебных  заведениях,  а  также  студентами,  интересующимися  вопросами  истории  политссылки  Якутии  и  для  экскурсоводов  туристических  фирм  Республики.

Молодое  поколение  обязательно  должно  познавать  творчество  и  судьбу  таких  великих  людей  как  Владимир  Галактионович.  Лично  для  меня,  Короленко  стал  символом  справедливости,  образцом  правды  и  честности.  Необыкновенная  стойкость  Владимира  Галактионовича  нас  восхищает.  Несмотря  ни  на  какие  тяготы,  которыми  испытывала  его  судьба,  он  всю  жизнь  оставался  верен  своим  идеям,  своему  народу.  Короленко  был  великим  гуманистом  и  не  было  пределов  его  гуманности.  Необыкновенный  по  широте  души  и  по-настоящему  талантливый  писатель,  способный  противостоять  лжи  и  предательствам,  таким  был  Владимир  Галактионович.  В  верности  правде  и  голосу  своей  совести  заключалась  уникальность  личности  Короленко.  Крылатой  фразой,  лозунгом,  зовущим  в  будущее,  стали  слова  Владимира  Галактионовича:  «Человек  создан  для  счастья,  как  птица  для  полёта…».  На  мой  взгляд,  эта  фраза  отражает  борьбу  Короленко  за  народное  счастье  и  его  стремление  сделать  счастливым  каждого,  потому  как  каждый  человек  достоин  быть  счастливым.

 

Рисунок  1.  Результат  анкетирования

 

Рисунок  2.

 

Список  литературы:

1.Барабанова  И.С.  Ядрихинская  А.Е.  «Человек  создан  для  счастья…»  (сборник  работ  участников  Всероссийского  фестиваля  «Дети  и  книги»,  посвященного  150-летнему  юбилею  В.Г.  Короленко)  —  Я.:  2003.  —  с.  13—16).

2.Барабанова  И.С.  Иванов  В.Н.,  В.Г.  Короленко  и  Якутия  —  Я.:  2005. 

3.Биографии  Известных  Людей  —  Биография  Владимира  Галактионовича  Короленко.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.biographer.ru/biographies/128.html  (дата  обращения  14.10.2011).

4.БСЭ  т.  23  1953  —  с.  35—36.

5.Вестник  Якутского  Государственного  Объединенного  Музея  Истории  и  Культуры  «Раритет»  №  4,  август  1996  г.  —  4  с.  Е.  Сидорова  «У  кого  останавливался  Короленко  в  г.  Якутске».

6.Егоров  П.И.  «Русские  писатели  о  Якутии»  ч.  2  —  Я.:  1982.  —  143  с.

7.Катаев  В.Б.,  В.Г.  Короленко  «Мгновение  героизма»  «Избранное»  Просвещение»,  —  М.:  1987.  —  304  с.

8.Короленко  В.Г.  «Повести  и  рассказы»,  (Классики  и  современники.  Русская  классическая  литература).  —  М.:  1986.  —  543  с. 

9.Короленко  В.Г.  в  Амгинской  ссылке  //  Материалы  для  биографии.  ЯКГИЗ  1947.  —  94  с.

10.Лихачев  Д.С.  Заметки  о  русском  //  Новый  мир.  —  1980.  —  №  3. 

11.Любимов  Н.М.,  В.Г.  Короленко  «Повести  и  рассказы»  Предисловие.  «Советская  Россия»,  —  М.:  1982,  —  336  с.

12.Ростов  Н.,  В.Г.  Короленко.  «Просвещение»  —  М.:  1965.  —  112  с.

13.Соколова  М.А.,  Короленко  В.Г.  «Рассказы».  Предисловие  «Советская  Россия»,  М.:  1978.  —  384  с.

14.Суорун  Омоллон.  Воспитание  историей  —  Я.:  2000.  —  90  с.

15.Стручков  Н.  Ытык  дойду  Амма,  Амга  —  благословенная  земля:  Фотоальбом.  —  Дьокуускай:  (ИП  Осенина  И.Л.),  2009.  —  72  с.

16.«Якутск  Вечерний»  «Как  писатель  Короленко  помог  якутянину»  Т.  Кротова  23  октября  2009  —  с.  58.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.